Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №10 «Помни, не забудь…»

29-11-2021, Комментариев нет

Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №10 "Помни, не забудь..."Мы приступаем к десятому уроку в этом квартале; и я приветствую вас, мои дорогие читатели и слушатели.

Этот урок имеет название «Помни, не забудь…». Благо, если есть что вспомнить хорошее. А если кто-то пережил нечто ужасное? Стоит ли это вспоминать? Тоже стоит. Почему? Чтобы не повторить прошлое.

У въезда в бывший концлагерь Аушвиц (это польский город Освенцим, переименованный немцами в Аушвиц) есть мемориальная доска с цитатой философа Джорджа Сантаяны, которая взывает к памяти каждого, входящего в то место: «КТО НЕ ПОМНИТ СВОЕГО ПРОШЛОГО, ОБРЕЧЕН ПЕРЕЖИТЬ ЕГО ВНОВЬ». Германия помнит свое прошлое, поэтому она столь лояльна ко всем народам и принимает беженцев из стран, где их притесняют. Память, особенно об ошибках, приводит к покаянию.

Наш памятный стих (он потому и называется памятным, что его надо зазубрить и никогда не забывать) – как раз и призывает помнить и не забывать. Что именно израильский народ должен был помнить? Я процитирую этот стих:

7 Помни, не забудь, сколько ты раздражал Господа, Бога твоего, в пустыне: с самого того дня, как вышел ты из земли Египетской, и до самого прихода вашего на место сие вы противились Господу (Втор.9:7).

Где-то там на воротах при въезде в Иерусалим, может следовало бы повесить эти слова, записанные на большом плакате. Но израильтяне эти слова вспоминать не хотели, они помнили только, что они дети Авраама, и место в Царстве Божьем им гарантировано.

На этом уроке мы рассмотрим, как в книге Второзаконие выражен важный принцип – помнить и не забывать об участии Бога в нашей жизни.

I Вспоминая радугу.

Вы помните, где в Библии первый раз упоминается слово «ПОМНИТЬ»? Мы читаем:

1 И вспомнил Бог о Ное…и о бывших с ним в ковчеге (Быт.7:1).

Второй раз о том, что Бог вспомнил, читаем мы в девятой главе:

8 И сказал Бог Ною и его сыновьям:

9 «Вот, Я устанавливаю завет Мой с вами и потомками вашими после вас;

10 И со всяким живым существом, со всеми, кто вышел с вами из ковчега: с птицами, со скотом и со всеми зверями – со всеми живыми существами на земле;

11 Вот суть Моего завета с вами: больше никогда все живое не будет истреблено водами потопа, потому что впредь потопа на опустошение земли никогда не будет».

12 И сказал Бог: «Вот знак завета, который Я устанавливаю между Мной и вами, и между всяким живым существом, которое с вами, на все грядущие времена:

13 Я помещаю радугу Мою в облаках, да будет она видимым гарантом завета между Мной и живущими на земле;

14 Когда Я буду собирать облака над землей, тогда в них будет появляться радуга;

15 И Я вспомню завет Мой, который между Мной и вами, и между всеми тварями, живущими на земле; вода никогда больше не будет изливаться потопом для уничтожения всего живого.

16 Всякий раз, когда радуга появится в облаках, Я увижу ее, и она напомнит Мне о вечном завете, который Я заключил со всеми живыми существами, какие есть на земле».

17 И сказал Бог Ною: «Вот таков знак завета, который Я установил между Мной и между всеми живыми существами на земле» (Быт.9:8-17 ПС).

Бог спускается здесь до примитивности человеческого мышления и его действий. Вы только вдумайтесь в слова Бога: «Когда увижу Я появившуюся радугу, Я вспомню завет Мой…». Неужели мы в самом деле так понимаем и представляем Бога таким же забывчивым, как и мы? Нет. Бог на уровне нашего мышления раскрывает Свои действия, чтобы нам по аналогии с нашим мышлением и нашими действиями хоть как-то представить действия Бога.

Безусловно, Богу не нужна радуга, чтобы помнить Свое обещание и Свой Завет. Радуга предназначена для нас, людей, чтобы мы помнили о Божьем обещании и завете больше не уничтожать мир водой. Всякий раз, когда появляется радуга, народ Божий вспоминает не только о Божьем суде над грешным миром, но также и о Его любви к этому миру.

Установление радуги как знака завета, подтверждающего обещание о том, что никогда больше не будет потопа, предполагает, что тогда она впервые появилась в облаках небесных. Это еще одно свидетельство того, что до Потопа не было дождя. Радуга создается преломлением и отражением солнечного света через капли дождя в форме шара, на которые падают лучи.

Но это не главное в этом феномене, вся суть заключается в том, что, взглянув на радугу, мы тут же вспоминаем печальную историю допотопного мира, и не Бог виноват в случившемся, народ настолько деградировал в греховной жизни, что оставлять этот «гнойник» просто было уже невыносимо. И, глядя на радугу, столь красочную, состоящую из семи цветов, мы не можем не увидеть полноту благодати и милости Бога по отношению к человечеству.

II Вспоминайте о временах прежних

Прочитаем текст Писания:

32 Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему?

33 Слышал ли какой народ глас Бога, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты?

34 Или покушался ли какой бог пойти, взять себе народ из среды другого народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте пред глазами твоими?

35 Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь есть Бог, и нет еще кроме Него;

36 С неба дал Он слышать тебе глас Свой, дабы научить тебя, и на земле показал тебе великий огонь Свой, и ты слышал слова Его из среды огня;

37 И так как Он возлюбил отцов твоих и избрал вас, потомство их после них, то и вывел тебя Сам великою силою Своею из Египта,

38 Чтобы прогнать от лица твоего народы, которые больше и сильнее тебя, и ввести тебя и дать тебе землю их в удел, как это ныне видно.

39 Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Него.

40 И храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе навсегда (Втор.4:32-40).

Сказав о будущем, Моисей заговорил о временах прежних – от начала Творения до происшедшего на Синае. Весь опыт отношений Израиля с его Богом был совершенно уникальным. Никакой другой народ не мог бы утверждать, что слышал голос Бога, говорящего из среды огня. Никакой другой народ не мог бы указать на бога, который как бы заново воссоздал его, взяв его из… народа более сильного. А разве легко объяснить истинную причину этого исторического события?!

Голос Бога, необычайные явления и чудеса, великие и внушающие благоговейный ужас дела, такие, как, например, египетские казни, явления огненного столпа, разделение Красного моря, появление манны и все прочее – не оставляли сомнения, что именно Бог освободил израильтян. Он сделал это, демонстрируя Свои мощь и силу. «Рукою крепкою и мышцею высокою» – означает, что Он как бы простер над ними Свою могучую руку и держал ее над народом в течение сорока лет.

Великое чудо было явлено им, когда из огня, полыхающего на горе, слышали они голос Бога, говоривший им. Целью этого чуда было дать израильтянам познать не просто умом, но и на опыте, что только Господь есть Бог. Предоставленная им возможность слышать с неба Его устрашающий голос, а на земле видеть Его великий огонь, была направлена не столько на просвещение их ума, сколько на изменение их нравственной природы, а именно на привитие им духа покорности и на подавление их естественной человеческой склонности к дерзкой самонадеянности.

Все это должно было пробудить в них спасительный страх перед нарушением его заповедей. Глубокая озабоченность Господа нравственным просвещением Израиля объяснялась тем, что Он возлюбил их отцов и обещал им, согласно завета, любить и потомство их. В силу этой любви Он и освободил их из Египта. И намеревался изгнать из Ханаана другие народы, более сильные, чем Израиль, чтобы дать Израилю землю их в удел.

В свете такой избирательной милости и столь неповторимого откровения израильтянам следовало признать, что только Господь есть Бог, и держаться постановлений Его и заповедей. Только исполнив то и другое, могли бы израильтяне, процветая, долго жить на той земле. Слова «чтобы хорошо было тебе» произнесены в этой книге восемь раз, несомненно, для того, чтобы привлечь внимание к этому стимулу послушания (4:40; 5:16; 6:3,18; 12:25,28; 19:13; 22:7). Мысль о том, что праведность продлевает жизнь, а грех укорачивает ее, часто встречается в Ветхом Завете. Вот мы читаем:

1 Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое;

2 Ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе.

16 Долгоденствие — в правой руке ее, а в левой у нее — богатство и слава (Прит.3:1-2,16).

27 Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся (Прит.10:27).

Поэтому мы видим, что Господь не совершал всех этих дел бесцельно. Он искупил Свой народ, выполняя Свои обязательства по завету с ними. Израильтяне были освобождены из Египта и собирались войти в Обетованную землю. Бог выполнил Свои обязательства; теперь они были призваны выполнить свои, которые сводились просто к послушанию.

III Берегись…чтобы тебе не забыть

Прочитаем текст Писания:

9 Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам твоим и сынам сынов твоих, –

23 Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой (Втор.4:9,23).

Какие глаголы доминируют в этих стихах? «Берегись» и «храни». Цель? «Чтобы не забыть». Что не забыть? «Завет, заключенный с Богом».

Торжественное наставление, чтобы береглись (оно много раз встречается во Второзаконии) и тщательно хранили душу свою, исходит из того, что израильтяне постоянно рисковали впасть в грех, который каждый раз ставил их на грань уничтожения как народ. Грехом этим было в основном идолопоклонство. Евреи могли стать языческим народом по одной из двух взаимосвязанных причин.

Развращенность человеческого разума столь значительна, что великие дела, которые Бог совершил для Своего народа (к примеру, вывел его из Египта и дал ему Закон при Хориве) могли померкнуть в их сознании, во избежание чего они нуждались в постоянном напоминании самим себе об этих замечательных деяниях Божиих. Это первая причина.

Вторая причина была в том, что по лени или апатии родители могли и не наставить в отношении этого детей своих, и те в результате стали бы идолопоклонниками. Во Второзаконии особое значение придается не священникам или религиозным вождям, а именно родителям – как лицам, которые несут ответственность за духовное воспитание своих детей.

Бог доверяет откровение великих дел Своих – таких, как передача Закона на Синае, верным и ревностным хранителям и распорядителям, которым нельзя забывать доверенного им и следует передавать это детям и детям детей своих.

Хотя Моисей знал, что ему не войти в Обетованную землю, он продолжал желать этого. Потому-то он вновь упоминает о недовольстве, которое вызвал у Бога, а израильтянам повторяет, что его не будет с ними, чтобы удерживать их от идолопоклонства. Он, однако, не сомневался, что Господь не допустит, чтобы Его повеление осталось неисполненным. Подобно огню поедающему, Он очистит все, что представляет ценность (как очищаются в огне ценные металлы), и уничтожит все, не имеющее цены.

А будучи Богом Ревнителем, Он не допустит, чтобы почести, предназначенные только Ему, воздавались кому-то другому. Вспомните, как пророк Исаия описывает слова Божьи на этот счет:

8 Я Господь, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам (Ис.42:8).

11 Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному (Ис.48:11).

Вот почему Израилю надо было быть начеку. Мы читали: «Берегись и самым тщательным образом следуй завету, и не забывать его».

IV «Будете есть и насыщаться»

Прочитаем текст Писания:

7 Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор,

8 В землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед,

9 В землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни — железо, и из гор которой будешь высекать медь.

10 И когда будешь есть и насыщаться, тогда благословляй Господа, Бога твоего, за добрую землю, которую Он дал тебе.

11 Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе.

12 Когда будешь есть и насыщаться, и построишь хорошие дома и будешь жить в них,

13 И когда будет у тебя много крупного и мелкого скота, и будет много серебра и золота, и всего у тебя будет много, —

14 То смотри, чтобы не надмилось сердце твое и не забыл ты Господа, Бога твоего, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;

15 Который провел тебя по пустыне великой и страшной, где змеи, василиски, скорпионы и места сухие, на которых нет воды; Который источил для тебя источник воды из скалы гранитной,

16 Питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро,

17 И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и крепость руки моей приобрели мне богатство сие»,

18 Но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим (Втор.7:7-18).

То обстоятельство, что Бог остановил Свой выбор на Израиле, никак не должно было вызывать у народа горделивого чувства. Потому что не по причине каких-либо особых добродетелей избрал его Бог. В сущности, малочисленность израильского народа первоначально скорее должна была служить в Его глазах препятствием при совершении выбора. Моисей приводит два соображения в пользу того, почему все-таки именно евреев избрал Бог. Во-первых, Господь возлюбил Израиль. Надо признать, что эта любовь была и остается тайной, потому что, как уже говорилось, отнюдь не добродетелям своим обязан ею народ.

Во-вторых, Он избрал их ради верности клятве, которой клялся отцам израильтян – Аврааму, Исааку и Иакову. Господь пообещал патриархам, что из их потомков составится могучий народ, который получит в наследие ханаанскую землю, и что Он всегда будет верен Своему слову. По этой-то причине и вывел Он израильтян из дома рабства.

Моисей подразумевал, что два вывода следует сделать израильтянам из избрания и искупления их Богом. Первый – что только Господь есть Бог, и что в Его силах осуществлять контроль над ходом истории, возвышать народы и уничтожать их. Второй вывод – что Он Бог верный Своим обещаниям. Выражение «тысячи родов» надо понимать, как «всегда» или «неизменно».

Однако, хотя Бог никогда не нарушит завета любви, заключенного Им с Израилем, отдельные представители этого народа, которые станут восставать против Него, будут судимы за это так же, как враги Божьи среди других народов («ненавидящие Его»). Следовательно, каждому еврею в отдельности надо было старательно исполнять Его заповеди, постановления и законы.

Подумайте, что принесла бы израильтянам их верность Господу. Они не только владели бы чудесной богатой землей, «в которой без скудости будут есть хлеб свой и ни в чем не будут иметь недостатка», но там они обрели бы благословение в избытке: стада крупного и мелкого скота, золото, серебро, добротные дома. То есть, им обещано было, что они будут иметь все материальные блага, которые предоставляет жизнь. Но все это изобилие – не самоцель. Эти благословения для того, чтобы в благоденствии они славили Бога и служили Ему. Но народ израильский обогащение сделал своей самоцелью.

И в этом огромное предостережение и нам, дожившим до последних веков – если Бог благословляет нас изобилием жизни, то за это нам следует воздавать Ему славу, делиться с нуждающимися и, живя в достатке, выполнять ту задачу, которая поставлена нам. Израильтяне должны были своей жизнью и словом приводить языческие народы к Богу. А перед нами поставлена задача возвещать миру трехангельскую весть. Это надо помнить и об этом не забывать. Именно об этой забывчивости Господь и предостерегал. Но, согласно более поздним пророкам, именно это с израильским народом и произошло. Обогатившись, они забыли Бога и стали служить идолам.

V «Помни, что ты был рабом»

Прочитаем текст Писания:

15 И помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою (Втор.5:15).

Что, по словам Господа, никогда не должен был забывать народ и почему?

На вопрос: «что»? – ответ понятен, что он сам был рабом. А вот над вопросом «почему» – следует поразмыслить. Намек в самом тексте есть: «Господь вывел тебя оттуда». Или другими словами: «Вы были рабами, но Господь освободил вас от рабства, и вы учтите это, и всегда вспоминайте об этом». Что даст это воспоминание? Оно напомнит им об их Благодетеле, и каждое воспоминание об этом должно было служить тормозом, чтобы не изменять Богу и не нарушать Его завет.

Так на протяжении всего их пребывания в Обетованной земле Господь постоянно через пророков возвращал мысли народа к их истории, к Исходу, к их чудесному избавлению из египетского рабства.

Как эти слова заповеди касаются нас? Что мы видим в этих словах, записанных в четвертой заповеди? Как буквальный Израиль был освобожден из египетского рабства, так и народ Божий сегодня был освобожден от рабства греха. Суббота становится для христианина памятником не только творения, но и воссоздания образа Божьего в его собственном сердце и разуме. Таким образом, суббота является знамением творения, искупления и освящения.

Ап. Павел, обращаясь к христианам из язычников, пишет:

8 Итак, спасение ваше – это поистине благодать Божья, это Его дар, вы ничего не сделали для этого; спасение получили вы только через веру,

9 А не за дела, чтобы никто не имел никакого повода хвалиться ими.

10 Потому что мы – Божье творение, и по Его предопределению предназначены для совершения добрых дел во Христе Иисусе.

11 Поэтому не забывайте, кем вы были раньше! Ведь вы принадлежали к тем народам, которых называли необрезанными те, кто обрезан рукотворным, так сказать, плотским обрезанием.

12 Как бы то ни было, жили вы тогда без упования на Христа, находясь вне израильского общества и, чуждые заветам обетования, лишенные всякой надежды, были атеистами в этом мире.

13 Теперь же вы в союзе с Богом, те, кто был некогда далек от Него, соединились с Ним через кровь, пролитую Христом (Ефес.2:8-13 ПС).

У каждого есть свои воспоминания, откуда вывел его Господь. Израильтян – из Египта, язычников – от идолов, у нас – свое прошлое, откуда нас вывел Господь. Исключительная благодать Господа, дарованная всем людям, чуждым заветов обетования, сделала их теми, кем они стали во Христе Иисусе. Для иудеев ли в пустыне, для христиан ли в Ефесе или для адвентистов седьмого дня в любой точке мира – насколько важно для нас всегда помнить и не забывать, что Бог совершил для нас во Христе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, не изменилось ли что-либо для нас сегодня как на общецерковном уровне, так и на личном? Это серьезный вопрос, но пусть он останется на уровне риторического, на который каждый может дать ответ себе лично. Потому что такая тенденция у нас, людей, есть, нам очень легко забыть то, что Бог совершил для нас. Да сохранит вас Господь от этого, братья и сестры. Божьего вам всем, всем благословения.

Пастор Александр Серков


Рубрика: Библейские исследования, Видеоматериалы, Субботняя школа

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"