Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №7 «Закон и благодать»

13-11-2021, комментария 2

Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №7 "Закон и благодать"Мы приступаем к седьмому уроку в этом квартале. И я приветствую вас, мои дорогие братья и сестры, на этом уроке. Интригующая тема, я прямо скажу вам. Баланс между законом и благодатью искали христиане не одно столетие; и не уверен я в том, что он уже вполне стабилизировался. У христиан существует тенденция – сделать крен, если не в одну, так в другую сторону: либо Христос все пригвоздил ко кресту, и нам ничего не надо, никакие законы, никакие ограничения; другими словами, Христос за нас все соблюл, и мы уже спасены. И еще есть суперуклон: «спасен однажды – спасен навсегда». При том и другом раскладе мы вообще не у дел, все сделано за нас, и нам остается лишь признать этот факт, либо его отвергнуть. Другой крен особо наблюдался у христиан первого столетия, когда иудеи, приняв Христа, не хотели расстаться с соблюдением тех законов, которые указывали на служение Христа и потеряли свою актуальность. Но и это еще не все: не говоря уже о церемониальных законах, вопрос соблюдения Декалога в умах многих христиан остается в подвешенном состоянии, спасаемся мы соблюдением Десятисловного Закона или благодатью? Тема этого урока предлагает осуществить известную поговорку: «И волки должны быть сыты, и овцы – остаться целы». В богословском аспекте: «Благодать не должна быть чем-либо ущемлена, и закон – не сдвинут со своего пьедестала».

Апостол Павел пишет галатам, и этот текст является лейтмотивом к этой теме. Я цитирую его:

21 Я не отвергаю Божью благодать. Если бы мы могли предстать перед Богом оправданными посредством исполнения закона, смерть Христа была бы тогда напрасной (Гал.2:21 ПС).

К этой мысли мы еще придем в этом уроке. А сейчас давайте обо всем по порядку.

I Закон на небе

Начнем с того, существовал ли закон на небе еще до самого первого грехопадения? Наивный вопрос, не так ли? Конечно, существовал. Закон – это выражение Божьего характера, он основан на любви во всех сферах, как во взаимоотношениях сотворенных существ с Богом, так и друг с другом. Мы имеем Библейский пример, когда в образе царя тирского пророк Иезекииль в 28 главе описывает падение дьявола. Это не ново в Библейских сюжетах. Мы имеем такие места Писания, в которых предсказываются подетально жизненные моменты Христа задолго до Его первого пришествия, и они представлены также в образе людей, а то даже и животных. Вот так и здесь.

Текст начинается словами: «Плач о царе Тирском и скажи ему…» (12 ст.). На первый взгляд, кажется, что речь идет о человеке, о царе могущественной цивилизации Средиземноморья. Однако при внимательном прочтении мы обнаруживаем детали, которые никак не вписываются в представление о человеческой личности.

Давайте выявим эти моменты:

1) В этом же 12 стихе, в котором говорится о царе Тирском, тут же говорится нечто, что никак не может относиться к человеку, пусть даже и к царю:

«Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты». Такими качествами, как «печать совершенства» и «полнота мудрости» не обладает ни один человек. Мы – люди, по своей природе несовершенны. Об этом ясно говорит Священное Писание: «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы»! (Еккл.7:20).

2) Читаем дальше: «Ты находился в Едеме, в саду Божием» (13 стих).

Из повествований Библии, мы читаем только о двух личностях из людей, кто был в Едеме, в саду Божием, – это Адам и Ева. Ни царь Тирский и вообще никто другой в Едемском саду не был, так как после изгнания первой пары из Едема, вход туда был запрещен.

3) В конце 13 стиха сказано: «…приготовлено было в день сотворения твоего». Кто был сотворен из людей? Только двое – Адам и Ева. Остальные из людей были не сотворены, а рождены. А Иезекииль описывает здесь именно сотворенное существо.

4)14 стих открытым текстом повествует о нем: «Ты был помазанным херувимом».

Что означает слово: «херувим»? Это ангел. Это один из чинов ангельских. Это самый высший ангельский чин. Таким образом, здесь очевидно, что речь идет не о царе-человеке, хотя и взят его образ, но говорится об ангельском, духовном существе, и притом об ангеле высшего чина.

5)15 стих дает нам еще одну деталь, показывающую, что здесь повествуется не о царе Тирском:

«Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззаконие». О людях мы подобное не читаем. О человеке сказано: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс.50:7). Со времени грехопадения Адама и Евы ни один человек на земле не рождается совершенным и свободным от беззакония, а здесь описывается существо, которое было совершенным, и лишь позже беззаконие стало частью его.

Вот эти пять деталей свидетельствуют о том, что пророк Иезекииль, движимый Духом Святым, рассказывает об ангеле, духовном существе, херувиме.

Но почему пророк описывает этого херувима образом царя Тирского? Потому что правитель Тира в своей жизни, своих поступках и своем характере был похож на того падшего херувима.

Этот метод сравнения не чужд и современному литературному приему, и разговорной речи. Мы иногда называем какого-либо человека Иродом, либо Иудой или Фомой. И наши мысли сразу же ищут аналогию, мы же не понимаем, что это буквальный Ирод, мы хорошо знаем, что это дядя Ваня или Гришка, соседский хулиган. Мы понимаем, что это всего лишь аналогия.

Подобным же образом, находясь под Божественным вдохновением, пророк Иезекииль, говоря о царе тирском, сравнивает его с помазанным херувимом. Поэтому мы имеем удивительную возможность заглянуть в область духовных реалий и узнать, как появился дьявол и бесы (его сторонники), читая образ якобы царя Тирского.

Иезекииль – не единственный пророк, который описал небесные реалии в образе земного правителя. Мы имеем подобный сюжет и у пророка Исаии. Мы читаем об этом в 14 главе. Пророк Исаия под вдохновением свыше в образе царя вавилонского описал падение Люцифера. Он пишет: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней» (12-15 стихи).

В 12 стихе описываемое существо названо словом «денница». В современном русском языке оно не употребляется, а потому для нас непонятно. «Денница» является переводом древнееврейского слова

הילל  «хелэль» и на русском означает дословно «светящийся, светоносный, несущий свет, утренняя звезда, утренняя заря». Поэтому «денница» – это тот, кто несет день, светлую часть суток. В нашем употреблении на русском языке есть такое слово «Люцифер». И хотя мы часто употребляем это слово, но как ни странно, в русской Библии его нет. Оно пришло в богословскую русскоязычную литературу из латинского языка и состоит из двух латинских слов, которые означают «нести» и «свет». Поэтому и значение слова «Люцифер» – несущий, излучающий свет.

Такое описание может относиться к Вавилонскому царю? Вряд ли! А вот существо, с которым мы познакомились в 28 главе книги Иезекииля, действительно излучало свет. Значит и здесь вновь речь идет все о том же помазанном херувиме. А поскольку характер и действия царя Вавилонского были схожи с характером и действиями помазанного Люцифера, о нем говорится именно в этом контексте.

Не будем мы на этом уроке вдаваться в дальнейшее описание этого херувима. Иезекииль в образе царя тирского и Исаия в образе царя вавилонского очень подробно описывает падшего херувима, этим давая нам возможность заглянуть в реалии того, что произошло на небе, и сам процесс грехопадения. Рассматривая это описание, мы можем ответить на тот вопрос, который мы поставили: «Существовал ли закон на небе?»

Достаточно только одного стиха из 28 главы Иезекииля, чтобы ответить на этот вопрос:

15 Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззаконие.

Что такое «беззаконие»? Отступление от закона. Значит, был закон на небе или его там не было? Естественно, он там был. Вот это была первая проблема, с которой столкнулась Вселенная – произошло грехопадение.

Слово «беззаконие» является переводом древнееврейского слова «авла» и означает «несправедливость, неправедность, грех». А само понятие неправедности, несправедливости и греха, как очень точно и удачно передает русский перевод, связано с понятием закона. Если нет закона, тогда нет и понятия о праведном или неправедном. Если нет закона, тогда неизвестно, что является и что не является грехом.

Итак, проблема началась с отношения к Божьему закону. Именно закон, воля Божья является главным элементом, против которого восстал помазанный херувим. Очень важно также подчеркнуть, что сказано «доколе не нашлось в тебе…», то есть вначале описываются не действия или слова этого существа, но его внутреннее состояние. Слово Божье говорит: «в тебе», внутри тебя.

16 стих продолжает описание этого вируса: «…от обширности торговли твоей внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил». Какой торговлей мог заниматься помазанный херувим? Что он мог там продавать? Слово «торговля» является переводом древнееврейского слова רְלכלָּה «ре хилла», которое не ограничивается значением «торговля». Оно имеет значение и «обязанности», «движение», «деятельность». В таком случае можно было бы перевести этот стих так: «от обширности деятельности, от обширности обязанностей, от обширности оборота твоего внутреннее твое исполнилось неправды, и ты согрешил».

Этот херувим был поставлен над многим. Его владения простирались на всю Вселенную, и он стал считать себя исключительным существом во Вселенной и потому полагал, что ему должно быть разрешено то, что другим запрещено. Но прежде чем какие-либо признаки начали проявляться видимым образом, бунт и восстание против закона Божьего происходили внутри. И наконец то, чему он разрешил развиваться внутри себя, в сердце своем, – вылилось в открытое восстание. Это называется беззаконием, это – грех. Мы читаем слова Иоанна:

4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие (1Иоан.3:4).

Вот почему и нам дано предостережение:

23 Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни (Притчи 4:23).

Все начинается в сердце, а заканчивается открытым беззаконием. Недаром Иаков пишет:

15 Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть (Иак. 1:15).

II Закон во Второзаконии

Прочитаем текст Писания:

44 Вот закон, который предложил Моисей сынам Израилевым (Втор. 4:44).

На прошлых уроках мы немало говорили о том, что Моисей перед самым входом в обетованную землю остановил народ, чтобы дать им последнее напутствие. Он вновь изложил закон, который получили они сорок лет тому назад у горы Синай. Недаром эта книга так и называется «ВТОРОЗАКОНИЕ». Не новый закон дал народу Моисей, а повторил прежний.

Фактически, Моисей изложил народу «инструкцию», исходившую от Бога. Дело в том, что слово «закон», которое стоит в этом тексте, на древнееврейском звучит: תּוֹרָה торá. Вот его значение: закон, учение, наставление, инструкция. Но для русскоговорящих дам я справку, как следует произносить это слово на русском языке. Если на иврите это торá, то на русском это тóра. Вы не обращайтесь к знатокам иврита, они вам обязательно скажут, что надо произносить это слово: «торá», обращайтесь к словарям русского языка. Дело в том, что на разных языках ударения могут меняться, и это языковая норма. Например, спросите знатока английского языка, как правильно произносить: Вашингтóн или Вáшингтон; Ньютóн или Нью′тон, если он русским не владеет или плохо им владеет, то скажет, что и ту, и другую фамилию следует произносить с ударением на первый слог. А на самом деле, согласно русской грамматике, будет правильным, если эти слова произносятся с ударением на второй слог: Вашингтон и Ньютон. А в слове тора наоборот, если вы говорите на иврите, то произносите торá, ударение на второй слог, если же вы произносите речь на русском языке, и желаете выглядеть грамотным, произносите это слово: тóра. А в Библии это слово перевели как «закон», – свод правил, наставлений. Это то, что Моисей передал народу на границе с обетованной землей и записал в книгу, которую мы имеем под названием ВТОРОЗАКОНИЕ.

III Классификация закона и благодати

Давайте остановимся на том, что такое закон? И что такое благодать? Начнем с закона. Обратимся к словарю Ожегова:

Закон

«1. Не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром. Например, законы природы; законы движения планет; законы общественного развития; законы рынка».

Это первое значение закона по Ожегову. Мы сразу же можем поправить автора с точки зрения нашего религиозного мировоззрения. Вся эта объективно наличествующая непреложность не просто так сама собой сложилась и ни от чьей воли не зависит. Нет, нет, и еще раз нет – это Божье установление во Вселенной: всё Им и для Него создано, и Им и для Него существует. Читаем дальше у Ожегова. Я пропускаю второй и третий пункты, они нам пока не нужны. Вот четвертый пункт:

  1. Общее название основных принципов и идей религиозного вероучения, свод правил какой-нибудь религии. Например, Божий Закон».

Вот основные аспекты закона по Ожегову. Что мы можем сказать о них? Все, что Бог сотворил, Он подчинил закону: закон гравитации, закон взаимоотношения планет и звезд между собой. Человек живет в этом законе, порой этого даже не замечая. Мы не обращаем внимания на то, что мы дышим, и даже тогда, когда спим. Наше сердце работает, не подчиняясь нашей умственной деятельности. Порезав палец, наша рана заживает. Мы буквально проникнуты насквозь законом, действующим на нас со стороны Бога. Но это всё в материальном мире.

Но есть также закон, регулирующий взаимоотношения сотворенных существ между собой и с Богом. Он существовал и до грехопадения на небе, и оставался после грехопадения. Он дан был и первому человеку, и после грехопадения он не был аннулирован, так как моральный закон – это выражение Божьей любви.

Нет, нет, не было у Адама закона на каменных скрижалях; я не думаю, что на небе стоят какие-то плиты с выгравированными на них словами закона. Исходя из того, к чему Бог ведет человека, мы можем сделать вывод, как было на земле до грехопадения, и как существует на небе. Мы читаем:

16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их (Евр. 10:16).

Вот эта мысль приемлема, что моральный закон был вложен в сердца сотворенных существ, и это неотъемлемая его часть. Как мы дышим непроизвольно, как сердце бьется само собой под воздействием Божьей силы, так и закон морали был, есть и должен быть нашей неотъемлемой частью.

Закон основан на любви, Бог, давший этот закон и вложивший его в сердца сотворенных существ – есть Любовь. И после грехопадения, когда сотворенное существо нарушило этот закон, оно порвало связь с Богом. Это одно и то же, что искусственно прервать дыхание или пронзить сердце копьем – человек умирает. Возмездие за грех – смерть, и при том вечная. В разрыве от Бога жизни нет.

Таким образом, плавно мы переходим к классификации благодати. Что такое благодать? Благодать – это милость Божья, проявленная сотворенным существам, чтобы их существование было счастливым в правильных взаимоотношениях с окружающим миром.

Благодать Божья классифицируется на два крупных раздела: благодать всеобщая и благодать спасительная.

Что такое благодать всеобщая?

Когда Бог творил разумные существа, Он проявил по отношению к ним благодать. Разве наше дыхание – не благодать Божья? Разве каждый удар сердца – не сила Божья, исходящая на нас? Разве солнце, которое светит добрым и злым – не благодать Божья? Разве дождь, идущий на землю, Бог посылает не по благодати Своей? Но это Его общая благодать, это милость Божья, проявляемая к человечеству. И вообще, жизнь, данная человеку после грехопадения Адама и Евы – это Божья благодать, потому что «возмездие за грех – смерть», и человек должен был в тот же день умереть навеки и навсегда вечной смертью. Но Бог дал ему благодать, и человек, праведный или грешный, живет по благодати Божьей. Бог дает человеку жизнь, в надежде, что эту короткую жизнь он использует для того, чтобы примириться с Богом и восстановить свое утерянное преимущество жить в гармонии с Богом. Мы уже плавно перешли ко второму аспекту благодати – это благодать спасительная.

Спасительная благодать. Мы читаем:

16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать (Иоан.1:16).

Греческое слово: χάρις ха́рьйс имеет значение: благосклонность, любезность, благожелательность. Да, благосклонность, доброжелательность Бог во все века проявлял по отношению к человеку. Но Иоанн заостряет внимание на какой-то еще благодати (благосклонности и любезности) со стороны Бога, Он констатирует, что мы приняли к существующей благодати еще одну благодать.

Это первая глава Евангелия от Иоанна. С первых слов он в образе Логоса (Слова) говорит о Христе, о Его миссии на земле. Возьмем пару стихов выше и один последующий стих. И вот что мы читаем:

14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

15 Иоанн свидетельствует о Нем и, восклицая, говорит: Сей был Тот, о Котором я сказал, что Идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня.

16 И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать,

17 Ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Иоан.1:14-17).

С приходом Христа осуществилось то, что к всеобщей благодати, к условной благодати через символы жертвоприношений, Христос дал истинную благодать в крови Своей, пролитой за род человеческий.

Но в этом тексте есть еще одна мысль. Говорится, что «закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа». Казалось бы, Иоанн говорит странные слова, на которые опираются сегодня многие христиане, заявляя, что, мол, закон был дан через Моисея, а через Христа мы имеем благодать. И все, ничего нам не надо, никакой закон нам не нужен. Давайте на основании этого текста из Евангелия от Иоанна плавно перейдем к следующей части этого урока и расставим все на свои места.

IV Взаимосвязь между законом и благодатью

Контраст между «законом» и «благодатью» – это не столько контраст между религиозной системой в прежние времена, которая ожидала прихода Мессии, и той, которая была открыта Христом, сколько между извращенной интерпретацией, которую официальные представители закона, раввины, дали явленной благодати и истине Божьей и истине, открытой через Иисуса Христа. И эту интерпретацию подхватили некоторые христиане и сегодняшних дней.

Утверждая, что вместе с благодатью на прежнюю благодать, которая дана нам через Христа, мы получили истину вместо закона, данного народу Моисеем, Иоанн отождествляет Христа с реальностью, на которую указывали все виды церемоний, которые были не более, чем тенью грядущего, лучшего и истинного. Символ встретился с истиной во Христе. Поэтому Иоанн и пишет, что «благодать и истина пришли к нам через Христа». Иоанн ни в коем случае не подразумевает, что система Ветхого Завета была ложной или ошибочной; и он не говорит о Законе десятисловном, он имеет в виду закон церемониальный, который дал Моисей, в отличие от Декалога, который дал Сам Бог, написав его на каменных скрижалях.

И все-таки, какая связь между благодатью и Законом, и как они соотносятся друг с другом в жизни верующих?

В книге Второзаконие, возможно, более, чем в какой-либо книге Ветхого Завета, благодать и закон связаны воедино таким образом, что трудно их рассматривать отдельно. Когда Моисей говорит о законе, он раскрывает благодать. В этой книге закон понимается как знак завета. Вот почему закон и благодать связаны как с Божественной, так и с человеческой точки зрения. Для Бога закон — это способ, каким Его воля будет исполнена на земле через человеческое существование. Для Израиля закон — это знамение его отношений завета с Богом. Другими словами, закон — это то, что делает благодать видимой и конкретной в жизни людей; благодать — это то, что делает закон возможным для исполнения в жизни.

Благодать предшествует закону и ведет к нему.

Мы читаем: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть» (Быт.2:16). Повелению не есть с дерева познания предшествует дар Божий — все деревья в саду в твоем распоряжении. Точно так же книга Второзаконие начинается с Божьей благодати, с того, что Он сделал для Своего народа, и с обещания дать им землю во владение. Затем от этого конкретного исторического напоминания Бог переходит к закону и раскрывает им Свою волю, чтобы они соблюдали закон. Этот процесс виден в структуре Второзакония, характерной для завета, и повторяется на протяжении всей этой книги.

Десять заповедей начинаются с такого утверждения: «Я — Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской» (Втор.5:6). Именно признание того, что Бог сделал для них, ведет Израиль к послушанию Божьим заповедям: Мы читаем:

«Вы видели, что Я сделал Египтянам, и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях, и принес вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх.19:4-6).

Обратите внимание, что за этим следует призыв слушаться, который начинается со слова «итак»; он также является прямым следствием того, что Бог сделал для них.

В Пс.118, самой красивой поэме о законе и благодати во всей Библии, псалмопевец начинает свою речь с высказывания о благодати: «Да придут ко мне милости Твои… спасение Твое по слову Твоему» (Пс.118:41). Затем он переходит к закону: «И буду хранить закон Твой всегда» (Пс.118:44). В книге Второзаконие говорится: «Потому, что любит вас Господь… соблюдай заповеди Его» (Втор.7:8,11). На человеческом уровне именно из любви к Богу Его народ будет с удовольствием соблюдать Его заповеди. Псалмопевец восклицает: «Я же законом Твоим утешаюсь» (Пс.118:70, ср. Пс.118:174) или: «Как люблю я закон Твой!» (Пс.118:97).

V Взаимосвязь между верой и делами

Тесную взаимосвязь между верой и делами раскрывает Иаков. Мы читаем:

14 Братья мои, не пустослов ли тот, кто хвалится своей верой, а дел добрых у него нет? Может ли такая бесплодная вера спасти его?

15 Предположим, что среди вас есть брат или сестра, которые нуждаются в одежде и живут впроголодь.

16 Что толку, если кто-то из вас скажет такому: «Я желаю тебе всего самого наилучшего; надеюсь, дела у тебя скоро наладятся, и ты сможешь одеться, обуться и досыта наесться», – а сам при этом ничем ему не поможет?

17 То же самое и с верой: если она не побуждает совершать добрые дела, это – мертвая, пустая вера.

18 И кто-нибудь скажет тогда: «Ты говоришь, что имеешь веру? Хорошо, давай, покажи мне свою веру, как ее можно ощутить? А вот я имею дела, они видны и свидетельствуют о моей плодотворной вере».

19 Ты веришь, что есть только один Бог? Если да, то правильно делаешь. Ну, и что? Бесы тоже в это верят и даже трепещут перед Ним от страха.

20 Так знай же, глупый человек, что вера, не ведущая к добрым делам, бесполезна и никчемна. Неужели ты сам это не видишь?

21 Разве Авраам, отец наш, не был признан праведником именно потому, что он положил своего собственного сына Исаака на жертвенник в качестве жертвы?

22 Как видишь, вера и дела Авраама действовали совместно: вера побуждала к действию, и делами вера достигла совершенства.

23 И исполнилось таким образом сказанное в Писании: «Авраам поверил Богу, и Бог вменил ему это в праведность». И назван он был другом Божьим.

24 Как видите, Бог признает человека праведным согласно его делам, а не одной только веры.

25 Точно так и иерихонская блудница Раав была признана праведницей благодаря своему поступку, потому что она спрятала израильских разведчиков у себя и помогла им затем скрытно покинуть город.

26 Так что, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак.2:14-26 ПС).

В данном тексте Иаков начинает новую мысль риторическим вопросом: Что пользы, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Речь здесь идет не об истинной вере, а о ложном притязании на нее. Иаков осуждает тех, кто напрасно хвалится своей верой. Их «вера» бесполезна. Она бесполезна, поскольку существует только на словах и сводится лишь к привычному хвастовству. Может ли такая вера спасти человека?

Из контекста греческого подлинника вытекает ясный ответ: «нет». Только говорить о вере – недостаточно. Подлинная вера подтверждается делами. Весь этот фрагмент своего послания он строит на ряде риторических вопросов, отвечая на которые следует один ответ: вера и дела неразрывно идут рука об руку. Вера – побуждает к добрым делам, а делами подтверждается истинная вера. Дела христианин не совершает, чтобы спастись, это неотъемлемая часть каждого человека. А добрые дела базируются на исполнении нравственного закона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, чем мы спасаемся, верой или делами? Верой только. А вера без дел мертва. Что говорится об Аврааме? «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» (Рим.4:3). А в чем была проявлена его вера? В делах, которые он сделал, поверив Богу. Хорошую мысль мы читаем:

«Что такое оправдание верой? Это Божье дело, повергающее в прах человеческую славу и совершающее для человека то, что он не в силах сделать для себя сам. Когда люди осознают свою собственную ничтожность, они готовы облечься в праведность Христа» (Вера, которой я живу. С.111).

Итак, Господь спас нас по благодати; теперь, когда Его Закон записан в нашем сердце, а Его Дух наделяет нас силой, мы непременно будем соблюдать Его Закон. Аминь? Аминь.

Желаю вам Божьего благословения, мои дорогие читатели и слушатели. До следующего урока на субботней школе.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Видеоматериалы, Субботняя школа

Комментарии (2):

  • Райхон

    |

    Здравствуйте, дорогой пастор. Что-то поздно в этот раз появился комментарий… Как ваше здоровье, самочувствие? Если возможно, то, пожалуйста, выставляйте пораньше комментарии ваши, очень помогают в подготовке к урокам.
    с уважением и пожеланиями здоровья


  • Александр Серков

    |

    Здравствуйте, Райхон. Я всё понимаю, всегда стараюсь пораньше выставлять урок. Со здоровьем слава Богу. Сбой дала программа по обработке и монтажу видео.


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"