Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №8 «Избери жизнь»
Мы приступаем к очередному восьмому уроку. И я приветствую вас, мои дорогие братья и сестры, на уроке субботней школы. Этот урок имеет название: ИЗБЕРИ ЖИЗНЬ. Хорошее предложение, не так ли? Естественно, каждый предпочтет смерти жизнь. Но это теория, а практика такова. Читаю текст Писания:
13 Входите через узкие ворота, потому что широкие ворота открывают пространный путь, ведущий в погибель; и многие идут этим путем;
14 Но ворота, ведущие к жизни, тесны, и путь к жизни вечной узок; и лишь немногие находят его. (Матф.7:13 ПС).
Почему такой призыв и такую констатацию сделал Христос в Нагорной проповеди? Потому что это факт – люди избирают широкий, свободный путь, желая жить в угоду желаний своей испорченной греховной натуры.
Народ Израильский также был далек от праведности, несмотря на сорокалетний воспитательный процесс, который он прошел, странствуя по пустыне под руководством Бога. И вот на границах с обетованной землей Моисей в своей наставительной проповеди делает последний призыв. Я цитирую этот текст, и он является ключевым к теме этого урока:
19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор:30:19).
Давайте приступим к уроку и поговорим обо всем по порядку.
I Выбор, сделанный первым человеком
Прочитаем текст Писания:
15 Господь Бог поселил человека в саду Едемском, чтобы он обрабатывал землю в саду и ухаживал за растениями.
16 И дал Господь Бог Адаму повеление: «Плоды любого дерева в саду ты можешь есть,
17 А вот от дерева познания добра зла ты не ешь; знай же, если съешь от него, в тот же день непременно умрешь» (Быт.2:15-17 ПС).
Заповедь, изложенная в этих стихах, предполагает, что человек вполне понимал то, что Бог ему изложил. Он не мог оправдаться, что, мол, я Тебя, Господи, недопонял или что-то перепутал. Когда змей спросил Еву: «В самом ли деле Бог запретил вам есть плоды с деревьев в саду?»
2 Женщина возразила змею, сказав: «Нет, плоды с деревьев рая мы можем есть,
3 Бог запретил нам есть только с дерева, которое посредине рая, Он запретил нам не только есть плоды этого дерева, но и прикасаться к ним, в противном случае, мы умрем» (Быт.3:2-3 ПС).
Так что, вопрос недопонимания Божьего повеления отпадает. Они оба, Адам и Ева, имели ясное представление о том, что Бог от них ожидал. Повеление Божье начинается с того, что Он разрешил, Он разрешил им свободно употреблять в пищу плоды со всех деревьев в саду; и затем дал заповедь о том, что они делать не должны. Человеку запрещено было есть плоды только с одного дерева, которое имело название «Дерево познания добра и зла». Что за дерево было это – яблоня, груша, слива или хурма? Об этом ничего не говорится, и правильно, потому что не важно, какие там были плоды, важно здесь то, что это дерево было средством проверки послушания.
Кто-то скажет: «Зачем Бог поместил это дерево, и при том, в самом видном месте, в центре Едемского сада? Вот если бы не было там этого злополучного дерева, человек не согрешил бы». Или: «Зачем Бог допустил змею проникнуть в сад?» А может произошло все так, как рассказывается в преданиях, как ангел Гавриил, увидев, что Адам взял яблоко у Евы и почему-то решил его проглотить целиком, прилетел и схватил его за горло, и яблоко застряло в горле и до сих пор торчит там. Поэтому с тех пор у мужчин остался кадык, который называют также «Адамовым яблоком». Ну, сказка сказкой, но суть не в том. Присутствие этого дерева в саду говорило о том, что человек был свободной в нравственном отношении личностью. Служение Богу не было принужденным, никто не хватал его ни за горло, ни за руку, он мог повиноваться, либо не повиноваться, решение было за ним.
Сам фрукт был безвреден. Но явная заповедь Бога воздержаться от употребления его в пищу выделяла это дерево в качестве испытательного полигона для проверки верности и послушания человека. Как нравственное существо, человек имел закон, написанный на его совести; и дерево познания добра и зла должным образом должно было провести справедливую проверку верности человека своему Создателю. Бог был истинным Владельцем всего, даже того, что Он доверил Адаму, и это давало Ему право приберечь любую часть творения для Себя. Он мог бы зарезервировать большую часть для Себя, и доверить человеку малую его часть. Но Бог поступил наоборот, Он все доверил человеку, за исключением одного дерева. Поэтому, воздержание от употребления в пищу плодов от этого дерева не могло служить никакой другой цели, кроме как дать ясное доказательство преданности Богу.
Не пройдя проверку деревом познания добра и зла, человек в любом случае в дальнейшем столкнулся бы с нарушением закона Божьего. Мы это видим из жизни потомков Адама и Евы. Каином было совершено убийство, народ допотопный стал нарушать заповедь «не прелюбодействуй». Они стали поклоняться идолам и так далее.
В дереве познания добра и зла заложена вся концепция нарушения всех десяти заповедей, стоит лишь об этом немного задуматься. Адам и Ева избрали себе другого бога и поклонились ему, послушав его более, чем Бога; и, доверив словам змея, они игнорировали слова Божьего запрета. Этим самым Адам и Ева проявили непочтение своему Отцу, сотворившему их; вот вам и нарушение пятой заповеди. Они совершили духовное прелюбодеяние, изменив Богу. Украв не предназначавшийся для них плод, они убили себя и убили в конечном итоге Христа. Одним словом, они пошли против своей совести, в которую Бог первоначально вложил в них принцип Своей воли, концепцию Своего закона. Адам и Ева сделали свой выбор, избрав вместо жизни – смерть. Печальный случай, но это факт.
II Никакого нейтралитета
Обычно мы прибегаем к аналогии, говоря, что у человека есть такая тенденция впасть то в одну, то в другую крайность. То он впадает в консерватизм, то в чрезмерный либерализм. Но это мы говорим, когда вопрос касается соблюдения воли Божьей. В таком случае человек так и норовит увильнуть от истинного пути либо вправо, либо влево, только бы не идти по предназначенному ему Богом пути. Но тут мы имеем другую аналогию. Когда человеку предлагается выбрать путь, по которому ему идти по жизни, то здесь наоборот, нет никакой середины, никакой нейтральности, он должен конкретно стать на какую-то одну сторону: на сторону Бога или на сторону дьявола. Лишь два лагеря существует в военных действиях. В великой борьбе добра и зла, в борьбе между Христом и сатаной, не может быть нейтралитета. Мы читаем текст Писания:
16 Ведь так полюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, – уникального, единственного в Своем роде – чтобы всякий, вверивший себя Ему, не погиб, но имел жизнь вечную (Иоан.3:16 ПС).
Вот она альтернатива: либо погибель навеки, либо жизнь вечная. Но тут же дано конкретное условие: «всякий, верующий в Него» (Синодальный перевод). Но это условие слишком общее. Сегодня мало тех, кто заявил бы: «Я не верю в Иисуса». И бесы, встречаясь со Христом, говорили: «Мы знаем, кто Ты, Ты Сын Божий» (Марк.3:11). То есть, и бесы веруют и даже трепещут перед Богом и Христом, но что дает им их вера? Если подойти к этому высказыванию с богословской точки зрения, то Иоанн заложил здесь более глубокий смысл, нежели «верующий в Него». На древнегреческом стоит слово πιστεύω пистеуо. И вот его значение:
- верить, веровать, уверовать, поверить;
- вверять, доверять.
В данном тексте больше подходит второе значение этого слова, и тогда мысль здесь такая: «Всякий, вверяющий себя Ему»; «Всякий, доверяющий Ему». Просто вера – это интеллектуальный акт, второе, то есть, – «вверять», «доверять» – это моральный и духовный акт. Вверить себя Христу – это значит принять положения о спасении во Христе Иисусе. Доверие – это условие, при котором Бог счел нужным пообещать прощение грешникам; не то, чтобы в доверии была какая-то добродетель, благодаря которой можно заслужить спасение, но доверчивая вера может ухватиться за заслуги Христа, за средство, предусмотренное для прощения греха.
Возьмем еще один текст Писания:
23 Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим.6:23).
Здесь также два варианта, третьего не дано: либо жизнь вечная во Христе Иисусе, либо смерть навеки, как возмездие за грех. Никакого нейтралитета нет. Это резюмирующий стих в шестой главе. Поскольку смерть здесь противопоставляется вечной жизни, Павел имеет в виду, именно вечную смерть, вторую смерть, о которой пишет Иоанн в книге Откровение (20:6,14-15). Стихами выше Павел призывает римлян оставить жизнь греха и обратиться к делам праведности. Он снова, развивая эту мысль, конкретизируя констатирует, что рабство греху и рабство праведности – несовместимы. Вот смотрите, как он выражает эту мысль:
13 И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.
14 Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью.
15 Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак.
16 Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности? (Рим.6:13-16).
В 14 и 15 стихах Павел затрагивает два явления в вопросе христианской практики: закон и благодать. На прошлом уроке мы касались этого момента, когда говорили о законе и благодати, об их неразрывной взаимосвязи. Да, эти два аспекта – оба весьма важны, но говоря о спасении, мы спасемся благодатью, а закон – неотъемлемая наша часть. Именно вера (доверие Христу) ведет ко спасению. Павел сравнивает два вида спасения с рабством, и констатирует несравненное значение второго вида рабства. Я повторю его слова: «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?»
Вера человека в Евангелие и принятие им Иисуса Христа, коренным образом меняют для него положение вещей. Верующий освобождается от греха и становится служащим Богу, в результате чего обретает святость. От греховной жизни не приходится ожидать благого результата; а вот освобождение, спасение от греха приносит плод святости, благодаря чему человек обретает способность жить чистой жизнью.
И вот Павел эту мысль резюмирует такими словами: Концом или результатом греховной жизни является смерть (стих 21); спасение же завершается жизнью вечной (стих 23). В этой главе Павел трижды повторяет, что смерть — это результат греха (Рим. 6:16,21,23). Однако верующие освобождены от греха (стихи 18,22) и более не находятся в рабстве у него (стих 6,20), но «стали рабами праведности» (стих 16, 18-19. Поскольку живы они для Бога (а не для греха; стих 11) и имеют жизнь вечную (стих 23), то и должны предоставить себя в распоряжение Бога (стих 13, 19) и жить в соответствии с этим, не позволяя более греху управлять собою (стихи 6,11-14,22). Красивая и правдивая мысль, не так ли?
Поэтому, мы не можем в этой великой борьбе между добром и злом оставаться на нейтральной полосе. После окончания великой борьбы, будет подведен итог, на чьей стороне находился тот или иной человек. Грех, сатана, зло, непослушание, противление, и все сторонники этого зла, будут искоренены. После того, как все это произойдет, каждый из нас либо обретет вечную жизнь, какую Бог изначально запланировал для всех нас до сотворения мира, либо мы встретим вечную смерть. Третьего варианта Библия нам не предоставляет. Поэтому перед нами стоит выбор сегодня: жизнь или смерть, и этот выбор нам предстоит сделать именно сегодня. Завтра может быть уже поздно.
III Жизнь и смерть, благословение и проклятие
Мы возвращаемся непосредственно к книге Второзаконие и прочитаем текст из тридцатой главы:
19 Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое (Втор.30:19).
Фактически это наш памятный стих, он несет самую ответственную нагрузку в этой теме. Перед израильским народом стоял выбор, который изложил им Моисей. Альтернатива: благословение или проклятие на земле; и жизнь вечная, либо вечная смерть при Пришествии Христа.
Эта альтернатива стояла перед Адамом; она же была предоставлена и израильскому народу перед входом в обетованную землю. Бог не насилует волю человека, Он предоставляет ему право выбора. Но тут же Он раскрывает перед человеком результат того или другого пути. Сегодня на каждой пачке сигарет крупным шрифтом написано предостережение, чем чревато курение для курящего. Но люди игнорируют это предостережение, и не долог тот час, когда они пожнут результат своего пренебрежения предостережением.
Для нас Бог также все разложил по полочкам, предлагая «жизнь и смерть, благословение и проклятие». Как к этому отнестись нам, – это наше право выбора. Но последствия этого выбора изменены не будут. Тридцатая глава Второзакония, написана после долгой беседы о том, что случится с народом, если он не послушается Господа и нарушит условия завета. Слова девятнадцатого стиха являются фактически резюмирующими, поэтому они – ключевые. В них конкретно сказано, что израильтяне либо будут служить Господу и жить, либо они, отступив от Господа, добровольно подвергнут себя смерти.
Не касаются ли эти слова и нас? Бог и нам предлагает жизнь, добро, благословения – в отличие от чего? От смерти, зла и проклятий. Мы прекрасно знаем, каков был выбор израильского народа в конечном итоге. Того, символом на Которого были жертвоприношения, приносимые ими не одно столетие, они отвергли и убили. Конец их – печальный. А что ждет нас? От нашего выбора зависит наша вечная судьба. Великая борьба тогда была столь же реальной, как и сейчас, и нам стоит лишь извлечь предостережение из их печального опыта, чтобы и с нами не произошло ничего подобного. Нам необходимо осознать, что может произойти, если мы не отдадим себя полностью Господу и не изберем жизнь.
IV Заповедь доступна и понятна
Прочитаем текст Писания:
11 Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека;
12 Она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?»
13 И не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?»
14 Но весьма близко к тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнять его (Втор. 30:11-14).
Моисей использует здесь своего рода замысловатый язык. В словах: «Заповедь не недоступна и не далека» – он хочет сказать: «Разве трудно понять заповедь, которую я заповедал вам сегодня»? Это риторический вопрос, отвечая на который каждый должен признать, что всё тут доступно для понимания, надо только заповедь эту принять.
В 12 и 13 стихах он цитирует известную на то время пословицу: «Кто взошел бы для нас на небо и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» Или: «Кто сходил бы для нас за море и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» Смысл здесь в том, что от человека не требуется выполнять какую-то сверхчеловеческую задачу, совершать долгое и трудное путешествие или стремиться подняться на небеса, чтобы понять Божью волю для человека. Бог ясно открыл Свой разум Израилю через Своего пророка Моисея. Его праведные требования записаны; человек полностью информирован.
Таким образом, закон не был чем-то невразумительным или недоступным. Несмотря на его небесное происхождение, Бог ясно изложил и объяснил его Израилю, так что не было нужды «восходить за ним на небо» или «отправляться за ним через море». Не нуждался Израиль и в особом истолкователе Закона для того, чтобы повиноваться ему. Закон уже был записан, и еще в пустыне Израиль познакомился с его требованиями. Так что у Моисея были основания сказать то, что он сказал: «Весьма близко к тебе слово сие». И он мог действительно и не без основания произнести: «оно в устах твоих, и оно уже в сердце твоем».
Апостол Павел в свободном стиле цитировал этот текст из Второзакония в послании римлянам. Прочитаем его:
5 Моисей пишет о праведности от закона: исполнивший его человек жив будет им.
6 А праведность от веры так говорит: не говори в сердце твоем: кто взойдет на небо? то есть Христа свести.
7 Или кто сойдет в бездну? то есть Христа из мертвых возвести.
8 Но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем, то есть слово веры, которое проповедуем.
9 Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься,
10 Потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим.10:5-10).
Свободно цитируя текст из Второзакония, апостол Павел подразумевал, что Христос был единственным, Кто вел совершенно безгрешную жизнь в соответствии с требованиями закона. И потому Его явление людям было милостивым даром им со стороны Отца. Заповедь (в общем смысле) закона, воплотившаяся во Христе, есть слово Его (апостол Павел отождествляет совершенный закон с совершенным Христом), которое стало «близко к тебе» (Рим. 10:8), так что нет нужды «сводить» Христа с небес или «спускаться за Ним в бездну», в местонахождение умерших, где Его нет, ибо Бог воскресил Его из мертвых.
V Вопрос поклонения
Центральным элементом отношений между Господом и Израилем в завете было поклонение. Желанием Бога было, чтобы израильтян от остального мира отличало то, что они единственный народ, поклоняющийся истинному Богу, в противовес ложным богам языческого мира, которые в вообще-то и не были богами. Изменилось ли что-либо сегодня? Может только идолы стали более модернизированы. А поклонение Богу осталось также, как и в те древние времена, самым насущным. Мы читаем текст Писания, который касается нас напрямую:
6 И увидел я другого ангела, летящего по середине неба, имеющего вечное Евангелие, чтобы провозгласить живущим на земле: всякому народу, колену, языку и племени.
7 Его весть была громогласна. Он возвещал: «Бойтесь Бога и воздайте Ему славу, потому что пришел час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небеса и землю, море и источники вод».
8 За ним следовал второй ангел. И говорил он: «Пал, пал Вавилон великий! Вином страстного разврата своего он напоил все народы».
9 За двумя первыми последовал третий ангел, провозглашая громким голосом: «Кто поклоняется зверю и его образу и принимает знак его на лоб свой или на руку свою,
10 Тому придется пить вино Божье; это – неразбавленное вино Его негодования, которым Он наполнил чашу Своего гнева. Поклоняющийся зверю и его образу будет мучим в огне и сере перед святыми ангелами и перед Ягненком;
11 И дым от этого мучительного огня поднимается к небу во веки веков. Все те, кто поклоняется зверю и образу его и носит знак с его именем, не будут иметь покоя ни днем, ни ночью.
12 Вот тогда святому Божьему народу, – всем тем, кто соблюдает заповеди Божьи и проявляет верность Иисусу, – необходима будет стойкость» (Откр.14:6-12 ПС).
В богословии эта весть называется Трехангельской вестью. Здесь звучит призыв поклоняться живому Богу. Это заключительный призыв к поколению, живущему в последнее время, – сделать окончательный выбор между поклонением Богу и зверю. Несмотря на то, что истинные дети Божьи столкнутся с трудностями оставаться верными Богу, так как они будут принуждаемы отказаться от поклонения Ему, их будут санкциями принуждать нарушать святую субботу. Но в этой вести раскрыт также и результат того или иного избрания. Либо поклоняющиеся зверю будут пить вино из чаши гнева Божьего, либо верные Богу достойно встретят Господа Иисуса Христа. Но что для этого необходимо? Я цитирую вновь 12 стих: «Вот тогда святому Божьему народу, – всем тем, кто соблюдает заповеди Божьи и проявляет верность Иисусу, – необходима будет стойкость». Своей собственной стойкостью в тот день никто не устоит, а отдавший себя в полное распоряжение Бога силой Божьей устоит.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Желаю вам благословение, дорогие мои читатели и слушатели. Укрепляйтесь в вере, уповайте на Бога, и силой Всевышнего вы победите лукавого и достойно встретите грядущего Иисуса Христа.
Пастор Александр Серков.
Комментарии (4):
Райхон
| Ссылка на комментарий
Почему так поздно появляется Ваш разбор?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Почему так поздно появляется Ваш разбор?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Уже выслал Урок №9
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Наберите в поисковике Иисус любит тебя.