Почему мы смеемся…
Почти каждый человек любит смеяться. Смех может быть как следствием радости, так и следствием нашего глубокого разочарования и обиды. Большинство детей растут в постоянном страхе, что над ними будут смеяться. Насмешки оставляют в душе ребенка неизгладимый след, который остается навсегда и определяет его поступки во взрослой жизни. Некоторые люди, над которыми в детстве насмехались, уже будучи взрослыми и респектабельными, боятся показаться смешными в глазах окружающих или дать повод так думать. Зачастую, и орудием самозащиты таких людей впоследствии становятся насмешки и злобный сарказм.
Какова же цель таких «веселых» шуток?
Мотивы, по которым тот или иной человек начинает издеваться или смеяться, во многом похожи на мотивы обыкновенной критики. Однако главное отличие состоит в том, что издевающийся редко стремится достичь от «жертвы» какого-то выгодного для себя решения — на какую выгоду можно рассчитывать, когда на вас разгневаны или обижены? Главная цель — испортить настроение и самоутвердиться как в собственных глазах, так и в глазах публики, присутствующей при этом своеобразном лицедействе.
Человек, пользующийся такими методами, внутренне очень несчастен. Его глубоко уязвленное самолюбие заставляет постоянно самоутверждаться за счет унижения других. Он никак не может поверить в свою ценность, т.к. постоянно думает о себе через сравнение. Как в детской сказке: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?» А если есть кто-то лучше? Мы помним продолжение этот сказки о Белоснежке. Этот образ раскрывает ситуации реальной жизни – когда появляется кто-то лучший, то его необходимо если не убить морально, то хоть унизить и обсмеять.
Каково же отличие правильной иронии от унизительной насмешки?
Истинная ирония всегда направляется на свой объект с каких-то вышестоящих позиций; она отрицает то, во что метит, во имя чего-то лучшего. Она может быть смешной, но не мелочной, не злобной. Становясь злобной, она переходит в насмешку, в издевку. И хотя между подлинной иронией и насмешкой как будто едва уловимая грань, в действительности они — противоположности. Злобная насмешка говорит не о превосходстве, а наоборот, выдает скрывающееся за ней чувство озлобления ничтожного и мелкого существа против всего, что выше и лучше его. Если за иронией стоит идеал, в своей возвышенности иногда слишком абстрактно, внешне, может быть, слишком высокомерно противопоставляющий себя действительности, то за насмешкой и издевкой, которые некоторые люди склонны распространять на все, скрывается чаще всего цинизм, не признающий ничего ценного.
Какие же существуют способы защиты от насмешки?
В первую очередь проникнитесь глубокой убежденностью, что насмешка — это неприятное воздействие, которое может иметь в вашем сознании долгую жизнь, а может пройти сквозь вас и раствориться почти мгновенно. Потому не стоит относиться к ней слишком серьезно и тем более показывать, что она хоть как-то вас задевает. Научитесь отвечать на нее легко и внутренне свободно, не смущаясь.
Далее, полезно также поменять стереотип поведения. Если вы всегда болезненно и серьезно воспринимаете шутки, и это известно вашим недоброжелателям, можете быть уверены, что они не преминут воспользоваться такой замечательной возможностью доставить себе удовольствие и поиграть на ваших нервах. Но если вы слывете человеком непредсказуемых реакций, и никто не знает, как вы воспримете чужую иронию: не заметите ее, как слон не замечает моську, ответите еще более изысканной, витиеватой иронией. Агрессивная ответная реакция не является самым лучшим способом решения, но даже Иисус перевернул столы меновщиков в праведном гневе.
И конечно, культивируйте в себе великодушие и снисходительность к тем, кто пытается вас укусить. Если вы ощущаете себя настолько значительным и крупным человеком, что можете себе позволить не замечать комариные укусы насмешек, то это самое болезненное для многих категорий шутников. Есть народная поговорка: «Мужик на барина злился-злился, а барин и не знал». Апостол Павел писал по данному вопросу следующее: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди… судия же мне Господь» (1Кор 4:3,4). За свою жизнь он наслушался слишком много непонимания и насмешек, потому решил остановиться на единственном мнении – мнении Бога о человеке. Творец, который создал нас по Своему образу и подобию, значительно выше мелочных и уязвленных людей. «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их» (Рим 8:33).
Так почему мы смеемся?
Комментарии:
still:Христос никогда не смеялся над другими. Значит, и мы не должны. Юмор должен присутствовать в нашей жизни, но без унижений и оскорблений других людей. «Возлюби ближнего как самого себя». Хотел бы ты быть униженным?
Юра
| Ссылка на комментарий
Смеятся над другими — это почти норма. все смеются. просто надо знать, как вовремя остановиться 🙂
still
| Ссылка на комментарий
Христос никогда не смеялся над другими. Значит, и мы не должны. Юмор должен присутствовать в нашей жизни, но без унижений и оскорблений других людей. "Возлюби ближнего как самого себя". Хотел бы ты быть униженным?