Библейские тексты для исследования: Мк.7:21-23; Лк.6:45; Дн.14:2, 15:24; Гал.3:1; Пс.18:15; Кол.3:1-17
Памятный текст: Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте (Фил.4:8).
1. Мк.7:21-23.
Зло исходит изнутри. Поэтому важно, чем наш разум «изнутри» наполнен и наполняется. Каждый из нас знает, что остановки в мышлении не бывает, мысли в голову лезут постоянно, хотим мы или нет.
Что делать с этими «скакунами»?
В восточных духовных традициях этот вопрос решается путем медитации, в которой практикуется или отключение мышления на какое-то время, или концентрация мысли на чем-то одном; все посторонние мысли отключаются.
Но входить в такие сложнейшие психологические состояния могут только «особо одаренные» тибетские ламы, да и то на относительно короткое время.
А как быть простому украинцу, который никогда не был в Гималаях? Что ему делать с мыслями-«скакунами»?
Поискам ответов посвящен урок.
1.2. Мк.7:19, 20.
Интересно, что вопрос чистоты сердца Христос рассматривает в контексте чистоты желудка.
Пища, переварившись, выходит из организма. Мысли, попав в мозг, остаются там навсегда.
Так устроен наш мозг: извилины, образовавшиеся в нем, ничем не «вырубить».
Ученые, занимающиеся исследованием мозга, открыли то, что негативные схемы, посеянные в мышлении, можно ослабить только наработкой более сильных новых мыслей.
Исходя из памятного текста, постоянное стремление к духовному мышлению подавляет в мозге негативные мысли, лишая их власти над нами.
«Не пренебрегай тайной молитвой и изучением Слова Божьего. Они — твоё оружие против того, кто старается преградить твой путь к Небу. Первый шаг пренебрежения молитвой и изучения Библии рождает второй, и первый шаг на пути сопротивления зову Святого Духа подготавливает второй шаг. Таким образом сердце делается чёрствым, и совесть ожесточается» (Е.Уайт, Вести для молодежи, с. 96).
1.3. Сильнейшее средство освящения ума:
Но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! (Пс.1:2).
Приобретение привычки постоянного размышления о духовном, о Слове Божьем — чудесное средство освящения разума.
Для приобретения этого навыка хорошим подспорьем является прогулка с Богом, когда вы гуляете в каком-нибудь приятном, тихом месте и разговариваете с Господом. Для повышения эффективности хорошо заучивать библейские тексты, чтобы во время прогулки размышлять о них.
«Постоянное размышление о небесном приведет к тому, что будет укрепляться наша вера и любовь. Наши молитвы будут более и более угодны Богу, потому что они будут более и более исполнены веры и любви» (Ревью энд Геральд, 12 июня 1888 г.; Е.Уайт, Наше высшее призвание, с. 113).
«Ежедневно, несколько раз в день драгоценные, золотые минуты должны посвящаться молитве и изучению Священного Писания, — хотя бы только для того, чтобы изучать тексты на память, и духовная жизнь могла пребывать в душе. Запоминайте места Священного Писания, и когда сатана явится со своими искушениями, противостаньте ему Словом: «Написано!» Таким образом наш Господь встречал искушения сатаны и противостоял им» (Е.Уайт, События последних дней, с. 67).
1.4. Лк.6:45.
Наши уста — показатель того, что находится в сокровищнице сердца. Понаблюдайте за собою: о чем вы говорите больше всего, о чем думаете чаще всего, это и покажет, Кто или кто живет в вашем сердце.
Христос говорит о сокровищнице. Сокровищницы обычно были закрыты, опечатаны, охраняемы. Там находилась казна.
Если мы, глубоко изучая Писание, глубоко молясь, будем оберегать Божью весть в сердце, не давая проникать и «засиживаться» там всему, что не честно, не истинно, не любезно и т.д., в нашей сокровищнице будет одно золото.
В связи с этим, думаю, уместно вспомнить о понятии каваны.
Мы уже рассматривали, что каваной у евреев называется способность сосредотачиваться.
Если молясь, мы не научились изгонять из головы все посторонние размышления; если, спев псалом, мы не помним, о чем пели, т.к. думали совсем о другом; если, читая Писание, мы не научились отгонять все остальное, что лезет в голову, у нас будут большие проблемы с духовным ростом.
2. История, описанная в пособии за понедельник, указывает, что женщина умерла от паники, уверовав в предсказание экстрасенса. Да, слово обладает колоссальной силой, если научиться им владеть. Если говорить убежденно и вдохновенно.
В древнем Риме богатые семьи тратили огромные средства на учителей риторики (красноречия).
Наши слова или разрушают, или созидают.
«Говорите о вере, и ваша вера будет возрастать…» (Е.Уайт, Отражая Христа).
«Говорите о вере. Каждое сомнение, выраженное вами, — это посеянное семя, а это семя пустит корень в каком-то сердце. Нам не следует произносить ни единого слова сомнения и таким образом не возносить сатану за его удивительную силу держать нас в подчинении. Нет, Христос искупил меня и спас меня. Сатана не имеет силы надо мною» (Е.Уайт, Рукопись 16, 1894 г.).
«Одной только фразой, поспешной, грубой или небрежной, можно причинить такое зло, что раскаяние на протяжении всей жизни ничего не поправит» (Е.Уайт, Воспитание, с.236).
Но в действиях экстрасенса, я вижу не только силу сказанного, но и работу дьявола, с которым этот экстрасенс был связан.
«Некоторые бедные души, очарованные красноречивыми словами учителей спиритизма и подчинившиеся его влиянию, впоследствии узнают о той смертельной опасности, которая им грозит, и пытаются отречься и спастись от этого наваждения, но уже не могут…
Заблудшим душам следует умолять людей с богатым духовным опытом, которые доверяют Божьим обетованиям, молиться и ходатайствовать за них пред могущественным Избавителем. Им придется пережить ожесточенную борьбу…но если святые Божьи люди с глубоким смирением будут поститься и молиться, их молитвы превозмогут. Иисус поручит святым ангелам дать отпор сатане,… «И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Е.Уайт, Свидетельства для церкви, т. 1, с. 343, 344).
Всегда ли те, кто имел оккультный опыт, серьезно задумывается о последствиях?
3. Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте (Фил.4:8).
Почему Павел не говорит: помышляйте только о том, что истинно? Зачем к помышлению об истине еще помышления о честности, справедливости и т.д.?
Думаю, Павел говорит, что истина не может быть «сухой», она должна быть «раскрашена» в красивые краски нашего характера.
Знать истину и не жить по ней от всего сердца — не одно и то же.
4. 3Цар.8:39.
Текст говорит о том, что даже мы сами не знаем глубин собственного сердца. Их знает только Господь.
Мы должны молить Его, как Давид в псалмах, чтобы он раскрыл нам, что спрятано в тайниках нашего «я».
Пс.18:15, 2Пар.6:30.
Хорошее напоминание, что Бог отвечает на наши молитвы не по тому, что мы говорим в прошениях, а по тому, как увидит в нашем сердце.
Часто ли мы, когда молимся, всматриваемся в собственное сердце?
5. Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших (Кол.3:5-8).
Освящение чувств — серьезное действие в приготовлении к вечности.
Неосвященный характер не войдет в царство Христа.
И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол.3:15,16).
Думаю, этот текст — чудесное завершение и итог всего урока.
Чем больше думаем о Христе, живем Его Словом, думаем о том, как отразить Его в жизни, молим Его об этом, помещаем себя в атмосферу неба, тем больше отражаем Его.
Пастор Сергей Молчанов