К истории адвентистской журналистики
В настоящее время средства массовой информации стали одним из ведущих регуляторов жизни современного общества, формируя его идеалы, систему ценностей, образ мышления и поведения, отношение к окружающему миру. Весьма возросла роль журналиста и подаваемых им материалов. Особенно это относится к тем из них, которые затрагивают религиозные чувства людей.
Недавние события, связанные с выпуском в Дании карикатур на пророка Мухаммеда, показали, к каким поистине глобальным последствиям могут привести действия журналиста. В связи с этим возникла и другая проблема — грань между свободой слова и этическими нормами.
К сожалению, материалы большинства религиозных изданий часто не только не снимают общественные и межличностные противоречия, но и обостряют их. Отсюда, на наш взгляд, является полезным анализ истории журналистики одной из старейших на территории бывшего СССР протестантских конфессий — Церкви христиан-адвентистов седьмого дня (АСД), являющейся сегодня лидером по количеству выпускаемой и распространяемой религиозной литературы, обладающей одной из лучших в христианском мире издательских сетей и имеющей старейшие периодические издания. Из известных нам источников история и специфика адвентистстких СМИ затрагивалась лишь двумя авторами — видным адвентистским историком Д. Юнаком в двухтомнике «История церкви христиан Адвентистов Седьмого дня в России» (Заокский — Россия, 2002) и религиоведом А. Григоренко в монографии «Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность» (СПб., 2004).
Задача данного исследования — выяснить, благодаря чему данная конфессия, никогда не являвшаяся так называемой «государственной» церковью и не обладавшая особой материальной базой, сумела в течении более ста лет удерживать одно из лидирующих мест в мире протестантской журналистики.
Материалом данного исследования стал анализ русскоязычной адвентистской прессы, выпускаемой с начала ХХ века и представленной такими журналами, как «Маслина» (1905-1913, Гамбург), «Благая весть» (1913-1928, Киев-Москва), «Вестник христианина» (1918-1919, Москва), «Голос истины» (1918-1928, Киев-Москва), «Семейный друг» (1922-1927, Харбин), «Источник жизни» (1922-1928, Харбин), «Обзор мировых вопросов» (1933-1937, Рига), «Бросаемая бурею» (1965-1970, Новосибирск), «Сеятель» (1972-1974), «Адвентистский вестник» (1994-2006, Москва), «Знамения времени» (1994-2006, Киев), «Теперь время» (1995-2006, Москва).
Как явствует из этого списка, историю адвентистской журналистики на территории бывшего СССР можно разделить на несколько этапов: 1) дореволюционный: 1905-1917 (выход журналов «Благая весть», «Маслина», «Вестник христианина»); 2) первые годы Советской власти: 1918-1928 (журналы «Благая весть», «Голос истины», «Благовестник»); 3) период самиздата: 1960-1987. («Бросаемая бурею», «Сеятель»); 4) новейший период: 1987 — настоящее время (ведущие журналы — «Адвентистский вестник», «Теперь время», «Знамения времени»).
В отдельную группу должны быть отнесены русскоязычные журналы, издававшиеся за рубежом и распространявшиеся на территории СССР: «Семейный друг», «Источник жизни» (главный редактор Феофил Бабиенко), издававшийся в 1920-и годы в Харбине (Китай), «Обзор мировых вопросов» (главный редактор Павел Мацанов), издававшийся в 1930-е годы в Риге (Латвия), а также «Знамение времени» (главный редактор Иоганн Шнейдерс), издававшийся в те же годы в Латвии, Польше и Румынии. У этих журналов мы можем выделить ряд общих черт, которые позволили им сформировать узнаваемое лицо адвентистской журналистики:
1. Отсутствие политической, социальной и расовой ангажированности. Пережив эпохальные события новейшей истории — Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, эскалацию национал-шовинизма — адвентистская журналистика, в отличие от большинства современных религиозных и светских изданиях, не разжигала милитаристский дух, классовую, националистическую и религиозную нетерпимость.
2. Призывы к сохранению мира и нравственности. Когда в обществе звучали лозунги о классовой борьбе, разгуле антисемитизма, искоренении инакомыслия, адвентистская периодика была полна статьями, призывающими к миру, говорящими о равенстве всех людей независимо от класса и национальности, указывающими на кризис духовности, кризис которой, по мнению адвентистских авторов, и явился причиной величайших социальных потрясений.
3. Аналитические статьи на злободневную тему. Анализируя адвентистскую периодику, особенно 1917-1919 годов, хочется отметить, с одной стороны, прямое затрагивание в данных изданиях современных им политических событий, а с другой — умение анализировать их с точки зрения философии, истории, когда духовные механизмы событий раскрываются без циничного прагматизма, который так отличает наше время. Данные статьи не только не настраивали читателя против кого бы то ни было, но и заставляли его задуматься, увидеть глубинные причины современных общественных тенденций и свое место в этих событиях. В этой связи особенно хочется отметить десятый номер журнала «Благая весть» за 1917 год, вышедший в самом конце октября — сразу после социалистической революции, в котором отмечено, в частности, что большевистские лозунги: «Свобода! Равенство! Братство!» — взяты из Библии. Однако большевики извратили эти прекрасные понятия, став для их реализации на путь принуждения. Именно от последнего и призывали отказаться статьи этого номера, основываясь на глубоком анализе проблемы насилия в истории.
4. Репортаж с места события. В значительном числе религиозных изданий в наши дни и практически всех подобных изданиях первой трети ХХ века отсутствовало понятие репортажа с места события, который является одним из важнейших журналистских жанров. В адвентистской периодике репортаж играл одну из ключевых ролей: это и сообщения о проводимых религиозных съездах, и интервью, и отчеты о миссионерских путешествиях.
5. Общедоступность. В наши дни одной из проблем, с которыми сталкивается пресса, является высокая себестоимость ее продукции, делающая ее малодоступной для большой части населения. В противовес этому, до революции цена годовой подписки на журнал «Маслина» (12 выпусков) составляла один рубль, на «Благую весть» 1918 года (столько же номеров) — пять рублей. Более того, малообеспеченным слоям населения журналы поставлялись бесплатно. Также и во время Советской власти, когда после 1928 года негосударственная пресса была запрещена, Церковь самиздатом выпускала журналы «Бросаемая бурею», «Сеятель», они распространялись бесплатно.
6. Широкая авторская аудитория. В отличие от большинства журналов других религиозных конфессий, имевших довольно ограниченный авторский коллектив, состоявший, как правило, из руководителей церкви, стать автором в адвентистском издании мог практически каждый член церкви, если присланный им материал соответствовал библейским, этическим
7. Широкая тематика, дифференцированная на различный возраст, образование и интересы читателей. Уже в начале прошлого века адвентистские журналы постоянно предлагали серию рубрик, ориентированных на различные слои населения. Вот основные рубрики журнала «Голос истины»: 1) «История и наука в свете Библии»; 2) «Государство и церковь»; 3) «Наши дни и религия христианской семьи»; 4) «Здоровье, юношество и жизнь»; 5) «На ниве Божьей»; 6) «Религиозные новости Украины»; 7) «Стихи»; 8) Реклама выпускаемой литературы.
В ряде журналов, например, в «Благой вести», регулярно публиковались нравственно-воспитательные рассказы для детей. Современные издания — «Адвентистский вестник», «Теперь время», «Знамение времени» — продолжают лучшие традиции церковной периодики дореволюционного и советского периодов, делая, кроме этого, больший акцент на духовных исканиях современного общества, проблемах современной молодежи и путях их разрешения.
Учитывая вышеизложенное, изучение истории адвентистской журналистики представляет не только научный интерес, но и практическую значимость, состоящую в умении раскрывать потребности современного общества и способствовать разрешению его насущных нужд.
Материалы: Алексей Опарин.
Автор: Максим Балаклицкий
Комментарии (31):
Славик Анпилов
| Ссылка на комментарий
Огромное спасибо По делу — очень сильно помогают ваши посты!
Др.
| Ссылка на комментарий
Славик, не знаю, слыхали ли вы о таком явлении..
Когда пастухи не досмотрят и волк пробирается в отару в поле (если отара большая) то через некоторое время овцы привыкают к нему, к его запаху. и он живет вместе с ними и становится своим для них..зарежет овцу, когда голоден, наестся и дольше ходит с овцами. И овцы уже не шумят и не блеют.
Есть и еще одна аналогия, но уже с террористами.
Когда террористы захватывают заложников, и они проведут с ними какое-то время, у заложников почему-то меняется взгляд на происходящее и они начинают сочувствовать террористам, которые их захватили. И заложники даже начинают помогать этим террристам, хотя они готовы их убить. Это удивительно, но это известный факт.
Думаю, вам стоит поразмышлять об этом.
Вот это вам точно может сильно помочь.
По делу
| Ссылка на комментарий
Др .Я говорил о естественном природном законе что Бог согрешить не может в чём же здесь не правда и при чём здесь католики?Вы вместо того что бы фыркать спросили бы лучше что не поняли.
Др.
| Ссылка на комментарий
Оставьте свои оправдания для своих кураторов.
И вы и я прекрасно знаем, чем вы тут занимаетесь — вы подменяете понятия и вводите новые термины, чтобы запудрить людям мозги и смешать католическое и Божье учение в одну вонючую смесь, приемлемую для папства. Так что не делайте вид, что вы сама невинность, у вас руки по уши в чужой крови.
КАКОЙ-ТАКОЙ ПРИРОДНЫЙ ЗАКОН?????? Где, в какой части Библии вы его откопали, адвентистишко вы продажный?
Ах, ну да, ну да…на этом же все католическое учение стоит..
И конечно же, католикам обязательно нужно ввести этот термин и в лексикон адвентистов, ну чисто в качестве «наведения мостов», чтобы размыть понятия и ввести нечистый дух в адвентистскую среду на основании этой двусмысленности…
И то, что у католиков грех — это нарушение природного закона, а у адвентистов грех — это нарушение Закона Божьего, про то вы совершенно не в курсе, правда?
Как же вам, тварям, плохо будет на страшном суде, мама дорогая..
По делу
| Ссылка на комментарий
Др.Я просто объяснил чего Бог не может сделать потому что в адвентизме есть не верное понятие что Бог может всё.Не хотите вести конструктивную беседу я вам и не навязываюсь .
По делу
| Ссылка на комментарий
Др.Вы главное не горячитесь .Если я в чём не прав покажите обоснованно в чём и я с удовольствием признаю свою ошибку и сменю то ошибочное мнение на лучшее.Я ведь не Боги и могу ошибиться в суждениях, но в конструктивном разговоре и оппонент должен быть готов к этому .