Война и адвентисты
За последние 3400 лет человечество жило в мире 268 лет, то есть 8 процентов письменной истории. Минимум 108 миллионов человек были убиты в войнах в ХХ веке. Оценки общего количества жертв в войнах в течение истории колеблются от 150 миллионов до 1 миллиарда.
За последние десятилетия количество военных жертв падает.
Количество военных конфликтов в это время возрастает.
Всемирная адвентистская церковь неоднократно высказывалась по вопросу войны и смежным темам. Представляем обзор документов Генеральной Конференции – высшего административного органа этой конфессии.
«Обращение Церкви АСД ко всем людям доброй воли по вопросу о мире» (1980)
В мире существует международная напряженность и укоренилась эксплуатация, экономический хаос, теракты. Спорные вопросы решают с помощью оружия.
Адвентисты призваны сдерживать тенденции, ведущие к раздорам и войнам. Отстаивать мир и способствовать проявлению доброй воли, приобретая известность в качестве миротворцев и строителей мостов. Создавать обстановку сотрудничества и братства.
«Заявление Церкви АСД о мире» (1985)
Вопрос о войне и мире представляет собой одну из важнейших политических и нравственных проблем современности. Это сложный и запутанный вопрос.
Война – результат человеческого греха. Войны отвлекают от выполнения евангельского поручения. Гонка вооружений – проявление цинизма. Христианам надлежит содействовать миру. Забота о благополучии каждого человека.
«Заявление Церкви АСД по вопросу о запрещении продажи гражданским лицам оружия нападения» (1990)
Иисус не участвовал в насилии.
Доступность огнестрельного оружия увеличивает количество жертв преступлений.
Христиане должны стремиться к поискам мира и сохранению жизни. Зло невозможно успешно победить злом, но его необходимо преодолевать добром. Адвентисты седьмого дня желают сотрудничать с другими людьми доброй воли в использовании любых законных средств с целью ослабления и, где это возможно, устранения основных причин преступлений.
Продажу автоматического и полуавтоматического оружия нападения необходимо взять под строгий контроль.
«Заявление Церкви АСД по вопросу о кризисе в Косово» (1999)
Отвергает насилие как метод разрешения конфликтов. Активная и мирная борьба за права человека. Устранение дискриминации. Удовлетворять насущные потребности. Содействовать примирению между национальными, этническими и религиозными общинами. Помочь всем пострадавшим.
«Заявление Церкви адвентистов седьмого дня о церковно-государственных отношениях» (2002)
Иисус никогда не прибегал к силе для проповеди Евангелия.
Отстаивать свободу совести в качестве неотъемлемой части евангельской миссии.
Свобода совести должна быть гарантирована всем людям. Это свобода верить или не верить. Мы привержены усилиям, способствующим правовой и политической защите религиозной свободы, и поддерживаем расширительное толкование национальных и международных документов, которые гарантируют защиту этой свободы.
Адвентисты седьмого дня признают законность установленной обществом формы правления. Мы поддерживаем право государства издавать законы, касающиеся мирских дел, и выступаем в поддержку соблюдения таких законов. Однако, сталкиваясь с ситуацией, когда законодательство страны противоречит библейскому поручению, мы соглашаемся с наставлением Священного Писания о том, что нам «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам».
Свобода религии может существовать только в связи с защитой законных и равных прав других членов общества.
Отстаивать принцип свободы совести для каждого. Защищать тех, чья свободы совести является объектом неоправданных посягательств со стороны государства. Это та цена, которую мы должны заплатить, следуя за нашим Спасителем, Который последовательно высказывался в защиту осуждаемых и обездоленных.
Опасность использования сил и средств государства для достижения религиозных целей. «Золотое правило».
Мы не должны использовать наше влияние на политических и гражданских руководителей ни для продвижения интересов собственной религии, ни для создания препятствий в деятельности других религий. Не поглощать всё свое внимание политикой и не использовать кафедру и церковные издания для отстаивания политических теорий.
Задачи государственной власти. Правительства созданы для того, чтобы служить нуждам людей, которыми они управляют. Обеспечивать защиту основных прав человека для своих граждан, включая свободу совести. Обеспечивать общественный порядок, общественное здравоохранение, чистую окружающую среду и обстановку, чтобы растить детей и развиваться. Искоренять дискриминацию. Гарантировать равный доступ к судебной системе. Защищать права человека на международной арене и предоставлять убежище лицам, спасающимся от преследования.
Не получать финансовую помощь от государства.
Избегать связывать имя Христа с режимами, которые подавляют и жестоко обращаются со своим населением.
Теократия в Древнем Израиле не может использоваться как пример для современных государств.
«Адвентисты седьмого дня призывают к миру» (2002)
Тотальная война с меньшими потерями среди мирного населения.
Новый вид войны – международный организованный терроризм.
Все акты жестокости – часть вселенской войны добра и зла.
Терроризм, в том числе религиозный, полностью противоречит идее религиозной свободы. Он превращает Бога в идола зла и насилия. Пренебрегает достоинством человека, сотворенного по образу Бога.
Насилие неспособно разрешить социальные проблемы и разногласия на длительную перспективу.
Фундамент мира: диалог, справедливость, прощение и примирение.
Отбросить груз прошлого.
Призываем церкви выполнять служение примирения. Провозглашать свободу от преследований, дискриминации, крайней нищеты и другой несправедливости. Стремиться защитить тех, кто подвергается угрозе насилия, эксплуатации и террора.
Поддержание высокого качества жизни. Отмежеваться от насилия. Разрешать проблемы, а не осложнять их.
«Адвентистский вклад» в культуру социальной гармонии и мира.
Пасторам предложено использовать кафедру для проповедования Евангелия мира, прощения и примирения, устраняющего барьеры, созданные расовыми, этническими, национальными, половыми и религиозными различиями, и содействующего развитию мирных отношений между отдельными людьми, группами населения и народами.
Христиане имеют надежду, потому что убеждены, что зло – тайна беззакония – последует своему предназначению и будет побеждено Князем мира, после чего наш мир обновится. В ожидании этого нам нужно во всех наших отношениях следовать «золотому правилу» христианской этики. Не только любить Бога, но любить и других людей точно так же, как это делает Он.
«Заявление Церкви АСД по поводу войны в Ираке» (2003)
Адвентисты седьмого дня привержены миру.
Мы не можем считать то или иное государство злодейским, но рассматриваем его жителей как людей, за которых Иисус Христос, Сын Божий, отдал Свою жизнь.
Служение надежды. Откликаемся на нужды тех, чьи жизни оказались разрушены, где бы эти люди ни находились. Духовный вклад, поддержка качества жизни, миротворчество, разрешение проблем.
Истинный мир наступит только тогда, когда осуществится благословенная надежда о возвращении на нашу землю Иисуса Христа.
«Заявление Церкви АСД по поводу войны в Конго» (2008)
Адвентисты присоединяются к призыву ко всем участникам конфликта в Конго прекратить военные действия и обратиться к мирным методам разрешения любых проблем, способных стать причиной противоборства. Диалог и переговоры предпочтительнее насилия и призывов к войне.
Церковь также настоятельно просит международное сообщество умножить усилия, чтобы положить конец данному кризису.
Вести переговоры в духе доброй воли, справедливые для всех заинтересованных сторон.
Помимо своего обязательства принять участие в решении гуманитарных вопросов Церковь также призывает всех, кого волнует ситуация в Конго, с сочувствием на нее откликнуться, чтобы облегчить страдания и горе в данном регионе.
Повторяющиеся тезисы этих документов таковы:
- Мир несовершенен.
- Насилие не решает проблемы.
- Адвентисты – за мир.
- Быть миротворцами – значит практически отзываться на нужды пострадавших.
***
В 2014 году президент Всемирной адвентистской церкви Тед Вильсон опубликовал статью, где высказался на тему военной службы.
«Должны ли адвентисты служить в армии?» (2014)
Адвентисты считают, что библейским принципам более всего соответствует позиция неучастия в боевых действиях (сознательный протест против ношения оружия). Две библейские заповеди, которые во время военной службы нарушаются самым непосредственным образом, это четвертая – святить субботу, и шестая – не убивать.
С 1864 года Церковь ввела принцип неучастия в боевых действиях:
«служба в нестроевых частях» означает «(а) службу в любом подразделении вооруженных сил, которое постоянно является безоружным; (б) службу в медсанчасти любого подразделения вооруженных сил…; (в) любые другие назначения, которые не требуют использования оружия в бою, при условии, что это другое назначение приемлемо для данного человека и не требует от них носить оружия и проходить подготовку по обращению с ним».
В недавнее время во многих странах вместо военной службы по призыву появилась добровольная военная служба. Как относиться к ней?
«Несмотря на то, что Церковь адвентистов седьмого дня выступает за неучастие в военных действиях, пацифизм, служба в армии или неучастие в боевых действиях не являются испытанием на членство в Церкви. Деноминация не является совестью для любого члена или военного командира, но она стремится повлиять на сознание и поведение и тех, и других так, чтобы решения принимались с максимальным пониманием и обдуманностью».
Таким образом, хотя официальная позиция, которой придерживается Церковь, это неучастие в военных действиях, т.е. отказ от прохождения военной службы и ношения оружия по идейным соображениям, все же решение по поводу того, служить или не служить в армии и носить оружие, остается на совести каждого отдельного человека. Независимо от решения, которое принимает человек, Церковь должна служить и обеспечивать пасторскую заботу и поддержку всем своим членам, в том числе и тем, кто служит в армии, и их семьям.
***
Закончим мы наше размышление Священным Писанием.
Откр.12:7 И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них],
8 но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
9 И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.
10 И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.
11 Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.
12 Итак веселитесь, небеса и обитающие на них! Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени.
13 Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола.
Война на земле – явление импортное. Оно принесено сюда с Неба. Автор войны – сатана. Он уже побежден Богом на Небе. Дни его сочтены. Теперь мишень сатаны – люди. Победить сатану как первопричину войн можно верой в жертву Иисуса на кресте и проповедью Евангелия – хороших новостей о Божьем спасении для человечества.
***
Подготовил Максим Балаклицкий
Фото: президент США Гарри Трумэн вручает адвентисту Десмонду Доссу Медаль Почета Конгресса США. По военной биографии Десмонда Досса снят голливудский фильм «По соображениям совести» (2016) и опубликован ряд книг.