Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №4 «Люби Господа, Бога твоего»

17-10-2021, Комментариев нет

Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №4 "Люби Господа, Бога твоего"Мир вам, дорогие братья и сестры. Нам предоставляется вновь иметь урок субботней школы. Перед нами одна из прекраснейших тем Библии – призыв любить Бога. Бог не хочет, чтобы наши отношения с Ним были основаны на паническом страхе перед Ним. Самые лучшие взаимоотношения, как между людьми, так и взаимоотношения людей с Богом, это взаимоотношения, основанные на любви.

Памятный стих к этому уроку так и гласит:

4 Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть;

5 И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими (Втор.6:4-5).

В иудейской религии – это начальный фрагмент одной из важнейших молитв, и произносили они ее примерно так:

4 Шамэя Исраэль Йехова Элоах Йехова эхад

5 ахэв эйф Йехова Элоах коул левав коул нэфэш коул меод

Это самые первые слова первой речи, которую Моисей произнес перед израильтянами, когда они сделали остановку перед самым входом в Обетованную землю. Мы с вами тоже стоим на границах входа в Небесный Ханаан, поэтому нам стоит вникнуть в смысл этих слов, потому что они для нас также являются актуальными. Вы с этим согласны? Тогда мы приступим к изучению этого урока.

I Любить Бога

Эта мысль с призывом любить Бога содержится как раз в нашем памятном стихе. Моисей не плохой стратег в ораторской речи. Он начал не с наставления, а с их истории, в которой напомнил все дела Бога по отношению к ним, которые Он совершил в течение сорока лет. Возобновив в их памяти все чудные дела Бога, Моисей начинает теперь излагать указания относительно их действий, необходимых для обретения земли и благоденствия на ней. Со стороны народа, в общем-то, это было самой главной их обязанностью, это были условия завета, который Бог в милости Своей заключил еще с их праотцами, давая им обещания.

Переходя к теме наставлений, Моисей так и начал свою речь: «Вот заповеди, постановления и законы, которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею; дабы ты боялся Господа, Бога твоего и все постановления Его и заповеди Его, которые заповедую тебе, соблюдал ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих во все дни жизни твоей, дабы продлились дни твои» (Втор.6:1-2).

Следует заметить, что суть (концепция) всех этих постановлений базируется на любви Бога по отношению к человечеству, и взаимная любовь человека к Богу. На этой любви зиждется весь декалог. Четыре первые заповеди регулируют взаимоотношения по вертикали, то есть, человека с Богом; остальные шесть заповедей – любовь людей друг ко другу, то есть, взаимоотношения по горизонтали.

Интересное выражение, которое мы читали в пятом стихе: «И люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всеми силами твоими». Во-первых, заметьте, когда Бог или, в данном случае, Моисей, хочет сделать очень сильное воззвание к народу, Он делает это, обращаясь не в общем ко всем, что обычно не так трогает людей, как обращение индивидуально к каждому. Человек тогда слышит голос, обращенный к нему лично. Не «любите», произнес Моисей, а «люби», и не «всеми сердцами вашими», а «всем сердцем твоим, всей душой твоей, всеми силами твоими».

Слово «любовь» в этом тексте является общим термином, который предполагает также идеи «желания», «привязанности», «склонности», более тесного желания прильнуть душой к душе. Отношение верующего к Богу основано на любви. Вспомните, как Иоанн выражает эту мысль:

19 Мы же любим Бога, потому что Он первый проявил к нам Свою любовь (1Иоан.4:19 ПС).

Любить совершенно – значит всем сердцем повиноваться и отдать себя всего тому, кого ты любишь. Мы читаем:

15 О вашей любви ко Мне будут свидетельствовать дела ваши, которые соответствуют заповедям Моим (Иоан.14:15 ПС).

10 Если вы будете соблюдать Мои заповеди, вы останетесь в Моей любви, так как Я следую заповедям Моего Отца и пребываю в Его любви (Иоан.15:10 ПС).

В исследуемом нами тексте есть еще один интересный нюанс. Не просто любить Бога, а любить Его «всем сердцем, всей душой и всеми силами». Давайте разберем эти слова, что они означают.

Слово, переведенное здесь как «сердце», обычно относится к привязанностям, чувствам, желаниям и воле. Это источник действий и чувств, а раньше считали, что сердце также — центр мыслительной деятельности.

Слово, переведенное как «душа», обозначает воодушевляющий принцип в человеке, но включает также его телесные влечения и желания.

Слово, переведенное как «сила, мощь», происходит от глагола, означающего «увеличивать». Существительное, как и здесь, означает «изобилие» и может относиться к вещам, которые накопились у человека в этой жизни. В отношении Бога, в данном случае, мысль такая, что надо любить Его всеми внутренними чувствами, которые мы накопили, имея опыты веры в общении с Ним.

II Бояться и любить Бога

Прочитаем текст Писания:

12 Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей (Втор.10:12).

Этот текст содержит пять глаголов: один глагол относится к Богу – это «требует». И четыре глагола-действия со стороны человека: «боялся», «ходил», «любил» и «служил». Давайте поговорим о них.

Слово «требует» звучит как-то грубо. Вы обратили на это внимание? Бог – не какой-то тиран или рабовладелец, который требует от своих рабов беспрекословно слушать его. Он и не армейский командир, о котором сказано в армейском уставе: «Приказ начальника – закон для подчиненного; и он не подлежит обсуждению». Конечно, Божьи повеления тоже не подлежат обсуждению, но глагол «требует» — как-то выглядит здесь не совсем корректно. Давайте посмотрим, как это слово звучит в оригинале, и какое имеет оно значение.

шаел.

  1. просить, требовать
  2. просить (милостыни), попрошайничать.

Понимаете, с какими трудностями сталкиваются переводчики, когда переводят это слово по отношению к Богу. Вроде бы поставить глагол «требует» — грубо, Он якобы какой-то диктатор. Бог – не диктатор, Его Царство построено на добровольном поклонении. С другой стороны – глагол «просит» — слишком умаляет Бога, вроде Он просит у человека какую-то милостыню, попрошайничает, мол, пожалуйста, окажи Мне милость, служи Мне. Дело в том, что наши слова придуманы нами-людьми для того, чтобы определять наши взаимоотношения. А когда вопрос встает в отношении Бога, у нас нет слов, которыми мы могли бы точно отобразить действия и желания Бога, вот и приходится нам применять такие неудачные глагольные формы.

Когда греческие толковники переводили Писания на греческий язык, они взяли глагол, который не ушел далеко от древнееврейского. Они употребили глагол αἰτέω аитео. Его значение такое же: просить, молить, требовать, добиваться. Пересмотрел я ряд современных переводов на русский язык, почти все переводчики избрали все же глагол «требует», лишь новый русский перевод поставил «просит», и под редакцией Кулаковых взяли глагол «ждет»: «чего ждет от тебя Господь». Поэтому, какой бы не стоял глагол, нам надо понимать, что любое действие или Его просьба, или требование нельзя сравнить с тем, что происходит между людьми. Так что, приходится нам смиряться со всеми этими выражениями и с подобными им, вроде: «Бог ожесточил сердце фараона».

Что же «требуется» со стороны человека? «Бояться», «ходить», «любить» и «служить».

Вы можете представить себе в человеческом понимании синтез всех этих действий одновременно? Можно ли одновременно бояться и любить? Бояться и ходить – нам понятно. Бояться и служить – тоже известно, особенно тем, кто служил в армии. А вот бояться и любить – это нонсенс. Но это в отношениях между людьми. А по отношению к Богу – это вполне возможно. Просто слово «бояться» — надо правильно понять. Есть два вида страха: страх панический и страх благоговейный. При паническом страхе мы боимся кого-то или какое-то страшное явление, а при благоговейном страхе мы боимся обидеть или огорчить кого-то. Вот это то, что приемлемо по отношению к Богу. Мы в благоговейном страхе перед Ним, потому что сознаем свою ничтожность по отношению к Его величию. Мы находимся перед Ним в трепетном волнении.

Поэтому не удивительно, что израильтяне должны были и любить, и бояться Бога одновременно. И если им надлежало так поступать, насколько более это касается нас, имеющих великую истину о смерти Иисуса на кресте за нас?!

Следовательно, бояться Бога – значит ходить с Ним, постоянно жить в осознании Его присутствия. Мы не можем любить кого-то и идти иным путем, где отсутствует объект нашей любви. Любовь ведет к заповедям. Почему? Во-первых, потому что Божьи заповеди являются выражением Его любви: «…потому, что любит вас Господь» (Втор.7:8). Во-вторых, потому что мы любим Господа: «…к любящим Его и сохраняющим Его заповеди» (Втор.7:9).

III Бог первый проявил к нам Свою любовь

Прочитаем текст Писания:

19 Мы же любим Бога, потому что Он первый проявил к нам Свою любовь (1Иоан.4:19 ПС).

Иоанн утверждает, что любовь Божья проявилась к нам не в ответ на нашу любовь к Нему, что естественно происходит в человеческих отношениях друг с другом. Если бы Бог первый не возлюбил нас, мы не были бы способны любить. Мы были бы оставлены в грехе и породили бы ненависть вместо любви и привязанности. Иоанн никогда не перестает удивляться первенству любви своего Небесного Отца и хочет, чтобы его читатели в равной степени осознали этот факт.

Это чудесное проявление Божьей любви мы можем наблюдать по отношению к израильскому народу. Мы прочитаем несколько текстов из книги Второзаконие:

37 И так как Он возлюбил отцов твоих и избрал вас, потомство их после них, то и вывел тебя Сам великою силою Своею из Египта (Втор. 46:37).

7 Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов, —

8 Но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского.

13 И возлюбит тебя, и благословит тебя, и размножит тебя, и благословит плод чрева твоего и плод земли твоей, и хлеб твой, и вино твое, и елей твой, рождаемое от крупного скота твоего и от стада овец твоих, на той земле, которую Он клялся отцам твоим дать тебе (Втор.7:7,8,13).

Вновь и вновь Моисей говорит людям о Божьей любви к их отцам и к ним. Бог не на словах любил Свой народ, Он явил эту любовь Своими действиями. И это все несмотря на их недостатки, неудачи, грехи, ропот, возмущения, восстания. Божья любовь к ним оставалась неизменной, ярко проявившейся в Его обращении с ними.

В еврейских Писаниях слово «любовь» чаще всего является в книгах Второзаконие и Песни Песней. Такое сходство между этими двумя книгами уже предполагает особую относительную природу любви. Поскольку книга Второзаконие посвящена главным образом завету, то есть, взаимоотношениям между Богом и Его народом, любовь является главной темой этой книги. Бог избрал Свой народ из любви к ним, а не по причине их любви к Нему. Можем ли мы понять любовь Божью, когда она не имеет причины в объекте любви? Почему Бог любит нас? С человеческой точки зрения невозможно ответить на этот вопрос, но это факт.

IV Любовь и заповеди

Прочитаем текст Писания:

15 О вашей любви ко Мне будут свидетельствовать дела ваши, которые соответствуют заповедям Моим (Иоан.14:15 ПС).

Любовь – это движущая сила послушания. Послушание, которое проистекает из принуждения или страха, не является идеальной формой послушания. Конечно, могут быть времена, когда движущая сила любви отсутствует или слаба. В этих обстоятельствах необходимо подчиняться только из принципа. Однако следует культивировать любовь, как идеальную форму послушания. Отсутствие необходимой любви никогда не должно служить оправданием для непослушания. Одна из наилучших человеческих иллюстраций послушания, которое проистекает из любви, – это послушание детей своим родителям, и наоборот – родителей к своим детям.

Синодальный перевод этого текста гласит: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди». Получается: «Если любите родителей, будьте им послушны». А если не любите ни Бога, ни родителей? Что тогда? Тогда эта обязанность отпадает? Этот вариант перевода – не удачный, на мой взгляд, он не соответствует замыслу Иоанна. Слова «если» и «соблюдите», согласно греческому тексту, должны иметь такую взаимосвязь: «если вы любите, то вы будете соблюдать…». Заметили? Не «соблюдайте», а вы «будете соблюдать». Как результат любви, вы просто не сможете не соблюдать заповеди; или другими словами: «Послушание является естественным результатом любви». Этот текст я так и перевел: «О вашей любви ко Мне будут свидетельствовать дела ваши, которые соответствуют заповедям Моим».

В этой же главе, несколькими стихами ниже, мы имеем параллельное утверждение Иоанна, и оно в синодальном переводе уже поддерживает эту мысль именно в этом аспекте. Мы читаем: «Иисус сказал ему в ответ: “Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое”» (Иоан.14:23). Заметили? Кто любит Меня, не «соблюдай», а тот, естественно, «соблюдет» или «будет соблюдать». Та же самая мысль Иоанна, как в 14:15, так и в 14:23. Один принцип, который Иисус вложил в эти слова: «Послушание является естественным результатом любви».

Мы имеем еще один текст, написанный Иоанном. Я беру его в синодальном переводе:

3 Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его нетяжки (1Иоан.5:3).

Извините, но здесь снова это «чтобы» ставит «вагоны впереди паровоза» или «телегу впереди лошади». «Чтобы мы соблюдали заповеди» или другими словами: «Мы должны соблюдать заповеди», чтобы доказать свою любовь Богу». Потом мы удивляемся законничеству, которое появляется, как у нас, и как оно было у фарисеев, да и вообще у всего народа израильского, когда телега была впереди лошади. Ими двигала не любовь к Богу и к ближнему, а принцип: «Ты, Господи, требуешь это от меня, возьми, и мы с Тобой в расчёте». Ну, что-то вроде этого.

Иоанн вложил и в этот текст другой смысл. У него любовь идет впереди, а соблюдение – как следствие любви. Вот этот союз «чтобы», переведенный в синодальной Библии, на греческом звучит ἵνα хина. Его значение: «что», «чтобы», «если». Союз «чтобы» искажает смысл, здесь следует взять союз «что» или «если». Я предлагаю следующий перевод этой мысли апостола Иоанна:

2 Но действительно ли мы любим детей Божьих, возрожденных Им; как об этом можно узнать? Об этом можно судить по факту, что мы любим Бога; а любя Бога, мы соблюдаем Его заповеди.

3 Это как раз и есть любовь к Богу, если мы живем в полной гармонии с Его заповедями. А соблюдать Его заповеди не так уж и трудно (1Иоан.5:2-3 ПС).

Вы знаете, исполнение любой из заповедей может быть законничеством, то есть послушанием не из-за любви к Богу. Если мы действительно любим Бога, особенно вследствие того, что Он совершил для нас во Христе Иисусе, тогда у нас возникает естественное желание повиноваться Ему, потому что Он просит нас об этом. Если мы любим ближнего, у нас и мысли не появится, чтобы залезть ему в карман, не потому, что нас за это накажут, а потому, что мы его любим. Мы скорее ему незаметно в карман положим купюру, чем ее украдем. То же самое и, например, с седьмой заповедью. Почему супруги не изменяют друг другу? Потому что между ними есть любовь. А может потому, что они не хотят гореть в аду? Один молодой человек, когда я с ним беседовал на тему религии, заявил: «Я боюсь изменить жене, это же придется всю вечность тогда гореть в аду». Бог не хочет, чтобы мы соблюдали Его закон, чтобы не гореть в аду. Вот это уже сущее законничество. Делать что-то не потому, что я люблю, а для того, чтобы не было мне то-то и то-то.

Когда Моисей снова и снова призывал израильтян любить Господа и повиноваться Ему, эти призывы звучали после их освобождения из Египта, после того, как Он сорок лет заботился о них. То есть, он хотел сказать, что ваша любовь будет взаимной, и послушание будет как результат вашей любви и ответ на дарованное Богом искупление. Моисей ставит впереди любовь. Вот, например, его призыв:

1 Итак люби Господа, Бога твоего, и соблюдай, что повелено Им соблюдать, и постановления Его и законы Его и заповеди Его во все дни (Втор.11:1).

На первое место ставит он любовь, а затем уже соблюдение заповедей. А глагол «соблюдай» еще лучше было бы поставить деепричастным оборотом, и получилось бы: «Люби Господа Бога, соблюдая Его повеления». Потому что, именно, соблюдая Его повеления, ты покажешь, что ты любишь Его.

V Самая важная заповедь

Прочитаем текст Писания:

28 Один из книжников, слыша их полемику и видя, как Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: «Какая из заповедей самая важная в Законе?»

29 Иисус же ответил ему: «Первая заповедь: “слушай, Израиль, Господь Бог наш – единый Господь”;

30 И “возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душей твоей, и всем разумением твоим, и всей мощью твоей” (Марк.12:28-30 ПС).

О чем говорит этот текст? О тесной связи между древними священными книгами Библии и книгами, написанными в 1 веке. Отвечая на вопрос, поставленный законником, Христос приводит текст из Второзакония 6 глава 4 стих: «Слушай, Израиль, Господь, Бог наш, Господь един есть»; а затем цитирует следующий стих о необходимости любить Бога всем сердцем, душой и силами. Книжник, всю жизнь изучавший закон, хотел из шестисот тринадцати еврейских традиций и законов выявить, какой же из них самый важный. Христос сделал резюмирующий вывод из всех этих постановлений и заострил внимание на том, что во главе всех этих законов лежит любовь к Богу. Это самое ключевое утверждение о Господе как их Боге, их единственном Боге. Основываясь на этой великой истине, они призваны любить Его безмерно.

Любовь к Богу и любовь к ближнему – что может быть важней этой констатации?! Выявив, что любовь к Богу – наивысшая заповедь, Христос на этот же уровень поставил и вторую заповедь: любовь к ближнему, это вторая заповедь, она подобна первой. На этих двух концентрирующих заповедях основан весь закон. В самые последние дни, когда развернутся финальные события и каждый будет призван выбрать ту или иную сторону, заповеди Божьи будут играть решающую роль.

В конечном итоге наш выбор (даже перед лицом преследований) будет зависеть от того, любим ли мы Бога по-настоящему или нет. Это решающий вопрос, и мы можем полюбить Бога всем сердцем, душой и силами только тогда, когда лично познаем Его и испытаем на себе Его благость, любовь и благодать.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, как Моисею было повеление учить народ Божьим заповедям (Втор.6:1), так и нам дано повеление научить все народы (Матф.28:19-20). Как они должны были свидетельствовать миру повсюду, во всякое время о том, Кто есть Бог, Который любит Свой народ, так и наша задача проповедовать миру о том же. Наша задача даже расширяется, наша весть не только о живом Боге, но и о том, что Он сделал через Иисуса Христа для всего человечества. И все это благодаря Его любви к человеку.

Желаю вам Божьего благословения, мои дорогие читатели и слушатели. Любите Бога и друг друга Божественной любовью всем своим сердцем, и всей своей душой.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Видеоматериалы, Субботняя школа

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"