Матери и жены узников и жены-узницы

19-10-2007, Комментариев нет

Трудно сказать, чего больше пролито: слез или крови…

По подсчетам Григория Григорьева, только в 30-40 годы прошлого столетия около 150 служителей и более 3000 активистов Церкви Адвентистов Седьмого Дня были репрессированы, и многие не вернулись из лагерей. Практически каждый пятый адвентист был репрессирован.

Визитной карточкой в доме служителей на видном месте был приготовленный на случай ареста мешок с сухарями.

Я желаю рассказать только о трех семьях, которые пострадали от преследований больше других. Особенно хочу сделать ударение на женщинах, которые страдали вдвойне.
Супруги МАРИЯ-КАТЕРИНА И ГЕНРИХ ИОГАННОВИЧ ЛЕБСАК родили и воспитали 4 дочери и сына: Амалию (1891), Георга Самуела (1893), Лию (1897), Рахиль (1899) и Марту (1903).

Рахиль умерла от тифа в Киеве в 1920 году на 21 году жизни.

Амалия (по мужу Галладжева) была расстреляна в 1942 году в ссылке на 51 году жизни.

Георг Самуэль умер в Германии на 43 году жизни.

Сама Мария-Катерина умерла в Алма-Ате в 1961 году, пережив своих детей и мужа.

Единственная внучка, Руфь Николаевна Волкова-Лебсак (дочь Марты) жила в Алма-Ате до весны 2000 года. С этой искренне верующей женщиной Бог позволил мне свидеться в сентябре 1999 года. Ее глаза светились большой надеждой на встречу с Господом и, благодаря Его любви к людям, встретиться со своими любимыми, чтобы никогда больше не расставаться. Она показала мне фотографию ее единственной дочери (красивая, высокая, стройная), которая умерла в 30-лентем возрасте.

Г. И. Лебсак родился 4 января (по н.ст.) 1870 года в лютеранской семье. В 1888 году, в 18-летнем возрасте женился на младшей сестре однофамильца Г. К. Лебсака – Марии-Катерине. В 1890 году за переход из лютеранства в адвентистскую веру отец лишил его наследства. Руководство Церкви Адвентистов Седьмого Дня послало Генриха Иоганновича на учёбу в Миссионерскую школу в Гамбурге, где он был крещен. После возвращения в Россию вместе с братом жены Генрихом Конрадовичем начал служение литературного евангелиста. В 1892 году в Крыму был арестован и помещен в Перекопскую тюрьму, где 1 1886 гогду уже побывал Л. Р. Конради.

А вот воспоминания младшей дочери Г. И. Лебсака Марты Волковой-Лебсак о том, в каких условиях приходилось работать ее отцу:

«Сатана часто пытался вывести отца из строя, то лишая его здоровья, то используя другие пути… Это было на Кавказе. Папа серьезно заболел воспалением легких с кровохарканьем. И в эти же годы заболела и мама. От солнечного удара она упала в погреб, там тяжелая лест¬ница упала ей на голову, в результате чего она получила сотрясение мозга. Ее пришлось отправить в наш санаторий во Фриденсау, где она пробыла 8 месяцев. Нам детям переживать это было очень тяжело, так как нас распре¬делили среди собратьев… Залечив немного свои легкие, папа опять усердно взялся за работу, хотя ощущал и другие болезни, как-то: желудка и носоглотки…»

В 1918 году, во время проживания и служения в Киеве, однажды, когда на улицах города шла перестрелка между воюющими сторонами, пуля попала в окно дома, где жили Лебсаки, и вонзилась в кафель печки. Письменный стол Г. И. Лебсака находился как раз перед этим местом, но Господь побудил за несколько минут до этого выстрела Своего служителя подняться из-за стола и выйти в безопасное место…

«Перед самым переездом из Киева в Москву, – вспоминает дочь, – сатана намеревался вновь пошатнуть силы нашего отца и его здоровье. Всех нас постигла тяжелая утрата. В возрасте 21 года умерла наша сестра Рахиль. Это было совсем неожиданно, и все мы тяжело переживали эту утрату. Она должна была переехать с нами в Москву. И вдруг, наша вера была испытана. Злая смерть унесла ее, такую молодую. Мы были в отчаянии, казалось, не было никакого утешения. Помню, как папа был сильно потрясен этим ужасным событием. Дав нам выплакаться и, стараясь быть спокойным, он пригласил нас стать на колени и помолиться. О, как тяжело было сделать это! Но его уверенность в воле Божьей была непоколебима. И, встав с колен, мы все получили утеше¬ние и уверенность в Его воле, в воле нашего Утешителя от всех скорбей…»

Вот краткий послужной список этого мужественного слуги Божьего: начало 20-го столетия – председатель Кавказской конференции – годы служения на Кавказе; затем служение в Вильнюсе и Минске; 1916-1917 годы – в Саратове; с 1918 года в Киеве возглавлял работу Церкви АСД; с 1922 года – в Москве, в качестве всесоюзного руководителя Церкви АСД, до дня своего ареста в 1934 году.

Сопоставьте свои беды, свои переживания с тем, что приходилось пережить Марии-Катерине Лебсак. Ее 21-летняя дочь Рахиль умирает, можно сказать внезапно, прежде чем врачи установили диагноз болезни. В 1934 году арестовали на 64-м году жизни и осудили мужа. Через два года на 43-м году жизни, после продолжительной болезни, умирает единственный сын, проживавший в Германии. Самым тяжелым для многострадальных родителей было то, что сын не разделял родительских взглядов. С Лией, эмигрировавшей в начале 1930-х годов вместе с мужем в Берлин, никакие связи не допускались.

Мы не знаем сколько раз Марии Кондратьевне (как ее называли сестры в церкви) приходилось подолгу простаивать в тюремных проходных, прежде чем от нее принимали хоть скудную передачу для дорогого ей человека – ее мужа. Суд определил Генриху Иоганновичу пожизненное заключение. Незадолго до смерти Г. И. Лебсаку разрешили короткое свидание с женой. Это было, согласно дошедшим до нас сведениям, в Вологодской тюрьме. В этой беседе Генрих Иоганнович, говорил жене о том, что больше волновало его, – о допущенных ошибках, особенно на последнем съезде, о том, как он просил у Бога прощения об этом, как получил небесное заверение в прощении и Божьем помиловании. Это ободрило супругов, придало сил и укрепило их веру и надежду.

Впереди были новые удары: в 1938 году в тюрьме был расстрелян муж. А через год, в 1939 году ее родной брат Генрих Конрадович Лебсак на 72-м году жизни был арестован в Алма-Ате, прошел через пытки и не вернулся из мест заключения. Судьба до сих пор неизвестна. А в Тбилиси «за религиозную пропаганду» был арестован также в 1939 году зять А. Г. Галладжев, муж Амалии. Амалия осталась одна с 9-летней приемной дочерью Розанной, которую супруги удочерили в 1935 году. Мать переезжает в Тбилиси к дочери. Два года Амалия, как могла, поддерживала мужа. Горе усугублялось известием о смерти отца. Кроме прочего жены служителей заботились о духовном состоянии членов церкви, за которых нес ответственность Алексей Георгиевич, муж Амалии. В 1941 году, спустя две недели после начала войны, была арестована Амалия. Суд был закрытый. Военный трибунал Закавказского фронта приговорил Амалию на длительный срок лагерей. Малолетняя Розана осталась с бабушкой Марией без всяких средств к существованию. Вскоре вышел указ о выселении из города всех лиц немецкой национальности. Несчастные скитальцы оказались в одном из сел под Ташкентом. После трех лет лагерей из заключения вернулся А. Галладжев. С трудом ему удалось устроиться преподавателем в казахскую школу, в селе, расположенном на расстоянии 12 километров от дома. О судьбе Амалии не было никаких известий. Лишь в 1946 году, А. Г. Галладжеву, приглашенному трудиться в Москву, удалось узнать о том, что его жену Амалию расстреляли 4 февраля 1942 года. Из пятерых детей рядом с Марией Кондратьевной была только младшая дочь Марта с маленьким ребенком на руках, которая была замужем за служителем Волковым. Николай Волков не избежал ареста также, и отбывал срок в лагерях Караганды. К сожалению, и он не вернулся из ссылки.

Как говорила мне Руфь Николаевна: «Мы выстояли «на коленях»…». И что самое удивительное, что эти многострадальные жены не роптали и не жаловались: «Почему, за что, Господи?.. Боже, – это так жестоко, Ты не отвечаешь на наши молитвы…».

АЛЬМА И ЯН ЯНОВИЧ ВИЛЬСОНЫ прибыли в Россию из Латвии. Родился Ян Янович в Санкт-Петербурге в 1883 году. Адвентистское образование получил в Германии. Знал латышский, русский и немецкий языки. До 1915 года трудился в Риге в качестве служителя Церкви АСД. С 1921 года переводится на служение в Сибирь, в качестве руководителя Сибирского унионного поля. Супруги Вильсон родили и воспитали троих детей. В период гонений на Церковь Ян Вильсон неоднократно подвергался арестам. В 1922 году, когда супруги трудились в Сибири, Яна Яновича внезапно и по невыясненной причине арестовали и продержали целый год под следствием.

В 1924 году Ян Янович возглавляет работу Церкви на Кавказе, а в 1928 году на съезде избирается в администрацию ВСАСДа.

Арестовывался Ян Янович и в 1931 году, но был освобожден; затем в 1934 году был арестован снова и приговорен к ссылке. Вернулся только в 1937 году. В Москве не разрешили поселиться, получил предписание в течение 24 часов покинуть Москву. Он уехал в Липецк. В последствии в Липецке Яна и его жену Альму арестовали под предлогом религиозной агитации. Их дочь, Валда Яновна вспоминая, поведала, в свое время, Михаилу Петровичу Кулакову, как она, возвратившись с работы, обнаружила хаос в доме. Оказывается, производился обыск, папу и маму арестовали, имущество забрали. Наутро, измученная после бессонной ночи, она пошла в НКВД, чтобы узнать, где ее родители. Ее принял молодой следователь. В ходе беседы выяснилось, что она в школе училась вместе с его женой. Следователь был порядочным человеком, он желал им помочь, но не знал, как это сделать. Одно, в чем он мог помочь, он предоставил дочери возможность встречаться с родителями. Он их вызывал из камеры в свой кабинет, и два раза в неделю Валда Яновна могла видеться с любимыми. Отца обвиняли в антисоветской пропаганде. О маме ходили слухи, что она говорила против советской власти женщинам у колодца, приходившим по воду. Три месяца шло следствие. Затем их отправили в Коми АССР. Дочь наблюдала, как из тюрьмы родителей вели под конвоем по улице, как сажали в вагоны специального поезда. Там были разные люди: политические узники и уголовники, – всего около трехсот человек. К ним никого не подпускали. Валда бегала вдоль состава с корзинкой, умоляя конвоиров передать родителям еду. Сами узники не знали, что их везут в одном поезде. Как-то ночью Альма услышала глухой кашель и тяжелые вздохи за перегородкой, устроенной в вагоне, и поняла: Ян – рядом, в этом же вагоне…

Из заключения Ян Янович писал краткие письма до весны 1939 года. Он мало писал о себе, но старался утешить и ободрить детей, побуждая их сохранять веру и упование на Господа. От тяжелых условий, в которых находились заключенные, и истощения он умер. В тюрьме голодные люди за корку хлеба дрались и убивали друг друга. Вероятно, Ян Янович умер летом от голода и болезни. А его жена работала в тюремной больнице медсестрой, и смогла выжить. Отбыв семилетний срок, она вышла на свободу. Однако лишь в конце 1960-ых годов смогла уехать из Коми в Латвию, где и умерла в 1977 году.

Я согласна, что человек создан для жизни, и он в любых условиях хочет жить. Но насколько трудно жить, потеряв мужа и детей. Надежда, которую предоставило нам Небо, и полное доверие, что Господь не оставил, помогала им жить дальше.

Как глубоки размышления пророка Аввакума. Он плачет, он взывает к Богу, он удивляется Божьему терпению. «Чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния, и смотреть на притеснение Ты не можешь. Для чего же Ты смотришь на злодеев и безмолвствуешь, когда нечестивец поглощает того, кто праведнее его?» (Авв.1, 13). Рассуждая так и задавая Богу вопросы, Аввакум «стал на стражу и, стоя на башне, наблюдал, чтоб узнать, что скажет Он (Бог) во мне, и что мне отвечать по жалобе моей?» (Авв. 2, 1). Аввакум понял, что Бог отвечает нам в нас самих, что Господь допускает страдания праведников, чтобы беззаконники полностью раскрыли себя, выложили всю свою внутреннюю суть. И потому пророк в конце, молясь, пел песнь Господу. Фактически Аввакум сказал: что бы ни случилось в жизни «…я буду радоваться о Господе, и веселиться о Боге спасения моего. Господь Бог – сила моя!» (Авв. 3, 18-19).

Я не говорю, чтобы мы не плакали, но чтобы мы не жаловались Господу из-за того, что «долиною плача и скорби идем…». Господь обещал, что Он «отрет наши слезы». Он не запрещает нам плакать, лишь бы наши слезы не удаляли, а все более приближали нас к Богу.

МАРИЯ МИХАЙЛОВНА И ПЕТР СТЕПАНОВИЧ КУЛАКОВЫ. Четверо сыновей. Сам Петр Степанович первый раз был арестован в Туле в 1935 году. Был сослан на 3 года в Красноярский край на вольное поселение. Вскоре и жена с детьми оказалась в тех краях. По истечении срока вернулись в Куйбышев, затем в Майкоп и, наконец, в Иваново. В 1946 году последовал новый арест. Осудили на 10 лет за агитацию, плюс 3 года – поражение прав, а это значит еще оставаться «в местах не столь отдаленных». Отправили в Воркуту, там его посетил старший сын Стефан. А когда перевели в Инту, там находился в заключении уже и его сын Стефан, но отец не знал об этом. В 1948 году арестовали и Михаила с его другом Степановым. А. С. Степанова отправили на Камчатку, а оттуда переправили в Курганскую область. Михаил Петрович же был приговорен к «отбытию наказания в Особом лагере МВД» и отбывал срок сначала в лагерях Мордовии, а затем в Средней Азии.

Но вернемся к Стефану. В тюрьме в Инте Стефан заболел туберкулезом. Его срок истек, но выехать оттуда не разрешили. К нему приехала мать – Мария Михайловна, но вскоре Стефан смертельно заболел и умер. К этому времени, он уже мог покинуть места поселения. Мария Михайловна, эта мужественная женщина, своими руками рыла могилу своему многострадальному сыну Стефану. Никого из близких, родных не было рядом, утешать было некому, Эту страшную картину наблюдали лишь несколько бывших заключенных, живших в поселении, которые также были больны и бессильны, чтобы помочь выкопать место для друга-арестанта в мерзлой земле в лесах Инты, в Заполярье. Как было ей, ничего не знающей о судьбе мужа и другого сына – Михаила – перенести этот удар, одному Богу известно. Одно мы с уверенностью знаем, что ее окружали ангелы Божьи. Она сохраняла в сердце надежду на встречу со своим сыном в Царствии Христовом. «О, женщина, велика вера твоя», – так сказал однажды Спаситель матери, вкусившей много горя. Эти слова можно отнести и к матери Стефана – Марии Михайловне Кулаковой. Еще один сын пропал бесследно… Лишь в 1957 году Петр Степанович освободился из лагерей и переехал сначала в Ставрополь, а затем в Баку, где продолжал трудиться на ниве Божьей до 1977 года. После переехал в Тулу, где и умер. Мария Михайловна также умерла в Туле в глубокой старости в начале 1980 года.

Читая книгу Иова, мы не всегда вникаем в суть содержания, мы не примеряем на себе чужих страданий. Что нам до того? – Все то происходило слишком давно, да и Божий план в отношении Иова, этого мужа веры нам сегодня известен. Но сколько таких мужей и жен знает история, а о скольких страдальцах никому, кроме Бога, ничего неизвестно. (Евр. 11:35)

Когда у нас все благополучно, то на самом деле это благополучие должно нас тревожить. Читайте Библейскую историю в книгах Царств о царях, священниках и пророках. Благополучные цари часто вводили народ в грех, священники, по возможности, боролись с проникновением зла, но постепенно сдавались. Только истинные пророки, которых было мало, стояли за принципы насмерть.

Сегодня свобода нас расслабила, мы становимся похожими на друзей Иова в том плане, что трудности воспринимаются, подчас, как наказание за наши ошибки и грехи.

Но помните, что и сегодня мы с вами живем в очень сложное, загадочное и непредска¬зуемое время, потому что коварство Люцифера достигает апогея. Апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божье, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7).

Признаюсь искренне, что, зная, слыша, читая исторические факты, мы не готовим себя к подобным ситуациям… – Нет и нет! А, тем временем, враг меняет тактику, использует другие методы. Диавол преподносит нам сегодня то, к чему мы не готовы. Он придумал десятки зависи¬мо¬стей, которые, как щупальца осьминога, присасываются к нашим чадам…

Умножилось ведение, упала мораль… В шуме нахлынувшей информации и в сверкающих огнях рекламы увеселений христианская молодежь оказалась в омуте, и, пока еще, к сожалению, не желает оттуда выбираться. Вот, почему сегодня матери-христианки так же смогут «выжить только на коленях»… К сожалению, и сегодня некоторые из них также несут передачи своим сыновьям, отбывающим разные «сроки», но не “как христианин” (1 Петр. 4:15-16), но по другим статьям, не по тем, по которым отбывали «сроки» мужи веры. И также провожают своих мужей и детей в последний путь земли, так и не освободившихся из зависимости, зачастую без всякой надежды…

Во все века, когда Бог давал мудрость, и люди совершали какие-то открытия в науке и технике, для блага человечества и для распространения вести о любви Божьей, дьявол тут же использовал эти средства во зло, для гибели людей, для клеветы на Бога.

Нет, мои дорогие сестры, сегодня не легче духовно выживать, чем было в прошлые века. История прошлого столетия не дает нам рецептов. Сегодня другое время. Мы дышим другой атмосферой. Дьявол, как бы рассыпал одурманивающий порошок, подобно, как в Освенциме сыпали на головы обреченным перед сжиганием их в печах-крематориях, и несчастные теряли ориентацию. Сегодня благочестивые матери испытывают нескончаемый шок. Они не узнают своих детей. Они дни и ночи взывают к Богу о ниспослании им Илии пророка, который должен прийти, чтобы «обратить сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их» (Мал. 4:6). Матери тщательно исследуют свою жизнь, каждый свой шаг выверяют по Слову Божьему, по Духу Пророчества, чтобы работа Илии пророка уже началась и, чтобы, наконец, исполнилось Божье обетование: «Да! Так говорит Господь: и плененные сильным будут отняты, и добыча тирана будет избавлена; потому что Я буду состязаться с противниками твоими, и сыновей твоих Я спасу!» (Ис. 49:25). «И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих» (Ис. 54:13). «… и возвратятся они из земли неприятельской» (Иер. 31:16).

О духовном состоянии молитесь, матери, сегодня! Просите Бога, чтобы сохранил ваших сыновей и дочерей для вечности! Согласитесь с Божьей волей! – А Его воля, чтобы те, за кого Он отдал Свою жизнь, не погибли для Царствия Божья. Часто наши беды начинаются с того, что мы знаем, как должны выглядеть наши дети сегодня и завтра, и мы требуем, чтобы они жили по нашему представлению о жизни. А они, в круговерти нахлынувших искушений, которых сегодня больше, чем когда-либо было, физически не в состоянии воспринимать наши указания. Сжальтесь над ними, ведь и им нелегко. И только Господь знает, как спасать наших детей. Ведь, самая главная цель каждой матери должна быть – увидеть своих детей в Царствии Божьем! Стоя на коленях, отдайте своих детей и мужей Господу, потому что они – Его собственность, Он за них умирал на кресте! Отдайте и с полным доверием согласитесь принять и пережить все, каким бы методом Он ни вел их к Себе. Не забывайте, что Божья любовь сильнее любви вашей! Только с Господом, и в полном доверии Ему – вперед!

Лучия Юнак


Рубрика: История Церкви, Религиозная свобода, Семья

RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"