«Рататуй» и педагогический крысис

Почему, любя учиться, не любим поучений? Нотации раздражают, если отвечают на вопросы, которых не задавал, повторяют давно известные вещи – не содержат новостей, сообщают идеи, с которыми не согласен или которые хотел бы проверить экспериментально, подаются в нудной форме.

Но как тогда оказывать влияние, особенно на детей? Рассказывая истории, где в увлекательной форме явлены плоды того или иного выбора, а реальность сжата до размеров очевидности. Рекомендуя книгу, смотря и обсуждая фильм вместе с детьми. Например, «Рататуй» – не по-американски изящную новеллу о том, как любовь к готовке свела в «лучшем ресторане Парижа» поваренка-неумеху и гениального крысенка.По этому семейному мультишедевру впору составить крысивый КРЫСИНЫЙ СЛОВАРЬ. А чтобы не проверять знание читателем алфавита (см. признаки скучных поучений), расставим его статьи наугад.

ЛЮБОВЬ. Несколько легковесно выглядит признание в обоюдной симпатии Альфредо Лингвини и Колетт, хотя любовный шарм формирует мультяшную атмосферу Парижа гораздо существенней кухни. Когда парень чересчур путано и рьяно пытается рассказать о настоящей причине своего успеха, «шеф-фурия» Колетт тянется за газовым баллончиком; его ненужность обнаруживается только после того, как искренность чувств поваренка стала очевидной. Вечером они уезжают на ее байке, но из того, что Альфредо засматривается на девушку в рабочее время, видно, что на тот момент она разминулась с его постелью.

АЛКОГОЛЬ. Вино в кадре пьют все – ресторан всё-таки. Но ассоциируется с бутылкой мрачный критик Антуан Эго. Когда шеф-повар Живодэр стремится опоить поваренка, чтобы узнать секрет его успеха, тот заявляет: «Вообще-то я не любитель…» На похмельную голову Альфредо сваливают двойную работу, утром он «чувствует себя дровами» и зарабатывает оплеуху от возлюбленной.
УСПЕХ в фильме приходит не от чуда, а тяжелой работы. И измеряется он командным духом, взаимопомощью (Колетт изначально взяла Альфредо на поруки), верой в человека, добрым именем, моральным выбором (последняя статья Эго и потеря им работы), готовностью исполнить жизненную миссию. На качество сделанной Лингвини уборки никто не жаловался.

ДЕНЬГИ почти не фигурируют. Успех у клиентов и переезд из коморки под крышей в шикарную квартиру не кружит голову Альфредо. Подкуп зеленщика для получения свежих овощей не получает моральной оценки. Колетт не меняет отношения к Лингвини, когда он, вчерашний уборщик, становится во главе ресторана. Чтобы найти душевный покой, Антуан Эго расстается со статусом элитного гурмана.

РЕАЛЬНОСТЬ. Хеппи-энд не означает, что «победитель получает всё». Эго теряет завидную работу. Происки Живодэра приводят в ресторан санинспектора. Даже в сказке крысам не положено готовить: ресторан Гюсто закрывается, и Лингвини основывает популярную, но закусочную. От него уходит весь персонал, кроме Колетт.
ЧУДО. На самом деле ни крыс Реми, ни портрет Гюсто не разговаривают. Гений крысенка не избавляет Альфредо от необходимости учиться поварскому ремеслу.

ДОБРО связывается с понятием семьи: надо помогать без расчета на благодарность, но, в то же время, выручают друг друга близкие люди – Реми и его крысиный род, Колетт и Альфредо. Напротив, «копающий другому яму» выходит из игры первым – шеф-повар Живодэр с самого начала не управляет ситуацией.

ЖЕНЩИНЫ в «городе влюбленных» выглядят не слишком привлекательно: они постоянно вооружены и опасны. Одинокая бабуля, дремавшая перед телеком, открывает огонь из двустволки через несколько секунд после обнаружения мишени. Колетт грубит и машет ножами, лепит пощечины и готова встретить обидчика нервнопаралитическим газом. «Крутизна» смягчается, когда мужчины пытаются действовать по-мужски: обеспечивать детей, любить «слабый» пол, проявлять благородство и снисхождение.

ПАТРИОТИЗМ. В антиамериканском пафосе французов видно чуть ли не восхищение мультипликаторов-янки, что ценно в глобалистскую эпоху «МакМира». Желание Живодэра перепрофилировать ресторан на готовку буритос, хот-догов и шаурмы объяснимо – латиноамериканец может не есть рататуй по той же причине, по какой не все французы едят буритос.

РАВЕНСТВО. Право на успех имеют все. Поварской штат престижного заведения еще тот: уголовник, секретный агент, шулер, бродячий циркач. Ресторан выступает чем-то вроде реабцентра. Готовность не судить человека по его происхождению становится шансом и для Лингвини. Конкуренция не представлена в фильме легким и желанным делом.

ОБЩЕСТВО – это система противовесов и ограничений, и ощутимей всего они для взрослых людей: берущих ответственность, мастеров своего дела. Реми и Альфредо хотят готовить; зеленщик должен снабдить ресторан свежими продуктами; персоналу заведения необходимо угодить клиентам; критики выступают судьями в этом соревновании; санстанция не только аннулирует похвальную статью Эго, но и лишает его работы; Живодэр надеется, что адвокат поможет изменить условия в завещании Гюсто…

ВЕРА. Мать Альфредо «верила в Небеса», что не мешало ей прижить сына от Огюста Гюсто. С одной стороны, безотцовщина заставляет Лингвини жить в бедности и вырывать зубами работу в ресторане, с другой, «дух Гюсто» сводит с ним крысенка Реми, а привычка вкалывать позволяет Альфредо возглавить ресторан, не превратившись в новоиспеченную богему. То, что Лингвини является законным наследником учреждения, сближает образ поваренка не с Золушкой, а с вернувшимся в Итаку Одиссеем и галилейским пророком Йешуа.

ПРИНЦИПЫ. Ими руководствуются даже грызуны. Крысюку пришлось и поголодать, гонясь за своим призванием. Воспитательная роль фильма ярче всего проступает в диалогах Реми с отцом – образце родительской беседы. А главный вывод мультика вообще антикризисный: много работай, довольствуйся меньшим, цени коллег и семью.

Максим Балаклицкий

***
Рататуй. 2007. США
режиссер Брэд Бёрд, Жан Пинкава
сценарий Брэд Бёрд, Жан Пинкава, Джим Капобьянко
продюсер Джон Лассетер, Брэд Льюис, Эндрю Стэнтон

В главных ролях:
Пэттон Освальт
Иэн Холм
Лу Романо
Брайан Деннехи
Питер Сон
Питер О`Тул
Брэд Гэррет
Джанин Гарофало
Уилл Арнетт
Джулиус Каллахан