Кавказские впечатления христианской «контрабандистки»
Решила я поделиться своим важным опытом, который довелось пережить в октябре прошлого года. Долго собиралась, и поняла – рассказывать нам необходимо, потому что свидетельство поддерживает и укрепляет, прежде всего, нашу веру и веру наших братьев и сестер.
Я родилась на Кавказе. Мои родители родом из Беларуси. Молодыми они уехали на стройку – строился Сумгаит, как его потом еще называли, Комсомольск-на-Каспии, потому что приехало много молодежи из разных уголков Советского Союза. Выросла я в Сумгаите, закончила школу, вышла замуж, и в 1980 вместе с мужем и старшей дочерью (ей было тогда 2 года) мы уехали по приглашению на Николаевский глиноземный завод. Здесь мы получили квартиру, и у нас родилась вторая дочь.
В 1996 году я услышала о евангельской программе, которую проводил Ловелл Харгрейвс. Мне об этом сказали наши друзья (они уже посещали программу). Посетив эту программу почти в конце, я приняла крещение и стала членом Церкви адвентистов седьмого дня.
Шло время, и некогда нерушимый Советский Союз распался на множество новых государств со своими границами и таможнями. У нас с мужем в Сумгаите остались только мамы. Моя мама переехала раньше, еще при Союзе, а вот со свекровью дело обстояло сложнее. Мой муж решил ехать за своей матерью, чтобы перевезти ее в Николаев. Я молилась, молились мои братья и сестры, чтобы Господь ответил, нужно ли ехать мне. Я христианка, и меня волновал один вопрос, есть ли церковь Божья на моей родине, ведь Азербайджан – мусульманское государство. К моему удивлению и великой радости, в Баку оказались три адвентистских церкви и община из 6 человек в моем родном Сумгаите. Оглядываясь назад, я по-настоящему понимаю, что нас сопровождал Господь.
В пути мы были трое суток, проехали три таможни: украинскую, российскую и азербайджанскую. Обычно на границе много всяких таможенных процедур, но у нас не было проблем. Господь послал нам прекрасных попутчиков, с которыми мы очень подружились: Татьяну, украинку, ехавшую домой в Мингечаур к мужу-мусульманину, и мужчину–азербайджанца, который возвращался на родину. Своей попутчице я подарила «Великую борьбу», «Будьте здоровы», «Вечное Сокровище» и обещала ей выслать Библию на адрес ее мамы в Киевской области. Дело в том, что никакая духовная литература через азербайджанскую границу не пропускается – ее изымают.
Приехав в Сумгаит, я все-таки немножко продолжала волноваться, как же мне встретиться с собратьями. Приближалась суббота, и через две недели – Вечеря Господня. У меня были телефонные номера церквей, и я решила связаться с церковью в Сумгаите – все-таки ближе. Но оказалось, что телефоны изменились, и я попала к баптистам. Через тамошнего пастора узнали телефон нашей церкви. Господь все предусмотрел, и четыре субботы я была с собратьями в Сумгаите, а последнюю субботу провела в 1-й общине г. Баку, которая праздновала свой 50-летний юбилей.
В Сумгаите совершает служение семья пастора Салеха и Натальи. У них трое чудных детей: два мальчика Иса и Муса (что в переводе означает Иисус и Моисей) и девочка Марьям. Попав в первую субботу на богослужение, я сразу почувствовала себя среди своих. Храм в Сумгаите – это большой частный дом, разделенный на две части: молитвенный зал и дом, где живет семья служителя. В этой церкви прекрасная традиция: после богослужения они собираются на большой кухне в квартире пастора и в общении принимают пищу.
К сожалению, церковь АСД в Азербайджане не имеет таких возможностей в служении, какие имеем мы. Когда я подарила библиотеке церкви брошюры «Молитва матери», «Будьте здоровы» и несколько газет «Вечное Сокровище», брат Салех в шутку назвал меня «контрабандисткой». Азербайджан – государство, исповедующее ислам, и потому есть большие проблемы с доставкой духовной литературы (уроки субботней школы выполняются в электронном варианте), есть нужда в профессиональных христианских переводчиках (перевод с русского на латынь) и серьезная проблема – языковой барьер.
После трагических карабахских событий в городах появилось много беженцев, сократилась численность русскоязычного населения, и многие молодые люди почти не знают русского языка. Сегодня церковь АСД в Азербайджане переживает серьезные притеснения: ей не дают право на регистрацию, каналы телевидения используются как средство негативной информации о церкви; новые учения проникают в церковь, существует проблема со строительством молитвенных домов.
Но, несмотря на все трудности, церковь Божия в Азербайджане есть, продолжает жить и совершать служение. Очень памятным для меня было юбилейное служение в Баку – 50 лет церкви № 1. Рассказывалось об истории общины № 1. Она берет начало в 1894 году, когда в Баку была создана маленькая группа, и Яков Клин крестил 7 человек. Затем в 1928 году все группы были закрыты. Как община она была организована в 1957 году, когда в Баку приехал Петр Кулаков с семьей и возглавил руководство церковью, которая уже насчитывала 16 человек. За 50 лет существования церкви в ней совершено 2601 служение. Богослужение в Баку было очень торжественным и праздничным, много пения, общения и прославления Господа. Мне запомнились слова песни: «моя жизнь – это грозная битва, и награда в ней – небеса!».
Как радостно находиться среди своих собратьев! Я раньше не знала этих людей, но среди них мне было очень хорошо. Вспоминались слова из Священного Писания: «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Царств 19:18).
Слава нашему Господу за Его Слово, которое достигает разных и самых отдаленных уголков земли. Но, дорогие собратья, говоря о гонениях, которые нас должны постигнуть в будущем, будем помнить, что многие христиане в других местах испытывают их уже сегодня. Давайте не будем забывать молиться о мусульманских государствах, в частности о церкви в Азербайджане, где нелегко совершать служение братьям и сестрам. И в это благодатное время в нашем государстве давайте посвятим все таланты на служение нашему Господу, открывая любовь Божью людям и приближая Его славное пришествие.
Людмила Евтягина, г. Николаев
На фото: служение в Сумгаитской церкви, ветераны Бакинской общины