Уроки субботней школы из Германии. IV квартал 2021. Урок №13 «Воскрешение Моисея»
Приветствую я вас, мои дорогие братья и сестры, на последнем уроке субботней школы в этом квартале. Тема этого квартала была насущная, книга Второзаконие дала нам немало поучительной и предостерегающей информации, многие писатели Нового Завета обращались к этой книге и цитировали из нее наставительные высказывания. Иисус Христос также немало цитат привел именно из этой книги. В этом уроке мы поговорим об авторе этой книги, о предводителе израильского народа, о том, о котором сказано, что не было пророка большего, чем он. Естественно, он имел очень тесные взаимоотношения с Богом.
Но вот он умер, не вступив ногой в Обетованную страну. Однако Бог предусмотрел для него гораздо лучшее, о чем и пойдет речь в этом уроке.
I Грех Моисея
Прочитаем текст Писания:
7 И сказал Господь Моисею, говоря:
8 Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду: и так ты изведешь им воду из скалы, и напоишь общество и скот его.
9 И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему.
10 И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду?
11 И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его.
12 И сказал Господь Моисею и Аарону: за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему (Числ.20:7-12).
4 И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь (Втор.4:4).
Что Моисей сделал не так? В чем заключался его грех? Давайте посмотрим. С чего все началось? В первый месяц сорокового года после начала исхода израильтяне вошли в Кадес (современный Аин Кедейс), и умерла там Мариамь, и была она погребена. Хотя Писание не рассказывает о событиях, происшедших между вторым годом после исхода – когда Израиль был приговорен провести в пустыне сорок лет, и смертью Мариами, но тот факт, что она умерла именно в сороковой год, не вызывает сомнения, потому что следующим событием явится смерть Аарона на горе Ор (20:27-28); он умер, согласно 33:38, «в сороковой год по исшествии сынов Израилевых из земли египетской, в пятый месяц в первый день месяца». Упоминание о Кадесе вовсе не свидетельствует о том, что израильтяне пришли туда впервые: известно, что именно из этого места выслали они в свое время разведчиков (12:16; 13:26). Вполне очевидно, что в сороковой год они просто возвратились в Кадес.
Вы только представьте себе: на протяжении всего пути (все сорок лет) Бог буквально нянчился с этим непокорным народом. В этой жаркой безлюдной пустынной местности постоянно Он снабжал народ водой и пищей. И ропот, каким он был при первой трудности при выходе из Египта, таким он остался и после сорока лет, когда уже народ состоял совсем из других людей, из потомков тех, которые вышли из египетского рабства. Вот смотрите, что мы читаем:
2 И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона;
3 И возроптал народ на Моисея и сказал: о, если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом!
4 Зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему?
5 И для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? (Числ.20:2-5).
Те самые слова, тот самый ропот, какой приходилось слышать Богу, и что приходилось слышать Моисею, как вождю этого народа, на протяжении сорока лет. Народ с ропотом в первую очередь обращался к Моисею и Аарону. Именно они принимали первый моральный удар. Они должны были что-то отвечать народу, им предстояло что-то предпринимать.
Для чего Бог допустил, что воды в этой местности не было? Хотя обычно Кадес был оазисом с достаточным количеством воды, в этот раз, войдя в него, израильтяне обнаружили, что он высох. А разве Бог не мог уже заранее предусмотреть, и к приходу народа чтобы вода бежала из скалы в изобилии, как и раньше? А может Бог специально осушил этот источник? Тогда для чего? А может Бог все же желал воспитать народ и привить ему доверие, чтобы они доверяли Богу во всех обстоятельствах жизни?
С одной стороны, нетрудно понять Моисея. Ну, если Бог долготерпелив, и в конце концов пришлось Ему уничтожить и допотопный мир, и города Содом и Гоморру, а Моисей все же человек. Вы пробовали когда-нибудь терпеть, например, сварливую тещу или свекровь, и притом сорок лет? А тут весь народ не лучше сварливой тещи, и не дождешься его смерти: одни умирают, другие подрастают, и вторые не лучше первых, а может быть даже хуже, и так все сорок лет. Ну, понять Моисея можно, но оправдать – нельзя. Грех – он и есть грех, тем более совершенный таким великим лицом, который имел самый близкий контакт с Богом. И все же, что сделал Моисей не так?
Во-первых, он ударил по скале жезлом, и при том, дважды. А сколько раз он должен был ударить? Нисколько. Господь повелел Моисею взять в руку жезл (посох) и, собрав народ, обратиться к скале, чтобы она дала воду, которой будет достаточно для людей и для их скота. Господь повелел Моисею только сказать скале, так как появление из нее воды не силе Моисея следовало приписать, а действию чуда Господа. Моисей, однако, потеряв в какой-то момент терпение (непокорными назвал он израильтян), поступил так, что всеобщее внимание было привлечено именно к его власти и силе как посреднику Завета: и ударил он по скале жезлом своим и при том дважды. И вода конечно появилась, но благодаря милости Господней. Моисею же и Аарону – из-за того, что привлекли внимание к себе, вместо того, чтобы положиться на Господа, было отказано во вступлении в Обетованную землю. Ударив по скале дважды – это одно, а что он в гневе сказал при этом? Мы читаем: «Разве нам из этой скалы извести для вас воду?» (Числ.20:10). Что кроется за этими словами? Моисей ставит риторический вопрос: «Разве нам…?» или «Не нам ли извлечь из этой скалы для вас воду»?
Проблема заключалась не столько в самом его гневе, сколько в этих словах: «Не нам ли…?» Не известно, кого он имел в виду вместе с собой: Аарона или Бога? В любом случае – это кощунство. Не Моисей с Аароном; не Моисей с Богом. Не нам ли…? – Мне и Богу или даже Богу и мне), в любом случае: воду извлечь из скалы мог только один Бог. Ошибка Моисея заключалась в том, что он не обратился к Богу, не прославил Его. Вместо этого он повел себя как египетский маг, полагающийся на силу магии, а не на силу Божью. Прегрешения Моисея – это искушение любого лидера – искушение заместить Бога.
Недаром написано: «Гневаясь, не согрешайте» (Ефес.4:26). В своем гневе вождь, казалось бы, забыл, что только сила Божья, действующая среди них, могла сотворить такое чудо. А ведь Моисей, как никто другой, должен был это знать. Если бы Моисей сохранил спокойствие и поступил правильно, проявив веру и доверие Богу на фоне всеобщего отступничества, он прославил бы Господа перед людьми и снова подал бы им пример истинной веры и послушания.
Нам также, если мы что-то в порыве гнева говорим или делаем и даже если считаем, что гнев оправдан, надо научиться вовремя остановиться, молиться и искать Божьей силы, чтобы говорить и поступать только правильно.
II Смерть Моисея
В последней главе книги Второзаконие описывается смерть Моисея. Мы прочитаем эти слова:
1 И взошел Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана,
2 И всю землю Неффалимову, и всю землю Ефремову и Манассиину, и всю землю Иудину, даже до самого западного моря,
3 И полуденную страну и равнину долины Иерихона, город Пальм, до Сигора.
4 И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: «семени твоему дам ее»; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь.
5 И умер там Моисей, раб Господень, в земле Моавитской, по слову Господню;
6 И погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня.
7 Моисею было сто двадцать лет, когда он умер; но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась.
8 И оплакивали Моисея сыны Израилевы на равнинах Моавитских тридцать дней. И прошли дни плача и сетования о Моисее.
9 И Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, потому что Моисей возложил на него руки свои, и повиновались ему сыны Израилевы и делали так, как повелел Господь Моисею.
10 И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицом к лицу,
11 По всем знамениям и чудесам, которые послал его Господь сделать в земле Египетской над фараоном и над всеми рабами его и над всею землею его,
12 И по руке сильной и по великим чудесам, которые Моисей совершил пред глазами всего Израиля (Втор.34 глава).
Четвертый текст содержит интересную мысль: «Вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: “семени твоему дам ее”, Я дам тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь».
Моисей взошел на гору Нево, как повелел ему Господь. Под вершиной Фасги, вероятно, подразумевается хребет, простирающийся от горы Нево. Места, которые увидел Моисей, начинаются на севере и следуют на юг против часовой стрелки. Хотя в обычных условиях человеку невозможно увидеть западное (Средиземное) море с горы Нево, Моисею, наверное, была дана от Господа сверхъестественная способность увидеть его, как и всю землю.
Упомянув о клятве, данной Им патриархам, Бог повторил Моисею, что, хотя ему и не позволено будет ввести народ в Обетованную землю, Свое обещание дать эту землю Израилю Он сдержит. А для Моисея, как мы увидим дальше, Бог приготовил нечто несравненно лучшее.
Но со смертью Моисея связаны еще некоторые интересные и загадочные моменты. Например, почему его погребение произошло тайно, что никто не знает, где он похоронен? Может быть потому, что в глазах евреев это место могло стать особенно священным, сделавшись со временем предметом суеверного и даже идолопоклоннического почитания? По этой причине ни ковчег, ни скрижали также не были сохранены, чтобы народ им не поклонялся, как какому-то талисману.
В общем-то Моисей не дожил до глубокой старости, и не умер он от того, что его дряхлое тело износилось. Мы читаем: «но зрение его не притупилось, и крепость в нем не истощилась». Бог положил предел его жизни, хотя он был еще годен к служению, как и прежде.
Кто его похоронил? Вряд ли кто-то из людей. Мы читаем: «По слову Господню». Это не совсем точный перевод. Точней будет: «При устах Господа». То есть, перед смертью он еще имел какой-то диалог с Богом и при разговоре с Богом умер.
Домыслы некоторых иудеев о том, что Моисей, подобно Илии, был взят на небо, являются беспочвенными, потому что недвусмысленно сказано: умер… и погребен; однако, вероятно, он был воскрешен и встретился с Илией, чтобы почтить своим присутствием преображение Христа. Из всей имеющейся у нас информации вырисовывается картина, что Моисея похоронил сам Бог посредством служения ангелов, хотя это все очень тайно и к этому выводу прийти можно лишь гипотетически.
Моисею было 120 лет – возраст, который, хотя и сильно не дотягивал до числа лет праотцов, тем не менее намного превышал годы жизни большинства его современников, потому что продолжительность жизни простых людей с недавнего времени ограничивалась семьюдесятью годами (Пс 89:10). Годы жизни Моисея складывались из трех сорокалетних периодов. Первые сорок лет он прожил как придворный, наслаждаясь комфортом и почестями при дворе фараона; вторые сорок лет Моисей провел бедным и жалким пастухом в земле Мадиамской; третьи сорок лет он был вождем Израиля, обладая властью и честью, хотя и обремененный множеством забот и трудной работой. Так изменчив мир, в котором мы живем и в котором случаются такие перипетии; однако грядущий мир не таит досадных неожиданностей и не изменяется.
Что примечательно: зрение его не притупилось, в отличие от зрения Исаака и Иакова, и крепость в нем не истощилась; не увяли ни сила тела, ни энергия и живость его ума, ведь он до сих пор говорил, писал и ходил, как и прежде. Его мышление было таким же ясным, а память такой же сильной, как и всегда. Это было ему наградой в служении, в общем, и, в частности, было следствием его чрезвычайной кротости, ведь эта благодать, так же, как и любая другая, становится здравием для тела и питанием для костей.
После Моисея Израильтяне охотно признали Иисуса Навина и подчинились ему. Следует заметить: завоевание любви людей – великое преимущество и поощрение для того, кто призван к какой бы то ни было общественной деятельности. И кроме того, великой милостью для народа стало то, что после смерти Моисея израильтяне не уподобились овцам без пастыря, но уже имели у себя человека, которого действительно единодушно и, возможно, с величайшим удовольствием признавали.
III Воскрешение Моисея
В книге Второзаконие ничего не говорится о воскрешении Моисея. Так что иудеи ничего не знают о его дальнейшей судьбе. И мы не знали бы, если бы не раскрыл нам его судьбу апостол Иуда. Но еще до написания Иудой воскрешения Моисея, мы имеем информацию, что он жив. Помните, на горе преображения явились Иисусу Илия и Моисей. Это предварительная информация. И если сопоставить информацию о том, что он умер и был похоронен, тогда отпадает предположение, что он, подобно Илие, был живым взят на небо. Давайте посмотрим, что пишет Иуда о Моисее:
9 Когда Архангел Михаил столкнулся с дьяволом, который хотел оспорить тело Моисея, Он не позволил Себе осудить его оскорбительными словами, а лишь сказал: «Да запретит тебе Господь!» (Иуд.1:9 Пер.XXI – века).
Да уж, информация не так уж и богата. О чем был спор? Ясно, что о теле Моисея, но нет конкретных слов, что Михаил собирался сделать с телом Моисея: может перезахоронить, а может и воскресить. И что Господь запретит? Кто такой Михаил Архангел? Видите, как много вопросов у нас возникает. Но развязка на все это есть, стоит сопоставить всю имеющуюся информацию на этот счет.
Давайте прежде всего выясним, кто – есть кто, а затем, я думаю, вырисуется все, что там происходило с телом Моисея.
Итак, кто такой Михаил? Приведу два текста из Писания:
13 Но князь персидского царства встал на моем пути и задержал меня на двадцать один день. Я оставался там до тех пор, пока не пришел мне на помощь Михаил, единственный верховный князь и не помог мне выбраться оттуда (Дан. 10:13 Пер. XXI века).
7 Затем на небесах разразилась война: Михаил и его ангелы сражались с драконом, дракон же и его ангелы сопротивлялись им (Откр.12:7 Пер. XXI века).
Михаил – это одно из имен Христа. מִיכָאל михаэл. Значение буквально «Кто как Бог».
А вот Иуда называет Его не просто Михаилом, но Михаилом Архангелом. Кто такой Архангел? Мы читаем:
16 Потому что сам Господь сойдет с небес при призывном кличе архангела и трубе Божьей, и умершие с верой в Христа воскреснут прежде (1Фесс.4:16 Пер. XXI века).
Сопоставляя эти два текста, мы видим, что Михаил Архангел – это Христос. Если ангелы – это сотворенные существа, то Архангел – это не главный ангел, а как Правитель ангелов. Христос – Творец ангелов.
Если Михаил – это «Тот, Кто как Бог» или «Подобный Богу». Конфликт между сатаной и Тем, Кто подобен Богу начался еще на небе. В Исаии 14:14 мы читаем, что сатана мечтал стать подобным Всевышнему, то есть, его желанием было сместить Иисуса Христа и стать на Его место, потому что Христос является подобным Богу (Всевышнему).
И вот их пути (Христа и дьявола) пересеклись вновь. Петр тоже затрагивает эту тему, но очень вскользь. Он пишет:
11 В то время, как даже ангелы, которые превосходят их крепостью и могуществом, не предъявляют им оскорбительных обвинений перед Господом (2Петр.2:11 Пер. XXI века).
Петр не ссылается конкретно на инцидент, о котором упоминает Иуда, но в общих чертах говорит об осмотрительном поведении ангелов в присутствии Господа. Иуда более конкретен и приводит более важный пример личной встречи Михаила с дьяволом.
Помимо рассказа Иуды, единственным упоминанием в Писании о погребении Моисея является Втор. 34:5 — 6, где записано, что Господь похоронил Своего верного слугу, и что его могила не была известна людям. Иуда теперь показывает, что мертвое тело было предметом спора между Христом и сатаной. Из того факта, что Моисей появился с Илией на горе Преображения, можно сделать вывод, что Господь одержал победу в борьбе с дьяволом и поднял Моисея из могилы, сделав его первым известным субъектом воскресающей силы Христа.
Нам не известно, когда произошло воскрешение Моисея, но факт остается фактом: во всяком случае ко дню преображения Христа он был уже воскрешен.
Архангел Михаил не произнес в адрес дьявола никакой клеветы. Клеветать на кого бы то ни было, даже на дьявола, не соответствовало Божественному характеру, и Христос не осмелился бы сделать что-либо, противоречащее Его собственной совершенной природе и характеру как Бога. Сатана — великий «обвинитель» (Откр. 12:10), великий клеветник; и Христос никогда не мог допустить Себе использовать дьявольское оружие противостояния.
Почему дьявол спорил о Моисеевом теле? Нет сомнения, что Моисей был грешником. Его последний известный грех (присвоение себе славы, принадлежавшей Богу) был грехом того же рода, что и: «Взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис.14:14), Который прежде всего сбросил с Небес Люцифера. Спор о теле Моисея возник из-за того, что Христос теперь заявил об обещанном воскресении для Моисея.
Но как мог Сын Божий сделать это для грешника Моисея, нарушившего Его закон? Ответом, конечно же, мог быть только крест Христа. Все ветхозаветные жертвоприношения указывали на предстоящую смерть Искупителя, и теперь Господь, глядя в будущее, на крест, настаивал на воскресении тела Моисея.
IV Воскрешение всех нас
Имеем ли мы эти утешительные слова, что тоже будет воскрешены для новой жизни? Безусловно. Моисей был первым, кого Господь воскресил для жизни вечной, поэтому дьявол так упорно сопротивлялся. Ему может казалось, что, искусив весь род человеческий, все с ним погибнут? Или он хотел заявить, что, воскрешая грешных, Ты, Господь, почему меня собираешься вместе с моими ангелами уничтожить? Во всяком случае, в свое время и дьяволу было предоставлено время для покаяния, но он этим не воспользовался. Поэтому нам здесь предостережение, не оказаться бы и нам в числе опоздавших.
Через Моисея «дорожка» к воскрешению искупленных проложена, и пусть дьявол не мечтает всех людей завлечь в силки смерти. Христос умер за нас, и мы имеем обетование на воскресение. Ап. Павел пишет:
21 Итак, вы видите, точно так, как смерть пришла в мир через человека, так и воскресение из мертвых – через другого Человека.
22 Как все люди умирают в Адаме, так и все, сопричастные Христу, будут возвращены к жизни (1Кор.15:21-22 Пер. XXI века).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, заканчивая изучение книги Второзаконие, в авторе этой книги, в Моисее, мы находим пример спасения по вере, проявляющийся в жизни верности и доверия Богу, даже если в конце он споткнулся. На протяжении всей книги Второзаконие мы видим Моисея, призывающего народ Божий к такой же верности, к такому же отклику на дарованную им благодать.
Эта же благодать была дарована и нам, мы также находимся у границ Обетованной земли. Да благословит вас Господь, мои дорогие читатели и слушатели. В Новом году продолжайте также усердно служить Богу, и воздавайте Ему славу за благодать за то, что Он даровал нам возможность прожить еще один год и вступить в новый. Да будет Ему вечная слава.
До следующего урока теперь уже в Новом году.
Пастор Александр Серков