Адвентисты в Симферополе. Былое и современность
«В начале было…»
…Около 1910 года книгоноша Солодуха Федор Иванович прибыл в Симферополь и развернул активную миссионерскую работу среди православных, баптистов и евангельских христиан. Один из первых обращенных был Сакун Игнат Лаврентьевич с женой Ульяной Матфеевной. В течение двух лет он вместе с братом Сакуном посещал молитвенные собрания различных общин и групп, где выступал с проповедями, проводил личные беседы и распространял адвентистскую литературу. Благодаря его работе, образовалась группа уверовавших, которые были в 1912 г. крещены разъездным проповедником Ильей Гавриловичем Гореликом из Одессы. Основу Симферопольской общины составили семьи: Суховаровы, Сакун, Каретниковы, Желенковы, Никулины, Сухоруковы, а первым духовным наставником общины был брат Солодуха Ф. И., который одновременно был и руководителем общины адвентистов г. Севастополя, где он и проживал до 1914 г.
В 1914 г. численность Симферопольской общины составляет около 20 человек, а пресвитером общины становится Густав Адамович Фриц.
Солодуха Ф. И., возвратившись из Севастополя (где его сменил проповедник М.М. Гриц), обращается в Таврическое Губернское Правление с заявлением «… коим он ходатайствует о разрешении открыть в доме Синани, по Гоголевской улице, по пятницам в 7 часов вечера, по субботам в 9 часов утра и в 4 часа дня, по воскресеньям в 6 часов вечера и по средам в 7 часов вечера молитвенные собрания для Адвентистов седьмого дня, с чтением и пояснением Слова Божия…».
Радость была недолгой. С началом первой мировой войны 1914 г. положение адвентистов резко ухудшилось, так как большинство проповедников на то время были немецкого происхождения, и их считали «германскими агентами», или «шпионами». Воспользовавшись изменениями в настроении правительства и народных масс, руководители православной церкви стали подстрекать людей и органы власти к преследованию «сектантов».
Таврический губернатор, свиты Его Величества, Генерал-Майор Княжевич, 16 июня 1916 года направляет в Департамент Духовных Дел доклад «… о положении вообще сект адвентистов и евангелистов и главных их деятелей в Высочайше вверенной мне губернии, а равно об отношении последователей этих сект к текущей войне». В итоговой части своего доклада Княжевич писал:
«… я пришел к тому несомненному заключению, что сектантские наши общины являются такими организациями, через которые , как находящиеся в постоянной связи с немецким сектантством, происходящим от него и поддерживаемые им материально – наши враги немцы стремились и очевидно в большей мере стремятся теперь провести в русские народные массы космополитические и антимилитаристические идеи, ведущие к разрушению русской государственности, и что общин эти – евангельских хрис. Баптистов, евангельских христиан и адвентистов седьмого дня – послушны велениям, исходящим от тех же немцев, намереваются использовать данное время для привлечения наибольшего числа последователей, которые с усвоением рационалистического их учения теряют обыкновенно присущие русскому человеку патриотические и верноподданнические чувства и проникаются индифферентизмом ко всему русскому.
Ввиду всего этого, я признал дальнейшее существование легализованных в Таврической губернии означенных общин особенно в военное время, когда требуется исключительный подъем патриотического духа, безусловно вредным и совершенно нетерпимым, а потому и вошел с представлением к Главному Начальнику Одесского Военного Округа и Генерал-губернатору о закрытии всех таковых… на все время военного положения в Таврической губернии, а равно просил о высылке на то же время из пределов губернии главарей сектантства…
В настоящее время, с закрытием сектантских организаций, высылкой из губернии главарей и с призывом в войска большинства последователей сект, сектантство примолкло, замкнулось в самом себе и утратило свой прежний кричащий характер…»
Аресту были подвергнуты особо активные члены Симферопольской общины:
Фриц Г. А. – был выслан из страны, братья Солодуха Ф. И. и Ткаченко И. И. – мобилизованы в действующую армию и отправлены на фронт, а Желенков Ф. Е. «за вредную для государственного порядка и общественного спокойствия деятельность» — сослан в Енисейскую губернию, г. Красноярск.
В Таврическое Губернское правление посыпались радостные рапорты, в которых сообщалось:
«… сектантов-адвентистов во вверенном уезде не имеется» или что «… в районе города Симферополя сектантов-адвентистов нет».
На самом деле церковь продолжала жить и трудиться, и никакие драконовские меры не могли остановить дело Божие в России.
В это тяжелое время общину поддерживал приезжавший из Севастополя проповедник Макарий Маркович Гриц.
Революция 1917 года на короткое время принесла свободу и облегчение Церкви. Из тюрем и поселений вернулись многие служители и члены церкви, продолжилось издание печатной литературы, стали открываться собрания. Но последующие годы голода, террора, гражданской войны и анархии вновь принесли невыразимо тяжелые испытания народу Божию.
В это смутное время 1917-20 гг. в Симферополе совершает работу служитель Петухов, бывший моряк черноморского флота, окончивший адвентистскую семинарию во Фриденсау. Нанимая школьные помещения и театральные залы, он посредством пригласительных билетов собирает сотни людей на свои проповеди о Законе Божием, Втором пришествии Христа и конечной судьбе этого мира. По воспоминаниям, жизнь этого служителя отличалась подлинным благочестием и скромностью. В результате его программ многие заключили завет с Господом, а многие повезли весть о спасении дальше, покидая Крымские берега, окутанные дымом войны и неизвестности.
В 1921 году вновь официально открывается собрание. Пресвитером общины был Иван Афанасиевич Верещак (рукоположенный на духовную работу в 1928 году). Библейскими работниками были: регент хора и музыкант общины Иван Криничный, Е.И. Скоробрещук (делегат 5 и 6 съездов 1924, 1928 гг.), В.В. Жуков (делегат 5 и 6 съездов — рукоположен на духовную работу в 1928 г.). Старшей дьяконисой общины была сестра Мешкова. Разъездным проповедником по Крыму до 1927 года был В.П. Балаш. В это время община насчитывала около 40 членов.
С 4 по 7 ноября 1925 года, в рамках общих съездов Западно-Украинского Областного Союза АСД, прошел съезд Крымского Объединения общин и групп в г. Симферополе. «На нем, включая И.А. Львова и В.С. Дыманя, присутствовало 27 делегатов от всех общин и групп этого района, что составляет норму. Заседания, беседы на библейские темы, а также вечерние проповеди происходили в новом довольно обширном молитвенном помещении общины. Особенно торжественными были собрания в пятницу вечером, а также в субботу (7 ноября) утром и вечером, на которые, кроме членов местной общины, прибыли почти все члены Севастопольской и Евпаторийской общин.
В правление были избраны: председатель — В.П. Балаш, секретарь — И.П. Криничный, кассир — А.Ф. Аузин, а также члены Совета: Г.К. Лебсак, С.Е. Магуров и И.А. Саломатин. Все эти съезды прошли под обильным благословением Божиим. Чувствовалось невидимое присутствие Господа в Святом Духе. Братская любовь и единство, как отличительные черты детей Божиих, показали, что все мы члены одной духовной семьи, отец которой — Бог.» (Голос Истины 2/1926г.)
С 1929 г. свобода вероисповедания резко ограничивается, власть распускает все религиозные общины. Симферопольские адвентисты мужественно сохраняют свою веру, собираясь небольшими группками в частных домах Каретниковых, Криничных, Бойко и других.
С 1933 года страну захлестывает новая волна религиозного преследования, члены церкви собираются отдельными группами, и проводят субботние богослужения по домам. Служители боялись совершать публичное служение. Пасторы В.В. Жуков и В.П. Балаш пережили преследования и аресты. Молодые члены церкви перенесли также великое испытание: не могли устроиться на работу и учиться. Член церкви Александр Сакунов за отказ брать оружие был осужден на 2 года тюремного заключения.
Положение церкви было настолько трудным, что даже не было возможности совершить обряд венчания, так как церковь осталась без рукоположенного служителя.
С наступлением Великой Отечественной войны 1941-1945гг. некоторые члены общины были подвергнуты принудительной высылке (например, семья Тепфер), другие были вынуждены сами выехать из Крыма (семьи Желенковы, Еськовых, Желкевских и др.).
Во время оккупации официальных собраний не было, и члены церкви собирались в частных домах собратьев Криничных, Черных, Бойко, Докучаевых и других. Известны случаи, когда на такие собрания (видимо, без ведома своего командования) приходили рядовые солдаты нацистской армии. Они участвовали в пении с детства знакомых им протестантских псалмов и внимательно прислушивались к проповеди.
В личных беседах они выражали сомнения в успехе гитлеровской кампании и соглашались с адвентистским толкованием библейских пророчеств о судьбе Европы и мира. Особых препятствий в общении не было, так как некоторые солдаты знали русский язык, а отдельные члены церкви хорошо владели немецким.
Община насчитывала около 25 членов. Из тех, кто пережил оккупацию, были семьи Каретниковых, Бойко, Никулиных, Докучаевых, Криничных, Черных, Романовых, Гурнаков, Касьяр, Садовских … а также сестры Шитель, Гравенко, Суслова, Нелюбова, Золотоверхова …
В 1944г. член церкви Степан Иванович Касьяр, воспользовавшись благоприятной возможностью, собрал «двадцатку» и официально зарегистрировал общину в органах Советской власти. Его смелый поступок был Божьим Провидением, так как после 1946 года государственные власти перестали осуществлять регистрацию религиозных общин. Брат С.И. Касьяр нанял на свои деньги дом для богослужения по ул. Чингарской (11 или 40), а также приобрел стулья, кафедру и фисгармонию.
Семья Касьяр отличалась своим радушием и гостеприимством и оказывала большую материальную помощь и поддержку всем, кто в ней нуждался. Сам Степан Иванович был строгим вегетарианцем и поощрял к этому других, к тому же, он с большим умением играл на фисгармонии, так что богослужения всегда сопровождались музыкой и дружным общим пением псалмов.
Здесь нужно отметить, что, хотя брат С. И. Касьяр и зарегистрировал себя как руководителя общины, сам он не был рукоположенным служителем на то время (рукоположен был на пресвитерское служение проповедником П.А. Мацановым в 1952 году), и не отличался глубоким знанием адвентистского учения. При нем в общине были люди с разными религиозными взглядами, и в связи с этим церковь имела большие трудности и переживания.
Положение усугублялось еще и тем, что, брат С.И. Касьяр в силу своего непринципиального отношения к учению и к организации церкви был удобной фигурой в руках коммунистической власти. Посвященные члены церкви пытались своими силами исправить эту ситуацию, оздоровить общину старались и проповедники иногда приезжавшие в Крым (П.Г. Сильман, П.А. Мацанов, Ф.В. Мельник).
В 1947 году на пасторскую работу в Крым приезжает брат П.Г. Сильман выполняющий до 1954 года функции областного проповедника. Проживал пастор Сильман в г. Евпатории.
17 июля 1954 года на духовную работу в Симферополь, из города Белая Церковь, приезжает проповедник Парфентий Дмитриевич Костомский. Кратковременное влияние «оттепели» благотворно отражалось на жизни церкви. При нем община не только была очищена от разного рода лжеучений, но и сильно выросла: одно только крещение в 1956 году присоединило к Господу около 40 душ, а таких крещений при нем было несколько. В этот период в церкви много молодежи, церковь пополняют новые члены, переехавшие из Украины и России на жительство.
Активное участие в служении принимали: Григорий Климентьевич Сытник, Георгий Иванович Гурнак, Борис Владимирович Тепфер, Павел Степанович Брова, Костин и др. При П.Д. Костомском начинал свое служение и будущий проповедник Петр Иванович Кулаков, который в 1959 году был направлен на служение в Евпаторийскую общину.
По приезду П.Д. Костомского в Симферополь сразу было принято решение о покупке помещения под Дом Молитвы. С этой целью в Москву, в канцелярию Всесоюзного Совета АСД, были откомандированы с письмом от общины брат Б. Тепфер и брат Костин. Вернувшись, они привезли 200.000 рублей, на которые в том же 1954 году по адресу: пер. Сельский 9 (ныне Левкина 9) было куплено на имя П.И. Кулакова помещение и начаты работы по его реконструкции. Старшей дьяконисой и кассиром общины в то время была Мария Спиридоновна Брова.
Здесь нужно сказать, что после 1946 года власти перестали осуществлять регистрацию религиозных общин. К этому времени в Крыму были зарегистрированы только две общины — Симферопольская в 1944 году и Евпаторийская в 1946 году, по этому остальные общины и группы были внесены в списки и обслуживались преимущественно служителями Симферопольской, а позднее и Евпаторийской общинами.
В это время к Симферопольской общине принадлежали группы верующих адвентистов из городов Севастополя, Ялты, Феодосии, Джанкоя, Красноперекопска Старога Крыма, поселков Азовского, Ленино, Гвардейского, а также из сел Стальное, Долинка.… Эти верующие считались членами Симферопольской церкви и служители г. Симферополя совершали служения Бракосочетания, Вечери Господней, крещения, похорон на этих территориях. А брат П.Д. Костомский выполнял функции областного проповедника. Численность симферопольской общины составляла около 120 членов, а вместе с группами — 175-180 членов.
В 1958-1959 году служение в Симферопольской церкви совершает пастор Василий Федотович Макаров. Община стабилизировалась. Его служение назидало членов в духовно-нравственном плане. Брат Макаров пережил нелегкую жизнь и как свидетель Христа был в заключение около 10 лет.
В 1960 году община вновь подвергается давлению со стороны властей. У В.Ф. Макарова отбирают регистрационную справку, ликвидируют руководящий орган церкви, распускают «двацатку». При вмешательстве органов власти формируется новая «двадцатка», совет и ревизионная комиссия, а пресвитером утвержден С.И. Касьяр.
Церковь пережила еще одно потрясение. В 1961 году решением Симферопольского горисполкома был отнят молитвенный дом по ул. Левкина, 9. И на месте молитвенного дома разместили детское дошкольное учреждение, а спустя некоторое время библиотеку. Общине предоставили возможность проводить служения в молитвенном доме Евангельских христиан баптистов по адресу ул. Бахчисарайская №5. Церковь понимала ситуацию, в которой она оказалась, и на некоторое время ее члены смирились с данным положением.
В дальнейшем давление властей усилилось, и они потребовали от нового руководства общины новых уступок, а именно:
1. Запрет приводить на богослужение детей;
2. Запрет проводить уроки Субботней школы;
3. Все служения проводить в форме заранее утвержденных лекций, и не допускать вопросов и диалога во время 1 части служения;
4. Совершать крещение над взрослыми, не моложе 30 лет;
5. Запрет проводить занятия с молодежью церкви и задействовать ее в служении.
Община не могла согласиться с таким положением и начала отстаивать свои права от вмешательства извне. С.И. Касьяр был отстранен от служения и даже исключен из членства за отступление от истины.
1964 –1968 годы – церковь противостоит попыткам органов власти навязать свои условия и требования в отношении проведения богослужения и работы служителей. Цель была одна: служитель должен быть подконтрольным и доверенным лицом власти.
С 1965-1967 годы служение совершает Иван Николаевич Гандабура.
В этот период пасторы церкви совершали служение нелегально, не имея на то регистрационных справок, выдаваемых органами власти
В 1965г. на духовную работу в Симферополь приезжает проповедник Владимир Иванович Кучерявенко. Но из-за разделения, которое имело место в Церкви по всей стране, община не приняла этого служителя.
1968-1985 годы в церкви совершает служение Владимир Никитович Чипчар.
В эти годы община наравне и с другими общинами переживала, волновалась, совершала молитвы и посты по причине разделения в среде Адвентистской церкви на территории СССР.
В 1984-85гг. в Симферополь приезжает пастор Иван Арсентьевич Вишневский
ФОТОМАТЕРИАЛЫ
1.Община в 1913 г. Проповедник Гриц М.М. (2 экз.)
2.Община в 1922 г.
3.Съезд крымских общин и групп АСД в Симферополе.1925г.
4.Община в 1955 г. Проповедник Костомский.
5.Хор и струнный оркестр. 1957г.
6.Община в 1958 г. Проповедники Кулаков П.И. и Костомский
7. Община в 1972 г.
***
…Для меня все началось с того, что ныне зовется «евангельской компанией». 1991 год. Распадается СССР, крушатся идеологии, повсюду жажда нового, настоящего, истины. Адвентисты Симферополя пользовались свободой вероисповедания, чтобы открывать окружающим учение Библии.
Евангельская программы проходила в здании бывшего Дома Полит.просвещения, цитадели богоборческой власти. Это было знаком новой эры – времени духовного пробуждения.
Весть проповедника, Жукалюка Николая Арсентьевича, соответствовала этому времени. Толкование библейских пророчеств книги Даниила, раскрытие смысла слов Иисуса о суде и Втором Пришествии, призыв к познанию Бога и вере во Христа не оставляли равнодушными слушателей.
Как отклик на божественный голос в группу по изучению Библии записалось более сотни человек. И вот, два раза в неделю, во вторник и четверг, на протяжение трех месяцев изголодавшиеся люди внимали Слову Божьему исходящему из уст Вишневского Ивана Арсеньевича. Человека преданного вере, любящего Библию, восхищенного Христом и послушного Богу. Его усилия не могли быть напрасны и безрезультатны. В декабре 1991 года 75 человек одухотворенных, пробудившихся, счастливых Дух Божий вел к крещению. Это был день торжества новой жизни, где царствовала святая радость и посвящение Небу.
21 декабря 1991 года началась история второй симферопольской общины адвентистов седьмого дня. Каждую субботу на богослужение в Дом политпросвещения, который превратился в храм Божий, приходили те, кто недавно крестился, и их многочисленные друзья и знакомые. Через несколько месяцев, весной, состоялось крещение еще 25 человек которые последовали за Христом. Община насчитывала уже сто человек. Все эти люди постигали азы учения Христова, знакомились с опытом веры церкви адвентистов седьмого дня, воплощая его в своей повседневной жизни. Некоторым пришлось отстаивать свои новые убеждения на рабочих местах, когда возникал вопрос работы в субботний день. И вся община поддерживала своих братьев и сестер молитвой и общением. Другим приходилось прямо говорить о своих новых привычках питания и воздержания в семье. Для одних это было время напряженного испытания веры, для других радости обращения своих родных и близких. Это укрепляло дух общины и создавало семейственность и настоящее христианское братство.
В 1992 году в общине был открыт класс подготовки служителей, в котором насчитывалось около 25 человек. Там учились руководить собранием общины, молиться, преподавать уроки субботней школы, проповедовать. В этом году был рукоположен первый пресвитер общины Левченко Александр.
Летом – осенью 1992 года община готовилась к проведению первой евангельской программы, с американским проповедником Линдоном Девиттом. Члены общины раздали десятки тысяч пригласительных, расклеили сотни афиш, приглашая желающих познакомиться с учением Библии. Концертный зал музыкального училища был заполнен, каждый вечер множество людей вслушивались в божественную весть. В те дни крещение приняло более сотни человек. Община увеличилась вдвое…
Пастор общины, Иван Арсентьевич Вишневский денно и нощно служил этому множеству обращенных людей. Посещал их на дому, организовывал домашние церкви и верно служил им Словом каждую пятницу и субботу.
К 1993 году община уже имела все организованные отделы и двух рукоположенных пресвитеров. Ощущалось Божественное руководство церковью.
В 1994 году настало время для проведения еще одной евангельской программы. Ловелл Харгрейвс и его супруга Сандра на протяжении месяца, изо дня в день служили взрослым и детям, открывая красоту истины Божьей всем пришедшим. Тогда крестилось снова более ста человек. За несколько лет вторая община адвентистов седьмого дня в г. Симферополе выросла от семидесяти пяти человек до количества, исчисляемого в несколько сотен. Такой общине уже нужно было свое здание для богослужений.
В этом же году было получено разрешение на строительства храма по ул. Воровского, в центре города. Десятки добровольцев вышли на место, где предстояло быть первому адвентистскому храму, в новой свободной стране, и совершили молитву веры о строительстве. С того дня началась кропотливая и трудная работа по воздвижению дома Господня. История строительства была не всегда светлой и возвышенной. Летом 1995 при совершении монтажных работ погиб Житарюк Евгений, молодой человек, которого можно было назвать душой общины, украшавшего каждое богослужение своим пением, улыбкой и искренним рукопожатием.
Ну вот, так для меня и закончилась «история светлых времен».
Остальное – это время туманное и не до конца объяснимое…по крайней мере для меня
А сейчас есть то, что есть….
Впереди – неизвестность и Бог.
Комментарии (5):
Сергий
| Ссылка на комментарий
Как найти адвентистов в Алуште
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
АЛУШТА Адрес церкви: Украина, Крымская область, 334270 г. Алушта, Санаторий «Славутич».
уточнить адрес:
тел: (0512) 24-61-65
факс: (0512) 55-65-65
е-mail: scsda (собачка) mail.ru
ТАТЬЯНА
| Ссылка на комментарий
Хочу найти информацию о моем дедушке Горелике Илье Гавриловиче. Нет ли у Вас каких-либо сведений. За любое буду очень благодарна.
Моя почта cheremuha@mail.ru
Макаров Валерий Васильевич
| Ссылка на комментарий
Ещё несколько слов можно было добавить о работе в Крыму моего отца Макарова Василия Федотовича. В Крым он был переведен из Кировограда в 1956 году и поселился вместе с семьёй в г.Евпатория, где проработал 2 года, и ещё два года — в Симферополе. В Евпатории семья пережила большое потрясение — на прогулочном катере «Стрепет» при взрыве едва не погиб мой младший брат Женя. Тогда вся евпаторийская церковь молилась за него. Но несмотря на это переживание, отец всегда трудился на ниве Божией, не покладая рук. Он часто уезжал на посещение малых общин и отдельных групп и семей членов церкви по всему Крыму, из-за чего претерпел много неприятностей от уполномоченного по делам религиозных культов. В 1960 году по настоянию последнего он был вынужден оставить служение в Крыму и вместе с семьёй переехал в Пензу, где продолжил служение в Поволжском регионе. В 1963 году тяжело заболел, но и больной не оставлял служение. Умер в 1975 году, в возрасте 77 лет, а в 1982 умерла моя мать Анна Васильевна, и тоже 77 лет.
О жизни моих дорогих родителей Василии Федотовиче и Анне Васильевне я написал книгу «Верность». В ней в художественно-документальной форме представлен их жизненный путь, трудный поиск Истины, радость её обретения, верность в служении Богу и делу Евангелия Иисуса Христа в трудные годы гонений и страданий.
Ирина
| Ссылка на комментарий
С уважением Ирина Билая (Руководитель Отдела Здоровья Крымской Миссии)
Сайт Здоровья в Крыму: http://kluchiz.jimdo.com/
Отдых в Крыму: http://lavandameganom.jimdo.com/
Адвентисты Феодосии: http://feodosiya-asd.jimdo.com/
____________________________________________________
КРЫМ:
Группа Вконтакте: «Адвентисты КРЫМА» https://vk.com/adventkrima
Группа Вконтакте: «Ключи Здоровья» https://vk.com/kluchiz
Группа Вконтакте: «Эдемский Сад» https://vk.com/edemskij
Группа Вконтакте: «Субботняя школа» https://vk.com/sabbathschool
Группа В Одноклессниках: «Адвентисты КРЫМА» http://ok.ru/adventkrima