К истории адвентистской журналистики

24-09-2006, комментарий 31

В настоящее время средства массовой информации стали одним из ведущих регуляторов жизни современного общества, формируя его идеалы, систему ценностей, образ мышления и поведения, отношение к окружающему миру. Весьма возросла роль журналиста и подаваемых им материалов. Особенно это относится к тем из них, которые затрагивают религиозные чувства людей.

Недавние события, связанные с выпуском в Дании карикатур на пророка Мухаммеда, показали, к каким поистине глобальным последствиям могут привести действия журналиста. В связи с этим возникла и другая проблема — грань между свободой слова и этическими нормами.

К сожалению, материалы большинства религиозных изданий часто не только не снимают общественные и межличностные противоречия, но и обостряют их. Отсюда, на наш взгляд, является полезным анализ истории журналистики одной из старейших на территории бывшего СССР протестантских конфессий — Церкви христиан-адвентистов седьмого дня (АСД), являющейся сегодня лидером по количеству выпускаемой и распространяемой религиозной литературы, обладающей одной из лучших в христианском мире издательских сетей и имеющей старейшие периодические издания. Из известных нам источников история и специфика адвентистстких СМИ затрагивалась лишь двумя авторами — видным адвентистским историком Д. Юнаком в двухтомнике «История церкви христиан Адвентистов Седьмого дня в России» (Заокский — Россия, 2002) и религиоведом А. Григоренко в монографии «Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность» (СПб., 2004).

Задача данного исследования — выяснить, благодаря чему данная конфессия, никогда не являвшаяся так называемой «государственной» церковью и не обладавшая особой материальной базой, сумела в течении более ста лет удерживать одно из лидирующих мест в мире протестантской журналистики.

Материалом данного исследования стал анализ русскоязычной адвентистской прессы, выпускаемой с начала ХХ века и представленной такими журналами, как «Маслина» (1905-1913, Гамбург), «Благая весть» (1913-1928, Киев-Москва), «Вестник христианина» (1918-1919, Москва), «Голос истины» (1918-1928, Киев-Москва), «Семейный друг» (1922-1927, Харбин), «Источник жизни» (1922-1928, Харбин), «Обзор мировых вопросов» (1933-1937, Рига), «Бросаемая бурею» (1965-1970, Новосибирск), «Сеятель» (1972-1974), «Адвентистский вестник» (1994-2006, Москва), «Знамения времени» (1994-2006, Киев), «Теперь время» (1995-2006, Москва).

Как явствует из этого списка, историю адвентистской журналистики на территории бывшего СССР можно разделить на несколько этапов: 1) дореволюционный: 1905-1917 (выход журналов «Благая весть», «Маслина», «Вестник христианина»); 2) первые годы Советской власти: 1918-1928 (журналы «Благая весть», «Голос истины», «Благовестник»); 3) период самиздата: 1960-1987. («Бросаемая бурею», «Сеятель»); 4) новейший период: 1987 — настоящее время (ведущие журналы — «Адвентистский вестник», «Теперь время», «Знамения времени»).

В отдельную группу должны быть отнесены русскоязычные журналы, издававшиеся за рубежом и распространявшиеся на территории СССР: «Семейный друг», «Источник жизни» (главный редактор Феофил Бабиенко), издававшийся в 1920-и годы в Харбине (Китай), «Обзор мировых вопросов» (главный редактор Павел Мацанов), издававшийся в 1930-е годы в Риге (Латвия), а также «Знамение времени» (главный редактор Иоганн Шнейдерс), издававшийся в те же годы в Латвии, Польше и Румынии. У этих журналов мы можем выделить ряд общих черт, которые позволили им сформировать узнаваемое лицо адвентистской журналистики:

1. Отсутствие политической, социальной и расовой ангажированности. Пережив эпохальные события новейшей истории — Первую мировую войну, революцию, гражданскую войну, эскалацию национал-шовинизма — адвентистская журналистика, в отличие от большинства современных религиозных и светских изданиях, не разжигала милитаристский дух, классовую, националистическую и религиозную нетерпимость.

2. Призывы к сохранению мира и нравственности. Когда в обществе звучали лозунги о классовой борьбе, разгуле антисемитизма, искоренении инакомыслия, адвентистская периодика была полна статьями, призывающими к миру, говорящими о равенстве всех людей независимо от класса и национальности, указывающими на кризис духовности, кризис которой, по мнению адвентистских авторов, и явился причиной величайших социальных потрясений.

3. Аналитические статьи на злободневную тему. Анализируя адвентистскую периодику, особенно 1917-1919 годов, хочется отметить, с одной стороны, прямое затрагивание в данных изданиях современных им политических событий, а с другой — умение анализировать их с точки зрения философии, истории, когда духовные механизмы событий раскрываются без циничного прагматизма, который так отличает наше время. Данные статьи не только не настраивали читателя против кого бы то ни было, но и заставляли его задуматься, увидеть глубинные причины современных общественных тенденций и свое место в этих событиях. В этой связи особенно хочется отметить десятый номер журнала «Благая весть» за 1917 год, вышедший в самом конце октября — сразу после социалистической революции, в котором отмечено, в частности, что большевистские лозунги: «Свобода! Равенство! Братство!» — взяты из Библии. Однако большевики извратили эти прекрасные понятия, став для их реализации на путь принуждения. Именно от последнего и призывали отказаться статьи этого номера, основываясь на глубоком анализе проблемы насилия в истории.

4. Репортаж с места события. В значительном числе религиозных изданий в наши дни и практически всех подобных изданиях первой трети ХХ века отсутствовало понятие репортажа с места события, который является одним из важнейших журналистских жанров. В адвентистской периодике репортаж играл одну из ключевых ролей: это и сообщения о проводимых религиозных съездах, и интервью, и отчеты о миссионерских путешествиях.

5. Общедоступность. В наши дни одной из проблем, с которыми сталкивается пресса, является высокая себестоимость ее продукции, делающая ее малодоступной для большой части населения. В противовес этому, до революции цена годовой подписки на журнал «Маслина» (12 выпусков) составляла один рубль, на «Благую весть» 1918 года (столько же номеров) — пять рублей. Более того, малообеспеченным слоям населения журналы поставлялись бесплатно. Также и во время Советской власти, когда после 1928 года негосударственная пресса была запрещена, Церковь самиздатом выпускала журналы «Бросаемая бурею», «Сеятель», они распространялись бесплатно.

6. Широкая авторская аудитория. В отличие от большинства журналов других религиозных конфессий, имевших довольно ограниченный авторский коллектив, состоявший, как правило, из руководителей церкви, стать автором в адвентистском издании мог практически каждый член церкви, если присланный им материал соответствовал библейским, этическим

7. Широкая тематика, дифференцированная на различный возраст, образование и интересы читателей. Уже в начале прошлого века адвентистские журналы постоянно предлагали серию рубрик, ориентированных на различные слои населения. Вот основные рубрики журнала «Голос истины»: 1) «История и наука в свете Библии»; 2) «Государство и церковь»; 3) «Наши дни и религия христианской семьи»; 4) «Здоровье, юношество и жизнь»; 5) «На ниве Божьей»; 6) «Религиозные новости Украины»; 7) «Стихи»; 8) Реклама выпускаемой литературы.

В ряде журналов, например, в «Благой вести», регулярно публиковались нравственно-воспитательные рассказы для детей. Современные издания — «Адвентистский вестник», «Теперь время», «Знамение времени» — продолжают лучшие традиции церковной периодики дореволюционного и советского периодов, делая, кроме этого, больший акцент на духовных исканиях современного общества, проблемах современной молодежи и путях их разрешения.

Учитывая вышеизложенное, изучение истории адвентистской журналистики представляет не только научный интерес, но и практическую значимость, состоящую в умении раскрывать потребности современного общества и способствовать разрешению его насущных нужд.

Материалы: Алексей Опарин.
Автор: Максим Балаклицкий


Рубрика: История Церкви, Религиозная свобода, Рецензии, Церковь и медиа, Церковь и общество

Комментарии (31):

  • Андрей

    |

    Скажите, пожалуйста, знаком ли вам журнал «Голос истины», издававшийся в довоенной Москве? Это именно он упомянут в статье?


  • Андрей

    |

    В номере 5 за май-июнь 1928 года я нашел интересное свидетельство об Иисусе Христе. Там сказано: «Сын Божий, Иисус Христос есть отдельная личность от Бога Отца, и имеет начало с момента рождения от Него. Отец безначален… и т.д.» Насколько я понимаю, это в корне противоречит Далласскому символу веры, сфорулированному в 1980 году и принятому на сессии ГК, где говорится о совечности Отца и Сына. У меня есть скриншот этого номера. Но я не нашел как здесь прикреплять файлы… Как бы вы как члены церкви АСД, которые ссылаются на это издание как на конфессиональный орган печтаи, могли прокомментировать такую ситуацию? Ведь говорят, что безначальность Христа (то есть, тринитарный взгляд) была принята еще при жизни Е. Уайт?


  • Др.

    |

    Спросите у автора статьи, что он имел ввиду.
    И потом расскажете, с чем вы не согласны.


  • По делу

    |

    Андрею.Вам для какой практической цели сие нужно.Именно для практической ,а не просто что бы поговорить.


  • Андрей

    |

    Спросите у автора статьи, что он имел ввиду.
    И потом расскажете, с чем вы не согласны.
    ————————————————-
    Но ведь это несерьезно… Зачем вы так иронизируете?


  • Андрей

    |

    Меня интересует судьба вопроса об объекте поклонения. Я вижу, что у адвентистов седьмого дня она драматична как ни у одной из конфессий. Насколько мне известно, никто настолько радикально не менял своей позиции в отношении основополагающего пункта вероучения. Каково практическое значение этого вопроса? Думаю, оно такое же, как и любого другого пункта вероучения. Ведь именно наша вера определяет наш характер, наши поступки, и, в конечном итоге — нашу судьбу.


  • Максим Балаклицкий

    |

    Андрей,

    не уверен, что кто-либо из читателей этой статьи способен компетентно ответить на Ваш вопрос. свяжитесь с сотрудниками Заокской духовной академии (контакты есть на zau.ru или в фейсбуке по именам). у них есть для этого необходимая квалификация.


  • Андрей

    |

    А вы уверены, что можно проследить подобную взаимосвязь и что Господь вообще призывает нас это делать? Наше дело — принимать истину такой, какова она есть. а последствия предоставить Богу. Простите, но философией заниматься у меня нет ни времени, ни желания. Если вам хочется просто с кем-то поговорить, найдите кого-нибудь другого, пожалуйста. Не обижайтесь на меня, ради Бога, просто это действительно не мое амплуа.


  • По делу

    |

    Андрею.Вы это всё мне написали?Если мне то это просто удивительно.Вы спорите о том что для вас в практической жизни не находит применения и при этом обвиняете в пустословии человека пытающегося объяснить вам практический смысл доктрины что Христос Бог.


  • Андрей

    |

    «По делу». Объясните мне, пожалуйста, по какой причине вы решили убеждать меня в том, что Христос — Бог? Я верю в это.


  • По делу

    |

    Андрею.Ну и верьте на здоровье .Тогда не понятен смысл копания в сей истории.


  • Андрей

    |

    Спасибо, конечно, но поверьте, мне не нужно было ваше разрешение или одобрение. Моей совести для меня достаточно.
    Чем больше членов церкви узнают правду о своей истории, тем лучше. Вот вы ,к примеру, насколько я вижу, не проявляете к этой истории ни малейшего интереса. А напрасно. Она может поведать многое, и это способно оказать непосредственное влияние на вашу практическую жизнь.


  • По делу

    |

    Странно что мало кого в полной мере интересует настоящее и вот это действительно напрасно.История же мало кого научила быть христоподобными .Всё де баты , дебаты , а пользы ….Между тем уже формируются 144000.А могли бы сформироваться в первом веке и в 1903 могли ,но слава Богу уже крайний срок.Доучились историки.Как всегда по наихудшему варианту всё идёт.


  • Андрей

    |

    Как всегда по наихудшему варианту всё идёт.
    Да, вот в этом вы правы. Только что на одном из форумов размещал вот эту цитату:

    «Нет в том воли Божьей, чтобы пришествие Христа таким образом задерживалось. Бог не хотел, чтобы Его народ, Израиль, скитался сорок лет в пустыне. Он обещал привести его прямо в землю Ханаанскую и утвердить его там как святой, здоровый, счастливый народ. Но те, кому это было первоначально обещано, «не могли войти за неверие» (Евр. 3:19), потому что сердца евреев были переполнены ропотом, возмущением и ненавистью, и Он не мог исполнить Свой завет с ними.
    В течение сорока лет неверие, ропот и возмущение разделяли древний Израиль и землю Ханаанскую. Те же самые грехи привели к отсрочке прихода современного Израиля в небесный Ханаан. Ни в том, ни в другом случае не было нарушено Божественное обещание. Лишь неверие, мирская греховность, отсутствие святости и раздоры среди людей, провозглашающих себя народом Божьим, продолжают столько лет удерживать нас в этом мире греха и скорби.» ИВ, 1, 68,69


  • Андрей

    |

    Но на это есть чудесное «противоядие»: «о дне том и часе никто не знает…» Спите спокойно, дорогие братья и сестры. И все-таки история (я опять за свое) обладает пробуждающим эффектом для восприимчивого ума.


  • По делу

    |

    Первые адвентисты когда проповедовали о пришествии Христа в 1844 возражающим им словами что мол о дне же том и часе никто не знает отвечали так :.Да , сказано что не знает, но не сказано что не узнает))Кроме того в Ранних произведениях Уайт трижды утверждает что перед пришествием настоящие адвентисты будут знать дату пришествия.
    Я не против извлекать уроки из истории , но кабы ж их извлекали .Обычно СШ только и занимается что обсуждает историю , а до извлечения уроков из неё не хватает времени а точнее желания.


  • Др.

    |

    Кроме того в Ранних произведениях Уайт трижды утверждает что перед пришествием настоящие адвентисты будут знать дату пришествия.

    И она права, католик.


  • По делу

    |

    Др.Вы уже перешли на наглую ложь.Это ни в какие рамки не лезет .Меняй те стиль разговора или я вас буду считать не достойным собеседником.


  • Др.

    |

    Меняй те стиль разговора или я вас буду считать не достойным собеседником.

    Считай те себе, что вам угодно.
    Вы для меня тролль с самого начала, исходя из вашего поведения здесь. Поэтому я не стремлюсь быть вашим собеседником в любом случае.
    Но обличать вас буду, потому что не выношу, когда людей сознательно обманывают.


  • Др.

    |

    В том, что вы тут делаете.

    Для чего вы сюда вообще …(удалено из уважения к админу — УИУКА)?
    Здесь ведь никто о природном законе и понятия не имеет, здесь знают только закон Божий.
    Приверженость которому ваш папа считает фанатизмом.
    И ваше ..(УИУКА) по поводу чьих-то грехов (судя по всему, грехов против выдуманного природного закона) — это либо признак вашей глупости (так как здесь это грехом не считают и считать не могут), либо откровенная провокация.

    Т.е. вы по сути занимаетесь бессмысленной ..(УИУКА), пытаясь …(УИУКА) что-то на подмене понятий.
    При этом вы еще и просто лжец, потому что с самого начала не обьясняете, что вы имеете в виду, какие грехи.
    ..(вся фраза УИУКА)
    Вы не христианин, потому что Христос ничего подобного и близко не делал и не мог.
    А вы спокойно делаете.
    И по этой причине то, что я о вас пишу, не может быть скорблением, админ к сожалению ошибся на этот счет.
    Я пишу истиную правду, потому что это именно то, во что вы верите и чем занимаетесь здесь.

    Вы хотите, чтобы было по делу?
    Тогда будьте последовательным, идите себе туда, где говорят на вашем языке и где вас поймут — к своему римскому папе, который для католиков непререкаемый авторитет, равный Богу. Вот он будет говорить для вас ПО ДЕЛУ.

    А здесь вы тролль и все ваши дела этим и ограничиваются.
    Так что давайте, сворачивайте свой …(УИУКА).
    Вам же сразу сказано было, что вам здесь ничего не светит.
    Могли бы и на слово поверить и не тратить зря время, псевдо-борец с природным грехом.

    (Из не опубликованного в другой теме)


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"