Трагедия израильского народа в 4-й главе послания Евреям… а может, и наша трагедия?

Как понять основную мысль 3-й и 4-й глав послания Евреям? Что хотел сказать апостол Павел? Что означают слова «посему для народа Божия еще остается субботство»?

Я думаю, многие сталкивались с этими вопросами. Несомненно, эти рассуждения апостола Павла являются одним из самых трудных мест Нового Завета.


При пристальном рассмотрении всего отрывка в целом вырисовывается картина трагедии израильского народа, который не сумел войти в некий «покой».

И если мы, христиане последнего времени, не сумеем понять что это за покой, что хотел сказать Господь через апостола Павла, то эта трагедия может повториться.

Для начала проанализируем заявление Павла: «посему для народа Божия еще остается субботство» (Евр.4:9)

Многие христиане считают, что здесь апостол Павел показывает, что покой во Христе теперь заменяет собой субботний покой по заповеди, что «субботство» в Евр.4:9 — это покой во Христе. Так ли это?

Во-первых, такая идея не укладывается в контекст всего отрывка (об этом ниже).

Во-вторых, анализ оригинального греческого текста говорит о другом.

Павел пишет послание на греческом языке, и везде для слова «покой» использует греческое слово katapausin. Даже в этой 4 главе он делает это много раз. Но вдруг, в 9-м тексте он вставляет транслитерацию (то есть пишет греческими буквами еврейское слово) sabbatismos.

Этот термин встречается в Новом Завете только в этом месте, однако, он используется несколько раз в качестве специального слова для упоминания о соблюдении субботы в послеканонических литературных трудах Плутарха, Иустина, Эпифания, в папских установлениях и «Мученичестве Петра и Павла». Употребление этого термина соответствует использованию в Септуагинте родственного глагола «саббатизо» («субботствовать») (ср. Исх.16:23; Лев.23:32; 2Пар.36:21)

Итак, Павел вставляет в текст иностранное слово. Довольно необычный прием. Для чего он это делает? Почему и в этом месте, как и во всех других, он не использует katapausin?

Делает он это только для того, чтобы выразительно подчеркнуть, что он имеет в виду именно празднование седьмого дня недели, как это делают евреи.

Исходя из этого, некоторые адвентисты считают, что в этом отрывке Павел доказывает, что христианам во времена Нового Завета все еще нужно соблюдать субботу. Но использование слов Павла в виде такого аргумента противоречит здравому смыслу, так как христиане из иудеев, к которым обращается Павел, и так соблюдали субботу. Исторические документы ясно свидетельствуют, что не только уверовавшие из иудеев, но вообще все верующие в первых поколениях христиан соблюдали 4-ю заповедь.

Поэтому, если принять во внимание контекст отрывка, с начала 3-й главы, становится очевидной цель апостола Павла. Он не пытается доказать что-то о замене субботы покоем или доказать необходимость соблюдать субботу. Нет, он пытается открыть смысл субботнего дня в полноте, в его привязке к механизму спасения и освящения, который был предусмотрен Богом для падшего человечества.

Вот об этом мы и поговорим ниже.

Перед тем как разбирать текст нужно задать себе важный вопрос — а о каком покое идет речь?

Возможно ответ покажется кому-то неожиданным. Покой во Христе – это освобождение ОТ греха, от уз греховных привычек и страстей, от беспокойного греховного характера. Именно этот покой является самым фундаментальный духовным покоем, а все остальные варианты покоя (от забот, от суеты, итд) — это всего лишь его производные.

Когда Бог вел еврейский народ в Ханаанскую землю, Он одновременно пытался ввести их в Свой покой, то есть в жизнь без греха. Если бы они прошли этим путём, то вошли бы в Обетованную землю сразу же. Но они, слышавши Голос Его, постоянно роптали, ожесточали сердца. Как и написано: «не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.» (Евр.3:8-9)

Итак, путь в Ханаан был…

1) Физический – пройти определённое число километров, не испугаться и войти в землю Обетованную.

2) Духовный – научиться слышать Голос Бога так, чтобы перестать грешить.

Подумайте о нашем пути! Ведь сказано: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.» 1Кор.10:11

Что же случилось с народом Божьим в древности?

«Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.» (Евр.3:10-11)

Они прошли только первый путь и никак не хотели вставать на главный, поэтому Бог поклялся «они не войдут в покой Мой», т.е. пока они грешат, они не могут находиться в Его покое.

В ком же была причина неудачи, в Боге или израильтянах? Суровый Бог не захотел пустить их в Свой покой? Или Он не мог этого сделать, так как ОНИ не могли войти?

«заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих» они так и не поняли путей Божьих, Божьей праведности и Божьего рецепта праведности для них. Они заблуждались в отношении пути спасения, метода, как освободиться от греха.

Обетованная земля как раз и была образом того покоя от греха. Если бы евреи, как народ, решились бы пройти путём освобождения, они бы вошли в землю свободы от греха. Физически – в Ханаан. Духовно – в Царствие Бога. Небесное и земное соединилось бы прямо на земле!

Итак, Павел сравнивает путь христианского народа с путём евреев в Ханаан. И говорит им:

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго. Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: «ныне», чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.» (Евр.3:12-13)

Он говорит: смотрите, чтобы никто из вас не роптал; чтобы вы шли спокойно и уверенно в Боге; ни в коем случае не отступайте от Живого Бога; повинуйтесь Ему, когда слышите Его голос, упрекающий, научающий, зовущий; не ожесточайте сердец, как это делали те евреи. Ведь именно из-за этого они не смогли оказаться в главном покое – духовном, освобождении от греха.

Тот народ не вошел в покой от греха (духовный покой) из-за неверия:

«Итак видим, что они не могли войти за неверие.» (Евр.3:19)

Неверия во что?

В то, что Бог может этот покой им предоставить. Они не поверили Богу и в отношении Его силы буквально ввести их в Ханаан целыми и невредимыми, и в отношении Его силы сделать их новыми людьми, без греха и порока.

Верим ли мы в это? Не останутся ли наши кости в этой пустыне?

Нам, как и им, обещано, что мы можем войти в покой от греха, поэтому «будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим» (Евр.4:1).

С этих слов начинается 4-я глава. И снова Павел говорит не о 7 дне (субботе), а именно о покое от греха.

«Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших.» (Евр.4:2)

К ним было слово Бога и к нам – такое же слово Бога, но они не растворили это слово верою, поэтому они так и продолжали грешить: «но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших».

А мы, уверовавшие, то есть растворившие Слово Спасения верою, можем войти в духовный покой от греха – вечное субботство.

И дальше Павел говорит о том, что дела Бога были всегда совершены, и в дни сотворения тоже:

«А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: «Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой», хотя дела [Его] были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом [дне] так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих.» (Евр.4:3-4)

Всевышний вообще всё всегда делает в совершенстве. Седьмой день недели – это завершающий аккорд, печать совершенства дел Божьих, и одновременно доказательство того, что Бог был в состоянии доставить вышедших из Египта евреев в покой от греха. Он вёл их самым совершенным образом, так же, как Он когда-то творил вселенную. Но они не верили Ему, поэтому погибли в пустыне, так и не обретя то, что Он мог и хотел им дать.

Да, через сорок лет наследники погибших в пустыне всё же вошли в Ханаан под предводительством Иисуса Навина. Но вошли ли они в покой Божий?

Вероятно нет, потому что позже, через 450 лет, царь Давид пророческим словом предостерегающе взывал к их потомкам: « [то] еще определяет некоторый день, «ныне», говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших». Ибо если бы Иисус [Навин] доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне.» (Евр.4:7-8)

Рассмотрим Псалом 95 (94), откуда Павел цитирует слова Давида.

«Придите, воспоем Господу, воскликнем твердыне спасения нашего;

предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему,

ибо Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами.

В Его руке глубины земли, и вершины гор — Его же;

Его — море, и Он создал его, и сушу образовали руки Его.

Придите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего;

ибо Он есть Бог наш, и мы — народ паствы Его и овцы руки Его.

О, если бы вы ныне послушали гласа Его: «не ожесточите сердца вашего, как в Мериве, как в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дело Мое. Сорок лет Я был раздражаем родом сим, и сказал: это народ, заблуждающийся сердцем; они не познали путей Моих, и потому Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой».»

Почему апостол выбрал именно эти слова Давида?

Обратите внимание на выделенные слова. В этом псалме творческая сила Бога сравнивается с Его силой даровать духовный покой. Бог-Творец и Бог-Спаситель. Это параллелизм — библейский литературный прием.

Здесь Давид ясно говорит о том, что Бог обладает силой и желанием сделать из народа тех, кто сможет покоиться в Его покое. Он – Творец и всё что от народа требуется – слушать Его голос, не ожесточая своих сердец. То есть верить ему: «О, если бы вы ныне послушали гласа Его». Получается, что те, которые вошли в Ханаан под предводительством Иисуса Навина, тоже не очень-то долго продолжали слушать гласа Его. Поэтому остается ещё день «ныне» — ещё одна, вторая, третья попытки для народа Божия преодолеть главный рубеж.

Потому что прежде чем мы, как народ, сможем войти в настоящий Небесный Ханаан, мы должны пройти путь освобождения от греха, как Его предусмотрел Бог ещё для тех израильтян времён исхода. То есть мы должны успокоиться от греха, войти в покой Божий от греха, при этом всё ещё находясь на этой земле.

Для этого нам очень важно ясно представлять то, знаком чего является субботний день. А он – знак того, что мы, как народ, реально пересотворены той же силой, которая сотворила наш мир, тем же Словом Божьим. Вот когда мы постигнем это, мы сможем войти в «Его покой» и оставаться в нём чего бы это нам ни стоило.

«Посему для народа Божия еще остается субботство. (Евр.4:9)» — почему для народа Божьего остаётся (необходимо) субботство, как празднование одного дня в неделю?

Простой ответ находится в следующем тексте. «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих.» (Евр.4:10)

Если человек умеет успокаиваться от своих буквальных дел в субботу и доверять все последствия своего «ничегонеделания» Творцу, он сумеет доверить Творцу и свое освобождение от греха.

Более сложный аспект слов Павла находится глубже, «между строк». Павел обращается к тем, кто уже и так празднует субботу (7 день), но пока не понимает главного смысла этого празднования. А смысл в том, что субботний день – это доказательство того, что у Бога есть сила сделать нас народом, который не грешит.

Бог, спасая человека, пересотворяет его. Поэтому если первый смысл субботнего дня – это празднование рождения физического мира, то второй смысл субботнего дня – это празднование нового рождения каждого из нас. Празднование той силы, которая даёт нам способность ходить поверх глубоких вод греха в течение всех дней недели. Шесть дней мы НЕ грешим, а седьмой празднуем свои победы над грехом!

Павел обращает внимание слушателей на то, что для того, чтобы пересотворить человека, Бог использует абсолютно ту же силу, что Он использовал для сотворения мира. Это ключевая мысль 4-й главы!

Поэтому субботний день становится для нас двойным знамением нашей веры:

1) мы верим, что Бог сотворил наш мир за 6 дней

2) мы верим, что Бог сотворил нас заново.

Суббота – это знамение и физического, и духовного (от греха) покоя во Творце.

Поэтому в Евр 3:1 Павел и призывает евреев уразуметь их Первосвященника (Его абсолютную силу, Его абсолютное желание спасти их всех и то, что только Он это может сделать), Который пересотворил их на добрые дела. Теперь им не надо мучиться, спасая самих себя с помощью добрых дел или обрядов, теперь они понимают, что надо успокоиться от своих дел борьбы со грехом, а положиться на дела Христа, то есть войти в Него. Там, в Нём они смогут жить НЕ греша.

Вот, что главное для Павла: именно в субботу мы учимся ничего не делать для себя, успокаиваемся от дел своих и учимся позволять Богу вести нас каждую минуту из этих 24 часов. Проще говоря, мы учимся быть спасенными не за счёт своих дел, а за счёт ведущей нас силы и любви Бога: «Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих (в попытках достичь спасения), как и Бог от Своих» (ведь Бог действительно ничего не делал в этот день). А этот урок мы обязательно перенесём и в остальные 6 дней. Но если в субботний день мы учимся, то в 6 дней применяем полученный урок на практике: не сами себя спасаем, но позволяем Богу спасать нас.

Кто-то может спросить — неужели в субботу нужно только лежать на диване и верить в обновляющую силу Спасителя?

Многие христиане из других деноминаций так и представляют себе субботнее времяпровождение субботников. А некоторые адвентисты даже применяют такой метод на практике. Их редко можно встретить в молитвенных домах по субботам, а если они и были там, то они стремительно спешат к дивану, где можно «упражняться в вере».

Но Библия описывает нам другой способ проведения субботнего покоя. Именно то, что мы делаем в субботу: уходим от суеты мира, глубоко исследуем Слово, молимся, размышляем над духовным, пребываем в духовном общении, служении и является тем путем, идя которым и в обычные дни, мы на практике войдем в Его покой.

Теперь прочтем завершающие слова отрывка:

«Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет.» (Евр.4:11-13)

Почему, завершая свои рассуждения, Павел вдруг делает резкий переход от путешествия в покой к Слову Божьему?

Потому что Оно – Голос Бога! Вспомним предыдущую главу: «Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне…» (Евр.3:7-8)

Дорогие братья и сестры,

верьте Голосу Бога, растворите Его Слово к вам верою и Слово сделает с вами то же, что Оно сделало в первую неделю творения! (Ин.1:1-3; Кол.1:14-17)


Александра Ланц
Александр Дулгер

иллюстрация взята с http://www.inpic.ru/


Дополнительные материалы для размышлений по теме (предоставил пастор С.Молчанов):

Е.Уайт, компиляция «Разум, характер, личность»:

«Христос принял на Себя человеческую природу и перенес ненависть мира, чтобы показать мужчинам и женщинам, что они могут жить без греха, что их слова, их поступки, их дух могут быть освящены для Бога. Мы можем быть совершенными христианами, если проявим эту силу в нашей жизни. Если свет небес будет озарять нас постоянно, мы будем представлять Христа. Именно праведность, явленная в жизни Христа, отличала Его от мира и вызывала к Нему ненависть (Рукопись 97, 1909 г.).»[1888]

Е.Уайт, «Великая борьба»:

«На кристальном море перед престолом, море стеклянном, смешанном с огнем — так сверкает оно от славы Божьей, — собрались «победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его» (Откр. 15:2). Вместе с Агнцем на горе Сион, «держа гусли Божий», стоят сто сорок четыре тысячи искупленных от людей, и слышен шум как бы множества вод и сильного грома, «голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих». Они поют «новую песнь» пред престолом, которую никто не мог научиться петь, кроме ста сорока четырех тысяч. Это песнь Моисея и Агнца — песнь избавления. Никто, кроме ста сорока четырех тысяч, не мог петь эту песнь, ибо эта песнь о пережитых опытах, каких никто не имел, кроме них. Они «следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел». Эти люди, взятые от земли из среды живых, — «первенцы Богу и Агнцу» (Откр. 15:2; 14:2-5). Они «пришли от великой скорби», они пережили такое трудное время, какого не бывало с тех пор, как появились люди; в бедственное время Иакова они перенесли агонию ночи Иакова; они жили без Ходатая во время излития последних судов Божьих. Но они были избавлены, потому что «омыли одежды свои и убелили… кровию Агнца» (Откр. 7:14). «В устах их нет лукавства; они непорочны» (Откр. 14:5) пред Богом. «За это они пребывают ныне пред престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них». Они видели землю, опустошенную голодом и эпидемиями, солнце, имеющее власть жечь людей сильным зноем, они сами переносили страдания, голод и жажду. Но «они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр. 7:15-17)» [650].

Е.Уайт, «Избранные вести», том 3, глава 52:

«Мы никак не можем заявить: «Я безгрешен», пока не изменится наше уничиженное тело и не преобразится в подобие славного тела Христова. Однако если мы постоянно стремимся следовать за Иисусом, то в конце концов обретем блаженное упование и предстанем перед Его престолом без пятна и порока, совершенными во Христе, в одежде Его праведности и совершенства (Знамения времени, 23 марта 1888 г.).»

Е.Уайт, утренние чтения«Отражая Христа» за 23 января:

«Если мы будем жить жизнью Спасителя, побеждая каждое эгоистичное желание, смело и бодро исполняя свой долг перед Богом и ближними, это сделает нас больше, чем победителями. Это приготовит нас к тому, чтобы стоять перед великим белым престолом без пятна и порока в одеждах, омытых и убеленных Кровью Агнца»

Комментарий АСД:

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцем Моим на престоле Его. Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам.» (Откр.3:21-22)

«Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.» (Откр.14:4-5)

«В устах их нет (не найдено): греч. форма глагола, «не найдено» указывает на определенное время расследования или же во время проверки было обнаружено, что 144000 тысячи не имели порока или греха. Это не означает, что они никогда не ошибались, но что через благодать Божию они победили все несовершенства своего характера…

Евангелие Иисуса Христа изменяет греховную природу, ошибающегося человека, который не имеет притворства, поддельности, коварства и греха. » (Комментарий АСД на 14-ю главу кн.Откровение)