Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №12 «Второзаконие в Новом Завете»
Мы подходим уже к завершающему этапу изучения уроков в этом квартале. Сегодня нам предстоит рассмотреть предпоследний урок, который имеет название: «ВТОРОЗАКОНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ».
В памятном стихе к этому уроку записаны слова Христа, которые Он взял из книги Второзаконие. Вот что мы читаем:
4 Иисус же ответил ему: «Написано: “Человек живет не только хлебом; но каждым словом, исходящим от Бога”» (Матф.4:4 ПС).
Вы же помните, кому Христос сказал это. Это ответ дьяволу на его искушение, когда тот предложил Христу: «Если Ты Сын Божий, вымолви слово, чтобы эти камни стали хлебами!» (Матф.4:3 ПС).
В первом веке авторы новозаветных Писаний опирались на Писания Ветхозаветных авторов. Что удивительно, Писания в те времена не имели ни глав, ни стихов (эту разбивку сделали уже позже). Цитируя Писания, просто говорили: «Так написано» или «Как читаешь», или часто Христос говорил: «Да сбудутся Писания» и цитировал слова из него.
Новозаветные авторы часто использовали текст Писания, как аллюзию, чтобы обосновать и подкрепить свои утверждения. Например, книга Откровения вся пронизана аллюзиями на Писания Ветхого завета. В теме этого урока мы обратимся лишь к тем местам в Новом завете, которые опираются на книгу Второзаконие, так как мы изучаем именно ее.
I «Написано»
Прочитаем текст Писания:
1 После этого Дух привел Иисуса в пустыню, где Ему предстояло перенести искушения от дьявола.
2 Сорок дней и сорок ночей провел Он без еды и напоследок ощутил непреодолимый голод.
3 Тогда подошел к Нему искуситесь и сказал: «Если Ты Сын Божий, вымолви слово, чтобы эти камни стали хлебами!»
4 Иисус же ответил ему: «Написано: “Человек живет не только хлебом; но каждым словом, исходящим от Бога”».
5 Затем привел Его дьявол в священный город, поставил на самую высокую башню храма
6 И сказал: «Если Ты все же Сын Божий, бросься вниз, ведь написано: “Ангелам Своим Он повелит оберегать Тебя, и на руках они понесут Тебя, и Ты даже ногой Своей не споткнешься о камень”».
7 На что Иисус ответил ему: «Написано также: “Не искушай Господа, Бога твоего”».
8 Наконец, дьявол привел Иисуса на очень высокую гору, показал Ему все царства мира в их славе и величии
9 И сказал: «Все это я дам Тебе, если Ты, преклонив передо мной колени, поклонишься мне».
10 Иисус ответил ему: «Прочь с Моих глаз, сатана! Писание ясно говорит: “Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”».
11 Дьявол тут же оставил Иисуса, и ангелы стали служить Ему (Матф.4:1-11 ПС).
Это тот текст, в котором описывает Матфей искушение Иисуса после Его сорокадневного поста. Мы видим, что и Христос, и дьявол применяли слова из Писания, говоря: «Написано». Но, в отличие от дьявола, Христос применял текст Писания в его контекстуальном значении, а дьявол искажал контекст предлагаемых им слов Иисусу. И это очень важно знать, так как и сегодня многие вырывают стих из контекста и применяют его совсем в другом русле, не в том смысле, в каком он стоит в Писании.
Читая этот эпизод, стоит задуматься, для чего Иисусу нужно было перенести эти искушения от дьявола? Он во всем для нас пример, и Он показал нам то оружие, которым Он отражал искушения дьявола. Иисус принял на Себя человеческую природу, а вместе с ней и возможность поддаться греху. Ему было позволено встретить жизненную опасность, с которой встречается каждый из нас, рискуя потерпеть неудачу и потерять жизнь вечную. Только о Христе можно было сказать, что «Он был искушаем так же, как и мы, но Он остался безгрешным». В противном случае, если, как утверждают некоторые, Иисус, будучи Божественной Личностью, не мог поддаться искушению – тогда Его искушение было бы просто фарсом. Однако, нет, именно благодаря Своей человеческой природе Он испытал искушение по-настоящему. Иначе Он не мог бы помочь нам.
Давайте посмотрим, каким методом пользуется дьявол, когда подходит к человеку со своим искушением. Хочу сразу сказать, что есть такие горе-богословы, которые, кичась своей богословской степенью, смело заявляют, что нет никакого дьявола, и вообще в Писании нет такого раздела, как «демонология». И что никакой дьявол не искушал Христа, эта борьба, мол, была просто в Его сознании. Отвергайте таких толкователей, потому что это подтверждает, что они на стороне дьявола и пытаются именно таким образом отвлечь народ Божий от реальности.
Именно дьявол, этот падший ангел, приступил к Иисусу с искушением. Ни один из авторов Евангелий не дает ни малейшего намека на то, что искушение было субъективным переживанием, которое произошло исключительно в уме Иисуса.
Что примечательно, дьявол всегда нападает на человека в момент его величайшей слабости, потому что именно тогда – большая вероятность того, что человек падет. С надменным презрением сатана обратился к Тому, против Кого он так горько выступал на небесах, прежде чем был изгнан. На самом деле Иисус теперь больше походил на человека, готового умереть, чем на Сына Божьего, потому что Он был до крайности изнеможён после сорокадневного голодания.
Иногда во время Своего служения Иисуса просили подтвердить Свое Мессианство проявлением чудесной силы, но Он отказывался от этого. Чьи это были агенты? Того же дьявола, который подошел к Иисусу и предложил Ему превратить камень в хлеб, чтобы утолить свой голод. Вероятно, сатана указал на камни, лежащие на земле у ног Иисуса, некоторые из них, возможно, были похожи на хлеб. Вполне вероятно, что сатана подобрал один из камней и предложил его Иисусу, как когда-то он сорвал плод с запретного дерева и вложил его в руки Евы.
Во-первых, сатана знает, что искушения физической природы человека с большей вероятностью приведут к немедленному успеху. Во-вторых, он направляет свои искушения на ослабление и деградацию физических сил человека, прекрасно зная, что через физическую природу, через чувства он может получить доступ ко всему существу. Поэтому физическая природа должна постоянно находиться под контролем высших сил воли и разума, чтобы избежать гибели. Тело — это среда, через которую развиваются ум и душа, через которую формируется характер. Именно тот факт, что, будучи Сыном Божьим, Иисус действительно имел возможность утолить Свой голод, создавая пищу, – сделал это искушение реальным.
Искушение состояло в том, что сатана предложил Христу утолить Свой голод неправильным способом, то есть без учета того, какова может быть воля Отца. Предложение сатаны скрыто намекало на то, что Бог, должно быть, был недобр, если оставил Своего Сына одного страдать от голода, особенно когда в этом не было никакой необходимости. Видите, какой тонкий подход использовал дьявол. Мы также часто, будучи под искушением, всеми силами пытаемся оправдать предложенное нам искушение.
Христос не стал полагаться на свои чувства, Он ответил: «Написано…».
Доверие Христа Богу и Его знание Божьей воли были основаны на Слове Божьем. С детства Иисус усердно изучал Священные Писания и был близко знаком с ними. В этом заключался секрет Его силы противостоять искушению. Именно доверие приносит победу над миром, а доверие развивается через изучение Священных Писаний. Здесь Христос подтверждает, что следование написанному Слову Божьему имеет большую ценность и важность, чем даже совершение чуда. Цитаты Христа из Священного Писания по этому поводу были взяты из книги Второзакония.
Видя успех Иисуса в использовании текста из Писания, дьявол также прибег к этому же методу. Он сказал: «Если ты все же Сын Божий, бросься вниз». И использовал текст Писания, в котором дано обетование тем, кто полагается на Бога, и обещано им, что ангелы будут оберегать их…». Чем он исказил оригинальный текст из 90 Псалма? Обетование 90 Псалма относится к живущим под кровом Всевышнего, которые ходят путями Господа и уповают на Него. Господь обещает защитить их от случайных напастей. А дьявол предложил искусить Господа, чтобы Он бросился вниз с самой высокой башни храма.
В этом искушении Иисус возвращается к Втор. 6:16, где Моисей указал народу на их ропот в Массе, сказав: «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе». Христос ответил дьяволу этими же словами.
В третьем искушении дьявол стремился заставить Христа пасть и поклониться ему. Иисус не спорит с ним, не упрекает его, Он снова обращается к Слову Божьему, а именно к Второзаконию, где Господь предупреждал Свой народ о последствиях их отпадения и поклонения другим богам. Христос так и ответил ему: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
II Проклят повешенный на дереве
Прочитаем текст Писания:
1 О, неразумные галаты! Вас словно кто-то заворожил. Разве я не представил вам во всей ясности Иисуса Христа, распятого?
2 Я хочу спросить вас только об одном: по какой причине Бог дал вам Свой Дух, благодаря тщательному соблюдению предписаний закона или по вере в ту весть, которую вы услышали?
3 Неужели вы до такой степени лишены здравого смысла, что жизнь, начатую силой Духа, вы хотите теперь довести до совершенства своими собственными усилиями?
4 Вы так много претерпели, неужели все это было напрасно? Быть такое не может, чтобы все это было напрасным!
5 Бог наделяет вас Духом и совершает в вашей среде чудеса. Делает ли Он это потому, что вы соблюдаете закон или потому, что вы услышали Его весть и поверили ей?
6 Вспомните Авраама, ведь сказано о нем в Писании, что поверил он обещанию Бога, и это вменилось ему в праведность.
7 Видите, кто является настоящим потомком Авраама: это те, кто основал жизнь свою на вере.
8 Священные Писания также предсказывают, что Бог примет языческие народы на основе веры. Вот почему еще тогда Аврааму заранее была возвещена Благая весть: «Через тебя все народы получат благословение Бога».
9 Поэтому все, кто верит в Бога и доверяет Ему, будут, как и Авраам, благословенны.
10 С другой стороны, все те, кто возлагает свое упование на соблюдение закона, желая таким образом предстать перед Богом, как праведные, находятся под проклятием. Ведь написано: «Проклят всякий, кто не исполняет все в точности, что записано в книге закона».
11 Ясно же, что исполнением закона никто не получает оправдания перед Богом; только тот, кто верой становится праведным перед Богом, жив будет.
12 А согласно предписаниям закона, вера остается не у дел, ведь только тот, кто исполнит каждую букву закона, будет жить этим.
13 Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись ради нас проклятием, потому что написано: «Проклят всякий, повешенный на дереве» (Гал.3:1-13 ПС).
Ап. Павел ходил из города в город и насаждал церкви. Но дьявол тут же посылал своих агентов, чтобы сразу же в этих церквах посеять всевозможные ереси. Молодая церковь в Галатах показала свое непонимание, поддавшись влиянию лжеучителей. Не было веской причины для их решения отказаться от спасения по вере. Они были жестоко введены в заблуждение. Теперь Павел пишет им в надежде, что они увидят свою непоследовательность и отвернутся от очевидного заблуждения, в которое они впали.
Тон у Павла откровенный и строгий: «О неразумные галаты!» Принятие учения, провозглашавшее фактически, что смерть Христа не была необходимой (Гал.2:21), шло вразрез со здравым смыслом. Казалось, что кто-то околдовал галат, что они подпали под влияние злых сил. Павел так убедительно и наглядно проповедовал в Галатии распятого Христа, что, казалось, после этого никак невозможно было перевести взор с креста на закон. Тем не менее, так поступали галаты, и в этом им не было извинения.
С целью убедительно показать, что человеку для спасения необходима вера, Павел ставит четыре риторических вопроса:
- По какой причине Бог дал вам Свой Дух, благодаря тщательному соблюдению предписаний закона или по вере в ту весть, которую вы услышали? Этим вопросом Павел напоминает галатам о том времени, когда они, обратившись ко Христу, получили Духа Святого. Таким образом Павел не ставит под сомнение сам факт их спасения, но призывает их подумать о том, как или каким образом были они спасены и получили Духа Святого – верою или на основании дел. Конечно же, верою. Как церковь, состоявшая, в основном, из язычников, они вообще не имели никакого отношения к закону Моисея.
- Каким образом вы будете доводить свою жизнь до совершенства? Предполагая ответ на первый вопрос, что галаты сделались христианами по вере, Павел далее спрашивает у них, настолько ли они неразумны, что думают, начав свою христианскую жизнь посредством веры, продолжать ее, достигая духовного совершенства совсем другим путем, а именно – делами? Ведь, как раз это и предлагали им иудействующие христиане, между тем как нет изменения в средствах оправдания и освящения: они остаются одними и теми же. Законом не было предусмотрено, чтобы в его рамках действовал Дух Святой, совершая освящение. Галатийские верующие, возможно, полагали, что соблюдение древнего закона поможет им преуспеть в духовной жизни, но они ошибались.
- Неужели вы напрасно так много претерпели? Третий вопрос относит их к преследованиям, которым подверглись в Галатии и апостолы и новообращенные. Пережив тяжелые испытания в конце своего первого миссионерского путешествия, Павел и Варнава предупреждали уверовавших галат, что и их ожидают гонения за Христа (Деян. 14:21-22). По-видимому, эти гонения вскоре и начались, и вот теперь Павел напоминал о них галатам, замечая, что коль скоро они поворачиваются от благодати к закону, то не расписываются ли тем самым в ошибочности своей прежней позиции, а, следовательно, и в том, что потерпели без пользы. Апостол не хотел верить, что это действительно так, но это факт.
- На основании чего Бог совершал чудеса? Согласно книге Деяний Апостолов (14:3, 8-11) Бог Своею силою совершал среди галат чудеса. Любому было понятно, что эти сверхъестественные события происходили не потому, что галаты исполняли дела закона, а в результате того, что через наставление они приходили к вере. Галаты попросту не знали тогда закона, а Павел проповедовал им, что оправдание человек получает верою.
Иудействующие христиане считали, что Ветхий завет на их стороне, ссылаясь на Моисея, как на своего учителя. Однако Павел заглядывает дальше вглубь веков, привлекая внимание галат к Аврааму. Каким образом мог быть оправдан он, отец еврейского народа? Ответ прост и ясен. На основании Быт. 15:6 Павел заявляет: «Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность». Бог вменил Аврааму в праведность его веру в то, что Он силен исполнять Свои обещания, и так патриарх получил оправдание прежде, чем подвергся обрезанию (Быт. 17:24). Как же могли иудействующие христиане утверждать, что обрезание имеет важное значение для принятия человека Богом?
Нанося сильнейший удар по иудействующим христианам, Павел связывает прошлое с настоящим и заявляет, что, подобно тому, как Авраам был спасен по вере, по вере спасены и те, которые ныне называются сынами его. Он сам и его духовные наследники – как евреи, так и язычники, – все провозглашаются праведными по вере.
И такое заключение находится в полном соответствии с ветхозаветными Писаниями, в которых говорится: «в тебе (Аврааме) благословятся все народы» (Быт. 12:3). Значит, оправдание необрезанных язычников было уже предусмотрено в космическом аспекте Авраамова завета, раз Бог объявил эту благую весть Аврааму.
Апостол завершает эту часть дискуссии с подразумеваемыми лжеучителями заявлением, что, хотя предвидение Бога и Его условие оправдания относятся ко всем народам, благословение оправдания получают только верующие.
Указав на то, что, подобно Аврааму, галаты получили оправдание верою, Павел говорит далее о том, насколько в таком случае нелогично вновь полагаться на закон, как средство спасения.
Вопреки учению иудействующих христиан, закон не только никого не мог оправдать, но, напротив, всех делал виновными. Цитируя Втор. 27:26, Павел показывает, что закон требует совершенства, и что осуждение (клятва, т. е. проклятие) настигнет всякого, кто хоть в чем-то нарушит его. Нарушение и одной заповеди, пусть всего лишь однажды, подводит человека под осуждение; и так как скоро каждый живущий непременно где-то споткнется на этом, под клятвой окажутся все. Таким образом, предположение, что кто-то может добиться оправдания свыше лишь ценой своих человеческих усилий, полностью несостоятельно.
Приводя другую цитату из Ветхого Завета, Павел показывает, что даже в то время, когда действовал закон, никто не оправдывался пред Богом на основании соблюдения его, что следует из слов пророка Аввакума, написавшего: Праведный верою жив будет (Авв. 2:4).
Заканчивая эту мысль, Павел пишет галатам:
13 Христос искупил нас от проклятия закона, сделавшись ради нас проклятием, потому что написано: «Проклят всякий, повешенный на дереве» (Гал.3:13 ПС).
Положительный аспект развиваемой Павлом мысли подчеркнуто выражен в том, что для всех, кто нарушил закон и подпал таким образом под осуждение им, имеется надежда. Но не в человеке она, а во Христе, Который искупил нас от проклятия закона. Однако каким образом Христос искупил нас? Греческое слово ἐξαγοράζω «эксагарадзо» буквально означает «выкупил из рабства». Павел добавляет: «сделавшись за нас проклятием». Греческое слово κατάρα – катара.
Это прямое, сильно звучащее утверждение заместительного искупления как совершившегося факта: Христос понес на Себе кару всех повинных в нарушении закона. Таким образом проклятие закона было перенесено с грешников на Христа, Который один был безгрешным, и потому был в состоянии освободить людей от упомянутого проклятия.
В приводимой апостолом в подтверждение цитате из Втор. 21:23 содержится указание на то, что в ветхозаветные времена преступников вначале казнили (обычно побивали камнями), а затем вешали на столбе в знак отвержения их Богом. Я процитирую этот текст:
22 Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь его на дереве,
23 То тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом всякий повешенный на дереве, и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел (Втор.21:23).
Казнь Христа на кресте была свидетельством того, что Он подпал под Божие осуждение. Именно характер Его смерти и доныне мешает евреям верить в Него, и так будет до тех пор, пока они не поймут, что Он понес на Себе проклятие, предназначавшееся им.
III «Пророка … как меня, даст тебе Господь»
Прочитаем текст Писания:
15 Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня, даст тебе Господь Бог твой, — Его слушайте (Втор.18:15).
В отличие от вовлеченных в черную магию хананеев, которые слушали своих «прорицателей», «чародеев» и «обаятелей», израильтянам предстояло слушать Господнего Пророка. Вновь и вновь Господь предостерегал Израиль не следовать обычаям окружающих их народов. Напротив, они должны были стать свидетелями для этих народов. Евреи могли быть уверены, что «чреда пророков» не прервется после Моисея, потому что они с самого начала просили у Господа при Хориве, чтобы Бог говорил к ним через посредника.
Каждый пророк, которого воздвигнет Бог, непременно будет израильтянином, а поскольку истинный пророк говорит только те слова, которые слышит от Господа, Моисей обязывал народ повиноваться этим словам.
«Пророка… как меня, даст тебе Господь», – говорит Моисей, подразумевая Иисуса Христа, последнего из пророческой чреды – Великого посредника Нового Завета. И в сущности до него никто из пророков, начиная с непосредственного преемника Моисея — Иисуса Навина, с Моисеем сравниться не мог. Во Втор. 34:10 мы читаем: «Не было более у Израиля пророка такого, как Моисей»; под этим понимается, что не было среди людей пророка, наделенного такой силой и правом столь близких отношений с Богом, как он. И все же Моисей являлся образцом для любого из будущих пророков. Каждый из них должен был следовать его примеру всеми силами – и так до прихода Того, Кто даст Новый Завет.
На протяжении первого века нашей эры вожди иудаизма все еще ожидали исполнения того, что предсказал Моисей. Апостол Петр говорил им, что нет смысла в этих ожиданиях — после того, как приходил Господь Иисус. Он конкретно указал им на Христа – обещанного пророка. Мы читаем:
22 «Моисей ведь сказал: “Пророка поставит вам Господь Бог ваш из братьев ваших, подобного тому, как Он меня поставил; Его слушайтесь во всем, что Он будет говорить вам.
23 И всякий, кто не послушает Пророка того, исторгнут будет из народа, и погибнет он”.
24 Да и все пророки, начиная от Самуила, и те, которые были после него, тоже предсказывали эти дни.
25 Вы же – наследники пророков, вы те, которым Бог через Авраама оставил завещание, говоря: “И в семени твоем благословятся все народы на земле”.
26 Воскресив Сына Своего Иисуса, вам первым Бог послал Его, чтобы благословить вас, призывая каждого отвратиться от желания совершать злые дела» (Деян.3:22-26 ПС).
Затем Стефан, говоря об Иисусе, сказал:
37 Это тот самый Моисей, который сказал израильтянам: “Пророка поставит вам Бог ваш из среды братьев ваших, подобно тому, как Он меня поставил” (Деян.7:37 ПС).
Стефан в своем свидетельстве также ссылался на это общеизвестное обетование и утверждал, что оно указывает на Иисуса. Как и Петр, Стефан стремился показать народу, что в Иисусе исполнились ветхозаветные пророчества и все должны слушать Его. Вопреки выдвинутому против Стефана обвинению в том, что он говорил «кощунствующие слова на Моисея и Бога» (Деян.6:11), он провозгласил Иисуса Мессией, что является прямым исполнением того, что Бог обещал через Моисея.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы сегодня не сомневаемся в том, что Христос взял на Себя наши грехи и беззакония. Но вопрос: полагаемся ли мы всецело на Него в вопросе нашего спасения? Нет ли у нас еще идолов, которым вольно или невольно мы служим? Не полагаемся ли мы на свои дела, считая, что это наши заслуги, и они нам гарантируют спасение? Это вопросы личного характера, и ответить на них мы можем каждый сам себе.
До следующего последнего урока в этом квартале. Божьего вам благословения, мои дорогие читатели и слушатели.
Пастор Александр Серков