Становление христианского характера
(лекция основана на Священном Писании и книгах Е. Уайт)
«Выше всех знаний ценится умение, а выше умения — доброта, и дороже интеллектуального развития — характер».
«Урожай жизни — это характер, и именно он определяет судьбу в этой жизни и в жизни будущей…Характер, сформированный по подобию Божественного, — единственное сокровище, которое мы можем взять из этого мира в новый мир».
Становление характера включает знание о Боге и Его законах, и, соответственно, понимание добра и зла. Это означает также знание о том, как контролировать свои личные желания, чтобы, стоя перед решением, человек делал то, что ему следует делать, а не то, что он хочет делать. Все, что нас просит сделать Бог, мы можем выполнить только вместе с Ним.
Становление характера — очень сложный процесс, в котором участвуют различные факторы. Изучая разнообразные факторы становления характера, следует помнить, что Божественное влияние является самым сильным. Цель нашей жизни — формирование характера, подобно Христу, путем установления личных отношений с Ним.
«Мир не столько нуждается в людях выдающегося ума, сколько в людях с благородным характером, тех, кто свои способности сочетает с твердыми принципами… Формирование характера — самая важная задача, когда-либо стоявшая перед человеком, и никогда прежде тщательное исследование этого вопроса не было столь важным, как теперь».
Специальная одежда для небесного брачного пира
Прочитайте Мф.22:1-14.
Притча о брачной одежде дает нам урок высочайшей важности. Браком символизировано соединение человечества с Божественностью; брачная одежда символизирует характер, которым должны обладать все, кто будет считаться достойным гостем для брака.
Когда царь пришел к гостям, тогда открылся действительный характер всех. Для каждого гостя было приготовлено брачное одеяние. Это одеяние было подарком царя. Надевая его, гости показывали свое почтение к хозяину пира. Но один человек был одет в свое обычное платье. Он отказался надеть одежду, приготовленную для него с большими затратами. На вопрос царя: «Как ты вошел сюда не в брачной одежде?», он не мог ничего ответить. Он был осужден самим собою.
Царским осмотром гостей на пиру представлена работа суда. Гости на евангельском пиру суть те, кто открыто объявляет себя служащим Богу, те, чьи имена записаны в книге жизни. Прежде чем окончательная награда будет дана, должно быть решено, кто пригоден к тому, чтобы получить долю в наследстве праведных. Это решение должно быть вынесено прежде второго пришествия Христа на облаках небесных, потому что, когда Он придет, Его награда будет с Ним, «чтобы воздать каждому по делам его». Перед Его пришествием, следовательно, характер работы каждого человека будет определен, и каждому из последователей Христа будет назначена награда в соответствии с его делами.
Посредством брачного одеяния в притче представлен чистый, незапятнанный характер, которым будут обладать истинные последователи Христа. Церкви дано было «облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых»; она должна быть «не имеющей пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Откр.19:8; Ефес.5:27). Это — праведность Христа, Его собственный безупречный характер, который через веру дается всем, кто принимает Его как личного Спасителя.
Белую одежду невинности носили наши прародители, когда были помещены Богом в святой Эдем. Они жили в совершенном согласии с волею Божией. Вся сила их любви была отдана их Небесному Отцу. Прекрасный, мягкий свет, свет Божий, окутывал святую пару. Эта одежда света была символом их духовных одеяний небесной невинности. Если бы они остались верными Богу, она навсегда продолжала бы окутывать их. Но, когда вошел грех, они разорвали свою связь с Богом, и свет, окружавший их, удалился. Обнаженные и пристыженные, они пытались заменить небесные одежды покровом, сшитым из фиговых листьев. Это то, что нарушители закона Божия делали со дня непослушания Адама и Евы. Они сшивали фиговые листья, чтобы прикрыть наготу, они носили одежды их собственного изобретения; своими собственными делами они пытались покрыть свои грехи и сделаться приемлемыми для Бога. Человек не может изобрести ничего, что могло бы заменить утраченную им одежду невинности. Ни одежда из фиговых листьев, ни мирское гражданское платье не могут носить те, кто воссядет с Христом и ангелами на брачном пире Агнца.
Только одежда, которую приготовил Сам Христос, может сделать нас готовыми явиться в присутствие Бога. Эту одежду — одежду Его собственной праведности — Христос возложит на каждую раскаявшуюся, верующую душу. «Советую тебе», — говорит Он, — «купить у Меня… белую одежду, чтобы одеться, и чтобы не видна была срамота наготы твоей» (Откр.3:18).
Эта одежда, сотканная на ткацком станке небес, не имеет ни одной нити человеческого изобретения. Христос в Своей земной жизни выработал совершенный характер, и этот характер Он предлагает дать нам. «Вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис.64:6). Когда мы подчиняемся Христу, сердце наше соединяется с Его сердцем, воля наша поглощается Его волею, ум наш покоряется Его уму, мысли наши пленяются в послушание Ему; словом, мы живем Его жизнью, что значит быть одетым в одежду Его праведности. Тогда, когда Отец смотрит на нас, Он видит не одежду из фиговых листьев, не наготу и уродство греха, но Его собственную одежду праведности, которая есть совершенное послушание закону Иеговы.
Праведность есть правильная жизнь, и это значит, что все будут судимы по ее делам. Наши характеры открываются в том, что мы делаем. Дела показывают, искренна ли наша вера.
Недостаточно верить в теорию истины. Недостаточно совершить исповедание веры во Христа и быть записанными в церковную книгу. «Кто сохраняет заповеди Его, тот пребывает в Нем, и Он в том. А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам». «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем заповеди Его» (1Ин.3:23,24).
Весь характер должен быть запечатлен Божественными словами. Каждая йота и черта Слова Божия должны быть введены в ежедневную жизнь. Когда душа принимает Христа, она принимает и власть жить жизнью Христа.
Бог требует совершенства Своих детей. Его закон есть выражение Его собственного характера, и Он есть образец всего характера. Этот бесконечный, совершенный образец показан всем, дабы не было никакой ошибки во взгляде на тот сорт народа, из которого Бог составит Свое Царство.
Бог есть любовь. Он показал эту любовь в том, что отдал нам Христа. «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Он дал все небеса, от которых мы можем черпать силу и достаток, дабы мы не были поражены или побеждены нашим великим соперником. Но любовь Божия не ведет Его к тому, чтобы извинять грех. Он не будет потворствовать нашим грехам и не проглядит недостатков характера. Он ожидает, чтобы мы победили их во имя Его.
Церкви Христа в настоящем поколении возвышены до высочайших преимуществ. Господь открывается нам во все увеличивающемся свете. Мы имеем уверенность в Спасителе, Который пришел, в Спасителе, Который был распят и воскрес. Христос открывается нам в проповедях и гимнах. Духовный пир представлен нам в богатом изобилии. Брачное одеяние, приготовленное с бесконечною затратою, предлагается даром каждой душе. Что мог бы Бог сделать еще для нас, чего не сделал, в приготовлении великой вечери, небесного пира?
Жизнь Христа — пример развития характера
«Все больше и больше размышляя над совершенством характера своего Спасителя, человеческий ум обновляется, и душа преобразуется по образу Божьему».
Христос в Своей юности был подвержен суровым искушениям и лишениям, чтобы развить совершенный характер, который станет образцом для детей, юношей и взрослых.
Первые тридцать лет жизни Христа прошли в маленьком городке Назарет. Испорченность жителей этого города вошла в пословицу. Поэтому Нафанаил спросил: «Из Наза? рета может ли быть что доброе?» (Ин.1:46)
Согласно провидению Божьему, Его юность проходила в Назарете. Нравы этого города были таковы, что Он постоянно был подвержен искушениям. Чтобы остаться чистым и непороч? ным среди такого разврата, Он должен был наблюдать за Собой. Христос избрал это место земной жизни не Сам. Отец Небесный избрал его для Него, чтобы Его характер был испытан с разных сторон.
Нет человека, который был бы призван развить в себе христианский характер при более неблагоприятных обстоя? тельствах, чем те, что выпали на долю нашего Спасителя. Тот факт, что Христос прожил тридцать лет в городе Наза? рет, откуда, по мнению многих, не может быть ничего до? брого, звучит как укор тем юношам, которые свой характер приспосабливают к обстоятельствам. Если обстановка для моло? дых неблагоприятна, многие из них считают это извине? нием, чтобы не совершенствовать свой характер. Пример Христа не дает места мысли о том, что Его последователи, для того чтобы жить непорочной жизнью, имеют зависимость от места, удачи или большого состояния. Христос учит нас, что наша вер? ность делает любое место и положение, на которое провиде? ние Божье призвало нас, почетным, хотя, может быть, и скром? ным.
Жизнь Христа призвана показать, что чистота, постоянст? во и твердость характера никак не связаны с условиями, свободой от лишений, бедности и борьбы. Здра? вый и ясный ум воспитывается только путем бодрствования и молитвы. Жизнь Христа была примером неустанного тру? да, и никакие укоры, насмешки и лишения не смогли поко? лебать ее.
Характер, сформированный по подобию Божьему, есть единственное сокровище, которое мы можем взять с собой в будущий мир. Те, кто в этом мире учится у Христа, войдут в Небесные обители, обогащенные Его бесценными дарами. На Небе наше совершенствование будет продолжаться. Поэтому важно воспитать свой характер в этой жизни.
Становление нашего характера
Характер не является делом случая. Одно проявление несдержанности и один шаг в ложном направлении еще не образуют характер. Только повторное действие превра? щается в привычку и формирует злой или добрый харак? тер. Благородный характер воспитывается лишь посредством упорных и неустанных усилий путем умножения даро? ванных талантов и способностей во славу Божью.
Мы можем отдать на дело Божье все свое состояние, но наш дар не зачтется, пока мы не отдадим Богу свое сердце, полное любви и признательности. Те, кто хочет быть настоящим миссионером на зарубежных полях, должны быть настоящими миссионерами у себя дома. Те, кто желает совершать работу в винограднике Господнем, долж? ны приготовиться к этому путем тщательного возделывания того маленького виноградника, который Он поручил их попе? чению.
Правильное воспитание
Воспитание должно охватывать все стороны человеческой личности и определять всю жизнь человека. Правильное воспитание предполагает гармоничное развитие физических, умственных способностей человека с ранних лет его жизни, а также духовное развитие.
Источник истинного знания и настоящего развития — в познании Бога. Бог — источник всего, и первой целью нашего воспитания является воспитание стремления к тому, чтобы Он открыл нам Самого Себя. Священное Писание — совершенный образец истины, данной нам Богом, и поэтому его изучению следует отводить самое важное место в воспитании человека.
Настоящее воспитание дает большие результаты, чем просто развитый ум и физическую подготовленность. Оно облагораживает характер настолько, что истина и честность не приносятся в жертву эгоистичным желаниям или честолюбию, оно ограждает помыслы от зла.
Любовь, как основа творения и искупления, является движущей силой правильного воспитания (Лк.10:27). Закон любви призывает нас посвятить себя служению Богу и ближним.
В основе правильного развития человека лежит бескорыстие. Бескорыстие — залог высочайшей культуры развития всех наших способностей. Только так мы приближаемся к Божественной природе, готовимся к небесному жительству, потому что наши сердца приобретают отпечаток вечности.
Самое длинное путешествие слагается из маленьких ша? гов, но последовательно, один за другим, они ведут нас к концу пути. Самая длинная цепь состоит из отдельных звеньев. Если одно из них имеет изъян, то и вся цепь непри? годна. Так обстоит дело и с характером. Уравновешенный характер формируется из отдельных благоразумных и добрых поступков.
«Мысли и чувства составляют вместе нравственный характер».
«Каковы мысли человека, таков он и сам». Из множест? ва мыслей складывается неписаная история целого дня. И все они связаны с формированием нашего характера. За мыслями нужно строго следить, потому что даже одна нечистая мысль оставляет глубокий след в нашей душе. Од? на порочная мысль откладывает частицу порока в нашем сознании. Если же все наши мысли чистые и святые, то и мы, благодаря им, делаемся лучше. Благодаря им, наш духовный пульс начинает работать быстрее и укрепляется наша сила для совершения добра. И как одна капля дождя, орошая землю, приготавливает путь для дру? гой капли, так и одна добрая мысль приготавливает путь для другой доброй мысли.
Прочное основание
Свойства характера, которые приносят человеку успех и почет в обществе, желание сделать как можно больше добра людям, непреклонная воля, выносливость и настойчивость в труде — это те свойства, которыми нельзя пренебрегать. Они — основа нашего характера.
Христос не дает нам никакого повода думать, что совер? шенствование характера — это дело легкое. Благодарный, всесторонне воспитанный характер по наследству не переда? ется. Он не может быть также и делом случая. Благород? ный характер приобретается личными усилиями через за? слуги и благодать Христа. Бог дает нам способности, силы ума; мы же формируем характер. Он созидается путем упорной борьбы с самим собой. Со своими естественными наклонностями надо вести непрерывную борьбу. Мы должны внимательно исследовать самих себя, не позволяя ни од? ной недоброй черте оставаться неисправленной.
Со всяким прилежанием и молитвой нужно учить моло? дых людей тому, чтобы они строили свой характер на проч? ном основании. Многие совершают серьезные ошибки толь? ко потому, что не прислушиваются к наставлениям людей, прошедших школу жизненного опыта. Они пренебрегают советами родителей и учителей и поддаются искушению врага. Бог любит молодых людей. Он знает, что в них за? ложены большие способности к добру, и ожидает, когда они почувствуют свою нужду во Христе и станут строить на прочном основании. Ему известны также их скорби и пере? живания. Он знает, что им предстоит борьба против власти тьмы, которая стремится овладеть их сознанием. Как юношам, так и девушкам Он открыл путь, посредством которого они могут стать причастниками Божеского естества.
Сила характера состоит из двух элементов: силы воли и силы самообладания. Истинное величие и благородство человека измеряет? ся способностью подавлять свои чувства, а не способностью повиноваться им. Самый сильный человек — это тот, кто, чувствуя нанесенную ему обиду, сдерживает себя и проща? ет своим врагам.
Бог даровал нам как умственную, так и нравственную си? лу. Но во многом каждый человек — кузнец своего счастья. Истинное величие человека измеряется силою чувств, которыми он управляет, а не теми, которые управляют им.
Великая борьба и становление характера
Молодые люди вступают в жизнь и сталкиваются с обманчивой привлекательностью мира — страстью к деньгам, развлечениям и удовлетворению своих желаний, модой, роскошью и экстравагантностью, накопительством, обманом, воровством и разрухой. Что помешает миру стать вторым Содомом? В этом учении, предлагаемом в самом начале жизни, когда человек легко поддается различным искушениям, и, следовательно, требования самоограничения и чистоты крайне необходимы, — отведено ли место спасительной целомудренности? Что предохранит мир от разложения?
Анархия обусловливает стремление к уничтожению всех законов, не только Божественных, но и человеческих. Сосредоточение богатства и власти в одних руках, обогащение немногих за счет других, объединение беднейших классов для защиты своих интересов и требований, дух волнения, мятежа и кровопролития, широкое распространение во всем мире тех же влияний, которые привели к Французской революции, — все это способствует тому, чтобы мир был вовлечен в борьбу, которая некогда потрясла Францию.
С этим предстоит столкнуться и нашей молодежи. Чтобы противостоять этому в жизни, нужно в молодости заложить основание характера.
Сатана желает обратить в свою пользу наши наслед? ственные и приобретенные черты характера и закрыть на? ши глаза на наши действительные нужды и недостатки. Ес? ли мы будем видеть наши собственные слабости и непоколе? бимо взирать на Иисуса, то мы будем на безопасном пути.
Быть может, вы не видите никакой опасности в том, что сделали первый шаг на пути легкомыслия и самоугождения. Вы считаете, что, если захотите изменить свое поведение, будете способны делать добро так же легко, как раньше вы привыкли делать зло. Но это ошибка. Выбор плохих това? рищей многих уводит шаг за шагом с пути добра и бросает их в бездну непослушания и разврата, которую они раньше не могли себе даже представить.
Мы можем льстить себе, что мы свободны от многих не? достатков, в которых повинны другие. Но если в нашем сильном характере найдется хотя бы одно слабое место, это значит, что наше сердце связано со грехом. Оно двойст? венно и в своей нерешительности говорит: «Частью я и ча? стью Ты». Каждый христианин должен отыскать в себе из? любленный грех и позволить Богу вырвать его из сердца. Этот единственный грех должен быть побежден, и это нема? ловажно в очах Божьих.
Один говорит: «У меня нет зависти, но плохо, что я быс? тро раздражаюсь и говорю оскорбительные слова, о чем после сожалею». А другой говорит: «У меня есть разные не? достатки, зато я презираю всякий недостойный поступок, за? меченный мною в моих друзьях и знакомых». Господь не распределяет грехов по степени их важности, чтобы мы не считали одни из них маленькими, причиняющими мало вреда, в то время как на другие смотрели как на более тяж? кие и опасные.
Цепь не может считаться прочной, если в ней найдется хотя бы одно слабое звено. Победа над грехом должна стать темой исследования каждого сердца, желающего вой? ти в Царствие Божье.
Один укоренившийся недостаток, если он не побежден, делает человека несовершенным и закрывает перед ним вход в Святой Город. Кто направляет свой путь к Небу, тот должен иметь характер, в котором нет ни малейшего изъяна. Ничто нечистое не мо? жет войти туда. Во всем сонме искупленных не будет най? дено ни одного недостатка.
Учащийся, который поддается искушению, теряет свое влечение к добру. Поступая неправедно, он становится ору? дием врага человеческих душ. В свое время он даст Богу отчет за то, что был камнем преткновения на пути ближ? них.
«Бог не разрешает человеку нарушать законы его естества. Но человек, поддавшись искушениям сатаны, проявляет не? воздержание и подчиняет высшие способности своего суще? ства животным чувствам. Когда последние одерживают над ним верх, тогда он как творение, только немного уступающее ан? гелам и наделенное способностью к самому высокому раз? витию, отдает себя во власть сатаны. Те, кто является рабом своего аппетита, становятся легкой добычей сатаны. Вследствие своего невоздержания одни теряют половину, а другие две трети своих физических, умственных и нрав? ственных сил, и таким образом делаются игрушкой врага.
Формирование характера — самая важная задача, когда-либо стоявшая перед человеком, и никогда прежде тщательное исследование этого вопроса не было столь важным, как теперь. Ни одному из предыдущих поколений не приходилось решать такие важные задачи, никогда прежде молодые люди не подвергались таким большим опасностям, как сегодня.
Каждое поколение в любой стране имеет надежное основание и единственный образец для подражания в формировании характера — Божественный закон: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27). Великий принцип, проявленный в характере и жизни нашего Спасителя, является единственным надежным основанием и единственно верным руководством в воспитании молодого поколения.
Воспитывайте в себе благородный характер
Стремитесь ради славы Господней развивать в себе все цен? ные качества характера. Работая над своим характером, вы должны угождать Богу. Так поступал Енох, хотя и жил в развращенном веке. Такие енохи есть и в наши дни.
Будьте подобны Даниилу, который верно управлял госу? дарственными делами, не поддаваясь ни одному соблазну. Не огорчайте Того, Кто так возлюбил вас, что отдал Свою жизнь, чтобы изгладить ваши грехи. Он говорит: «Без Меня не можете делать ничего». Помните об этом.
Повседневная жизнь и развитие характера
Вся работа Божья совершенна, потому что при всем ее многообразии в ней нет ни малейшего недостатка. О жизни и развитии крохотной былинки Он проявляет столь же глу? бокую заботу, как если бы речь шла о сотворении целого мира. Если мы хотим быть совершенными, как совершен Отец наш Небесный, то мы должны быть верными в самом малом. Всякое дело, если только оно доброе, на? до делать хорошо. Какова бы ни была ваша работа, делайте ее добросовестно. Храните правду даже в мелочах. Каждый день совершайте дела любви и говорите людям слова утешения. Идя дорогою жизни, будьте всегда жизнерадостными, и пусть добрая улыбка озаряет ваше лицо. Если таким образом вы будете со? вершать свою работу, Бог будет благоволить к вам, и однаж? ды Христос скажет вам: «Хорошо, добрый и верный раб!»
Те, кто был верен в повседневной жизни своим обязанностям, кто быстро откликался на труд, не думая о похвале и выгоде, на Небесном суде услышат слова: «Войдите, благословенные Отца Моего, и наследуйте Царст? во, уготованное вам от создания мира». Христос выражает им Свое одобрение не за красноречивые проповеди, кото? рые они произносили в церкви, и не за умственные дарова? ния, которые они проявили в мире, и не за щедрые пожер? твования, которые они раздавали людям. Нет, они получат награду за маленькие дела, которые люди обычно не заме? чают. «Я был голоден, и вы накормили Меня… — говорит Христос,- и так как вы это сделали одному из меньших сих,- то сделали Мне».
Характер и Поведение
Те, которые пьют из источника жизни, не станут, подо? бно мирским людям, искать для себя различных удовольст? вий и развлечений. В их поведении и характере будут вид? ны мир, покой и блаженство души, которые они нашли в Иисусе, ежедневно слагая у Его ног все свои затруднения и бремя жизни. Они будут свидетельствовать о том, что путь послушания и долга несет с собой удовлетворение и радость. Эти молодые люди будут иметь на своих товари? щей облагораживающее влияние в течение всего времени их совместного обучения в школе…
Один серьезный, искренний и верный молодой человек в школе есть неоценимое сокровище. Ангелы Божьи с лю? бовью взирают на него, и в Небесных книгах отмечается каждый его праведный поступок, каждое побежденное иску? шение и зло. Он закладывает доброе основание на будущее, чтобы иметь надежду на жизнь вечную.
От христианской молодежи во многом зависит жизнеспо? собность заведений, которые Бог избрал орудием для про? движения Своего дела. Еще не было такого времени, когда бы столь великое дело спасения так зависело от моло? дого поколения людей. Поэтому как важно, чтобы молодые люди приготовились к этому великому труду, и Бог мог бы использовать их как Свои орудия! Творец предъявляет к нам такие требования, которые возвышаются над всеми человеческими стремлениями и желаниями…
Связь здоровья с формированием характера
Здоровье является таким благословением от Господа, которое мало кто ценит; а между тем от него во многом зависит эффективность использования всех наших умственных и физических сил. Все импульсы, побудительные мотивы и чувства рождаются в нашем теле, поэтому оно должно поддерживаться в наилучшем физическом состоянии, а также находиться под самым высоким духовным влиянием, для того чтобы наши таланты и способности могли быть использованы наилучшим образом.
Все, что подрывает физические силы, ослабляет и наш разум, делая его неспособным отличать хорошее от плохого. Мы становимся нечуткими к добру и теряем силы и волю делать то, что мы считаем верным.
Бессмысленная растрата физических сил приводит к сокращению периода жизни, когда наши силы могут быть использованы для славы Божьей. Поощряя свои вредные привычки, бесцельно засиживаясь допоздна, потворствуя своему аппетиту в ущерб здоровью, мы тем самым ослабляем свои физические силы. Пренебрегая физическими упражнениями, перегружая разум или тело, мы нарушаем равновесие нашей нервной системы. Те, кто попирает законы природы и сокращает таким образом свою жизнь, делая себя неспособным к полноценному служению Богу, виноваты в обкрадывании Его. Более того, они обкрадывают и своих ближних, поскольку сами сокращают срок своей полезной деятельности и оказываются неспособными быть благословением для других, то есть выполнять ту работу, для которой Бог послал их в мир. Господь считает нас виновными, если, разрушая свое здоровье вредными привычками, мы лишаем мир того добра, которое могло быть даровано ему через нас.
Между физической и нравственной природой человека существует тесная связь. Уровень нравственности поднимается или понижается в зависимости от физических привычек человека… Всякая привычка в жизни, не оказывающая благотворного влияния на здоровье человека, разрушает благородные черты личности. Вредные привычки в питании ведут к неправильным рассуждениям и ошибочным поступкам…Вредные привычки быстро притупляют способность здраво мыслить«(Ревью энд Геральд, 25 января, 1881г).
«Делая аппетит своим господином, невозможно достичь совершенства христианского характера» (Реформатор здоровья,1878).
«Вам необходимо иметь проницательный ум и обладать ясным мышлением, чтобы понять возвышенный характер истины Божьей, оценить совершенное ради вас искупление и дать правильную оценку всему, что имеет отношение к вечности».
Те, которые хотят иметь ясный ум, чтобы видеть уловки сатаны, должны подчинить свои чувства контролю разума и совести. Деятельная энергия высших сил разума не? обходима для совершенствования христианского характера. От силы нашего разума во многом зависит наша полезная деятельность в этом мире и наше спасение.
Роль обучения в становлении характера
И в изучении языка, и в любой другой науке получение знаний надо сочетать с укреплением и возвышением характера (Воспитание, 217). В каждой области знаний можно найти цель, к которой следует стремиться, гораздо более значительную, чем просто стремление получить те или иные знания или специальность.
Возьмите, к примеру, язык. Главное, что необходимо для знания языка, — это чистота, любезность и истинность, «внешнее выражение внутренней красоты». Лучшая школа обретения культуры речи — это родной дом.
В каждом ребенке нужно особенно лелеять и развивать одну черту характера — чуткость к окружающим, придающую каждому столько благородства. Из всех превосходных черт характера чуткость особенно прекрасна, и при выборе пути в жизни это одна из самых достойных квалификаций, на которые следует обращать внимание. Благородство характера развивается не само по себе, а постоянным стремлением жить в атмосфере искренности, великодушия и правдивости. Чистота сердца и благородство характера будут проявляться в разговоре и достойных поступках человека.
История — самая правдивая наука. Давайте рассмотрим ее с Божественной точки зрения. Гораздо интереснее изучать историю в свете Библии, знать причины, регулирующие взлет и падение царств. Пусть молодые люди изучают историю и усвоят, что истинное процветание народов связано с принятием Божественных принципов. Пусть они изучают историю реформационных движений и учатся на примере защитников Божественных принципов, которые победили благодаря самопожертвованию. Изучение истории даст широкое, всестороннее понимание жизни, поможет разобраться в отношениях взаимодействия.
Изучая арифметику, можно сделать акцент на практических задачах. Научите учащихся не просто решать воображаемые проблемы, но аккуратно вести учет собственных доходов и расходов. Пусть они научатся использовать и тратить деньги. Эти знания научат их различать истинную экономию и скупость, с одной стороны, и расточительность — с другой. Правильно сориентированные, эти знания помогут развить у молодых такие качества, как щедрость и благотворительность.
Таким образом, изучение любого предмета может способствовать решению одной из важнейших проблем — обучению людей тому, как наилучшим образом исполнить возложенные на них жизненные обязанности.
Роль литературы в созидании христианского характера
Есть жизненно важные книги, на которые наши молодые люди не обращают внимания. Эти книги не привлекают их, потому что в сравнении с другой литературой они кажутся им менее интересными.
Мы советуем молодым людям начать чтение книг, кото? рые помогут им в созидании христианского характера. В разуме молодых людей должны запечатлеться основные пункты нашей веры. Они получили поверхностное познание истины, но оно не ведет их к углубленному исследованию. Наши юноши должны читать то, что оказывает оздоровля? ющее и освящающее влияние на их разум. Это необходимо для того, чтобы они могли видеть, в чем состоит истинное благочестие. Есть немало хороших книг, но они не ведут к освящению.
Теперь у нас есть время и возможности, чтобы потру? диться для нашей молодежи. Расскажите им, что мы пере? живаем серьезное и опасное время, и нам необходимо знать смысл истинного благочестия. Наших молодых людей надо наставлять, поддерживать и направлять на истинный путь, чтобы это вело их к освящению разума и святой жизни. Освящение, ведущее к добру и святости, необходимо им более других добродетелей.
Одежда и характер
Своих последователей Христос называет солью земли и светом мира. Без сдерживающего христианского влияния мир уже давно погиб бы в своем беззаконии. Посмотрите на класс людей, называющих себя христианами, которые не сле? дят за своей одеждой и внешностью, которые так же не? брежны в своих делах, как и в одежде — грубы, непочти? тельны, суровы в своем поведении и низки в разговорах — и которые все же считают эти недостойные черты характе? ра признаком христианского смирения. Думаете, что, буду? чи теперь на земле, Спаситель назвал бы их солью земли и светом мира? Ни в коем случае!
Одежда христиан выделяется своей чистотой и скром? ностью: она красива и прилична. Христианская одежда дол? жна свидетельствовать и о том, что они чтят субботу и до? рожат молитвенным собранием.
Граница между этими людьми и миром видна слишком отчетливо, чтобы ее не заметить. Благотворное влия? ние верующих людей на мир было бы в десятеро сильнее, если бы мужчины и женщины, исповедующие Божью исти? ну, но не воспитавшие в себе добрых привычек и не нау? чившиеся приличию, под облагораживающим действием истины научились ценить чистоту, скромность и хоро? ший вкус в одежде. Наш Господь есть Бог устройства и по? рядка, и всякое неприличие, нечистоплотность и грех огор? чают Его. Мы судим о характере человека по той одежде, какую он носит. Скромная, богобоязненная женщина одевается просто. Чистота вкуса и благородство ума проявляются в выборе простой приличной одежды. Молодые женщины, не подверженные рабству моды, являются украшением об? щества. Та женщина, которая одевается и ведет себя скром? но, этим показывает, что она высоко ценит нравственное до? стоинство. Как привлекательна простая одежда, красоту ко? торой можно сравнить с красотой полевых цветов!
Влияние собраний на становление характера
Всякий дар, посредством которого мы можем оказывать доброе влияние на других, нужно бережно выращивать и использовать с целью приобретения душ для Христа. Юноши и девушки не должны думать, что их игры, музыка и моло? дежные вечера в том виде, как они проводятся ими, приятны Христу.
Мне было открыто и сказано, что все наши собрания дол? жны отличаться религиозным влиянием. Если наши моло? дые люди будут собираться для чтения и исследования Свя? того Писания, спрашивая себя: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?», и решительно встанут на сторону истины, тогда Господь наполнит их сердца сво? им благословением.
О, если бы каждый член церкви и каждый работник на? ших учреждений уразумели, что настоящая жизнь — это школа, в которой мы воспитываем в себе чистоту помыслов и бескорыстие поступков, чтобы однажды предстать пред испытанием Небесного Бога! Каждое слово и каждый по? ступок, каждая мысль записываются в Небесных книгах.
Только истина способна освятить и возвысить нас до уровня, указанного в Слове Божьем. Пути Господню мож? но научиться только благодаря добровольному послушанию Его Слову. Читайте и исследуйте Слово Божье.
Влияние отдыха на становление характера
Мне было показано, что дни отдыха мы не должны про? водить так, как их проводит мир. Но это не значит, что мы должны оставлять их без внимания. Пренебрежительное от? ношение к дням отдыха принесло бы нашим детям большое разочарование. В эти дни, когда нашим детям угрожает опасность подвергнуться нездоровому влиянию мира посред? ством его пагубных развлечений, родители должны вместо этих сомнительных развлечений предложить своим детям не? что более благородное и полезное. Старайтесь убедить сво? их детей в том, что вы им желаете счастья и блага.
Хорошо было бы нескольким семьям, живущим в городе или деревне, оставить физическую и умственную работу, от которых они почувствовали утомление, и вме? сте отправиться за город, чтобы отдохнуть на берегу живо? писного озера или среди деревьев тенистой зеленой рощи. Они должны взять с собой фрукты и орехи самого лучше? го качества, а также другую пищу, полезную для здоровья, и вкушать трапезу под сенью деревьев или под кровом голу? бого неба. Путешествие на лоно природы, движение и пре? красный пейзаж способны пробудить в детях такой аппетит к еде, какой не могут возбудить самые тонкие царские яства.
Во время проведения такого отдыха родители и дети дол? жны чувствовать себя свободными от бремени труда и забот. В общении со своими детьми родители должны уподо? биться детям, делая для них, по возможности, только при? ятное. Целый день должен быть посвящен беззаботному, приятному отдыху.
Развлечения на свежем воздухе, особенно для тех, кто занят физическим трудом, очень благотворно для здоровья. Все, кто имеет для этого возможность, должны счи? тать своим долгом придерживаться такого образа жизни. От этого они ничего не потеряют, а только выиграют. К своей работе они вернутся с новыми силами и новым вдохнове? нием. Кроме того, их окрепший организм будет способен лучше сопротивляться любой болезни.
Наша общественная жизнь накладывает отпечаток на наше будущее
Слово Божье придает большое значение тому влиянию, какое мужчины и женщины оказывают на других в процес? се общения. Но насколько больше сила их влияния на формирующийся ум и характер подрастающего поколения! От тех друзей, которых они избирают себе, а также принципов и привычек, которые они воспитывают в молодости, зави? сит их пригодность в этом мире и их вечная участь.
Существует верная пословица: «С кем поведешься, от то? го и наберешься». Молодые люди не осознают, как сильно их характер и доброе имя зависят от их товарищей. Чело? веку свойственно искать себе общество таких товарищей, чьи вкусы и привычки родственны его собственным. Кто обществу благоразумных и добрых людей пред? почитает общество невежд и злых, тот тем самым свидетельствует о недостат? ках своего собственного характера. Его вкусы и при? вычки вначале отличаются от вкусов и привычек тех, к об? щению с которыми он стремится. Но по мере того, как он сближается с ними, его мысли и чувства меняются. Он жертвует добрыми принципами и незаметно, но неизбежно опу? скается до уровня своих товарищей. Подобно тому как во? да приобретает свойства почвы, через которую течет, так и принципы и привычки молодых людей приобретают окраску того общества, с которым эти люди смешиваются.
Личная ответственность каждого
Дети! Бог вручил вашу жизнь в руки родителей, чтобы они воспитывали вас и могли способствовать формирова? нию вашего характера для Неба. И все же главное зависит от вас: желаете ли вы воспитывать в се? бе добрый христианский характер и воспользоваться всеми преимуществами, полученными вами от благочестивых, вер? ных и богобоязненных родителей. Несмотря на всю заботу и внимание к своим детям, родители сами по себе не могут спасти их. Детям, со своей стороны, также нужно приложить усилия. Каждый ребенок должен иметь какое-нибудь пору? чение.
Верующие родители! На вас возложена ответственная ра? бота — руководить воспитанием своих детей и направлять их стопы к Богу. Когда они будут любить Бога, они будут с благоговением относиться к вам и благодарить вас за ту заботу, которую вы проявляли о них, сдерживая их поры? вы и ограничивая их прихоти.
Вера во Христа как личного Спасителя дает силу и твер? дость характеру. Те, кто имеет истинную веру, будут отли? чаться рассудительностью и благоразумием, помня о том, что око Божье над ними, что Судья всех людей взвешивает их нравственное достоинство и что небесные сотрудники на? блюдают за формированием характера. «Главное — мудрость: приобретай мудрость». (Притч.4:7.)
Жизнь на земле — начало жизни на небе
Пусть никто не говорит: «Я не могу исправить недо? статки своего характера». Если вы пришли к такому реше? нию, то вы не можете достичь вечной жизни. Преграда за? ключается в вашей собственной воле. Не имея желания, вы не сможете победить. Все трудности исходит из порочно? го, неосвященного сердца и нежелания покориться воле Божьей.
С каждым днем здание нашего характера движется к завер? шению. Слово Божье подсказывает нам, как правильно стро? ить, чтобы наше строение было основано на Вечной Скале. Наступает время, когда наше дело обнаружится. Теперь вре? мя для каждого употребить свои способности, полученные от Бога, для формирования характера, пригодного как для этой временной жизни, так и для будущей вечной жизни.
«Жизнь на земле — начало жизни на небе; воспитание на земле — это посвящение небесным принципам; наш труд здесь — это подготовка к жизни вечной. То, чем мы являемся сегодня — наш характер и святое служение, — является истинным предвещением того, чем мы будем».
Небесные силы сотрудничают с человеком, который с твер? дой верой стремится к совершенствованию своего ха? рактера в практических делах. Каждому, кто занят этой ра? ботой, Христос говорит: «Я стою по правую руку твою, что? бы помогать тебе».
Когда воля человеческая сотрудничает с волей Божьей, она становится всемогущей. Все, что соответствует воле Божьей — повелению Божьему, — может быть исполнено си? лой Его могущества. Все Его повеления осуществимы.
Используемая литература
1. Е. Уайт «Воспитание».
2. «Вести для молодежи».
3. «Наглядные уроки Христа».
4. Основы здорового питания«.
5. «Христос — надежда мира».
6. «Патриархи и пророки».
7. Свидетельства.
Автор: Инна Кампен
Комментарии (5):
Алексей
| Ссылка на комментарий
Хорошо было бы дополнить статью конкретными советами по развитию различных качеств христианского характера, как например в http://harakter.at.ua/
Славик Анпилов
| Ссылка на комментарий
«20. И Бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука.
» — отрок приспособился..
Бог, а ты будешь тоже со мною?
Славик Анпилов
| Ссылка на комментарий
http://www.asd.in.ua/archives/1188319456
Славик Анпилов
| Ссылка на комментарий
Прошу прощения, перепутал ссылку, хотел вот эту предложить: http://bible.com.ua/bible/r/1/24
Алексей Чичин
| Ссылка на комментарий
30 конкретных советов, как формировать христианский характер см. http://harakter.info/