«Считаю проповедь произведением искусства»
Стенограмма ток-шоу «Лицом к лицу с президентом» (Харьков, 26 февраля).
На вопросы отвечает президент Украинского униона Виктор Алексеенко.
— КАКОВО ЭТО — БЫТЬ ПРЕЗИДЕНТОМ?
— Пока не знаю.
— НЕ ОЩУЩАЕТЕ СЕБЯ ЕЩЕ?
— Скажу честно, мне не по душе эти титулы — президенты и тому подобное…
Мне нравится, как апостол Павел в свое время начинал послание к филиппийцам:
«Павел, Тимофей — рабы Иисуса Христа». Думаю, это более подходящее обращение.
— КАКИЕ ПРИОРИТЕТЫ ВЫ ВЫСТРОИЛИ В РУКОВОДСТВЕ УКРАИНСКОГО УНИОНА? ЧТО ВЫ СОБИРАЕТЕСЬ ДЕЛАТЬ? ЧТО ВЫ СЧИТАЕТЕ САМЫМ ВАЖНЫМ В СВОЕЙ РАБОТЕ?
— Молиться.
Вы пригласили меня на ток-шоу, которое выбило меня из колеи. Я не политический деятель. Быть руководителем церкви — это не то же самое, что быть руководителем страны. За власть в стране люди борются, а служение в церкви, даже если это считается высоким служением, требует особенной ответственности, зачастую большой жертвы. И если действительно ставить перед собой высокую цель — быть служителей таким, как Иисус Христос, думаю, что очень часто терминология, которая употребляется для президентов страны, каких-то компаний, предприятий, в церковной структуре должна быть другая. Поэтому, если мы говорим об успешном служении, наверняка нужно говорить об успешном служении, которое Бог считает успешным и те, критерии, которые Бог считает проблемными.
Если говорить о выстраивании отношении в церкви, я очень хотел бы, чтобы церковь, пасторы, члены церкви, чтобы все мы ощущали, что мы одна семья, чтобы мы уважали друг друга, поддерживали, заботились. На данный момент, мы не можем завершить то дело, которое нам Христос поручил, если у нас не будет искреннего посвящения каждого лично. Я думаю, что программа, предложенная дивизионом — «Семь дней в неделю, в семь часов утра и в семь часов вечера молитвенное общение с Богом» — должна что-то сделать в нашей жизни. Мы должны помещать себя в ту атмосферу, в которой Дух Святой может с нами что-то изменять. Вот, наверное, и вся программа. Конечно же, мы планируем, у нас определенные цели, есть задачи, но в любом случае мы полагаемся на действие Святого Духа, Его водительство. Потому что без Него даже самая красивая церковная программа не имеет смыла, если в центре не стоит Бог, не стоит Христос и Его объединяющая сила.
— ЧТО ВЫ БЫ ХОТЕЛИ, ЧТОБЫ О ВАС ЗНАЛИ ЛЮДИ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ?
— Вы знаете, апостол Павел как-то сказал такие слова: «Кротость ваша да будет известна многим». Мне бы хотелось, чтобы это было известно. Но если я буду говорить это с высокой трибуны — это будет не кротко. Поэтому позвольте не отвечать на этот вопрос.
— ГДЕ ВЫ РАБОТАЛИ, КАК ПРИШЛИ К БОГУ?
— В Священном Писании сказано: «Не много из вас мудрых, не много разумных». Я принадлежу к этой категории.
Я родился в семье рабочих, в семье очень хорошего, профессионального строителя, которые в свое время получил от Бога призыв быть пастором церкви. Мой отец был священнослужителем в течение 40 с лишним лет. Совершал служение в разных городах, на разных административных уровнях. Я могу считать, что родился в семье пастора в том числе.
Образование мы все проходили одно. Это было образование, которое нам давала Коммунистическая партия Советского Союза. Она строго стояла на страже любого образования, которое могли бы получить верующие люди. Поэтому в восьмом классе, когда стал вопрос на экзамене по алгебре, ко мне подошла завуч и сказала, что если я хочу учиться дальше, то должен вступить в комсомол. Если я не поступлю в комсомол, они будут вынуждены со мной расстаться. Так мое образование было предрешено.
Я вообще-то неплохо учился, принимал участие в олимпиадах, но комсомол и вера в Бога — несовместимые вещи. Мне пришлось уйти из школы. После я учился в вечерней школе, кто из вас учился в вечерней школе, может меня понять, о чем идет речь.
Потом была армия. Считаю, что два года армии — это потрясающее образование, которое придет в жизнь молодому человеку. Там в армии у меня было очень много опытов с Богом. Я понял, кто такой Бог, зачем я Ему нужен и что Он мне может предложить. Я родился в семье пастора, но только в армии я прочувствовал настоящее обращение, настоящее покаяние.
— ПРИВЕДИТЕ САМЫЙ ЗАПОМИНАЮЩИЙСЯ ПРИМЕР.
— Когда я получил повестку в армию, мой брат из армии уже вернулся. Он у меня наставником, говорил, что нужно делать, как поступать. Он мне сказал так: «Первые месяцы тебе будет тяжело, потому что питание, суббота, тебе понадобятся деньги. Но у тебя сразу же по приезду деньги заберут». Мы взяли десять рублей, еще в то время они имели ценность, сложили денежку в маленький квадрат, взяли целлофановый пакет и запаяли его. Потом в куске мыла сделали отверстие, вложили туда деньги и сверху закрыли отверстие мылом. С этим контейнером я поехал в армию.
Брат был прав, по приезду в часть, у ребят взяли все ценности. Но мои десять рублей были со мной. Деньги были со мной на протяжении трех недель. Первые две недели были для меня проверкой выносливости в плане голода и лишений.
Однажды ночью меня как будто кто-то поднял. Представьте, первый год службы, три часа ночи солдат сам проснулся, такого не бывает. Я просыпаюсь, беру кусок мыла, вытаскиваю деньги и прячу их в одежде. На следующее утро иду на работу. Вернувшись, я вижу, что старшина отдал приказание дневальному выбросить все привезенные солдатами из дома обмылки и выдать им казенное мыло. Не знаю, можете ли вы меня понять мои ощущения. Но в тот вечер я плакал как ребенок, благодаря Бога, что Он сберег мои десять рублей, за то, что Он показал мне в начале моей службы, что Он со мной. Наверное, это был тот момент сближения и общения с Ним. Он дал мне знак Его присутствия.
Для меня это величайшего значения случай. Этот был поворотный момент в моей жизни, когда я увидел, как Бог сберег мое имущество, маленькое, но мое, которое помогло мне некоторое время выжить, пока я не освоился в армии и смог нормально питаться.
После армии был свадьба. Потом было призвание на служение. И вот уже в течение 20 лет я совершаю служение пастором. «Ничего интересного».
— КАК ПРОХОДИЛА СУББОТА В АРМИИ?
— Суббота в армии для солдата-адвентиста — это серьезное испытание, которое начинается с вечера пятницы. Когда вы должны отстаивать библейскую заповедь, когда вы не идете вместе со всеми на планово-хозяйственные мероприятия, вы должны засвидетельствовать перед всеми рангами командиров, почему не делаете то или иное.
Я служил на Урале. Суббота для меня начиналась в зимнее время в 3 часа дня в пятницу. Но в летнее время суббота начиналась в пятницу в половине первого ночи и заканчивалась на следующий день в половину первого ночи. И в это время нужно было как-то спрятаться, чтобы никто тебя не увидел, а если увидели, то обязательно надо было объяснять, почему ты не вместе со всеми. Это достаточно трудный момент в жизни молодого бойца. Потом, когда я прослужил 4,5 месяцев, было уже проще, обо мне уже все знали, что я не работаю.
Я был начальником клуба в армии. У меня был в распоряжении весь клуб. Я мог в субботу читать и молиться, у меня была гитара. Первые четыре месяца — это были тяжелые времена для утверждения молодой неокрепшей психики.
— ЧТО ВЫ СЧИТАЕТЕ ГЛАВНЫМ ДОСТИЖЕНИЕМ В ЖИЗНИ?
— Наверное, дети, которых я очень люблю. Сыну 19 лет, дочери 13 лет. Жена. Все остальное можно купить, добиться. Близкие — главное в моей жизни.
— КАК ВЫ ПОЗНАКОМИЛИСЬ СО СВОЕЙ ЖЕНОЙ?
— В 1985 году моего отца перевели на служение в Винницу. Это было время достаточно непростое, мы не могли собираться молодежными служениями, не могли проводить так, как сейчас. И мы собирались на дому. Я помню, это был первый приезд в Винницу. Мы собирались на молодежное богослужение. Нагрянула милиция, нас переписала. И вот с той поры мы как-то так познакомились, сначала заочно, а потом уже не помню, но было интересно. Мы дружили несколько лет до армии. За полгода службы в армии, я написал ей порядком более 350 писем. Она мне чуть-чуть меньше.
Мы с ней крестились в один день, в одной воде. Это было в декабре 1987 года.
— О ЧЕМ БОЛЕЕ ВСЕГО СОЖАЛЕЕТЕ?
— О глупостях, которые совершил в молодые годы, о том, что мало учился, халатно относился к своим обязанностям, которые мне иногда поручали. О многом сожалеешь, но исправить этого уже нельзя. Думаю, что больше всего сожалею об упущенных возможностях, когда можно было получить образование, когда можно было читать, выучить языки, можно было много сделать, но…
— СКОЛЬКО ВРЕМЕНИ ЗАТРАЧИВАЕТЕ НА ПОДГОТОВКУ ПРОПОВЕДИ?
— Считаю проповедь произведением искусства. Вы не можете готовить каждую проповедь, чтобы она был одинаково завораживающая, одинаково красива. Точно так же художник не может написать одинаково красивые картины. Одна будет лучше, другая будет не такая. Одну проповедь вы приготовите в течение 15 минут, Бог открывает Духом Святым идею, и она как вдохновение приходит. Другую проповедь можете готовить несколько лет. Вы вынашиваете идею, какое-то желание сказать проповедь на эту тему, но все никак не получается, не можете найти главный стержень.
Проповедь не придумывают, ее составляют. Для этого существует целая наука — гомилетика, которую нужно, конечно же, освоить. Я очень благодарен нашим преподавателям Заокской академии, что они сумели передо мной открыть важные азы понимания гомилетики. Но и чтобы проповедовать, как сказал в свое время великий проповедник Чарльз Сперджен, «У проповедника в одной руке должна быть Библия, в другой — газета» с актуальной информацией о событиях в мире. Если проповедник не будет ориентироваться в нуждах современного человека, не будет понимать, в чем дело, общество, в котором он живет, его проповеди не будут иметь успеха. Они будут оторваны от реальной жизни.
— ВАШ СОВЕТ НАЧИНАЮЩИМ ПРОПОВЕДНИКАМ.
— Сегодня есть огромное количество книг по гомилетике. Их можно найти в интернете, скачать.
Второй момент — очень много нужно читать. Я недавно перечитал произведения Льва Толстого «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина». Скажу вам, в этих произведениях, которые вам предлагают читать в школьном возрасте, есть потрясающий смысл, заложена глубина души человеческой. И если в школе мы пробегали это глазами и получали за это оценку, то теперь, переосмысливая то, о чем пишет этот знаток человеческой души, вы не можете просто оставаться равнодушными, вы будете искать ответы на вопросы, которые он ставит перед обществом. Эти произведения называются классическими, потому что являются отпечатком человеческих чувств, переживаний. Чтобы развивать свой словарный запас, надо, конечно же, читать Священное Писание, Дух Пророческий, но и также необходимо читать литературу, которая воспитывает культуру твоего народа.
— СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ПРИНЯЛИ КРЕЩЕНИЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ЕВАНГЕЛИСТА?
— Всякий раз, когда проходила евангельская программа, я не уверен, что принимало крещение больше 10-15 человек за раз. Но дорожу крещением 25 человек в 1995 году. Это был город Житомир, я был там пастором, проводил семинар по откровению. В тот день приняло крещение 45 человек, и 25 из них были глухонемые. Мы проводили евангельскую программу в зале для слабослышащих, они посещали эту программу. После этой программы у нас образовался класс для слабослышащих людей.
Эти люди очень обделены в этом мире и я очень благодарен Богу, что в свое время Он меня с ними свел. Они видят так, как дети. Они могут осилить детскую Библию, взрослую не могут. Начинаешь осознавать, насколько Бог любит тебя, благословил тебя, когда я мог говорить и мог слышать, они были этого лишены.
— ЕСТЬ ЛИ У ВАС УВЛЕЧЕНИЯ, ХОББИ?
— Я увлекаюсь рыбками. В детстве, кроме гуппи и меченосцев, у меня ничего не было. Они плодились и размножались, по заповеди. Но ни на что другое я не мог решиться, потому что бюджет был меленьким. Потом, когда повзрослел, аквариум стал больше.
Года три назад я приобрел аквариум на 150 литров, хороших рыбок, разные приспособления для них. Я их очень люблю, и они меня тоже. Они меня встречают всякий раз, когда я подхожу к ним, чтобы покормить. Заведите себе рыбок, они утешат ваше сердце.
— ЧЕЛОВЕК, ОКАЗАВШИЙ НА ВАС НАИБОЛЬШЕЕ ВЛИЯНИЕ.
— Мой отец. Я знаю, что никого нельзя считать святыми людьми, но считаю, что мой отец в моих глазах имеет право на это звание. Я его считаю очень добрым, потрясающим человеком. Мой отец оказал на меня самое глубокое влияние.
— ГДЕ ВЫ БЕРЕТЕ ВРЕМЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ?
— Если вас книга пленит, вы время найдете. Вы будете читать ее ночью, когда люди спят, читать по дороге на работу. Я помню, когда мне было 16 или 17 лет, я ездил на работу. Работал тогда на стройке. На дорогу тратил 45 минут в трамвае. За две недели я перечитал кучу книг. Просто нужно почувствовать вкус к этому. Мне приходится много ездить, и я всегда беру с собой пару книг. Сегодня в интернете есть много аудиокниг на разные тематики. Скачивайте и слушайте в любом удобном для вас месте.
— БЫЛИ ЛИ У ВАС СЛУЧАИ, КОГДА БОГ СПАСАЛ ВАС ОТ ОПАСНОСТИ?
В 1990 году мы ехали с моим другом на машине Москвич-412. Была вроде бы не скользкая дорога. Я, это было ночью, на некоторое время закрыл глаза, а открыл их, когда мы уже кувыркались. Машину мы разбили в пух и прах, от нее живого места не осталось. В 1990 году, кто помнит, это было время, когда с горючим было очень тяжело, туго, напряжно. У нас за моей спиной была канистра с бензином, в которой пробило над моей головой дырку, а в багажнике лежал баллон с газом, потому что у нас была командировка, поездка длительная. Мы разбили машину до основания, она ремонту не подлежала. Ни на мне, ни на друге не было ни единой царапины.
Поэтому я считаю, что это явный пример в моей жизни, когда Бог спас в то время, когда практически не было шанса спасти. В 412 Москвиче, как вы знаете, подушки безопасности не предусмотрены.
— ЭТОТ ГОД В НАШЕЙ ЦЕРКВИ НАЗВАН ГОДОМ СЕМЬИ. ЧТО ВЫ ПОСОВЕТОВАЛИ БЫ НАШЕЙ МОЛОДЕЖИ, ЛЮДЯМ, КОТОРЫЕ СОБИРАЮТСЯ СОЗДАТЬ СЕМЬЮ?
— Семья — это та среда, где больше всего должны быть реализованы Божьи заповеди о любви… к врагам. В семье живут, вроде бы добрые, хорошо знающие друг друга люди, и они по статусу — муж и жена. Им вменяется любить друг друга, заботиться друг о друге. Практика жизни — она совсем другое… Если человек в первую очередь не применяет заповедь «Возлюбите другого, как самого себя» к себе, если не применяют заповедь о прощении в семье, если не ищут контакта с любимым человеком — все советы, рекомендации, как укрепить семью, принесут мало пользы.
Помните, как сказано в Библии, кто первые враги человеку — домашние его, те, которые выведают о вас все, а потом в самый неподходящий, с вашей точки зрения, момент могут такое задать! Они знают все ваши больные места, неприятные ощущения и как только вы выходите из себя, они наступают на больные места и получают от этого удовлетворение. Тут нужно прощать и кто придет к этому осознанию первым.
Думаю что, когда развеивается туман влюбленности, должна прийти здравая любовь со здравым смыслом. Я буду любить этого человека, я поклялся перед Богом обетом верности и я готов выполнить свои обязательства по отношению к нему. В таком случае наши семьи могут быть крепкими.
— ПОЧЕМУ АДВЕНТИСТЫ ТАК ЗАГРУЖЕНЫ ПО СУББОТАМ, БУДТО В САМЫЙ НАПРЯЖЕННЫЙ БУДНИЙ ДЕНЬ?
— От служения физически устаешь иногда, но эмоционально получаешь удовлетворение. Банальный пример: если человек идет играть в футбол, он домой идет еле ноги несет, но человек рад, он получил массу эмоционального удовлетворения. Если мы идем на богослужение, мы вынуждены посидеть, может, далеко пройти. Я помню, в дни моего детства мы ездили на богослужения за много километров, в битком набитых автобусах, но суббота для нас была очень благословенным днем, у нас было общение друг с другом. Не могу сказать, что мы нарушаем таким образом субботу.
С другой стороны, если мы понимаем, что среди недели мы никак не можем найти время, для того чтобы собраться на заседание совета, на разбор урока субботней школы, на молодежное служение, на спевку хора, и мы все это пытаемся впихнуть в несколько часов субботнего дня. Это неправильно, потому что в субботний день, я думаю, мы должны больше времени посвятить общению с Богом. Получается как: утром идем на богослужение, потом у нас миссионерский выход, мы пошли разносить газеты, прибежали с миссионерского выхода, у нас учительское собрание, затем вечернее собрание, после которого будет спевка хора. Конечно, в таком ритме нормальный человек жить не может. Этот ритм необходимо было бы перенести немного на другие дни. Наверняка это можно сделать, если поставить правильные приоритеты. Поэтому субботу нужно проводить в покое, по заповеди. Но иногда наш покой сопряжен с определенным напряжением физическим, но это не означает, что мы ее нарушаем.
Фото Юрия Кузьменко
В сюжете:
Виктор Алексеенко: проповеди, пение, ток-шоу