Вы найдете его в шкафу, или Почему дети служителей теряют духовность
Песенку «Сотвори свой мир» я впервые услышал во время «детского часа» на богослужении во второй общине города Таганрога Ростовской области:
Все мои грехи
Мне прости, Господи!
Мир в душе создай,
Мудрость дай.
Все мои грехи прости,
Господи, Господи!
Её пела девочка по имени Наташа, которая держала старую тетрадку в руках, стоя высоко на сцене. Слова этой песенки напомнили мне молитву, которой я молился когда-то в детстве. Молитва эта была, как и у всех детей, очень короткая, но эмоциональная: «Иисус, спасибо Тебе за всё! Пожалуйста, прости мне мои грехи и помоги мне быть хорошим! Аминь». В этот момент я задумался над таким вопросом: почему многие ребята, с которыми я с детства был знаком, с которыми я с детства ходил в Церковь, мы вместе сидели в детском классе, пели песенки и молились, — остывают в своей любви к Богу, к людям, и уходят из Церкви?..
Почему в семьях служителей, либо рядовых членов Церкви, которые с детства веруют, очень часто вырастают дети, не имеющие духовности, которые больше походят на мир, чем на сынов Божьих? Ответы на эти вопросы даёт Дух Пророчества.
В книге Елену Уайт «Свидетельства для Церкви» мы читаем:
«Родители должны управлять своими детьми, подчинять себе и направлять их желания, иначе Бог непременно истребит таких детей в день Своего страшного гнева, а родители, не сдерживавшие своих детей, не будут оправданы. Особенно это относится к служителям Божьим, которые обязаны руководить своими семьями, воспитывая в них покорность. Я видела, что до тех пор, пока они не могут хорошо управлять своим собственным домом, они не готовы судить или принимать решения в делах Церкви. Служители обязаны сначала навести порядок в собственном доме, а потом уже высказывать свои суждения и оказывать влияние на Церковь.» (СЦ том 1, стр.[120])
Служители Божьи и их семьи, как говорит сестра Уайт, особенно подвержены нападкам сатаны, так как они являются самым большим примером как для Церкви, так и для людей из мира. Они являются орудием Господа по спасению погибающих душ. В последнее время сатана особенно сосредоточен на том, чтобы разрушить христианскую семью, таким образом пытаясь истребить и всю Церковь. Вот почему сегодня, как и во времена сестры Уайт, существуют проблемы в семьях служителей. Несмотря на то, что эти семьи находятся под особой опекой Небесного Отца, они наиболее сильно подвержены атакам сатаны. Существует проблема духовного кризиса, которую испытывает молодёжь из семей служителей и рядовых «адвентистов в поколении», что также оказывает большое влияние на молодёжь, которая в Церкви находится относительно недавно.
Причин, объясняющих такое явление в нашей Церкви, множество, однако в основном всё сводится к воспитанию. Такая семья – это кузница не просто личности, здесь воспитывают христиан, искренно любящих Господа. Однако родители не застрахованы от ошибок и, таким образом, что-то может пойти не так. Здесь может иметь место две крайности: чрезмерное внимание, которое уделяется ребёнку, либо полное его отсутствие. В первом случае ребёнок растёт избалованным, и тогда система его ценностей от христианской меняется в сторону мирских приоритетов. Во втором случае ребёнок полностью предоставлен самому себе, и тогда за воспитание берётся улица, школа, друзья, приоритеты также смещаются в сторону мира.
Руслан (имя изменено), сын пастора, уже взрослый человек, как-то рассказал мне про свою семью, в которой отец был настолько занят служением, а мама – домашними хлопотами, что его самого просто не замечали. «Я мог на целый день спрятаться в шкафу, и никто не замечал моего отсутствия. Только под вечер родители замечали, что я куда-то пропал…
Я очень любил тяжёлую атлетику, но родители запретили мне ходить на секцию, поэтому я ходил туда во время школьных занятий на протяжении нескольких лет. В школе я был двоечником, а учителя уже устали постоянно вызывать моих родителей «на ковёр». Как-то на городском соревновании я занял второе место и получил серебряную медаль и грамоту. По дороге домой я всё это выбросил в мусорный ящик. Иначе меня бы отлупили»…
«Родителям надо удвоить усилия по спасению своих детей. Им следует добросовестно наставлять их, не пускать на самотек их учебу и воспитание. Молодых не следует бросать на произвол судьбы, чтобы они сами учились добру и злу, исходя из того предположения, что, дескать, через некоторое время добро все равно победит, а зло утратит свое влияние. На самом деле зло растет быстрее, чем добро. Возможно, грех, который молодые люди познали, через много лет будет искоренен, но как можно рисковать подобным образом? Времени нам отпущено мало. Гораздо проще и безопаснее заранее сеять чистое и доброе семя в сердцах ваших детей, чем впоследствии вырывать плевелы…» (СЦ том 1, стр. [403]
Иногда родители забывают (либо просто не понимают), что ребёнок – это разумный индивид, который понимает настроение родителей, воспринимает положительную, либо отрицательную атмосферу в семье, запоминает практически всё, что видит и слышит. Детей с самого начала учат петь весёлые христианские песенки, молиться Иисусу о прощении грехов. Если родители ограничатся лишь тем, что всего раз объяснят ребёнку, что есть грех, почему есть грех, что есть прощение, и Кто нас спасает, то ребёнок запомнит это лишь на некоторое время, при чём описательное восприятие событий запоминается больше и проникает в разум ребёнка глубже, нежели доктринальная сущность происходящего. Иными словами, ребёнок больше воспринимает всё через яркие картинки из детской Библии, через весёлые песенки о Христе, природе, родителях, чем посредством долгих рассказов о сущности отступления. Всё зависит от того, насколько серьёзно сами родители подходят к вопросам домашнего семейного богослужения, семейной молитвы, отношениям в самой семье. И если гармония христианского дома нарушается, то нарушаются и отношения ребёнка с его Небесным Отцом. Дети вырастают, но неправильное понимание святости и благодати остаётся. Молитва становится средством заставить Бога что-то сделать, например, простить грехи. Она приобретает автоматический характер, а понимание того, что Господь простит их грехи (посредством таких молитв) стаёт абсолютным. Их молитва появляется по причине «так надо» уже на подсознании, ибо они приучены к этому, поэтому сначала появляется чувство потребности в молитве, а уже потом – осознание своего плохого поведения, своих грехов, а иногда последнее может и не наступить вовсе. Это, однако, вовсе не означает, что детей не стоит приучать к молитве, но всё зависит от того, насколько серьёзно сами родители относятся к разговору с Богом. Ведь если ребёнок видит, что на коленях отец произносит ревностную молитву о покаянии, о мире в сердце и о том, чтоб Святой Дух пребывал с их семьёй, но, встав с колен, начинает ворчать или даже кричать на жену, — ребёнок сразу улавливает лицемерие, и тогда молитва для него теряет свою воспитательную функцию. А с уходом святости в душе появляется пустота…
Половинчатое христианство убивает в молодом человеке чувство святости. Религия постепенно перестаёт его интересовать. Он находится между подсознательным, автоматическим «так надо» и эмоциональным, чувственным «я хочу» поговорить с Ним. «Свято место пусто не бывает», поэтому пустота в душе, этот эмоциональный вакуум наполняется чем-то иным, новым, необычным, альтернативным, изменяющим сознание и меняющим поведение. Отсюда появляется и так называемое альтернативное христианство, или молодёжная христианская альтернатива со всеми вытекающими последствиями: прослушивание альтернативной христианской музыки, апатия к изучению Библии. А зачем изучать Библию, если знаешь её наизусть уже с детства? Никто из молодых людей не подозревает, что со временем забывается всё, даже Библия, если постоянно её не изучать. Появляется апатия к домашнему семейному богослужению, возникает чувство стыда перед сверстниками по поводу того, что он является членом Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня (при том он не отрицает, что в общем поддерживает христианство, но обычно всё это умалчивается), появляется апатия к слушанию Слова и даже негативное восприятие проповедующего этого Слова. Но какое же может быть слушание Слова, если пастор в единственной общине города, в котором находится молодой христианин, — это его отец, который и так не может понять сына и уделить ему должного внимания, и кроме того, говорит о любви и смирении каждую субботу – той любви, которой он просто не видит?! Духовный кризис, кризис веры, отсутствие надежды и остывшая любовь к людям овладевают им. Сатана ликует. Но сатане этого мало, он не оставляет человека в таком состоянии, сатана идёт дальше. Тёплая лаодикийская любовь постепенно превращается в сатанинскую ненависть. Становится более агрессивным отношение к членам Церкви, к её повседневной жизни, методам евангелизации, способе богослужения, к самой структуре Церкви. Недопонимание своих родителей приводит к недопониманию целей служения и служителей, то есть теряется смысл понимания истинной мотивации тех молодых людей, которые решают посвятить всю свою жизнь служению Господу, такие люди выглядят безумцами в глазах этого молодого человека, в душе, либо во всеуслышание он их высмеивает.
Несмотря на всё это в молодом человеке продолжает идти борьба. То, что крайне отторгает своим христианским естеством от сознания молодого человека, как ни парадоксально, в то же время в глубине души крайне его интересует. В каком бы духовном состоянии не находился страдающий молодой христианин, он всё ещё близок к Господу, на нём и его семье есть Его благословение, ему отчётливо слышен призыв от Господа идти и благовествовать весть о Его скором пришествии, о Его Евангелии, быть или наконец стать настоящим христианином… Эта борьба нелегка для него, в глубине души он страдает. Молодой человек из семьи служителя обычно скован и не может поведать о своих страданиях почти никому. Он не может открыться своему другу, молитвенной группе, даже пастору из другой общины. И всё потому, что в нём есть страх. Страх того, что его признают лицемером, а его семью, семью служителя, — неблагополучной. Как же пастор может вразумлять Церковь, если своего сына или дочь вразумить не может? Поэтому молодой христианин не ищет поддержки со стороны своих братьев и сестёр во Христе, а если и ищет, то почти не находит её. Им овладевает кризис веры, ведь он остался один.
Где же выход? Можно ли его найти в такой ситуации? Выход есть и он не один! Узкий и тернистый путь, ведущий к небесам один, но Господь наш безгранично мудр, и Он знает безграничное количество способов, чтобы помочь человеку найти этот путь! Для Него нет безвыходных ситуаций, в Нём всегда спасение.
Человек всегда стоит перед выбором добра и зла. Во время кризиса веры стоит тот же вопрос: продолжать ли жить такой жизнью дальше, либо изменить её? Любой человек с детства верующий всегда понимает и ощущает потребность в Небесном Отце. Однако когда связь с Богом нарушена, изначально либо впоследствии была построена неправильно, — тогда христианство превращается в бессмысленную и пустую формальность (либо неформальность). Чтобы выйти из ситуации кризиса веры, человеку необходимо сделать следующее:
Первое: полностью довериться Господу. Это означает открыть Ему двери своего сердца и поверить в то, что Он может всё изменить! Это значит сказать себе и Ему: «Господи, только Ты можешь меня изменить. Только Ты, можешь спасти меня. Только Ты поможешь мне».
Второе следует из первого: наладить связь с Богом: либо восстановить, либо заново построить эту связь. Это значит не просто довериться Ему, как своему Отцу, но и говорить с Ним каждый день, обсуждать проблемы, делиться радостями, слушать Его советы, читать Его слово, иными словами – начать общаться с Ним! Не в субботу и не в пятницу, но каждый день ходить с Ним! Понять, что Он не там, на небесах, сидит и грозит судом, но Он здесь, с тобой, Он рядом. Он смотрит, как ты делаешь свою работу или домашнее задание, как ты проводишь своё время, когда ты спишь… Он рядом. И Он здесь, чтобы ты позволил впустить Его в своё сердце.
Мы знаем множество примеров того, как человек менял своё поведение, речь, менялся даже его внешний облик после того, как достаточно продолжительное время он был в тесном общении со своим лучшим другом или подругой. А представьте себе на мгновение, что может сделать Божья святость, что может сделать Божья любовь, что может сделать общение с Богом! Оно изменяет человеческую жизнь навсегда! Представьте, что Вы на протяжении нескольких часов горячо общались с тем человеком, которого Вы любите. И вот Вы расстались до завтра, и по дороге встречаете своего друга. Заметит ли он в Вас что-то «неладное»? Конечно! Он спросит вдруг: «Друг, ты влюбился? Ты весь сияешь!» А Вы ответите: «Мы сегодня общались несколько часов, и расстались до завтра. Но как я хочу поговорить ещё!» И Вы не сможете сказать тогда, что у Вас нет радости в сердце! Вот в чём заключается радость, которую мы сможем иметь, если будем иметь общение с Ним! Радость в Господе – это великое наслаждение, плод долгого и продолжительного общения с Богом. Однако не её мы должны искать, если мы в унынии и если кризис веры нас одолевает. Если сосредоточить свои силы на том, чтобы тратить время на поиски радости, то можно погрузиться в ещё большее уныние, либо же найдётся ложная радость в мирских наслаждениях. Нам же следует в первую очередь искать Господа, искать Его Царство. А всё остальное будет после. И благословения, и мудрость, и радость, и твёрдая непоколебимая вера, и надежда на избавление от мрака и скорое Его пришествие, и, что очень важно, — любовь к людям! Ведь по тому и узнают все, что мы Его, ведь между нами будет любовь. Между братьями и сёстрами в Церкви исчезнет вражда, если их личные отношения с Господом будут находиться на высоком духовном уровне. Не многие желают прилагать свои силы к тому, чтобы измениться, не говоря уже о том, чтобы принять участие в изменении своей общины к лучшему, и именно поэтому такие люди реально не верят и не хотят поверить в то, что вполне возможно достичь высокого духовного уровня, говоря, что это лишь пустые слова.
«В наши дни едва ли можно услышать о гонениях и поношениях Христа ради. Не требуется большого самоотречения и жертвенности, чтобы напустить на себя вид благочестия и быть внесенным в церковные списки. Но для того чтобы быть записанными в книге жизни, надо жить жизнью, угодной Богу, а это потребует с нашей стороны бодрствования и молитвы, самоотречения и жертвенности. Христиане по исповеданию могут быть примером для молодежи только в тех случаях, когда они действительно идут за Христом. Несомненным плодом истинной набожности являются праведные деяния. Тот, Кто будет судить всю землю, воздаст каждому по делам его. Дети, следующие за Христом, сами ведут борьбу за спасение. Они каждодневно несут крест, выходя из мира, освящаясь и под¬ражая Христу в своей жизни» (СЦ том 1, стр. [405])
Блаженство нищих духом состоит не в том, что по причине упадка сил и веры они «имеют» благословение, а в осознании того, что ты ощущаешь эту нищету и чувствуешь потребность обновления завета с Ним, понимаешь, что только Он силен спасти тебя, и что сам по себе ты беспомощен.
Позволим же Господу поселиться в нашем сердце! Откроем Ему двери!
Ибо Он говорит:
«Не бойся, ибо Я – с тобою, Не смущайся: ибо Я – Бог твой. Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Пс. 41:10)
Быть образцом не так легко
Хотелось бы поделиться, как читателю, некоторыми размышлениями о проблеме, рассматриваемой в этой статье Юрия Воронюка. Тема ее актуальна, интересна, сложна, как и все, что связано с взаимоотношениями с Богом и ближними.
Так почему же детей служителей часто обвиняют в бездуховности?
Во-первых, хотелось бы заметить, что речь, наверное, идет далеко не про всех детей служителей, которым можно было бы предъявить подобное обвинение.
Во-вторых, само обвинение в бездуховности очень серьезно, и похоже на суд, а это уже дело Божие. По своему опыту общения с детьми служителей могу сказать, что это очень интересная группа молодежи, как правило, прекрасно воспитанная, общительная, разбирающая в таких вопросах, на которые не всякий взрослый легко найдет ответ. Но наша падшая греховная природа проявляет себя в каждом, и потому другим членам Церкви, естественно, что-то может, не понравится в поведении детей служителей, особенно когда они делают вдруг то, чего от них-то уж никак не ожидалось. Хотя никто из членов Церкви, приходящий из мира, не требует от служителя своей общины или его семьи, чтобы они ходили по воде или исцеляли одним прикосновением руки. Все мы не идеальны, но так трудно это понять и не предъявлять к другому человеку завышенных, надуманных требований.
На мой взгляд, трудно нести непосильную ношу, особенно когда на тебя ее взвалил не Бог, а лично ты сам. Я имею в виду, что трудно детям служителей постоянно стремиться быть в Церкви примером, «взірцем» для заблудших, как нужно себя вести настоящему христианину. Дело в том, что людям, приходящим в Церковь, хватает, как правило, немного времени, чтобы разобраться и в характере служителя, и в том, что происходит в его семье. Но даже если там не все благополучно, никакой нормальный христианин, пришедший в Церковь, не уйдет из нее, т.к. он пришел сюда не в общество милых и воспитанных людей, а пришел он к Богу, Который и привел его сюда. Быть как пастор, как жена пастора, как дети пастора — что может быть опаснее этого стремления в наше последнее время? Мы так можем далеко уйти… от Христа. И наоборот. Если даже в общине есть самый посвященный служитель с самой образцовой семьей, он не сможет удержать необращенного человека в Церкви, таковой все равно рано или поздно уйдет, и вновь сработает принцип «сколько волка не корми, он все в лес (т.е. в мир) смотрит».
А вообще-то каждому человеку приятно, когда в общине он — особенный. И можно легко обидеться, почему это ко мне как ко всем относятся, не выделяют меня? Ну что же тут поделаешь, ведь, подражая Христу, мы учимся ко всем людям относиться без лицеприятия. Когда я веду урок в молодежном классе каждую субботу, мне абсолютно неинтересно, дети из каких семей собираются здесь. Для меня важно видеть по их лицам и участию, как они относятся к Господу и любят ли читать и жить по Его Слову.
Потому-то, когда я прочла статью нашего брата, мне сразу на память пришел один забавный случай, который я прочитала давно в каком-то журнале. Жила одна девочка-подросток, и как все подростки, страдала от комплекса неполноценности, что не такая она там и там. Причем страдала очень серьезно. И как-то вышла она погулять на улицу со своим дедушкой, который оказался добрым и мудрым и, видя то, что она по улице пройти боится и находится почти в полуобморочном состоянии, тихонько ей шепнул на ушко: «Успокойся, родная, на тебя никто не смотрит». Самое удивительное, что весь комплекс неполноценности с девочки как ветром сдуло.
Для меня единственный пример для подражания — это Христос. У Него я учусь всему, на Него хочу быть похожей. Потому согласна с автором статьи, что обязательно надо обращаться к Господу, Который мудро напомнит нам о наших жизненных обязанностях и даст силу их исполнить. «Ты имеешь веру? Имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не упрекает себя в том, что избирает» (Рим. 14:22).