Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №6 «Народ, имеющий справедливый закон»
По милости Божьей мы имеем возможность разобрать очередной урок. И я приветствую вас, мои дорогие братья и сестры, на этом уроке. Интересное название этого урока: «Есть ли какой великий народ?» Это начальные слова памятного стиха, который предложен нам к этому уроку. В отрыве от контекста – мысль незаконченная и непонятная на первый взгляд. Поэтому я дал этому уроку название: НАРОД, ИМЕЮЩИЙ СПРАВЕДЛИВЫЙ ЗАКОН. Прочитав памятный стих целиком, мы в этом убеждаемся. Я цитирую его:
«И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?» (Втор.4:8).
Данный урок в значительной степени сосредоточен на четвертой главе книги Второзаконие. Если в первых трех главах, которые мы рассмотрели на прошлых уроках, Моисей напоминает израильтянам о том, через что они прошли до этого момента, как Бог заботился о них все сорок лет, то, начиная с четвертой главы, перед нашим взором предстает наставительная проповедь Моисея. Моисей – искусный стратег в ораторском искусстве: прежде, чем призывать народ к послушанию, он показал им силу и благодать Божью, действующую среди них, и то, что Господь остался верен завету несмотря на их неверность. Итак, давайте поговорим обо всем по порядку.
I «Не прибавляйте и не убавляйте»
Прочитаем текст Писания:
1 Итак, Израиль, слушай постановления и законы, которые я научаю вас исполнять, дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам.
2 Не прибавляйте к тому, что я заповедую вам, и не убавляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего, которые я вам заповедую (Втор.4:1-2).
Моисей начал свою проповедь примерно так:
עַתָּה эта יִשְׂרָאל исраэл שׂמע шамэя . Буквально: «Теперь, Израиль, слушай». Он начинает с призыва к послушанию и в конце главы указывает им три города-убежища по ту сторону Иордана.
В тексте, который я прочитал (первые два стиха четвертой главы), есть три слова: «постановления», «законы» и «заповеди». Давайте разберем их полное значение.
- Постановления: חֹק хок. Вот значение этого слова: закон, устав, постановление, определение. Речь здесь идет о гражданском кодексе, регулирующим поведение, в отличие от «судебных решений», которые касались применения «статусов», особенно в отношении судебных решений.
- Законы: מִשְׂפָּט мишпат. Значение этого слова:
1) суд;
2) правосудие, справедливость, правда;
3) закон, устав; приговор, постановление (суда), осуждение;
Поскольку недавний исторический опыт народа свидетельствовал ему не только о верности и милосердии Господа, но и о Его судах, народ становился ответственным за свое безоговорочное повиновение Его постановлениям и законам. Если под «постановлениями» понимались те правила поведения, которые были освящены Законом и не подлежали изменениям; то под «законами» в данном случае подразумеваются разного рода правовые положения и решения, выносившиеся судьями.
- Заповеди: מִצְוָה митсва. Значение этого слова: заповедь, повеление, приказание, завещание. Это относится, в частности, к Десяти заповедям, но этим не ограничивается, все другие повеления Божьи входят сюда также.
Мы имеем в этом тексте также четыре глагола, четыре повеления: два глагола положительных, и два – отрицательных.
Два положительных глагола:
- Слушай: שׂמע шамэя. Значение этого слова:
1) слышать, слушать;
2) слушаться, внимать.
Четвертая глава состоит в основном из призыва к послушанию. Моисей так и говорит: «Дабы вы были живы, и пошли и наследовали ту землю, которую Господь, Бог отцов ваших, дает вам». Их отцы умерли в пустыне из-за непослушания; оставшийся народ должен был войти в Обетованную землю и жить в земле, обещанной их отцам, в повиновении Богу, иначе и их постигнет участь их отцов.
- Соблюдайте: שׂמר шамэр. Значение этого слова: хранить, охранять, соблюдать, сохранять, сторожить.
И два отрицательных глагола:
- Не прибавляйте: прибавлять יסף ясэф. Значение этого слова:
1) прибавлять, прилагать;
2) продолжать, делать ещё раз;
3) увеличивать.
- Не убавляйте: убавлять גּרע гарэ. Значение слова:
1) брить, подстригать;
2) убавлять, уменьшать;
3) лишать, забирать.
Вот таковы значения этих слов. Очень важно, что Моисей учил Израиль этому закону, ведь побудительная причина к исполнению его: «дабы вы были живы» и «наследовали землю». Это говорит о том, что истинно радоваться жизни можно лишь на основе подчинения Божьему закону. Израиль ничего не должен был прибавлять, чтобы, таким образом, не подрывать его силу, как это делали впоследствии фарисеи. Но ничего и убавлять они не должны были из того, что скажет им Моисей, передавая волю Божью. Они не должны были потакать своеволию и слабости человеческой природы.
II Ваал-Фегор
Прочитаем текст Писания:
3 Глаза ваши видели все, что сделал Господь с Ваал-Фегором: всякого человека, последовавшего Ваал-Фегору, истребил Господь, Бог твой, из среды тебя (Втор.4:3).
Свою проповедь Моисей строит путем анализа прошлого опыта израильтян и вывода из него для их будущей жизни. К сожалению, положительных опытов со стороны народа было не так уж и много, в основном вспомнить можно было лишь печальные моменты, удручающие, пугающие, которые повторять было бы не желательно. В данном начальном отрывке своей проповеди он вспоминает случай, связанный с Ваал-Фегором. Что такое «Ваал-Фегор»? И что случилось там с народом? Это стоит вспомнить. Мы читаем:
1 И жил Израиль в Ситтиме, и начал народ блудодействовать с дочерями Моава,
2 И приглашали они народ к жертвам богов своих, и ел народ жертвы их и кланялся богам их.
3 И прилепился Израиль к Ваал-Фегору. И воспламенился гнев Господень на Израиль.
4 И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем, и отвратится от Израиля ярость гнева Господня.
5 И сказал Моисей судьям Израилевым: убейте каждый людей своих, прилепившихся к Ваал-Фегору (Числ.25:1-5).
Весьма печальный случай в отношении Ваал-Фегора. Некоторые ученые-историки считают, что упомянутый здесь Ваал-Фегор был богом сексуального желания, которому так свободно поклоняются лингаяты в Индии сегодня. Естественно, в те древние дни, когда израильтяне остановились в Ситтиме, служители этого культа применяли соблазнительные, завораживающие шоу-представления, чтобы привлечь народ к служению этому божеству. На эту сексуальную приманку попались и израильские мужчины.
Сразу возникает вопрос: разве Бог не мог предусмотреть этот грех и повести их другой дорогой подальше от этого соблазна? Это интересный вопрос. Это проверка на верность, с которой они в земле обетованной столкнутся еще не раз. Бог мог бы и дерево познания добра и зла не ставить в саду Эдемском, Он мог бы Еву за руку схватить, чтобы она не вкушала запретного плода. А разве сегодня мало соблазнов в интернете, в том числе и сексуальных? Однако, кто что хочет, тот то и ищет; а кто что ищет, тот то и находит. Но желание Бога, чтобы народ Его, имея свободу выбора, добровольно делал выбор в пользу Бога и не попадался на крючок соблазна.
Что печально из примера израильтян, за буквальным блудом последовал его духовный аналог – поклонение идолам, что являлось духовной изменой Богу. Если бы не был сделан первый шаг, второго, вероятно, не последовало бы. Участие в жертвенных празднествах в честь языческих богов было естественным продолжением буквального блуда. Таким образом, вкушая жертвенную трапезу и кланяясь языческому богу, они провозгласили себя его последователями. Все так просто и так быстро. Да, печальней некуда.
И прозвучало повеление Господа, чтобы повешены были все виновные вожди племен. Их положение среди людей и их участие в идолопоклонстве делали их в первую очередь ответственными. И представляете, в процессе обнародования Моисеем этого вердикта, чтобы убить всех виновных, некий израильтянин по имени Зимри (14 стих) набрался дерзости и привел храмовую мадиамскую проститутку (Хазву, 15 стих), он провел ее по всему стану и завел в свой шатер. Этот Зимри был не из рядовых израильтян, он был начальником поколения Симеона. А храмовая проститутка была дочерью начальника племени Мадиамского.
Что думал Зимри, совершая этот поступок? Библия этого не раскрывает. Мы можем лишь предположить, что он сделал это в пику Моисею, у которого жена была мадианитянкой. Возможно он рассчитывал, что если его выведут и станут расспрашивать: «Для чего ты это сделал»? А у него был готовый ответ: «Вы тогда убейте и Моисея, у него жена тоже мадианитянка». Ну, это мои гипотезы. Но он совершенно не учел, что Моисей имел мадианитянку – жену, а Зимри привел храмовую проститутку.
Но не дождался Зимри того момента, чтобы Моисея втянуть в свой грех и обвинить его тоже в том, что и у него жена мадианитянка. Мы читаем, что Финнеес, сын Елеазара священника, пришел в ярость этим откровенно наглым поступком и, взяв копье, последовал за израильтянином в его шатер, где пронзил их обоих одним ударом насквозь. Это послужило прекращению эпидемии, поразившей Израиль, когда Бог воспламенился гневом на него. Но до прекращения поражения умерло двадцать четыре тысячи человек.
Заметьте: эпидемии – это плоды гнева Божьего и справедливое наказание всеобщей греховности; одна инфекция следует за другой. Язва, несомненно, прилипла к тем, кто был особо виновен в грехе, и им вскоре пришлось дорого заплатить за свои запретные наслаждения. И хотя в наше время Бог не всегда наказывает таких грешников, как в данном случае, тем не менее, исполнится слово Божье: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1Кор. 3:17).
III Великий народ
Прочитаем текст Писания:
4 А вы, прилепившиеся к Господу, Богу вашему, живы все доныне.
5 Вот, я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею;
6 Итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный.
7 Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?
8 И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?
9 Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих (Втор.4:4-9).
Моисей напомнил израильтянам о случившемся в Ваал-Фегоре, чтобы на примере их собственной истории показать им, насколько и сама жизнь их зависит от повиновения Божьему закону. В Ваал-Фегоре все те израильтяне, которые пошли по пути буквального и духовного прелюбодеяния, вступив в блуд физический с моавитскими женщинами, обрекали себя на смерть – от меча или болезней. Но все те, которые «прилепились» к Господу, остались живы. Вот этих оставшихся Моисей теперь наставляет, готовя их ко входу в Обетованную землю. Он наставляет их законам, которые Бог ему передал.
Как всегда, Бог имел по отношению к израильскому народу в основном две цели. Первой целью было дать израильтянам полноценную жизнь, но это в случае послушания Ему. И вот теперь в стихах 5-8 мы обнаруживаем вторую цель закона: сделать Израиль в нравственном и духовном отношениях единственным в своем роде среди других народов и через него привести и эти другие народы к Господу.
В отличие от всех языческих народов, Израилю дано было выделяться не особыми природными ресурсами или огромными богатствами, либо военным могуществом, а своим нравственным превосходством и близкими отношениями с Богом – в случае, если бы он исполнял собственную конституцию, построенную на принципах нравственности. И если бы Израиль повиновался Закону, то всем прочим народам осталось бы лишь завидовать ему. В их глазах он был бы, а) народом мудрым и разумным, б) народом близким Богу и в) народом, который держится справедливых постановлений и законов.
Торжественное наставление, чтобы они береглись (оно много раз встречается во Второзаконии) и тщательно хранили душу свою, исходит из того, что израильтяне постоянно рисковали впасть в грех, который каждый раз ставил их на грань уничтожения как целую нацию. Основным их грехом было идолопоклонство. Евреи могли стать еще одним языческим народом по одной из двух взаимосвязанных причин.
Развращенность человеческого разума (души) столь значительна, что великие дела, которые Бог совершил для Своего народа (к примеру, вывел его из Египта и дал ему закон при Хориве) могли померкнуть в их сознании, во избежание чего они нуждались в постоянном напоминании самим себе об этих замечательных деяниях Божьих. Это первая причина.
Вторая причина заключалась в том, что по лени или апатии родители могли и не наставлять в отношении этого своих детей, и те в результате стали бы идолопоклонниками. Во Второзаконии особое значение придается не священникам или религиозным вождям, а именно родителям, как тем, кто несет ответственность за духовное воспитание своих детей. В связи с этим вновь повторю текст Писания:
6 Итак храните и исполняйте их, ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный (Втор.4:6).
На первый взгляд может показаться, что сами постановления и законы содержали мудрость и разум, но это не то, об этом говорит данный библейский стих. Да, Господь научил их постановлениям и законам, но их мудрость и разум исходили из того, что они придерживались их, повиновались им. Их послушание — вот что было их мудростью и разумом.
Израиль мог иметь самую лучшую систему законов, правил и предписаний, которую мир когда-либо видел (что так и было), но какая от этого была бы польза, если бы Израиль не следовал ей? Их мудрость и разум исходили из проявления Божьих законов в их жизни, когда они исполняли их в «режиме реального времени». Они должны были жить согласно истинам, данным им Господом, и они могли делать это, только повинуясь им. Весь свет и вся истина не пойдут на пользу ни им, ни окружающим их язычникам, если они сами не будут жить в соответствии с этой истиной. Следовательно, снова и снова их призывают к послушанию, потому что они должны были свидетельствовать миру, а что они будут свидетельствовать, если их жизнь не соответствует принципам истины?
Нам это о чем-то говорит? Мы тоже имеем закон, знаем волю Божью от А до Я, и это хорошо. Однако!!! Как у нас с исполнением всего этого? Наставляем ли мы своих детей с самого детства в том учении, которому научили нас наши родители? Если нет, то удивляться нечему, если дети, вырастая, уходят в мир.
IV Законы, приемлемые сегодня
Сегодня вопрос соблюдения закона стоит очень остро среди христиан. Кто-то скептически относится ко всем древним библейским установлениям и заявляет, что Христос всё это взял и пригвоздил ко кресту. Одним словом, нам христианам, мол, это соблюдать не надо. Другие наоборот соблюдают все то, что соблюдали израильтяне в древности. Между прочим, эта проблема стояла перед церковью первого века – христиане из евреев пытались навязать и христианам из язычников все церемониальные законы. Давайте расставим всё на свои места, что нам христианам следует соблюдать, а что – нет. Давайте законы классифицируем.
Декалог. Он состоит из десяти заповедей, регулирующих взаимоотношение между Богом и человеком, с одной стороны, и между человеком и его ближним – с другой стороны. Его уникальность заключается в том, что заповедь о субботе, как памятник творения, расположена в его геометрическом и тематическом центре. Именно в этом месте ставили печать в древних союзных документах. Такое расположение заповеди о субботе предполагает, что осознание Бога как Творца лежит в основе всех десяти заповедей.
Декалог – это выражение Божьего характера, и теперь посудите сами: может ли Божий характер когда-либо измениться? Естественно, нет. А если нет, то может ли закон, регулирующий человеческие отношения и отношения человека с Богом, когда-либо потерять свою актуальность? Никогда.
Закон питания. Кошерное мясо – это не только мясо определенных, разрешенных для употребления в пищу животных, птиц и рыб, но и способ их убивания. Вопрос заключается в крови, которая должны быть определенным образом слита. Это относится к животным и птицам. Рыбы же относятся к хладнокровным, при смерти кровь у рыбы собирается вся в одно место, и в мясе рыбы кровь не остается.
Как современным христианам относиться к вопросу кошерной и не кошерной пищи? Неужели со смертью Христа свинья, к примеру, вдруг стала чистой?! Нет, как она была нечистым животным, так она и осталась таковой. И с другими животными то же самое.
Санитарные законы. Вопрос санитарии – это вопрос гигиены. Неужели христиане сегодня не должны пользоваться всеми гигиеническими методами и средствами? Безусловно, этот закон со смертью Христа также не потерял своей актуальности.
Гражданский закон. Когда народ израильский был собран в единое государство, им был необходим гражданский закон со всеми его юриспруденциями. Сегодня народ Божий разбросан по разным странам и подчиняется законам той страны, в которой он живет.
Итак, нравственные предписания Декалога, закон питания, санитарные и гражданские законы – являются универсальными и, следовательно, до сих пор применимы ко всему человечеству. Остается еще один закон.
Церемониальный закон. Что касается церемониальных законов, связанных с храмом и жертвоприношениями, то со смертью Христа все эти ритуалы должны были просто исчезнуть, как потерявшие свою актуальность, так как все они указывали на Мессию и Его служение. С приходом Мессии-Христа тень встретилась с телом, символ нашел свое исполнение в реальном служении Христа в небесном святилище.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, ответ получили мы на поставленный в нашем памятном стихе вопрос? Я повторю его в заключение:
«И есть ли великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?» (Втор.4:8).
Как мы ответим на этот вопрос? Да, у Бога во все времена был такой народ, и сегодня он есть. Хотя во все времена многие от этого народа отсеивались, и это печально. Бог смотрит сегодня на нас, и что Он видит? Это риторический вопрос для каждого из нас: Он либо радуется, смотря на нашу жизнь, либо печалится. Давайте не будем повторять ошибки израильского народа, ведь перед нами стоит такая же задача, какой она была и у израильтян: оповестить весь мир о живом и любящем Боге. Да пребудет с вами Бог и обильно благословит вас, мои дорогие читатели и слушатели.
Александр Серков.