Открытое письмо Игорю Подберезскому, автору книги «Быть протестантом в России»
Уважаемый Игорь Витальевич!
Ваши книги доставили мне редкое наслаждение. Давно хотелось прочесть о своей вере столь спокойным, компетентным и русским (во всех смыслах) языком. Считаю Вас крупнейшим баптистским публицистом постсоветского пространства. Но, скачав книгу «Быть протестантом в России», был весьма разочарован двумя, мягко говоря, неточностями, допущенными столь почтенным автором в описании адвентистов седьмого дня (http://sherna.demos.su/biblio/in_rus/chap5.html), к коим отношусь с 1992 года.
Вот эти цитаты.
Первая и действительно серьезная ошибочная фраза:
«Дело Миллера было продолжено Еленой Уайт (1827-1915), объявившей, что Христос все же пришел в указанный Миллером срок, но поскольку грехи мира оказались слишком велики, вместо суда началось расследование, которое идет на небесах, а затем уже будет и суд».
Дело Миллера было очень относительно «продолжено» Еленой Уайт, потому что:
а) она была далеко не главным деятелем в группе пионеров адвентизма, где, скажем, разработка адвентистских санаториев принадлежала Джону Келлогу, а большинство адвентистских доктрин предлагались другими ее сотрудниками, причем ее отношение ко многим из них поначалу было отрицательным или равнодушным: так, о субботе начал говорить Урия Смит, о свинине — ее супруг Джеймс Уайт, доктрина праведности по вере принималась церковью в несколько этапов, причем еще в 1888 году на сессии Генеральной Конференции ставшей на ноги религиозной организации этот вопрос дискутировался настолько широко, что по сей день находятся адвентисты, пытающиеся утверждать, дескать, тогда его проповедовали пасторы Джоунс и Ваггонер, их поддержала Елена Уайт, А БОЛЬШИНСТВО ДЕЛЕГАТОВ КОНФЕРЕНЦИИ ЯКОБЫ ОТВЕРГЛИ ЭТУ ВЕСТЬ.
б) группка молодежи, продолжившая изучение Библии после «Великого разочарования» 1844 года, как раз пыталась не продолжить, а ревизовать учение Миллера. С миллеритами на разных этапах были связаны не только адвентисты, но мормоны и свидетели Иеговы, а также масса движений поменьше, а то и вовсе исчезнувших.
в) Елена Уайт, и тому доказательством является масса исследований, никогда не играла главной роли в раннем адвентизме, тем более что именно в то время ее авторитет и происхождение ее пророчеств подверглись наибольшему скептицизму и проверкам. Это сейчас, во времена предсказанного ей подъема оккультизма и иррационализма, верят всему, так что удивительно точное описание крушения огромных зданий в Нью-Йорке (http://www.bible.com.ua/answers/r/35/306493) уже не вызывает ажиотажа. А тогда такие претензии не проходили мимо слуха желавших разоблачить самозванку.
г) ГЛАВНАЯ ОШИБКА: ни Уайт, ни пионеры адвентизма не учили, что Христос ПРИШЕЛ, потому что всем было очевидно обратное. Никогда они не учили и о «тайном восхищении». ПРИШЕСТВИЕ Христа всегда понималось ими как видимое явление Его на Землю. Объяснение, почему пророческая цепь Даниила и Откровения приводит к 1844 году, было таково: «очищение святилища» (Дан.8:14) относится к переходу Христа к новому этапу Своего НЕБЕСНОГО служения. по их мнению, в это время Он прекратил Свое служение священника во «святом» Небесного Храма (Откр.11:19) и перешел к служению первосвященника во «святом святых» НЕБЕСНОГО ХРАМА (Евр.8:1-2).
д) «поскольку грехи мира оказались слишком велики, вместо суда началось расследование, которое идет на небесах, а затем уже будет и суд» — полностью ошибочное суждение,
Как следует из Лев. 16, Йом Киппур (день покрытия [грехов], ошибочно переводимый как «день суда»), и знаменует этот процесс: раз в год первосвященник входит в «святое святых» для очищения святилища, тогда как символом Земли является двор храма (Евр.13:12), а не «святое святых».
— количество грехов никогда не имело значения в этом процессе. Проблема Миллера была в католическом понимании — якобы Божий Храм, куда должен был войти Христос как первосвященник, находится на Земле. Отстаивая эту идею, католики строят храмы по образцу Соломонова храма и наряжаются как священники Ветхого завета.
Никогда мы не видим, чтобы Богу мешало количество людских грехов. Ему мешают нераскаянные и жестоковыйные сердца. Но какой бы греховный человек ни пришел с покаянием, прощение даруется мгновенно (Ис.1:18, Лук.23:43). Баптисты это проповедуют очень четко, насколько я знаю.
— очищение святилища символизирует окончание истории: кто не раскаялся, погибал окончательно, на что указывало возложение всех грехов на козла отпущения.
— еще ошибка: расследование никогда не протипоставлялось суду. адвентисты всегда учили, что на Небе идет СЛЕДСТВЕННЫЙ СУД, т.е. Бог всегда знает, чего достоин конкретный человек, по состоянию его сердца. Но данный суд нужен небожителям, чтобы опровергнуть обвинения Сатаны против легитимности Божьего правления. Суд этот следственный, потому что никому пока не выносится приговор: Бог, образно говоря, представляет вселенной аргументы, почему Он конкретную личность спасет, а другую погубит. Приговор будет приведен в исполнение при пришествии Христа, когда сначала будут воскрешены праведники и получат жизнь вечную, а через 1000 лет будут воскрешены нечестивые и попадут в озеро огненное.
— таким образом, Ваша фраза содержит противоречие: с одной стороны, Христос якобы куда-то пришел, и потому Елена Уайт ставится в ряд личностей, вопреки Библии назначавших срок Пришествия, с другой, четко сказано, что приходить на Землю Христу смысла нет, поскольку НА НЕБЕ идет суд, стало быть, приговор выносить рано.
Вторая, куда менее серьезная, но также ошибочная фраза:
якобы адвентисты «не признают прививок и переливания крови».
Второе утверждение явно взято у свидетелей Иеговы.
Советую посмотреть, например, свежий науч-поп. фильм светского режиссера «Адвентисты», повествующий об адвентистском здравоохранении: https://www.asd.in.ua/archives/1188298408
Игорь Витальевич!
Убедительно прошу сделать следующее:
1) указать источники, на основании которых Вы сделали такие выводы относительно учения и практики адвентистов,
2) внимательнее изучить данные вопросы. Готов организовать встречу с нужными людьми, например, представителями церкви либо светскими исследователями адвентизма, помочь с подбором источников. Что касается Елены Уайт, то адвентисты создали Институт изучения ее работ. Любой желающий может дать запрос, и ему подберут копии ее рукописей по данной теме.
3) опубликовать опровержение и внести коррективы хотя бы в электронный вариант Вашей книги, чтобы Ваши работы были надежным источником непредвзятой информации.
Заранее спасибо, жду ответа.
С уважением, Максим Балаклицкий
На втором фото: И.В. Подберезский
Комментарии (11):
Samuil
| Ссылка на комментарий
Интересно, Подберезский читал статью?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
это письмо? мейл Игоря Витальевича указан на странице, где опубликована эта книга. я дважды отправил ему этот текст с перерывом в 1,5 месяца. письмо не вернулось, стало быть, адрес действителен. но ответа не было, поэтому данная публикация — вынужденная мера с целью проинформировать общественность, если Игорь Витальевич не даст ответа
Николай
| Ссылка на комментарий
Конечно же не читал он Ваше письмо. И отвечать не будет. Книге этой уже 14 лет, начинал он её писать ещё в 1993 году, и то только в порядке исследования российского протестантизма. Этакий протестантский Кураев из института востоковедения. Вы перечитайте главу первую этого труда: «Москва протестантская».
Кураеву гранты давапа православная церковь, а Подберезскому из Франции что-то перепало.
Литературу адвентистскую Подберезский, конечно не читал. Как, впрочем, и литературу других деноминаций. Так, впечатления от личных разговоров. Испорченный телефон. Где то пастор не подумав, «соврамши», где то Подберезский по своему пониманию, «прослушамши». И получилась книжечка.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
спасибо за коммент. всё может быть. но книга получилась отличная. и на тот момент это был верх компетентности
что ж, на то письмо и открытое
Валерий
| Ссылка на комментарий
Письмо можно «закрыть» за смертью автора:
http://baptist.org.ru/news/main/view/pamyati-igorya-vitalevicha-podberezskogo Памяти Игоря Витальевича Подберезского…
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
Валерий,
письмо закрывать не будем, т.к. при жизни он на него ответить не пожелал, тираж книги никто не изымет и ошибки не исправит.
остается уповать на то, что кто-то о них хотя бы из моего письма узна?ет
Валерий
| Ссылка на комментарий
Может вы и правы, но мне кажется, тогда лучше письмо продублировать на каком то баптистком, или ином религиоведческом сайте.
Валерий
| Ссылка на комментарий
Кстати покойный ныне Митрохин Л.Н весьма высоко оценивал данную книгу:
» Показательна неоднократно упоминавшаяся книга И.В. Подберезского «Быть протестантом в России», еще десять лет назад у нас немыслимая. Судите сами. А в т о р — заведующий сектором Института востоковедения. РАН, доктор филологических наук, член Союза писателей; он опубликовал ряд монографий, в том числе «Католическая церковь на Филиппинах» (1988).
Одним словом, профессиональный «религиовед». Однако выясняется,-что в июне 1993 года доктор наук принял крещение и является членом Центральной московской церкви ЕХБ.
Книга написана как эссе, где автобиографические размышления дополняются интервью с руководителями различных протестантских церквей, действующих в столице. Тем самым раскрывается «жизненный мир» баптиста, если можно так сказать, нового типа. «Рассуждать о религии и вере у нас очень любят,- пишет автор,- причем пускаются в рассуждения, не смущаясь отсутствием специальной подготовки» .
У автора такая подготовка чувствуется, а поэтому книга весьма полезна для более серьезного понимания нынешней баптистской церкви.» (с). http://lib.philos.msu.ru/book/read/406 ( цит. по Л. Н. Митрохин Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки),стр.467 ).
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
я не Митрохин, но книга хорошая, и именно поэтому есть смысл говорить о ее ОТДЕЛЬНЫХ неточностях
потому что многие т.н. религиоведческие «исследования» постсоветского пространства критиковать невозможно. их просто нельзя было выпускать в свет, а их авторам не давать званий выше выпускника школы
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
думаю, я с этим опоздал на много лет: книга выпущена 10 лет назад, письмо опубликовано 5 лет назад
Валерий
| Ссылка на комментарий
Насколько я помню — Григоренко у Митрохина защищался)