Виктор Вятоха. Проповеди на недельные главы Торы
Святилище: Бог далекий и близкий
Приношения для возведения святилища
Повеление о строительстве святилища
***
Святилище: Бог далекий и близкий
Тема о святилище, которое Господь повелел построить сынам
Израилевым во времена Ветхого Завета очень важна. Если мы не будем знать с
какой целью Бог повелел построить земное святилище, то не поймем смысл служения
Мессии в Небесном Святилище.
Впервые о святилище упоминается в 25 главе книги Исход: « И
устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их.» (Исх.25.8). Израиль
подошел к горе Синай, услышал слова Всевышнего, заключил завет. С 19 по 24
главу книги Исход повествуется о том, как Бог заключил завет со Своим народом.
Бога удостоились увидеть и семьдесят старейшин, не только Моисей. Заканчивается
эта церемония совместной трапезой. Аналогичную картину мы видим, когда Господь
Иисус Христос заключает Новый Завет со Своими учениками: совместная трапеза,
хлеб и вино, тело и кровь…
Первое благословение после заключения Ветхого Завета –
обещание Бога быть среди Своего народа: «и устроят они Мне святилище, и буду
обитать посреди их». Цель постройки святилища – обитать посреди них. Люди живут
в палатках, и Господь желает жить в тех же условиях. Сразу же вспоминаются
слова из евангелия от Иоанна: « И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное
благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.»
(Иоан.1.14). Мессия пришел в этот мир как простой человек.
Еврейское слово «шахан» — обитать, пребывать, жить вместе, в
тех же условиях. Так и Бог – говорит, чтобы Ему построили не царские
палаты, а палатку. И чтобы поставили эту палатку посередине стана. Господь
настолько близок, что можно подойти к Нему, потрогать Его. Когда на нашу землю
пришел Мессия, Он был доступен всем людям. Иисус Христос родился не в царских
палатах, а в хлеву. Он родился и воспитывался в бедной семье, это потому, чтобы
доступ к Нему мог иметь всякий человек, и бедный и богатый. Но Бог также и
трансцендентен, недоступен, далек. Хотя святилище стояло и посередине стана,
но нельзя было к нему прийти так, мимоходом. Необходимо было приготовиться к
этому. Вокруг святилища не было суеты, присущей стану кочевников, вокруг
святилища жили левиты, которые были отделены для святого служения.
Бог одновременно является и близким и далеким, и имманентным
и трансцендентным. Бог Сам устанавливает порядок, систему управления в стане,
Он устанавливает систему жертвоприношений, которые указывают на Мессию, который
скоро придет. И Господь руководит бывшими рабами, которых Он организовал в
войско, которое ведет в землю обетованную. Одно из имен Всевышнего –
Адонай Цеваот, Господь Воинств. Стан израильского народа был расположен таким
образом вокруг святилища, что во всем можно было видеть военизированный
порядок.
И Всевышний в этой скинии дает осознать людям, кто такой
Бог. Он собирает Своих рассеянных детей по лицу земли, чтобы они могли служить
Ему во святилище. И если раньше отец семейства, который выполнял роль
священника в семье, мог приносить жертву на любом месте, то теперь Господь ввел
строгую централизованную систему поклонения в одном месте, во святилище и
священниками теперь могли быть только сыны Аарона.
Кроме того вход Господь повелел сделать с востока, поэтому
люди, приходившие на поклонение во святилище становились лицом на запад. Ни в
одной религиозной системе такого не было, все становились лицом на восток.
Господь Иисус Христос, придя на землю создал Церковь, она
единственная у Него. В ней Он установил Свои законы, и Он сам руководит Своим
Созданием. Самозванцы пытаются изменить систему поклонения, установленную нашим
Господом, пытаются отменить законы, установленные Творцом, но таким Иисус
говорит: « встань и измерь храм Божий и жертвенник, и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан
язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца.». ( Откр.11.1-2.)
Многие сейчас являются последователями Иисуса Христа, но тем
не менее попирают Его закон, Его принципы. Двор дан язычникам. Но обращаясь к
Своей Церкви Господь говорит: « тебе надлежит опять пророчествовать о народах и
племенах, и языках и царях многих.» (Откр.10.11)
(Ис.58.12) « И застроятся [потомками] твоими пустыни вековые:
ты восстановишь основания многих поколений, и будут называть тебя
восстановителем развалин, возобновителем путей для населения.». Т.е. Господь
желает, чтобы те неизменные принципы, которые действовали в ветхозаветнем
святилище были восстановлены, чтобы люди вновь обратили внимание на служение в
Небесном Святилище.
Пусть поможет нам Господь в это последнее время обратить
многих к правде, чтобы люди подняли глаза к небу и прославили Господа в день
посещения.
***
Проповедь «Приношения для возведения святилища»
«Трума» — недельная глава Торы, книги Шмот
(Исход25.1-27.19.)
В еврейской традиции недельная глава называется по слову в
первой фразе: «Скажи сынам Израилевым, чтобы они сделали Мне приношения; от
всякого человека, у которого будет усердие, принимайте приношения Мне.»
(Исх.25.2.) Приношение на иврите–«трума». В этой главе разъясняется суть специфического
служения Творцу еврейского народа и его особой части – колена Леви – коэнов
(священников).
Слово «трума» происходит от корня «рам» — высокий, и глагола
«леарим» — поднимать. Таким образом, получается, что трума – это то, что
поднимают, и тогда оно становится высоким. В этом и заключается смысл трумы –
вознести материальную действительность на духовный уровень. В этом смысл
деятельности коэнов (священников), служителей Всевышнего, возносящих,
возвращающих творение к Его Творцу. Это особенно явно в приношении «ола»
(всесожжение). Такова по сути деятельность всего народа Израиля, о котором
сказано: «и будете для Меня царством коэнов». И такова же деятельность всех
верующих в Мессию Иисуса, о которых сказал апостол Петр: «но вы – род
избранный, царственное священство, народ святый, люди, взятые в удел, дабы
возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет…»( 1Пет.2.9.)
В нашей главе говорится, что «трума» предназначена для
сооружения Мишкана (переносного храма). «Мишкан» — корень «шахан»,
соседствовать, селиться. Мишкан – это шатер для служения Творцу. В нем явно
должно ощущаться Его присутствие, «шхина», корень также «шахан».
(Исх.25.8): «И устроят они Мне святилище, и буду обитать
посреди них». «Шаханти» — я буду пребывать, обитать – от того же слова «шхина»,
— это место должно быть особенным, заключая в себе символы всего мироздания.И в
этом месте должна происходить встреча с Небом. Поэтому каждому важно было
внести в строительство свой вклад, чтобы ощутить его своим, частью себя. Суть
«трумы» и «корбана» — приблизить человека к Творцу, принести Ему лучший
подарок. И люди несли, пока не сказали: «достаточно».
В оригинальном тексте сказано: «и возьмут Мне труму» — что
человек отдает творцу — и есть его истинное обретение. Человек назван «олам
катан» — малой вселенной, так и мишкан – это микромодель Вселенной.( Ис.57.15:)
«Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я
живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом,
чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.» Слова Всевышнего
«труму от всякого человека, у которого будет усердие» (Исх.25.2.) – демонстрируют
нам, что главное, о чем Он заботится – не материальное сооружение, но сам
человек, его состояние души. Евр.3.5-6: «Моисей верен во всем доме Его, как
служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить; а Христос –
как Сын в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование,
которым хвалимся, твердо сохраним до конца».
***
Ваякгель . Недельная глава Торы (Исх.35.1-38.20).
(Повеление о строительстве святилища).
Прошлая недельная глава закончилась тем, что Моше сошел с
горы Синай, и из лица его исходил луч света (керен ор). По этой причине сыны
Израилевы не могли смотреть на него, и Моисею приходилось покрывать лицо свое,
чтобы общаться с народом.
Эти события произошли после того, как грех «золотого тельца»
разделил народ с Богом. Моисей выступает в роли ходатая за народ перед
Всевышним. Бог прощает сынов Израилевых, дает новые Скрижали Завета (лухот),
происходит перезаключение Завета.
Недельная глава названа по первым словам фразы: «И собрал
Моше всю общину Сынов Израилевых» (Исх. 35.1). «И собрал» на иврите – ваякгель.
Далее Господь дает повеления: соблюдать субботу и строить мишкан (святилище).
Стоило ли Моисею собирать всю общину? Можно было бы передать
повеления начальникам народа, а они передали бы людям? Это необходимо было
сделать, чтобы каждый мог слышать повеления Господа. Поэтому Моше
«ваякгель»-собрал всю общину. Община на иврите-«кагаль». Но здесь используется
другое слово – «эд», свидетель. Кто такой свидетель? Слово «эд» состоит из букв
«айн» и «делет». Айн – это глаз на иврите, т.е. свидетель – это тот, кто видел
все своими глазами и все, что он видел, может рассказать другому. «Делет» — это
дверь на иврите, числовое значение этой буквы – четыре. Значит свидетель –это
тот, кто видит своими глазами на все четыре стороны света и может об этом
рассказать (всем народам земли). Поэтому Моше «ваякгель» — собрал свидетелей
(эд) и дает им повеления.
О чем заповедает Моше? О соблюдении субботы и о
строительстве святилища (переносного храма), и чтобы каждый из свидетелей
народа Израиля мог об этом рассказать всем народам земли. Потому что «вера от
слышания, а слышание от слова Божия».
И мы тоже являемся с вами свидетелями, чтобы возвещать слова
истины. И что это за свидетель, который будет молчать, и что это за свидетель,
который не имеет своих опытов с Богом? Поэтому свидетелем является тот, кто
видел Бога своими глазами, глазами веры, кто об этом несет весть погибающему
миру. Скажите, кто не видел Бога своими глазами? Я имею в виду глазами веры.
Если кто-то до сегодняшнего дня не видел Бога, у него есть возможность увидеть
Его сейчас, сегодня.
И вот это свидетельство начинается с шабата, Господь говорит
«шесть дней делай работу, а седьмой день будет для вас святым…» (Исх.35.1-3).
Зачем так часто необходимо напоминать о субботе? Потому что суббота является
памятником творения. И каждый Божий свидетель должен напоминать творению о
шабате, чтобы творение не впало в идолопоклонство. И в данном случае суббота
является связывающим звеном в строительстве мишкана (святилища). И если
свидетель не верит в творческую силу Всевышнего, который может за шесть дней
сотворить мироздание, то грош цена такому свидетелю. Святилище – это
микромодель вселенной, поэтому в строительстве святилища можно увидеть творение
вселенной, которое описано в книге «Берейшит» (Бытие).
Далее в тексте читаем: «Сказал Моше всему обществу сынов
Израиля – вот что повелел Творец: возьмите у себя приношение…». Те люди, чье
сердце расположено к этому, должны принести все материалы, необходимые для
строительства святилища. Только те, кто это делает от чистого сердца, иначе
Господь не принимает приношения. Недавно народ нес золото для того, чтобы
сделать золотого тельца, а теперь, после покаяния люди несут для храма.
Все те элементы, из которых будет сделано святилище, имеют
глубокий смысл, и, может быть и жизни не хватит, чтобы раскрыть эту глубину. Но
самое главное было не в этом.
В чем было главное отличие мишкана (святилища) от языческих
храмов? Ведь на их строительство тратили не меньше драгоценностей, и по виду
они были не менее величественные.
Главное отличие было в том, что в святилище евреев было
живое присутствие Творца, видимая «шхина», облачный столп днем и огонь ночью.
Так заканчивается книга Шмот (Исход): « И покрыло облако скинию собрания, и
слава Господня наполнила скинию; и не мог Моисей войти в скинию собрания,
потому что осеняло ее облако, и слава Господня наполняла скинию. (Исх.34-35).
Нечто подобное наблюдалось и тогда, когда Соломон построил Храм Господу.
То же самое происходит и тогда, когда Господь строит Храм в
нашем сердце. И мы должны свидетельствовать об этом погибающему миру. Пророк
Исая говорит: « Я предрек и спас, и возвестил; а иного нет у вас, и вы —
свидетели Мои, говорит Господь, что Я Бог» (Ис.43:12).
Когда Мессия пришел в этот мир, Он ваякгель (собрал)
учеников и дал им власть побеждать врага, и сделал их свидетелями в этом мире.
Эд (свидетель) должен свидетельствовать о Мессии. Сами по себе мы не имеем
света, как сказано и об Иоанне, что он не был светом, но пришел
свидетельствовать о Свете. Но если мы впускаем в наше сердце Дух Святой, тогда
мы будем истинными свидетелями.
Пусть Господь благословит нас, чтобы мы могли быть
свидетелями Его, чтобы мы могли свидетельствовать о славе Его, чтобы Шхина Его
наполняла нас, чтобы мы могли привести еще многих ко спасению, чтобы на небе из
месяца в месяц, из субботы в субботу мы могли со всеми спасенными прославить
Его.
Виктор Вятоха , пастор общины «Бейт-шалом» г. Киева