Вопрос пастору: О проклятии Хама и цвете кожи египтян
По Библии, египтяне – это хамиты. Античные источники описывают их как людей со смуглой кожей. Древнеегипетское искусство дает противоречивую картину.
Я обратил на это внимание недавно, во время просмотра сериала «Завет: история Моисея», обратил внимание на однозначно белую кожу египтян в фильме. Понимаю, что изобразить их черными и показать, как «белый» семит Моисей крошит Египет во имя Божье – это верх не политкорректности.
Есть ли представление, как совместить эти вещи? И говорит ли внешность и принадлежности к конкретному сыну Ноя? Просьба ответить развернуто.
Спасибо.
ОТВЕТ: Благодарю за вопрос. С радостью отвечаю на него. Если желаете развернутый ответ, я готов выполнить Вашу просьбу. Начну с самого начала. Вы написали:
«По Библии, египтяне – это хамиты». Я согласен с этим утверждением. Поскольку этот ответ – как я полагаю – будет опубликован, обращу внимание на библейские и другие свидетельства, подтверждающие это утверждение, чтобы и читатели могли утвердиться в его достоверности. Вот библейские свидетельства о происхождении египтян от Хама:
В Библии, а именно в книге Бытия 10:6-20, содержится родословная потомков Ноя после Всемирного потопа. В этом отрывке мы видим упоминание сыновей Хама:
6 Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан (Быт.10:6).
Наиболее важным для нас в этом случае является второй сын Хама, именуемый Мицраим. От Мицраима произошли египтяне. Существуют лингвистические, исторические и библейские свидетельства, подтверждающие, что в Библии «Мицраим» совпадает с названием Египет. Несмотря на различие в звучании этих слов, их значение остается неизменным. Точно так же, как от Исава произошли не исавитяне, а едомляне, а от Иакова – израильтяне. Похожий процесс произошел и с Мицраимом, чьи потомки осели на земле, которую назвали Египтом.
Обращаясь к древним источникам, мы обнаруживаем, что многочисленные древние тексты, включая египетские иероглифы, аккадские клинописи и греческие тексты, отождествляют «Мицраим» с Египтом.
Археологические находки также подтверждают эту связь. Например, в египетских храмах найдены артефакты с надписями, в которых упоминается «Мицраим».
В некоторых случаях слово «Мицраим» используется вместе с географическими названиями, которые несомненно относятся к Египту, такими как река Нил или город Мемфис.
Важно отметить, что не все ученые разделяют точку зрения, согласно которой «Мицраим» всегда и однозначно означает Египет. Существуют некоторые случаи, когда это слово может относиться к другим регионам Ближнего Востока. Тем не менее, большинство исследователей придерживаются мнения, что «Мицраим» в Библии указывает исключительно на Египет.
Однако в данном вопросе это не главное. Суть этого вопроса сосредоточена на цвете кожи египтян. Автор этого вопроса пишет: «Античные источники описывают их как людей со смуглой кожей. Древнеегипетское искусство дает противоречивую картину». Правда, автор не приводит фактов, подтверждающих противоречивую картину древнеегипетского искусства. Но это не важно. В любом случае, он прав в том, что тема расы древних египтян сложна и многогранна. Библия, античные источники и само древнеегипетское искусство дают нам противоречивую информацию. Однако задача поставлена: «Есть ли представление, как совместить эти вещи?» Давайте рассмотрим некоторые источники для более глубокого понимания, как можно совместить эти, казалось бы, несовместимые вещи.
Хам, согласно библейскому рассказу, был проклят своим отцом Ноем за то, что увидел его наготу после опьянения. Некоторые интерпретируют это проклятие как объяснение более темной кожи потомков Хама, включая египтян. Вероятность этой интерпретации, как мне кажется, остается гипотезой и довольно слабой. Разве цвет кожи явился проклятием? Скорее всего, нет. Важно отметить, что Библия не связывает напрямую цвет кожи с происхождением от того или иного сына Ноя. Проклятие Хама интерпретируется по-разному, и нет единого мнения о том, как оно повлияло на физические характеристики его потомков. В Библии более четко обозначено значение проклятия, которое заключалось в том, кто кому будет в последствии рабом, а кто над кем будет господствовать.
В отношении цвета кожи египтян нам следует обратиться к другим источникам. Например, древнегреческие и римские историки, такие как Геродот, Плиний Старший, Диодор Сицилийский и Страбон часто описывали египтян как людей с темной кожей, темными волосами и курчавыми волосами. Однако эти описания нужно интерпретировать с осторожностью, учитывая, что представления о цвете кожи и этничности в древности отличались от современных. И важно также отметить, что эти описания даны с точки зрения греков и римлян, которые сами считались светлокожими.
А вот древнеегипетское искусство представляет разнообразную картину внешности египтян. На фресках и статуях можно увидеть египтян с различными оттенками кожи – от светло-коричневого до темного. Некоторые изображения, особенно те, которые изображают элиту и знать, показывают людей со светлой кожей, рыжими или каштановыми волосами. Другие изображения, особенно те, которые изображают простых людей или рабов, показывают людей с более темной кожей. Или в том же Древнем Египте часто изображали людей с красновато-коричневой кожей, что, по мнению некоторых исследователей, отражает загар. Женщин часто изображали с более светлой кожей, что связано с их более скрытым образом жизни. Как объяснить эту разнообразную картину в древнеегипетском искусстве? Важно помнить, что египетское искусство следовало канонам символики, а не натурализму.
Чтобы получить более сбалансированное представление, следует учитывать следующее:
Разнообразие населения. Древний Египет был многонациональным государством с населением, которое изменялось со временем. Здесь могли проживать люди разного цвета кожи, населяющие разные регионы или принадлежащие к различным социальным классам.
Художественные условности. Художники древнего Египта могли использовать цвет кожи для обозначения статуса или социальной роли, а не для реалистичного изображения людей.
Символизм. В некоторых случаях цвет кожи мог иметь символическое значение. Например, светлая кожа могла ассоциироваться с божественностью или чистотой, а темная – с плодородием или силой.
Поэтому важно подходить к данной теме осторожно и избегать упрощенных объяснений. Древний Египет представлял собой сложное и многогранное общество, и его население, скорее всего, было также разнообразным. Современные генетические исследования показывают, что население Древнего Египта было смешанным. Географическое положение страны с протяженным побережьем на пересечении Африки и Азии способствовало этому многообразию. Древнеегипетские мумии свидетельствуют о генетических связях как с народами Северной Африки, так и с жителями Леванта и Восточного Средиземноморья.
Что касается современной интерпретации и кинематографа. В современных фильмах и сериалах часто отражается не историческая действительность, а современные взгляды и предпочтения создателей, а также текущие социальные и политические контексты. Точность исторической реконструкции может быть подвергнута художественной интерпретации или коммерческим соображениям, направленным на более широкую аудиторию.
С уважением, пастор Александр Серков
ПОДРОБНЫЕ СВЕДЕНИЯ:
Античные источники, в которых описываются египтяне как люди со смуглой кожей, включают работы ряда греческих и римских авторов. Вот несколько примеров таких источников:
- Геродот
Геродот, известный как «отец истории», в своей работе «История» (книга II) описывает египтян. В разделе 104 он пишет:
«Они [египтяне] чернокожие и курчавоволосые.»
Этот отрывок часто цитируется как одно из первых античных упоминаний о внешности египтян.
- Диодор Сицилийский
Греческий историк Диодор Сицилийский в своем труде «Историческая библиотека» (книга III) также упоминает о внешности египтян:
«…египтяне отличаются от других людей цветом кожи, который у них черный…»
- Страбон
Греческий географ и историк Страбон в своей «Географии» (книга XVII) описывает египтян как людей со смуглой кожей:
«Египтяне имеют темные лица и курчавые волосы.»
- Лукиан Самосатский
Лукиан, греческий ритор и сатирик, в одном из своих произведений также отмечает темный цвет кожи египтян. В диалоге «Филопатр» он пишет:
«Египтяне имеют черную кожу, как и эфиопы.»
- Аполлодор Афинский
Аполлодор, еще один древний греческий ученый, в своих «Хрониках» указывает на темный цвет кожи египтян, упоминая их рядом с эфиопами.
- Афиней Навкратийский
Афиней, в своем труде «Пирующие софисты» (Deipnosophistae), также приводит упоминания о смуглой коже египтян в контексте их сравнения с другими народами.
Эти античные источники подчеркивают темный цвет кожи египтян, что совпадает с описаниями из различных других исторических и археологических данных. Важно отметить, что античные авторы часто писали свои труды, основываясь на наблюдениях и устной традиции, и их описания могут отражать как реальные этнические характеристики, так и стереотипы того времени.
Археологические данные, подтверждающие темный цвет кожи египтян, включают анализ мумий, пигментации на фресках и статуях, а также результаты генетических исследований. Вот несколько примеров таких данных:
- Фрески и настенные росписи
Фрески и настенные росписи из гробниц, храмов и других археологических памятников часто изображают египтян с различными оттенками кожи — от светло-коричневого до темного. Эти изображения дают представление о внешности древних египтян. Например:
- Фрески в гробнице Рамсеса III (KV11) в Долине царей изображают египтян с коричневой кожей, что отличает их от более светлокожих азиатов и чернокожих нубийцев.
- Росписи в гробнице Нахта (TT52) изображают людей с различными оттенками кожи, в том числе темнокожих египтян.
- Статуи и скульптуры
Статуи и скульптуры также часто изображают египтян с темной кожей. Некоторые из них сохранили оригинальную краску или пигменты, которые позволяют определить оттенок кожи:
- Статуи фараонов и богов в храмах Луксора и Карнака часто изображены с темной кожей, что символизирует плодородие и жизненную силу.
- Статуи из гробницы Нефертити в Амарне показывают королеву и ее окружение с темной кожей.
- Генетические исследования
Современные генетические исследования мумий предоставляют важные данные о происхождении и внешности древних египтян:
- Исследование ДНК мумий из Абусира эль-Мелек (2017 г.) показало, что древние египтяне имели генетические связи с народами Восточного Средиземноморья и субсахарской Африки, что указывает на этническое разнообразие.
- Генетический анализ мумии Тутанхамона и его семьи показал, что они имели смесь генетических маркеров, характерных для населения Северной Африки и Леванта.
- Антропологические исследования
Антропологические исследования черепов и костей мумий также дают представление о внешности древних египтян:
- Исследования черепов из древних некрополей показывают разнообразие антропологических типов, включая характеристики, присущие как африканским, так и средиземноморским популяциям.
- Антропологические данные из гробницы Тутанхамона и других фараонов указывают на наличие африканских черт лица, таких как широкие носы и курчавые волосы.
- Иконография и символика
В иконографии и символике древнего Египта темный цвет кожи часто использовался для изображения определенных богов и символов:
- Бог Осирис часто изображался с черной кожей, символизируя плодородие и воскрешение.
- Изображения на саркофагах и других погребальных артефактах часто показывают умерших с темной кожей, что может отражать их связь с загробной жизнью и регенерацией.
Археологические данные, включая фрески, статуи, генетические исследования и антропологические анализы, подтверждают, что древние египтяне были этнически и генетически разнообразны, и среди них были люди с различными оттенками кожи, в том числе темной. Эти данные помогают лучше понять сложную и многообразную природу древнеегипетского общества.
***
Отвечает Василий Юнак
С расами и цветом кожи не всё так однозначно, как хотелось бы и казалось бы. Во-первых, давай посмотрим на реальность: Сегодня в перечне рас и этнических групп в Европе присутствует как минимум две белых расы — Белая и Белая Испанская. Чем отличается одна от другой? Верно, смуглостью. А теперь давай посмотрим на евреев — они семиты, белые вроде бы, однако среди них такие встречаются темнокожие (не чернокожие, а именно темнокожие) и даже с относительно мелкими черными кучеряшками, ну как у Пушкина рисуют. Почему это так? Потому что пару колен было от Иосифа, а у него жена — египтянка. Хотя могла быть и не египтянка. В общем, Белые тоже смуглыми бывают. Греки вроде белые, но скандинавы куда белее.
Но вернемся к египтянам. То, что они светлее тех же ефиоплян, а ефиопляне светлее нигерийцев — это понятно. Африканцы между собой тоже по черноте кожи разные. Да и на женщин посмотреть — южнее в Африке у женщин такие же коротенькие кучеряшки, как и у мужчин, а севернее — у женщин такие же длинные волосы, как и у европейцев и азиатов. Но помимо этого есть ещё один серьезный аргумент — гиксосы. Этот странный период в истории Егопта, который кто-то там явно пытался забыть. Некоторые исследователи утверждают, что гиксосы — это семиты, а не хамиты. И гиксосы, похоже, правили во времена Иосифа. Вернее было бы сказать, Иосиф правил Египтом во времена гиксосов.
Какой же вывод? Вывод простой: «Бой в Крыму, всё в дыму, ничего не видно…» Однозначно утверждать здесь ничего нельзя. Если даже исследователи спорят, то кто я, чтобы утверждать однозначно? Я могу только допускать предположения, и помимо (1) градации и различия внешнего вида внутри одной расы, и (2) теории гиксосов как семитов, я вполне могу говорить о (3) политкорректности, которой везде хватает — даже средневековые художники Авраама рисовали в рыцарских доспехах, а китайские художники Христа узкоглазым изображают, или (4) это просто такое представление режиссера фильма, для которого египтяне на самом деле белые, сравнительно с теми же греками и в противовес настоящим черным африканцам.