Вот как это было. Николаю Русанову в 1969-м было 15. Харьковский девятиклассник, он хорошо учился, любил мастерить. Для своих лет выглядел взросло. В его класс прислали молоденькую учительницу, наверное, из педучилища. Она, по-видимому, в него влюбилась: начала постоянно его вызывать, выделять среди других учеников, высмеивать, в общем, заигрывать с ним. Он очень спокойный человек, но когда во время очередного урока она то ли насмехаться стала над ним, то ли еще что-то, взял складной нож и бросился к ней. Конечно, ему даже ударить не дали. Может быть, сама учительница его руку отвела.
Скандал, милиция, арест, следствие, и так как это было покушение на учительницу в государственном учреждении, устроили из этого случая показательный процесс. Дали десять лет без права амнистии. В колонии вел себя образцово, и если бы не эта статья, его освободили бы досрочно. Выйдя на волю в 25, уже никуда не поступал, жил подработками, и лишь с развалом Союза занялся мелким бизнесом.
История полна примеров, когда приличные люди в определенных обстоятельствах совершают вещи, которых не то что стыдятся, а просто не могут поверить, что оказались способны на такое. Поступок Коли стал полной неожиданностью не только для одноклассников, учительницы и родителей, а и для него самого.
ЗНАЕМ ЛИ МЫ СЕБЯ? НЕТ, НЕ ЗНАЕМ.
Рим. 7:9–24 «Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил…»
И фарисей Павел, и мы – вчерашние коммунисты и пионеры – когда-то жили «без» закона. Это было в детстве – времени блаженного неведения о бурях жизни, когда мир вращался вокруг наших капризов и мечтаний. Если повезло с родителями, то до поры до времени они прятали нас от жестокой стороны человеческой натуры. Все вокруг хорошие, любят тебя – говорили нам.
Но с взрослением пришла и заповедь. Наш плотский ум понял ее так: делай то-то, если хочешь, чтобы тебя и дальше любили. Законы, правила, приличия, традиции громоздились выше гор, порождая стресс. Сынок, мы гордимся тобой, не разочаруй нас! Посмотри, никто из деток не плачет, а ты плачешь. Ай-яй-яй! Такой большой, а плачет! Милый, ты номер один, я верю в тебя. Колька, ты что, слабак? Дай ему сдачи! Выговоры. Благодарности. Грамоты. Скандалы. Выглядеть. Успевать. Зарабатывать. Выигрывать. Показывать превосходство. Любой ценой… Вставать, делать вид, что не больно, и бежать снова.
«грех ожил, 10 а я умер; и таким образом заповедь для жизни послужила мне к смерти, 11 потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею».
В обществе нас учат не замечать чужую беду, водить дружбу с кем надо и производить хорошее впечатление. И хоть мы эту «мудрость» ловим на лету, прозрение всё равно приходит: ложь, грубость, алкоголь, похоть, дедовщина, взятки, кражи, карьеризм, измены, разводы, страх перед преступностью, старостью и нищетой. Нас обманывают, подсиживают, унижают. Мы отвечаем тем же.
Говорим одно, делаем другое. Считаем себя порядочными людьми и пока сравниваем свою жизнь с отморозками из телевизора, успокаиваем себя тем, что «у других еще хуже». И когда слышим о Боге, покаянии и праведности, говорим: «Это не для меня. Я знаю, что мне нужно. Пусть каются наркоманы, зэки и проворовавшиеся чиновники. А я – приличный человек, никого не убил, ничего не украл».
ЗНАЕМ ЛИ МЫ СЕБЯ? НЕТ, НЕ ЗНАЕМ.
Бог всё громче стучится в наше сердце. Неудачи, разочарования, болезни, конфликты, предательства указывают на наше несовершенство. Укоры совести, обиженные близкие, потраченное впустую время. Теперь мы считаем себя верующими людьми: ходим по праздникам в храм, читаем гороскопы, соблюдаем традиции и приметы, на застольях рассуждаем о том, что «все пути ведут к Богу», гордимся своей веротерпимостью, эрудицией и даже (!) стараемся меньше есть в Великий пост. Главным откровением остается ветхозаветный принцип из романа Достоевского «Преступление и наказание»: дай серцю волю – заведе в неволю.
И всё больше усилий нужно, чтобы сдерживать разочарование и усталость от жизни. Нет сил соответствовать зову совести и всё возрастающим требованиям общества.
«12 Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. 13 Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но [сделался смертоносным – М. Б.] грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть, так что грех становится крайне грешен посредством заповеди. 14 Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. 15 Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю».
И если по молодости можно было делать вид, что «мне всё равно», со временем начинаешь понимать смысл правил и цену своих ошибок. Оказывается, хорошему учили нас родители, совесть и мудрые книги. Только вот как быть таким?
«16 Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, 17 а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех».
ЗНАЕМ ЛИ МЫ СЕБЯ? НЕТ, НЕ ЗНАЕМ.
«18 Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. 19 Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. 21 Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. 22 Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; 23 но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих».
Наконец, мы сталкиваемся с Десятисловием. Приходим в церковь. Чувствуем фальшивость прежних средств дрейфа в житейском океане: готовности «жить по совести», тысячного обещания себе начать с понедельника новую жизнь, делать зарядку, проводить больше времени с семьей, бросить курить и попробовать существовать отдельно от телевизора и компьютера. Жить по неким «общечеловеческим ценностям», о которых якобы учат все мировые религии… А покоя всё нет.
«24 Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»
Но чтобы найти покой, прежде нужно УЗНАТЬ СЕБЯ, признать правду о себе. Эта правда состоит в том, что я убил главного Учителя. Я УБИЛ БОГА. И никто не отвел руку с ножом. Вот как это было.
«Пилат, желая угодить толпе, освободил им Варавву, Иисуса же велел он бичевать, а затем передал Его на распятие. Солдаты увели Его во дворец, в так называемый преторий, и созвали туда всю когорту [около 300 человек]. Они накинули на Него пурпурный плащ и, сплетя из колючек венок, надели Ему на голову, и стали выкрикивать: «Да здравствует Царь Иудейский!» Они били Его палкой по голове, и плевали на Него, и, глумясь, опускались на колени, кланяясь Ему. А когда вдоволь наглумились над Ним, сняли с Него пурпурный плащ, одели Его в его собственную одежду и вывели Его из города, чтобы распять Его.
Они привели Иисуса на место, называемое Голгофа (что в переводе значит «Череп»). Ему давали вина, настоянного на горьких травах, но Он не стал пить. И распяли они Его, и разделили между собой одежды Его, бросая о них жребий, кому что взять.
Надпись над головой Его говорила о том, в чём была Его вина: «Царь иудейский». С Ним распяли двух разбойников, одного справа, другого слева от Него. Прохожие поносили Его. Презрительно качая головами, они говорили: «Эй Ты, собиравшийся разрушить Храм и восстановить Его в три дня?! Спаси же Себя Самого, сойди с креста!»
Также и первосвященники вместе с книжниками, насмехаясь, говорили между собой: «Других спасал, а Себя спасти не может. Если Он Христос, Царь Израиля, пусть теперь сойдет с креста, чтобы мы увидели и поверили!» И даже те, кто был распят с Ним вместе, осыпали Его оскорблениями».
Пока я отрицаю этот факт, Я НЕ ЗНАЮ СЕБЯ. Меня любили, воспитали в хорошей семье, дали прекрасное образование. Многие подавали мне добрый пример. Я читал умные книги, общался с приличными людьми. Имел благие намерения. Ничто не помогло. Я таки убил Его.
И потому я должен больше верить Слову Божьему, чем себе. Бойся сказать: «я лучше знаю, что мне нужно». ТЫ НЕ ЗНАЕШЬ СЕБЯ. Ты не знаешь, на какие добрые и злые поступки ты способен. Ни воспитание, ни обстоятельства, ни уровень жизни, ни окружение не изменят твою сущность богоубийцы. И вина за этот поступок никогда сама не оставит тебя. Тебе не вытащить этой занозы из сердца.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ СЕБЯ? НЕТ, НЕ ЗНАЕШЬ. Попроси Господа Иисуса Христа изменить твою сущность.