Субботняя школа. Стресс

Библейские тексты для исследования: 3Цар.17:2-4,15,16; 19:1-6; Мк.6:31-34; Гал.6:2; Ин.15:13.

Памятный текст: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Матф.11:28).
1. Стресс — напряжение. Состояние напряжения организма человека или животного как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы. Нервная перегрузка.


Стрессор — неблагоприятный фактор, вызывающий в организме стресс.

Стрессоустойчивый — устойчивый к стрессам (Большой толковый словарь русского языка).

Из этих определений вижу, что стресс и как страх, и как беспокойство — нормальные реакции организма.

Если бы не было естественного чувства страха, люди бы прыгали с «высоток» и разбивались. Если бы не было естественного беспокойства о будущем детей, многие бы их вообще не воспитывали и не занимались ими.

Если бы не было стрессов, организм не имел бы возможности собрать свои ресурсы, чтобы противостоять стрессорам.

Думаю, что необходимо отделить стрессы нормальные от ненормальных.

Беспокойство нормальное — это поиск решения реальной проблемы.

Беспокойство ненормальное — размышление о воображаемой проблеме.

Страх нормальный — страх Божий и естественное чувство реальной опасности.

Страх ненормальный — опасность воображаемая, которая, быть может, никогда и не наступит.

Стресс нормальный — реакция организма на реальную беду.

И, находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю (Лук.22:44).

Реакция организма на стресс — лопаются от напряжения мелкие сосуды, и кровь выходит вместе с потом.

Когда-то смотрел научно-популярный фильм об этом явлении. Оказывается, в истории зафиксировано несколько случаев выступания крови вместе с потом у различных людей.

Все они были связаны с переживанием экстремальной стрессовой ситуации.

Стресс ненормальный, вызванный в воображении несуществующей проблемой, беспокойство, не получившее утешения от Господа (см. предыдущую тему), переросшее в стресс — плод нашей непрравильной жизни.

К стрессу как плоду неправильной жизни можно отнести:

— многие люди, в частности, моложежь, сами себя помещают в атмосферу стресса, слушая громкую, агрессивную музыку, смотря мистические, оккультные фильмы, фильмы ужасов.

— тяга к жизни в экстриме.

— неумение отдыхать, успокаиваться и т.д.

2. Стресс Илии.

И пересказал Ахав Иезавели все, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом. И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что [сделано] с душею каждого из них. Увидев это, он встал и пошел, чтобы спасти жизнь свою, и пришел в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там. А сам отошел в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих (3Цар.19:1-4).

Из этой ситуации вижу, как опасно потерять Господа из виду, сойдя с духовной вершины (в данном случае — Кармила).

Лично я не раз переживал то, что после сильного возвышенного богослужения теряешь духовные силы. Это естественно.

Это было естественно даже для Господа:

«Часто Его непрерывный труд и конфликт с враждебно настроенными против Него приверженцами ложного учения раввинов так изматывали Его, что мать, братья и даже Его ученики опасались, как бы это не стоило Ему жизни. Но когда Он возвращался после нескольких часов молитвы, которая завершала утомительный день, они замечали, что умиротворение освещает Его лицо и, казалось, что свежесть, бодрость, сила переполняют все Его естество. После часов, проведенных в общении с Богом, Он шел, чтобы нести людям небесный свет. И так — каждое утро» (Е.Уайт, «Служение исцеления», с.54).

Бог допускает такие ситуации, чтобы мы не «вознеслись с Кармила на небо» в собственных глазах.

Бог дал Илии возможность спуститься на грешную землю, начать с Господом теснейшее и открытейшее общение, так, чтобы и смерти себе попросить. Пробежать приличный пустынный марафон в поисках духовной опоры, встретиться с Господом и начать новое восхождение, только теперь не на Кармил, а на ангельскую небесную колесницу.

Так и в моей жизни после духовных взлетов Бог допускал падения, которые отрезвляли, побуждали к новому духовному росту с Господом.

Господь использует ситуации тяжелых переживаний, чтобы мы пересмотрели свою жизнь, ценности, духовные ориентиры, крепче взялись за Его руку и шли вперед.

«В этот раз мне было показано, что Бог испытывал нас для нашего же блага, чтобы приготовить нас для будущей работы. Он не допускает нас до роскоши и беспечности. Мы были призваны трудиться для других. Если бы мы хорошо устроились, то не захотели бы переезжать с уютного дома. Эти испытания приготовляли нас к более тяжёлым переживаниям, которые ожидали нас впереди. Вскоре мы получили письма от собратьев из различных штатов; они приглашали нас посетить их. Но у нас не было денег на дорогу. Мы отвечали, что путь ещё не открыт для нас. Я боялась путешествовать с маленьким ребёнком. Кроме того, мы решили жить без долгов, а это давалось нам очень трудно.Наш маленький Генри скоро заболел. Состояние его здоровья быстро ухудшалось, и мы стали беспокоиться за его жизнь. Он лежал без сознания, часто и тяжело дышал. Мы давали ему лекарства, но они не помогали. Затем мы позвали врача, и он сказал, что у ребёнка очень мало шансов на выздоровление. Мы много молились о малыше, но перемены не замечалось. Ради нашего малютки мы старались никуда не ездить и не трудились для блага других людей. Теперь мы боялись, что Господь может забрать его у нас. Мы снова обратились в молитве к Богу, чтобы Он был милостив к нам и исцелил дитя. При этом мы торжественно пообещали полагаться на Него и идти, куда только Он нас ни пошлёт.

Наши просьбы были горячи и настойчивы. Мы верили Божьим обещаниям, что Он услышит наши вопли. Небесный свет проник сквозь тёмные тучи и озарил нас. Господь милостиво ответил на наши молитвы. С того времени нашему мальчику стало легче, и он начал поправляться» (Е.Уайт, «Очерки жизни», гл.11).

«Илия очень многого ожидал от чуда, совершенного на Кармиле. Он надеялся, что после такого проявления Божественной силы Иезавель не будет иметь больше влияния над Ахавом и что в Израиле все быстро переменится. Весь день, проведенный на Кармиле, он ничего не ел. Однако когда он вел колесницу Ахава к воротам Изрееля, он был бодр, несмотря на то, что весь день напряженно трудился.

Но часто твердая вера и блестящие успехи сменяются чувством сомнения. В таком положении оказался и Илия. Он опасался, что начавшееся на Кармиле пробуждение вскоре заглохнет, и отчаяние охватило его. Под защитой Всевышнего он выдержал жесточайшие испытания веры, но в этот час отчаяния, когда угрозы Иезавели раздавались в его ушах и казалось, что сатана одержит над ним победу благодаря заговору этой нечестивой женщины, он утратил надежду на Бога. Его вера достигла наивысшей точки, но последующая реакция была ужасна. Забыв Бога, Илия все бежал вперед, пока наконец не оказался в пустыне один. Испытывая чувство бесконечной усталости, он присел отдохнутьпод можжевеловым кустом Сидя там, он просил себе смерти. «Довольно уже. Господи, — сказал он, — возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих». Чувствуя себя беглецом, находясь вдали от человеческого жилья, истерзанный жесточайшим разочарованием, он больше не хотел встречаться с людьми. Наконец, совершенно обессилев, он уснул.

В жизни каждого из нас бывает время мучительного отчаяния и полного разочарования; приходят такие дни, когда страдания становятся уделом нашей жизни, когда волнения разрывают душу и смерть становится желанной избавительницей. Как трудно верить тогда, что Бог по-прежнему остается добрым благодетелем Своих земных детей. Многие перестают уповать на Бога в подобное время, впадают в рабство сомнений, и цепи неверия сковывают их. Если бы только мы могли в этот момент постичь намерение Божьего провидения, мы увидели бы ангелов, пытающихся спасти нас от самих себя, делающих все возможное, чтобы укрепить наши ноги на основании, которое тверже, нежели вековечные горы, и тогда новый прилив жизненных сил и веры охватил бы все наше существо» (Е.Уайт, «Пророки и цари», с. 161-163).

Пастор Сергей Молчанов