Субботняя школа. Рицпа: влияние преданности
Библейские тексты для исследования: Втор. 30:19, 2Цар. 3:6-11, 21:1-9, Мк. 13:13
Памятный текст: Пс. 90:4
1. Автор всем нам задал непростую задачу.
Из тех скудных данных, которые предоставляет Библия о Рицпе, весьма трудно говорить что-то определенное.
Сам автор больше говорит о ее окружении.
Перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его (Пс.90:4).
Мне лично трудно применить памятный текст к жизни Рицпы, уж больно жизнь ее была небезопасна.
Начиная со случая с Авениром:
У Саула была наложница, по имени Рицпа, дочь Айя. И сказал [Иевосфей] Авениру: зачем ты вошел к наложнице отца моего? (2Цар.3:7)
Судя по тексту, Рицпа была женщиной красивой и желанной.
Изнасиловал ли ее Авенир, или все произошло добровольно? Похоже, добровольно, тогда вопрос, насколько это этично со стороны Рицпы.
Во всяком случае, Авенир понимает, что с точки зрения морали, эта история не совсем чиста:
а ты взыскиваешь ныне на мне грех из-за женщины (2Цар.3:8).
В этих историях с наложницами опять всплывает то, о чем мы не раз говорили, контекст времени, времени, в которое иметь несколько жен и наложниц не считалось грехом, а считалось благословением, т.к. давало возможность иметь больше детей, особенно, мы видим, ценились мальчики.
Хотя Бог дал человечеству в Эдеме моногамный брак, человечество все больше погружалось во тьму греха и своих представлений о добре и зле.
Бог общается с человеком там, где он находится.
Поэтому Бог допускал, что верные ему люди в те времена имели много женщин в различных статусах:
Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше (2Цар.12:7,8).
Тем не менее, все что не Божье вредно: много жен и наложниц — значит, есть соперничество. Дети, рожденные от таких связей, не чувствуют себя родными и тоже соперничают, что мы видим в потомках Авраама, Иакова, Давида и т.д.
В уроке во 2Цар.3:1-5 идет перечисление сыновей Давида, в жизни они не всегда мирились друг с другом.
[Вот] все сыновья Давида, кроме сыновей от наложниц. Сестра их Фамарь (1Пар.3:9).
Сыновья наложниц, из этого текста, по сути, были «второсортными», если их не «приписывали», как в истории с Иаковом, к какой-нибудь из основных жен.
1. У меня не ложится на сердце применить памятный текст к Рицпе, хотя она, конечно, получала утешение от Господа, иначе выдержать такое горе и не сойти с ума, наверное, невозможно.
Больше я склонен памятный текст присоединить к судьбе гаваонитян.
2Цар.21 явно показывает, что со времени клятвы начальников Израиля, И.Нав.9, их договор с Израилем был под контролем Господа. Господь вступается за них.
Вопрос первый: почему гнев Божий проявляется не на Сауле, а после его смерти?
Почему Бог не защитил гаваонитян от произвола Саула при жизни Саула?
Почему Бог отдал дело выбора жертв на суд Давида, а не выбрал их сам?
Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив (Иез.18:19).
Неужели все семь повешенных сыновей Саула были отпетыми беззаконниками?
По вопросу Давида Дух Пророчества говорит о том, что он не вопросил Господа.
2. И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков (1Цар.28:6).
Три способа вопрошения Господа. Ни одним из них не воспользовался Давид, хотя в начале (21:1) вопросил.
Может быть, Давид специально не вопросил, чтобы решить какие-то политические вопросы.
Давид ограничился вопрошением гаваонитян, но не Господа.
Так и мы, принимаем решения без Бога, не всегда задумываясь о последствиях.
Пастор Сергей Молчанов
Комментарии (51):
Константин
| Ссылка на комментарий
Александр Дулгер спасибо, очень интересная ссылка, некоторые детали прояснились, спасибо!