Телеканал «Надія» организовывает Всеукраинский музыкальный фестиваль «7 нот», который пройдёт 13–15 мая в Черновцах. Идея этого проекта в том, чтобы дать практический импульс для формирования и развития адвентистского стиля музыки.
Каждый, кто желает участвовать в фестивале, может зарегистрироваться на сайте www.7not.info и заполнить заявку участника. Во время регистрации нужно загрузить аудиофайл того произведения, которое претендент на участие в фестивале хотел бы там исполнить. Эти заявки рассмотрит комиссия, после чего она отправит приглашение тем участникам, которые пройдут этот предварительный конкурс. Позвольте обратить ваше внимание на тот факт, что качество самого аудиофайла не является критерием для принятия решения. Для комиссии важно услышать качество и стиль самого исполнения.
Есть ли какие-то стилевые рамки для представленных на фестиваль произведений?
Адвентистский стиль – это очень широкий спектр музыки. Говоря о нашем видении адвентистского стиля музыки, мы не претендуем на объективность. В отличие от качества музыки, которое, безусловно, может быть оценено объективно. Наше видение адвентистского стиля музыки основано на документах, которые вы можете увидеть на сайте фестиваля. В этих документах отображена официальная позиция Церкви адвентистов седьмого дня относительно музыки. Но как музыкант я могу сказать, что ограничить музыку стилистическими рамками сложно. Разве можно сказать: пойте до ноты «си» первой октавы, а что выше «си» – это уже неправильно? Конечно, это не так. Сами по себе, в отдельности ноты не имеют никакого значения, но, когда несколько нот объединяются, то образуются интервалы, аккорды. И тогда формируется уже определенный стиль музыки.
Время от времени мы, адвентисты, затрагиваем тему о необходимости формирования своего музыкального стиля. Говорим о том, что харизматы сформировали свой стиль, кто-то другой тоже сформировал свой стиль, а мы ищем возможности подражать этим стилям. И тогда мне хочется спросить: зачем подражать?
Давайте для примера возьмём харизматическую музыку. Она не была создана просто так. В её основе – определённая теология, определённое понимание религии. Поверхностность, максимум эмоциональности, а глубина смысла не имеет значения. Одна и та же фраза может повторяться много раз. И это выражается в музыке. Почему? Потому что теология такая. Существует научное определение харизматической музыки. В частности, музыковеды говорят:
– харизматическая музыка охватывает очень узкий диапазон нот;
– в ней много повторений каких-либо музыкальных или словесно-музыкальных фраз;
– харизматическая музыка не несёт глубокой смысловой нагрузки. Она, в основном, прославляюще эмоциональная.
Приведу еще один пример. Китайская традиционная народная музыка. Она тоже основана не просто так. Она базируется на представлениях китайского народа о религии, о медитации.
Когда адвентисты седьмого дня, не баптисты, не китайцы, не харизматы, спрашивают: «А что такое адвентистская музыка? Какой это стиль?», я считаю, что в первую очередь мы должны осмыслить основы адвентистского богословия. На самом деле адвентистская музыка имеет свои четкие очертания, которые тоже обусловлены теологией. Что я имею в виду? В первую очередь, в нашей теологии, даже в самом названии Церкви, отображен принцип славной надежды на Второе Пришествие Христа, то есть адвентистская музыка – торжественная, вдохновляющая. Это музыка не подавляющая, не усугубляющая, не стенающая.
Послушайте гимны первых адвентистов. Сколько в этих псалмах надежды! Я не имею в виду то, что музыка не должна развиваться и что мы обязаны исполнять лишь то, что пели адвентисты в 1800-х годах. Современная адвентистская музыка, конечно, тоже должна быть. Однако важно не утратить этого принципа надежды.
Кроме этого, следует помнить, что адвентистская идеология построена не на эмоциях и не на основе личного опыта, как у некоторых других вероучений. В адвентизме на первом месте стоит Библия. Поэтому адвентистская музыка – это музыка, которая несёт глубину, глубину Слова Божьего. Она, безусловно, не лишена и эмоциональной составляющей. Ведь любая музыка должна передавать эмоции, и это абсолютно нормально. Но в адвентистской музыке эмоциональная составляющая не доминирует над смысловой.
В свое время католические клирики считали: «Тритон от нечистого, этот интервал ни в коем случае нельзя использовать в церковной музыке». Вот таким было их представление. Мы же говорим о том, что в адвентисткой музыке могут быть и тритон, и септима, и синкопа, и множество других музыкальных элементов и приёмов, влияющих на эмоциональность произведения. Но эти элементы в адвентистской музыке не становятся доминирующими, они не должны стать значимее смысла.
Третья отличительная черта: адвентистская музыка подчинена принципу богопоклонения и богопрославления. Исходя из этого, она стоит в стороне от тех стилей музыки, которые сформировались под влиянием духа восстания, бунта и имеют отчетливые оккультные корни.
Сегодня некоторые христианские музыковеды заявляют, якобы музыка нейтральна. Но это не так. Вот самый простой и банальный пример. Почему «Happy Birthday» не исполняют на похоронах? Потому что она не нейтральна. Аналогично похоронную музыку нельзя спеть на свадьбе. И здесь речь идет не о тексте и содержании, а о стиле. Музыка несёт смысловую нагрузку, она не нейтральна. И это нужно учитывать адвентистским музыкантам.
В церковь люди приходят такими, какими они сформировались, живя в мире. Но церковь – это мастерская. Новопришедший постепенно проходит процесс освящения, и его таланты отшлифовываются, приобретают иную окраску. Вместе с тем, я хотел бы, чтобы мы помнили, церковное служение – это не церковная студия, это БОГослужение. Хотелось бы, чтобы мы возвратились к корню этого слова. Церковное служение – не служение самим себе. Оно нужно не для того, чтобы самих себя развлекать и сделать свою жизнь более весёлой. Позвольте повториться: это БОГослужение. И когда именно Бог будет в центре нашего служения, тогда и музыка в церкви зазвучит немного другая.
Когда некоторые молодые люди говорят: «А мне нравится такая музыка», то у меня возникает вопрос: «Разве это является определяющим фактором для выбора церковной музыки? Разве это поклонение тебе? Тебе нравится такая песня – хорошо, мы споем её для тебя на Дне рождения. Но в Церкви мы поклоняемся Богу.
То, что мы наблюдаем в последние десятилетия, это не просто развитие музыки. Это смена парадигм. И она началась с того, что в современном обществе человек рассматривается в центре всего и является мерилом всего. Именно это породило совершенно другой подход к музыке, в которой фактор эмоций и собственных предпочтений стал играть доминирующую роль.
Я не говорю о каком-то радикальном консерватизме. Напротив, я сторонник миссионерской открытости. Но фактор богопоклонения должен быть доминирующим в нашем служении.
Вячеслав Демьян, директор телеканала «Надія»