Субботняя школа с пастором Александром Серковым. Урок №6. 29.04-05.05 «ЧАС ЕГО СУДА»
Мир вам, дорогие сестры и братья! Мы приступаем к очередному уроку субботней школы. Когда мы слышим о суде, не пугают ли нас эти слова? В этом мире так оно и есть: если суд – значит срок. Но так ли обстоят дела на суде Божьем? Божий суд справедливый и объективный. Но тема этого урока не столько о самом суде, об этом мы говорили на прошлом уроке, здесь речь пойдет о начале суда, когда он начался. А это очень важная тема, так как многие отвергают эту дату, да и вообще, они заявляют, что Христос вошел во Святое-святых сразу после Своего воскресения. Давайте об этом поговорим на основании Священного Писания.
I «На две тысячи триста вечеров и утр…»
Прочитаем текст Писания:
14 И сказал мне: «на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Дан.8:14).
Сразу возникают несколько вопросов: где начало этого исчисления 2300 вечеров и утр? Это буквальные вечера и утра или это столько дней? Это буквальные дни или символические по принципу – день за год? По этим всем трем вопросам среди христиан ведется горячая полемика. Так что, эти вопросы следует нам непременно исследовать. Давайте начнем с последнего вопроса:
Буквальные или символические дни?
В одном из уроков в этом квартале мы уже говорили о том, как отличить в Библии буквальное время от символического. Это очень важный принцип Библии, поэтому его надо повторить. Буквальные периоды в пророческих книгах подаются естественным путем, той цифрой, которой мы пользуемся обычно. Когда же временны́е периоды в апокалиптических пророчествах сопровождают символические фигуры, осуществляющие описанную через символы деятельность, или описание событий происходит каким-либо неестественным способом, – будет естественным принять, что эти временны́е периоды должны быть также символическими по своей природе. Таким образом – 2300 вечеров и утр — это ни в коем случае не дней, а 2300 лет. Давайте аргументируем эту констатацию.
Большинство цифровых данных пророчеств Даниила являются неестественными по своей сути, например, нормальный способ выразить 1290 дней из Даниила 12:11 был бы: «3 года и 7 месяцев».
То же самое и с временны́ми пророчествами в 2300 вечеров и утр – «6 лет, 4 месяца и 20 дней»;
И с семьюдесятью седминами – «1 год, 4 месяца и 10 дней».
«Время, времена и полвремени» и его эквиваленты «1260 дней» и «42 месяца» – также ненормальное определение времени. Оно должно было бы быть обозначенным: «3 года и 6 месяцев».
И это же самое и с временны́м пророчеством в 1335 дней из Даниила 12:12 = 3 года, 8 месяцев и 15 дней». Так было бы правильным и естественным обозначением этого времени.
Сравните, как выражают время Иисус Христос и Иаков, когда речь не идет о символизме:
«Много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле» (Лук. 4:25).
«Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев» (Иак. 5:17).
Временны́е же пророчества Даниила не выражены тем способом, каким были бы выражены, если бы использовались для обозначения буквального времени. Это говорит о том, что речь здесь идет не о буквальном, а о символическом времени.
Итак, один пророческий день равен одному буквальному году. Историки-толкователи еще до возникновения адвентизма обычно понимали период в 1260 пророческих дней как 1260 буквальных лет, начиная с 538 года по 1798 год». В течение данного периода церковь с искаженным учением вместе с поддерживающими ее государствами угнетала, преследовала и убивала верных Божьих детей. Тот же самый принцип и в отношении 2300 вечеров и утр. Само выражение «вечеров и утр» – уже символическое. Нормальным было бы сообщить, что это 2300 дней или столько-то лет и столько-то дней.
II Начало периода 2300 вечеров и утр
Фактически, 8 глава Даниила не дает никакого ответа ни о начале, ни о конце периода в 2300 лет. Ответ находится в 9 главе. Заметьте, в 9 главе нет нового видения, в ней только истолкование видения, данного Даниилу в 8 главе.
Большая часть главы состоит из молитвы Даниила об освобождении Израиля. Эта молитва — исповедь, покаяние, мольба о прощении. Важным в отношении этой молитвы является то, что Даниил не просил в ней объяснения происходящему. Он нигде не спрашивал Бога: «Почему это произошло?» – потому что знал причину. «Ибо за грехи наши и беззакония отцов наших Иерусалим и народ Твой в поругании у всех, окружающих нас» (ст. 16).
Он не задает вопросов в молитве, не ищет объяснений. В последний раз в конце 8-й главы мы видели, что Даниил кое-что не понял. Это «кое-что» касалось видения об очищении святилища. Что же происходит после этого?
«Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы» (9:21).
Кто прилетел к нему? Архангел Гавриил. В последний раз мы видели его в 8-й главе книги Даниила. И действительно, пророк Даниил вновь возвращается к видению, где он встретился с Гавриилом, которому было сказано: «Объясни ему это видение!» (Дан 8:16), потому что в 8-й главе Гавриил не закончил разъяснение этого видения.
В этой связи будет очень полезно обратиться к тексту древнееврейского оригинала, где в 8-й и 9-й главах употребляются два слова, переведенные как «видение».
«В третий год царствования Валтасара царя явилось мне, Даниилу, видение [חָזוֹן хазо́н] после того, которое явилось мне прежде» (Дан. 8:1).
Это древнееврейское слово חָזוֹן хазо́н имеет значение – «видение, откровение, сновидение». Таким образом слово חָזוֹן хазо́н относится к видению 8 главы в целом.
Когда же Даниил упоминает часть видения, относящуюся к периоду 2300 дней и очищению святилища, то употребляет другое слово. В синодальной Библии оно тоже переведено как «видение, однако оно имеет немного другой оттенок. Мы читаем:
«Видение [древнеевр. מַרְא мэръэ́] же о вечере и утре, о котором сказано, истинно, но ты сокрой это видение, ибо оно относится к отдаленным временам. И я, Даниил, изнемог и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его» (Дан.8:26-27).
Слово מַרְאֶה мэръэ́ означает с натяжкой «видение», но больше «видеть» или «явление». В любом случае в 8-й главе книги Даниила для описания видения используются два разных слова – хазо́н, относящееся ко всему видению в целом, и мэръэ́, особо относящееся к той части видения, где говорится о 2300 днях. Эти же два слова мы находим и в 9-й главе книги Даниила.
«Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении [хазо́н]… вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению»» (ст. 21-22).
Здесь пророк Даниил вновь упоминает Гавриила – ангела, которого он видел в видении [хазо́н], или во всем видении предыдущей главы. Вспомните также, что в своей молитве Даниил не просил, чтобы Бог дал ему «разумение». Последний раз, когда оно было ему нужно, – это в 8-й главе, где говорилось о периоде в 2300 дней. А теперь, в 9-й главе, Гавриил обещает дать ему «разумение».
Обратите внимание теперь на ту часть видения 8-й главы, на которую указывает Гавриил в этом стихе. «В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе, ибо ты – муж желаний; итак, вникни в слово и уразумей видение [мэръэ́]» (ст. 23).
Какое видение? Мэръэ́. Здесь ясно вырисовывается, что Гавриил пришел объяснить Даниилу то самое мэръэ́ о 2300 днях предыдущей главы, то есть видение, значение которого он не понял.
В 8-й и 9-й главах присутствует один ангел, который объясняет значение видения. Как только Гавриил появляется снова (уже в 9-й главе), Даниил вновь возвращается к предыдущему видению. Гавриил обещает пророку дать «разумение», а единственное, что он не понял раньше, касалось «мэръэ́» о 2300 днях. Тогда ангел особо указывает ему на это «мэръэ́» и побуждает его «вникнуть… и уразуметь» его. Почему ангел не объяснил Даниилу сразу это видение, записанное в 8 главе? Даниил изнемог и не мог воспринимать в тот раз значение видения. Мы читаем:
27 И я, Даниил, изнемог, и болел несколько дней; потом встал и начал заниматься царскими делами; я изумлен был видением сим и не понимал его (Дан.8:27).
Ясно, что Гавриил прибыл для того, чтобы дать недостающие объяснения о периоде в 2300 «вечеров и утр», потому что только это не было разъяснено в предыдущей, 8-й главе.
Пророчество о 2300 вечерах и утрах – пророчество хронологическое, то есть пророчество, определяющее временны́е рамки для каких-либо событий.
Что же говорит пророку архангел Гавриил в 9-й главе книги Даниила, после того как вновь обращает внимание Даниила на пророчество о 2300 днях? «Семьдесят седьмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святой святых» (ст. 24). Семьдесят седьмин? Какой это вид пророчества? Конечно, это хронологическое пророчество, как и «мэръэ́» из 8 главы, к которому оно относится! 8 и 9 главы имеют между собой самую тесную связь.
Давайте теперь посмотрим на само истолкование. В синодальной Библии стих начинается так: «Семьдесят седмин определены для народа твоего». Да, с древнееврейского слово חתךхасах так и переводится «быть определённым или установленным». К сожалению, это слово нигде в Библии больше не используется и сравнить его полное значение не с чем. Однако это слово неоднократно появляется в Мишне, еврейском библейском комментарии, составленном уже после рождения Христа. В этом комментарии из двенадцати раз, где используется слово «хасах», в десяти случаях оно относится к отделению части животных согласно законам о пище. Из девятнадцати раз, когда слово «хасах» используется как существительное, только однажды оно употребляется в смысле «указ», «определение».
В остальных восемнадцати случаях оно буквально означает «то, которое отсечено». В переводе семидесяти стоит греческое слово συντέμνω сунте́мно, значение которого: обрезывать, урезывать, сокращать, отделять; в переносном смысле – быстро или решительно исполнять. И перевод этого слова на русский язык будет более точным: «отрезан или отделен». Пророчество о «семидесяти неделях», таким образом, является «отрезанным или отделенным». Оно должно быть отрезанным от чего-либо, и единственно, от чего его можно «отрезать», это от большого пророчества о 2300 днях (в предыдущем видении, на которое и указывал Даниилу архангел).
Итак, пророчество о семидесяти неделях (490 лет) входит в состав 2300 лет. Так как 490 лет отрезаны или отделены от периода 2300 лет, то оба пророческих периода начинаются с одной и той же даты. Даты начала 2300 лет мы не имеем, но дата начала 70 седмин (490 лет) нам дана. Мы читаем:
25 Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена» (Дан.9:25).
Этот текст дает отправную точку пророчества, которое гласит, что от «постановления о восстановлении Иерусалима до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины», или 69 недель. Итак, используя принцип «день за год», получаем, что от времени выхода постановления о строительстве и восстановлении Иерусалима, разрушенного вавилонскими завоевателями, до Мессии, который, как мы знаем, есть Иисус Христос, пройдет 69 пророческих недель, или 483 года. Вот то, о чем говорится в этом стихе, – от времени выхода постановления о восстановлении Иерусалима до Иисуса Христа, Мессии, пройдет 483 года.
Когда был издан указ о восстановлении Иерусалима? Многие исследователи Библии, включая тех, кто не является адвентистами, относят этот указ «на седьмой год царя Артаксеркса» (Езд. 7:7). Большие споры в ученом мире о седьмом годе царствования Артаксеркса заключаются в определении его либо как 457 года, либо как 458 года до Р.Х. Одни считают, что это 457 год, другие — 458-й, в зависимости от того, какой календарь, по их мнению, использовали древние евреи. В 7-й главе «Хронологии Книги Ездры» авторы Хорн и Вуд, используя множество древних источников, убедительно доказали, что евреи использовали календарь типа «осень-осень» для отсчета времени царствования Артаксеркса, относя, таким образом, седьмой год царствования на 457 год. Действительно, они установили эту дату, и даже в настоящее время многие ученые-неадвентисты принимают 457 год как дату седьмого года царствования Артаксеркса, используя аналогичный еврейский календарь.
Если мы прибавим 483 года к 457 году до Р.Х., то получим 27 г. по Р.Х. Помните при этом, что мы используем календарь, где нет нулевого года, как в ряду натуральных чисел: -3, -2, -1, 0, 1, 2, 3. Это приводит нас к дате 27 г. по Р.Х., а не 26 г., как бы мы получили при наличии «нулевого года» в календаре.
Именно поэтому от момента выхода повеления о восстановлении Иерусалима (457 г. до Р.Х.) до Первого пришествия Христа (27 г. по Р.Х.) пройдет 483 года. Известно, что в 27 году по Р.Х. Иисус был крещен, а затем Он начал Свое служение.
Следующий текст гласит: «И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения» (cт. 26).
На иврите этот текст звучит так: «После шестидесяти девяти недель Мессия будет предан смерти». Этот период оканчивается в 27 году по Р.Х. Когда-то, после 27 года по Р.Х., в интервале 7 лет, которые составляют седьмую неделю, должен был быть предан смерти Мессия, и это, как мы знаем, произошло.
Последний текст этой главы особо относится к последней из семидесяти пророческих недель («седмин»): «И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение» (ст. 27).
В этом тексте говорится, что в середине последней «седмины», или семи лет, Христос прекратит жертвы и приношения. В середине последней недели, что означает через 3,5 года, в 31 году по Р.Х., как мы знаем, был распят Христос. С этого момента вся система жертвоприношений утратила какое-либо значение. Хотя иудеи и продолжали более сорока лет после этого приносить жертвы, но они ничего не значили для Бога. Когда иудейские вожди в 34 г. по Р.Х. убили Стефана, то «утвердила завет со многими одна седмина». Действительно, эта смерть запечатлела официальное отвержение Израилем Иисуса Христа, прекратив, таким образом, особые отношения с Богом, которые Израиль имел как избранный народ в течение веков. Конец особым отношениям Израиля с Богом наступил в 34 г. по Р.Х., в последний год пророчества о 70 седминах.
И опять, возвращаясь к пророчеству о семидесяти седминах, изучим его в деталях. Церковь проводила множество исследований по 9-й главе книги Даниила, и мы все с ними знакомы. Теперь, однако, необходимо увидеть, что пророчество о 70 неделях, в отличие от пророчества о 2300 днях (в той мере, как мы его изучили), имеет начало и конец. Начало его было в 457 г. до Р.Х., а конец – в 34 г. по Р.Х.
Здесь мы имеем дело с двумя отрезками времени: более длительным в 2300 пророческих дней, который сам по себе не имеет начальной и конечной точек, и более коротким, в 70 пророческих недель, имеющим определенную начальную и конечную точку.
Эти 70 недель, начавшиеся в 457 году до Р.Х., «отрезаны» от 2300 дней.
Посмотрите, что получилось! Если мы начнем с первых 490 из 2300 лет (используя принцип день за год), то подойдем к 34 г. по Р.Х., а затем добавим остающиеся от 2300 лет 1810, то получим дату – 1844 год! Можно и по-другому посчитать и тоже подойдем к 1844 голу. Если мы добавим 2300 лет непосредственно к 457 году до Р.Х. (здесь надо обязательно учесть, что между двумя эрами не было нулевого года), мы тоже получим 1844 год. Это тот год, в который начался суд на небе и началось очищение святилища.
Заключение
Итак, почему важно то, что мы живем во время суда, во время очищения святилища, представленного в прообразе Дня искупления? На это мы имеем три ответа.
Во-первых, Библии можно и нужно доверять. Она математически точна. Она точна во всех деталях. Она показывает точные даты на временно́й шкале истории, убеждая даже скептиков в своей правдивости. Таким образом, пророчества укрепляют нашу уверенность в достоверности Божьего Слова.
Во-вторых, весть о часе суда – это призыв к нашим сердцам стремиться к более глубокой посвященности Иисусу, как Господу нашей жизни. В это последнее время народ Божий должен исследовать свои сердца, прося Бога простить их грехи и очистить их от любого отношения или действия в их жизни, не согласующихся с волей Божьей. Его народ должен умолять Бога покрыть его ризой Христовой праведности.
В-третьих, актуальность этого часа – это призыв к Божьему народу свидетельствовать с новым пылом своим родственникам, друзьям, соседям и коллегам. Весть о том, что настал час суда – это последнее послание Небес больному грехом миру, послание, которое подготовит сердца к пришествию Иисуса.
Вот такова тема этого урока. Божьего вам благословения, дорогие мои читатели и слушатели.
Александр Серков