Принципы написания журналистских текстов
Истинная КОММУНИКАЦИЯ всегда направлена на поиск понимания (не обязательно согласия!). Это созидание общности с адресатом Вашего сообщения, взаимодействие, отождествление с ним. Без этой частицы Вашей сущности, без личного участия в жизни адресата это будет не общение, а передача информации «в пространство» или, в худшем случае, пропаганда.
ВЫБОР ТЕМЫ определяется:
— целевой аудиторией. Нельзя писать «для всех». Если Вы целитесь в никуда, туда и попадете. Не пытаясь сузить аудиторию своего текста, часто теряем всякую.
— профилем издания. Чем уже профиль, тем глубже влияние на заинтересованных лиц. «Универсальное» издание обречено постоянно формировать аудиторию «из воздуха».
— Вашей задачей. Чем конкретней цель, тем больше шансов ее достичь. Кроме того, есть возможность (о ужас!) измерить эффективность своего выступления. Мы обязаны делать свою часть — «приискивать изящные выражения» (Еккл. 12:10). Если бы от нашей личности ничего не зависело, Бог обошелся бы ангелами. Христианское творчество — не благоговение перед каждым написанным тобой словом, а постоянный тяжкий труд и внимание к критике.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЖУРНАЛИСТСКОГО ТЕКСТА:
— перевернутая пирамида: главное сообщать сначала. Остальное должно расшифровывать это главное.
— информационный повод: почему об этом читатель должен узнать именно сейчас.
— личностный разговорный язык. Койне Нового завета — язык портов и улиц, лавок и гостиных. Самое функциональное наречие своего времени. Для начала избавьтесь от религиозного сленга и канцеляризмов.
— факты и эмоции — «начинка» текста. Не имея первых и не обращаясь ко вторым, за текст лучше не браться. Он будет способен конкурировать разве что с мусорной корзиной.
— постоянно поддерживайте интерес читателя. Главный залог этого — обращенность к ощутимым нуждам аудитории. С рыбаками Христос говорил о ловле (человеков), с самарянкой у колодца о воде, с книжниками о Законе.
— избегайте монотонных страниц. Нужна блочная разбивка с подзаголовками. Большие статьи подряд сейчас читают только отдельные пенсионеры. Помогите человеку уловить главное, иначе он просто перевернет страницу. Прятать суть — уже давно не интрига, если Вы не пишете детектив.
— заголовок — важнейшая часть текста. Он должен «сбивать с ног». Его нужно писать лишь, когда закончен весь текст и выяснена главная мысль. До последней минуты думайте над заголовком. Это «ворота» всего текста. Провальный заголовок — работа насмарку.
— лид — первый абзац текста — должен расшифровывать заголовок и сообщать мысль статьи. Поэтому надо начинать не «с Адама», а с главной вести: «Ковчег взят!» «Петр у ворот!» У Вас не будет второго шанса произвести первое впечатление.
— окончание текста очень важно. Последний аккорд хорошей статьи будет звучать в душе человека, и когда он закроет газету.
РАЗНЫЕ ТИПЫ ИЗДАНИЙ
Большинство типов коммуникации (не только религиозной) относятся к следующим категориям:
1) апологетика — доказательство теоремы: вывод предопределен, подбирай аргументы, как отмычку к замку.
2) пропаганда / реклама: черно-белый мир, стереотипы («мы — они»), упрощение, давление на инстинкты (принцип «5 С»: страх, секс, смех, сенсация, смерть), используя которые, человека вынуждают действовать в нужную заказчику сторону (купить индульгенцию / зубную пасту, вступить в партию / креститься).
3) информирование — по возможности полное и всестороннее отображение темы / события с расчетом на реакцию адресата: отвергнет / разберется и примет (не обязательно правильное!) решение.
4) исследование — максимально беспристрастное изложение результатов измерений / эксперимента / наблюдений. Должны быть оговорены стартовые установки исследователя, определена рабочая терминология. Выводы осторожные и многовариантные, с расчетом на дальнейшую корректировку.
5) проповедь / свидетельство — изложение собственного взгляда на проблему, обращение ко всем каналам восприятия человека. Источники информации: авторитетный текст (Писание), собственный опыт (твоя личность), практические результаты (например, измененная жизнь).
6) связи с общественностью (public relations, PR) — изложение корпоративной миссии для узкой группы экспертов — лидеров мнений. Цель — разъяснение задач своей деятельности, разрушение стереотипов, налаживание отношений с целевой аудиторией.
По моему мнению, тип 2 неприемлем для коммуникации, тем более религиозной. Мы должны не «железной рукой вводить человечество в счастье», а предложить человеку прозрачные условия завета, молиться о Духе Святом и поставить его перед необходимостью выбора (Втор. 30:19). Решение — его часть, и отвержение — это нормальный ответ, на который Бог знает, как реагировать. Наша задача — обеспечить ПОНИМАНИЕ человеком условий этого завета, и отойти в сторону. Выслушав свидетелей, суд их отпускает и работает сам.
Подозрителен и тип 1, тем более с точки зрения постмодерниста. Пахнет подтасовкой. Даже у Бога не на все вопросы есть в Библии ответ. Борьба, искренность и сопереживание для постмодерниста важнее: «Я не люблю уверенности сытой, уж лучше пусть откажут тормоза».
УНИВЕРСАЛЬНЫМИ характеристиками профессиональной журналистики должны быть типы 3 и 4. Кроме них,
для СВЕТСКОГО издания может быть пункт 6, если мы пишем от лица церкви. Если нет, говорите от себя. Личность, отважившаяся говорить, всегда привлекает внимание. Всегда впереди должны быть твердые факты: «В начале…» было то-то и то-то. Не спешите с выводами. Читатель — взрослый умный человек, не надо его с ложки кормить. Проявив уважение к его способностям, Вы достигнете большего.
Специфика инфоповода: религия светского человека не интересует сама по себе, иначе бы он читал религиозные СМИ, чего, как правило, не делает. Нужна «упаковка» этой темы, где «мотором» будет:
— историческая или современная знаменитость как действующее лицо;
— распространенный религиозный праздник, церемония и т.п.;
— религиозная интерпретация «светского» события, чаще всего негативного или трагического («где был Бог, когда?..»);
— раскрытие религиозной составляющей других общественных сфер — культуры, искусства, науки, политики, образования, здоровья, спорта, семейных, межличностных, общественных, социальных отношений.
Жесткие условия: никакого религиозного жаргона, опора на общий культурный базис.
МИССИОНЕРСКОЕ издание — самый сложный тип. Большинство «миссионерских» изданий таковыми не являются, ибо в лучшем случае привлекают (уже) ищущего секуляриста. Привлечь внимание широкой публики к новой тематике крайне сложно. Обычно таких СМИ единицы. Более-менее преуспевают в этом американские телеевангелисты и харизматические СМИ, потому что члены этих церквей ориентированы на завоевание светского пространства для Христа, а не замыкание в церковном кругу. В худшем случае «миссионерские» СМИ — это фактически церковные издания, объясняющие всё те же, интересные для верующих, темы, но на более примитивном уровне.
Основных стратегий миссионерского издания две: а) делать хорошее церковное издание, и тогда верующие будут его советовать своим знакомым. Пример — киевский журнал «Христианство», который прекратил выходить в 2003 году, но до сих пор распродается, читается и цитируется, сайт «Твоя Библия»; б) писать о чём угодно, качественно и с христианской точки зрения. Примеры — блог «Около кино», американская газета «Christian Science Monitor», французская «Croix».
Как видим, настоящая миссионерская работа через масс-медиа требует профессионализма, долгой поддержки проекта, больших средств и преданности. Главное требование — умение хорошо писать на тему, а не «вообще», чтобы твой текст нравился и знатокам этого вопроса.
Сверхзадачи первого типа таких СМИ — помочь светским людям услышать и понять людей церкви, организовать их диалог, развеять стереотипы относительно верующих людей. Любого человека можно заинтересовать относящимися к религии темами, если он видит в конкретном клерикале достойного собеседника. Сейчас на Западе светские интеллектуалы считают за честь подискутировать с католическими мыслителями: вышли книги богословских диспутов Юргена Хабермаса с Йозефом Ратцингером, епископа монсеньора ди Фалько с Фредериком Бегбедером, Умберто Эко с кардиналом Карло Мартини… Все известные мне читающие люди знакомы с богословским наследием Александра Меня. Значение его работ для формирования христианского мировоззрения у постсоветского населения сравнимо с усилиями всего Общества «Сторожевой башни».
Издания второго типа используют «прием моста»: предлагают реальное решение интересующего светского человека вопроса, после чего а) развивают отношения с ним и делятся своим свидетельством; б) предлагают дополнительную информацию по этой теме, которая содержит и богословские аспекты.
ЦЕРКОВНОЕ издание — самый простой тип. Здесь мы в наибольшей степени можем быть самими собой. Но это не значит, что искренность (если она есть в наших СМИ), автоматически повышает их качество. Наши медиа отражают и наши недостатки: недоверие к образованию, культуре и особенно искусству, узость кругозора, нетерпимость к разномыслию (1Кор.11:19), недоверие к диалогу и открытому решению вопросов, тягу к абсолютному и завершенному знанию по любой теме (т.е. пропаганде), зависть к конкурентам (прежде всего, другим конфессиям), часто удивительное непонимание того, как мыслит светский человек, ханжество, лицемерие и внутреннюю стагнацию.
Итак, для кого бы Вы ни писали, «всё делайте, как для Господа» — наилучшим образом. Адвентистская журналистика на постсоветском пространстве еще не начиналась. Бог ждет нашего ответа. Нам нужны авторы!
Комментарии (2):
Юрий
| Ссылка на комментарий
Спасибо за статью. Очень много нового почерпнул для себя.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
благодарю за отзыв. приятно, что мои советы оказались полезны