Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №9 «Покайся и обратись к Богу»

21-11-2021, Комментариев нет

Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №9 "Покайся и обратись к Богу"Мир вам, дорогие братья и сестры! Мы приступаем к очередному девятому уроку субботней школы, который имеет название ПОКАЙСЯ И ОБРАТИСЬ К БОГУ.

Имеем мы к этому уроку памятный стих. Я цитирую его:

29 Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь Его, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душею твоею.

30 Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его.

31 Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им (Втор.4:29-31).

Строго предостерегши народ против поклонения идолам, Моисей предупредил его и о последствиях небрежного отношения к этому предостережению. Прожив долгое время в Обетованной земле и почувствовав себя в безопасности, они могут забыть Господа и свою нужду в том, чтобы лишь Ему верить и Ему доверять. И тогда их легко соблазнят идолопоклонники, и они развратятся и тем навлекут на себя гнев Божий.

Небо и землю Моисей призвал во свидетели по причине их постоянства и неизменности, в отличие от страдающих непостоянством человеческих сердец. Наказание, которое постигнет Израиль, выльется в первую очередь в то, что они окажутся в рассеянии по всем народам, при гибели множества, и в предоставлении их на милость идолам, которым они отдались на служение. Это пророчество исполнилось во время Ассирийского и Вавилонского пленений.

Но и тогда Бог не оставит их, Он верен нерушимому завету, заключенному с Авраамом и подтвержденному Исааку и Иакову. Но со стороны народа им следовало покаяться и обратиться к Богу. Вот об этом и пойдет тема этого урока, то есть, о покаянии, выраженном в книге Второзаконие.

I «Кто дал бы…»!

Прочитаем текст Писания:

3 И сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом (Исх.16:3).

Обратим особое внимание на самые первые слова ропота израильтян: «О, если бы…». На древнееврейском стоят здесь два слова:

מִי ми – его значение: «кто».

נתן нафэн – его значение: давать, преподносить, позволять, предавать, приносить.

Тогда можно перевести это так: «О, кто дал бы нам еще там в Египте умереть от руки Господа!»

Древнееврейский язык, которым пользовались в Библейские времена, полон идиом. Что такое идиома? Это оборот речи, значение которого не определяется буквальным значением входящих в него слов. Данный текст, который мы взяли, как раз и является примером применения одной из идиом. В русском языке мы тоже имеем ряд идиом, например, «Да пропади ты пропадом»; «остаться с носом»; бить баклуши»; «дать сдачи»; «валять дурака»; «точка зрения»; «без царя в голове»; «душа в душу»; «тютелька в тютельку»; «шито белыми нитками» и тому подобное.

Древнееврейское словосочетание ми нафэн, переведенное в синодальной Библии как «О, если бы…!» – это идиоматическое выражение, которое буквально означает «кто даст»; или в данном контексте в прошедшем времени «кто дал бы». Оно часто используется для того, чтобы представить глубокое желание, некоторого рода это риторический вопрос о, казалось бы, невозможном исходе.

В самом деле израильтяне, которые роптали еще в самом начале путешествия, не очень-то желали в буквальном смысле, чтобы Бог их там в Египте уничтожил. Высказав эту идиому, которая понятна была в те ветхозаветные времена, они этой фразой «ми-нафэн» выразили свое отчаяние, полное разочарования в том, с чем они столкнулись, потому что считали, что «попадут с корабля сразу на бал». Между прочим – это тоже идиома; но их ожидания не оправдались. Кто в этом виноват? Бог? Да нет, они сами.

И такие идиомы встречаются в Писании неоднократно. В 5 главе книги Второзаконие, сразу же после слов Декалога, стоят слова Моисея. И вот что он пишет:

22 Слова сии изрек Господь ко всему собранию вашему на горе из среды огня, облака и мрака громогласно, и более не говорил, и написал их на двух каменных скрижалях, и дал их мне.

23 И когда вы услышали глас из среды мрака, и гора горела огнем, то вы подошли ко мне, все начальники колен ваших и старейшины ваши,

24 И сказали: вот, показал нам Господь, Бог наш, славу Свою и величие Свое, и глас Его слышали мы из среды огня; сегодня видели мы, что Бог говорит с человеком, и сей остается жив;

25 Но теперь для чего нам умирать? ибо великий огонь сей пожрет нас; если мы еще услышим глас Господа, Бога нашего, то умрем,

26 Ибо есть ли какая плоть, которая слышала бы глас Бога живого, говорящего из среды огня, как мы, и осталась жива?

27 Приступи ты и слушай все, что скажет тебе Господь, Бог наш, и ты пересказывай нам все, что будет говорить тебе Господь, Бог наш, и мы будем слушать и исполнять.

28 И Господь услышал слова ваши, как вы разговаривали со мною, и сказал мне Господь: слышал Я слова народа сего, которые они говорили тебе; все, что ни говорили они, хорошо (Втор.5:22-29);

И вот сразу же он приводит слова Бога, которые также начинаются этой идиомой: «Кто дал бы…). Мы читаем:

29 О, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек! (Втор.5:29).

Эта фраза: «О, если бы…» (Кто дал бы…) выражает идею стремления, страстного желания. Бог произнес фразу, обычно связанную со слабостью и ограниченностью человека. Но Бог, действуя в рамках свободы выбора в этой великой борьбе между добром и злом, мог лишь выразить Свое стремление и страстное желание. Он может лишь на непослушных, созданных Им людей, в ответ на их вероломное сопротивление Его воле посылать влияние Своего Духа с призывом покаяться в грехах и следовать за Ним. Но свобода выбора в любом случае остается за человеком. Вот Он и высказал: «О, кто бы мог дать им такое сердце, чтобы они боялись Меня и соблюдали заповеди Мои»!

II Взыщи Господа и найдешь Его

Прочитаем текст Писания:

25 Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов твоих, и, долго жив на земле, вы развратитесь и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его,

26 То свидетельствуюсь вам сегодня небом и землею, что скоро потеряете землю, для наследования которой вы переходите за Иордан; не пробудете много времени на ней, но погибнете;

27 И рассеет вас Господь по всем народам, и останетесь в малом числе между народами, к которым отведет вас Господь;

28 И будете там служить богам, сделанным руками человеческими из дерева и камня, которые не видят и не слышат, и не едят и не обоняют (Втор.4:25-28).

Печальные предсказания были даны израильтянам, и, читая дальнейшую их судьбу, мы видим, что так все и произошло. Нет, нет, Бог не предопределил им такую судьбу, Он предвидел, потому что Он заранее знает, что произойдет. Читая седьмую главу Даниила, мы видим предсказания взлетов и падений мировых империй. Изучая историю, мы сегодня видим, как в точности все исполнилось.

Вспомните последние часы, проведенные Христом с учениками. Он предсказал, что все они разбегутся. А о Петре Он предрек более подробно, что, прежде чем пропоет петух, он трижды отречется от Него. Так все и произошло, потому что Господь знает конец от начала. Однако Его предвидение никак не влияет на свободу нашего выбора.

Так и в отношении израильского народа: еще до того, как привести их в обетованную землю, Господь знал, что они будут делать в этой земле. Но, рассуждая на тему их отступления, мы забегаем наперед в их судьбу, в трудные для них моменты их жизни. Об этом говорит наш памятный стих, и мы вновь обращаемся к нему. Допустив перенести народу завета тяжелые годы, когда они были унижены, как рабы отведены в плен, Бог имел самый крайний план, именно таким способом привлечь их снова к Себе. Предвидя это время, Он говорит:

29 Но когда ты взыщешь там Господа, Бога твоего, то найдешь Его, если будешь искать Его всем сердцем твоим и всею душею твоею.

30 Когда ты будешь в скорби, и когда все это постигнет тебя в последствие времени, то обратишься к Господу, Богу твоему, и послушаешь гласа Его.

31 Господь, Бог твой, есть Бог милосердый; Он не оставит тебя и не погубит тебя, и не забудет завета с отцами твоими, который Он клятвою утвердил им (Втор. 4:29-31).

Этот образ свидетельствует о том, что Божий народ постоянно нуждался в покаянии. Чтобы вернуться снова из плена в Обетованную землю, необходимо покаяться. Моисей, все это предвидя наперед, предупреждал их, что, когда они поселятся в этой земле, они будут искушаемы считать, что, достигнув своего пункта назначения, им не нужно больше чего-то остерегаться. Приведу пример: для того, чтобы на лодке плыть против течения, надо постоянно грести. Вы согласны? Опустив руки, лодка не останется на одном месте, ее отнесет вниз по течению. Расслабившись, народ стал терять связь с Богом, и как следствие, Его закон оставался в пренебрежении. А там уже и поклонение идолам стало им нравиться. И так все дальше и дальше от Бога. И вот они оказались в рабстве.

Способствовали падению еще и лжепророки, которые, вместо того, чтобы указывать на грехи народа, успокаивали их иллюзией мира, говоря: «Мир! Мир!» Но мира не было. Однако были и пророки Божьи, такие как Иеремия, который побуждал народ пробудиться и покаяться. Он напоминал им их прежние времена, когда они были на стороне Бога, говоря: «Расспросите о путях древних» (Иер.6:16). В библейской концепции покаяния мы видим иронию: прогресс означает возвращение назад.

Этот первый шаг возвращения на «путь древний» к Богу будет сделан в бедственное время. Когда люди понимают, что находятся в безнадежной ситуации, которая является результатом их неверности и идолопоклонства, тогда единственный выход – обратиться к Богу «всем своим сердцем (Втор.4:29). Им не следует бояться возвратиться к Господу и полностью положиться на Него. Почему? Потому что Бог готов их принять. Главный аргумент Моисея, чтобы убедить народ в готовности Господа откликнуться, состоит в описании Божьего великого милосердия.

Заглядывая еще вперед, когда Христос учредил уже новозаветную церковь и, казалось бы, избраны были самые преданные Христу люди, вспомните, что с ними произошло? Читая о христианах уже первого столетия, мы имеем печальные сведения:

4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.

5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься (Откр. 2:4-5).

Снова та же ирония: прогресс означает возвращение назад: покайся, твори прежние дела, вспомнив, откуда ты ниспал.

III «Если обратишься…»

Прочитаем текст Писания:

1 Когда придут на тебя все слова сии — благословение и проклятие, которые изложил я тебе, и примешь их к сердцу своему среди всех народов, в которых рассеет тебя Господь Бог твой,

2 И обратишься к Господу Богу твоему и послушаешь гласа Его, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои от всего сердца твоего и от всей души твоей, —

3 Тогда Господь Бог твой возвратит пленных твоих и умилосердится над тобою, и опять соберет тебя от всех народов, между которыми рассеет тебя Господь Бог твой.

4 Хотя бы ты был рассеян до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой, и оттуда возьмет тебя,

5 И приведет тебя Господь Бог твой в землю, которою владели отцы твои, и получишь ее во владение, и облагодетельствует тебя и размножит тебя более отцов твоих;

6 И обрежет Господь Бог твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы ты любил Господа Бога твоего от всего сердца твоего и от всей души твоей, дабы жить тебе;

7 Тогда Господь Бог твой все проклятия сии обратит на врагов твоих и ненавидящих тебя, которые гнали тебя,

8 А ты обратишься и будешь слушать гласа Господа и исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня;

9 С избытком даст тебе Господь Бог твой успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей; ибо снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя тебе, как Он радовался об отцах твоих,

10 Если будешь слушать гласа Господа Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу Богу твоему всем сердцем твоим и всею душею твоею (Втор.30:1-10).

В этом тексте вперемешку со словами благословения и проклятия, три раза стоит слово «обратишься».

1 «И обратишься к Господу…» (2 стих);

2 «А ты обратишься и будешь слушать гласа Господа…» (8 стих);

3 «Если обратишься к Господу Богу твоему…» (10 стих).

Это слово на древнееврейском שׂוב шув имеет значение: возвращаться, поворачиваться назад, обращаться. В богословии это устойчивое слово. Оно употребляется вместе с таким словом, как «покаяние». Покаяние и обращение идут рука об руку. Покаяться – значит сожалеть о соделанных грехах; а обращение – это разворот на 180 градусов. Если человек уходил от Бога, был к Нему спиной, то он обращается и, развернувшись, идет к Нему навстречу.

Горячо убеждая народ повиноваться Господу и Его заповедям, Моисей провозгласил перед ним благословение и проклятие именно с целью убеждения и побуждения. Однако он слишком хорошо знал переменчивый характер своего народа и его упорство, а потому сознавал, что отступничество израильтян в сущности – неизбежно, и наихудшие проклятия падут на их головы: они будут изгнаны с земли и рассеяны среди всех народов. Но и сквозь мглу веков, отмеченных сменяющими друг друга проклятиями и благословениями, Моисей предвидел то великое благословение, каким благословит Бог Израиль, когда он наконец одумается и примет Божье слово к сердцу.

Данная идея проста и однозначна: если вы все испортите, в результате вас и вашу семью постигнут ужасные последствия. Вот что делает грех. Однако даже тогда вы можете покаяться, и Господь примет и благословит вас. Так и произошло с израильтянами, несмотря на полнейшее нарушение и разрыв ими завета, Господь еще не отказался от них. Если же они не хотели, чтобы Он окончательно оставил их, то могли проявить это желание посредством покаяния и истинного обращения к Нему.

В конечном счете израильтянам пришлось сделать выбор вернуться к Богу и повиноваться Ему всем своим сердцем. Вот почему народу было дано чудесное обетование: если они возвратятся к Богу или другими словами: обратятся к Нему, повернутся к Нему лицом, Он вновь примет их, потому что в любви Своей Бог только этого и ждал. Говорят, что для Бога самое радостное и драгоценное – это увидеть слезы раскаяния.

Христос рассказал притчу о блудном сыне, раскрывая в ней любовь Бога к кающемуся грешнику. Когда сын собрался уходить, отец не держал его за руку, он, хоть и с горечью на сердце, отпустил его в дальнюю страну, потому что это принцип Неба – свобода выбора. Но отец ждал с нетерпением его возвращения. Блудный сын не застал отца врасплох, отец постоянно всматривался вдаль, не возвращается ли мой сын? И дождался.

Отвечая на побуждения Бога, народ израильский должен был искренне раскаяться в своих грехах. Именно эта истина отражена во Второзаконии 30:1-10.

IV Покаяние и обращение в Новом Завете

Прочитаем текст Писания:

1 В то время в Иудейской пустыне появился с проповедью Иоанн Креститель.

2 И говорил он: «Покайтесь, вот теперь уже близко Царство Небесное!»

3 Это о нем говорил пророк Исаия: «Голос слышен громко взывающего в пустыне: “Приготовьте путь, по которому идет Господь! Выровняйте перед Ним все ухабы на дороге!”»

4 Сам Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным поясом; а питался он в основном акридами и медом диких пчел.

5 И приходили к нему жители Иерусалима, всей Иудеи и Иорданской долины;

6 И были крещены им в водах реки Иордан все, исповедовавшие свои грехи.

7 Увидев, что приходят к нему креститься многие фарисеи и саддукеи, он предупредил их, говоря: «Вы, змеиный выводок, кто внушил вам, что вы сможете избежать грядущего возмездия в судный день?

8 Жизнью своей покажите, что вы действительно хотите измениться;

9 И не думайте, что избежите наказания лишь потому, что Авраам – ваш прародитель. Я же говорю вам, что Бог может даже эти камни оживить и из них сделать потомство Аврааму.

10 Уже и топор приготовлен, чтобы рубить деревья под самый корень, потому что дерево, которое не приносит хорошие плоды, срубают и бросают в огонь.

11 Я крещу вас в воде в знак покаяния, идущий же за мной сильнее меня. Я недостоин понести за Ним обувь Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем.

12 В руках у Него лопата, которой Он провеет пшеницу на току, отделяя зерно от мякины; зерно Он соберет в амбар, а мякину сожжет огнем неугасимым» (Матф.3:1-12 ПС).

Проповедь Иоанна была решительной и имела два аспекта:

1) Сотериологический («сотериология» – это учение о спасении через Иисуса Христа), т. е. это призыв к покаянию.

2) Эсхатологический – возвещение о том, что приблизилось Царство Небесное.

Учение о грядущем царстве было иудеям хорошо известно из Ветхого Завета. Но мысль о том, что прежде, чем войти в него, необходимо покаяться, была для них новой, и для многих она стала «камнем преткновения». Ведь иудеи считали, что им, как детям Авраама, автоматически гарантирован доступ в царство Мессии.

Иоанн же проповедовал, что перемена мыслей и сердца (покаяние) есть то предварительное условие, без исполнения которого они не пригодны для этого Царства. Между тем, иудеи просто не сознавали, как далеко ушли они от закона Божьего и тех требований, которые Бог предъявлял им через пророков.

Эсхатологический аспект проповеди Иоанна Крестителя порождает немалые проблемы для современных комментаторов Библии. Не все богословы понимают одинаково смысл этой части его проповеди, и даже среди богословов консервативной школы существуют на этот счет разногласия. Что же проповедовал Иоанн? Он провозглашал, что «грядет царство», т. е. некое новое «правление». Это правление будет небесным (Царство Небесное). Ученики тоже не понимали Христа, они ждали, что Христос установит здесь на земле Царство, и они уже подбирали себе почетные министерские места в этом новом Царстве.

Во всяком случае, Иоанн проповедовал, что Царство Небесное приблизилось, олицетворенное в пришедшем Мессии, через Которого Божье правление должно будет осуществляться. Креститель же готовил Ему «путь». Не случайно никто из слушавших Иоанна не спрашивал его, о чем он говорит, – ведь учение о том, что Мессия станет управлять новым царством, красной нитью проходит через ветхозаветные пророчества. Но в связи с этим народу предъявлялось требование – покаяться.

Иисус Христос Свое служение также начал с призыва к покаянию. Прочитаем текст Писания:

14 После того, как Иоанн был арестован, Иисус вернулся в Галилею, где начал провозглашать Евангелие Божье.

15 И говорил Он: «Время истекло и приблизилось Царство Божье; кайтесь и верьте в Евангелие» (Марк.1:14-15 ПС).

Проповедь Его сводилась к двум заявлениям и к двум повелениям. Первым заявлением – исполнилось время – выражалась та мысль, что назначенное Богом время подготовки к приходу Мессии и ожидания Его (ветхозаветная эра) завершилось – в полном соответствии с Божьим планом.

Второе заявление – приблизилось Царствие Божие – определяет суть Евангелия. Царствие Божие, о котором Он говорил, Его слушатели готовы были отождествить со столь долго ожидаемым ими мессианским царством, предсказанным в Ветхом Завете. Итак, время принять решение наступило, потому что Иисус ожидал от Своих слушателей соответствующего отклика на два Его требования: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Покаяние и вера связывались Им в одно целое, они не распадались на два последовательных действия. «Покаяться» означало обратиться или отвратиться от дел, которые опирались на человеческое «Я». «Веровать» – здесь подразумевает всецелую отдачу себя объекту истинной, не ошибочной веры, то есть принять Евангелие и доверить себя Иисусу, как Сыну Божьему и как истинному Спасителю от грехов.

Мы видим – будь то Иоанн Креститель, обращающийся непосредственно к религиозным лидерам, или Иисус — к народу в целом, идея покаяния одна и та же. Мы – грешники, и, хотя Христос пришел спасти грешников, нам нужно покаяться в своих грехах. И это покаяние, будь то отступника или верного христианина, впавшего в грех, или новообращенного, включает в себя отказ от наших старых греховных путей и привычек. Мы должны признать свою греховность, сожалея о самом грехе, а не только о последствиях. Далее мы должны сделать сознательный выбор избавиться от грехов, полностью полагаясь на заслуги Иисуса «слушать гласа Господа, Бога твоего» (Втор.15:5).

Некоторые исследователи Библии видят в Новом Завете отголоски идеи покаяния, выраженной во Второзаконии. Например, когда Петр обвиняет народ в распятии Иисуса, многие из людей «умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?» (Деян.2:37). То есть, сознавая свой грех, они сожалели о нем («умилились сердцем») и хотели знать, что им теперь делать, чтобы быть праведными перед Богом, Которого они оскорбили.

Возлюбленные Господом братья и сестры, разве у нас не та же самая ситуация, что и у них? Разве мы уже не грешники и ничем Бога не оскорбляем? Если древним звучал призыв к покаянию, чем мы лучше? Призыв: «Покайтесь и обратитесь от злых дел своих» – звучит и в наших ушах. Аминь? Аминь.

Заключение

Итак, давайте проверим, истинно ли наше покаяние? Сколько раз мы просили прощения у обиженного нами человека? Это серьезные вопросы, но пусть они останутся риторическими, и каждый пусть сам для себя ответит на них.

Желаю вам, дорогие мои читатели и слушатели, Божьего благословения. До следующего урока.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Видеоматериалы, Субботняя школа

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"