Субботняя школа. Поклонение в книге Бытие: две группы поклоняющихся

Библейские тексты для исследования: Быт.3:1-13; 4:1-4; 6:1-8; 12:1-8; 22:1-18; 28:10-22; Титу 1:2

Памятный текст: Истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. (Быт.28:16,17)

1. Благословенные уроки о поклонении, т.к. это естественный ответ оправданного сердца, (о чем мы говорили в прошлом квартале), на милость Божью.

Памятный текст говорит о том, что поклонение начинается с понимания того, что Бог присутствует в твоей жизни. Иаков начинает учиться постоянному осознанию присутствия Бога в жизни. Он думал, что Бог с его отцом – патриархом, что Бог у жертвенников, на которых отец приносил жертвы. Но, оказывается Бог с ним, в этом поле.

Для молодого Иакова нелегко пережить то, что он переживает в данный момент. Он обманул отца, навлек на себя гнев брата, готового посчитаться с ним. Приходится уйти из дому, неизвестно на какой срок.

И вдруг Господь приходит к нему, ни в чем не укоряя. Господь ни словом не напоминает об обмане, Он укрепляет Иакова в вере, что Он будет с ним, он вселяет надежду, какая милость Божья.

Увидев эту милость, Иаков начинает поклоняться Господу.

Бог иногда встречает нас там, где мы Его не ждем.

2. Слово поклонение в Библии означает — поклоняться, делать низкий поклон.

Низкий поклон не из раболепия, не из животного страха, но из любви. Это и есть библейское поклонение.

Поклонение в Едеме, на мой взгляд выражалось в следующем: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам [сие] будет в пищу; (Быт.1:28,29)

И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его. И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь. (Быт.2:15-17)

Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Быт.2:24)

Поклонение это признание власти Господа. Принятие Его воли, выраженной в Его слове.

2.1. Ослушавшись Бога и послушав дьявола, Адам, по сути, поклонился дьяволу. Но Господь, в Своей милости, не отверг Адама, решив вернуть его сердце.

3. Каин принес Богу «отчет о проделанной работе».

Красота наших жертв, наших богослужений, духовной работы, лишена пред Господом всякой ценности, если лишена веры в кровь Христа. Только вера в кровь Христа очищает нас и наши усилия. Каин противился этой благой вести.

Но и его Бог не спешил отвергнуть, давая ему шанс.

3.1. У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа. (Быт.4:26)

Прежде верные поклонялись Богу, но по мере увеличения населения на земле разница между двумя группами людей становилась все заметнее. Одни открыто исповедовали свою преданность Богу, другие выражали презрение и не повиновались Ему. (Е.Уайт, Патриархи и пророки, с. 80)

Как и его старший брат, Сиф родился во грехе, но по милости Божьей он всем сердцем воспринял мудрые наставления; данные ему отцом, и искренне почитал Бога, исполняя Его волю. Он отделился от развращенных потомков Каина и трудился так, как трудился бы Авель, если бы был жив, стремясь обратить сознание грешных людей к благоговейному почтению и послушанию Богу. (Е.Уайт, патриархи и пророки, с. 58)

Таким образом, поклониться Господу, значит, отделиться от развращения.

3.2. Каин поник, но не поклонился.

Гордыня склоняет голову, но не сердце.

4. Почему Ной обрел благодать?

Потому что, выйдя из ковчега, он помнил, прежде всего, о жертве, как о единственной причине милости Бога к нему.

Бога это очень обрадовало.

5. В Быт 22 Бог требует от Авраама того, о чем Авраам даже не мог подумать – принести в жертву сына.

Человек, живущий по букве, ничего бы не понял.

Но Авраам, живя по духу, т.е. слыша Господа, зная Его, Его голос, проявляет послушание.

Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. (Иоан.10:27)

Все наше спасение, поклонение, заключено в одном, в знании Господа, слышаньи Его голоса, что является результатом очень тесных, не формальных, открытых отношений.

5.1. На горе Мориа Авраам и Исаак, как никто другой из жителей земли, пережил голгофскую трагедию Отца и Сына. Он, не только узнал, но и пережил, что значит отдать единородного, любимого и единственного.

Разница в том, что ножь Авраама был остановлен.  Отец не остановил казнь Сына.

Поэтому, напоминая об опыте Авраама на горе Мориа, Иисус говорит: Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. (Иоан.8:56)

6. Сейчас в церкви ведется программа «вернись домой». История Иакова ярчайшее пособие по этой программе. Бог 20 лет возвращает Иакова домой, терпеливо, милостиво, любя.

Да даст нам Господь, так же позаботиться о возвращении в церковь ослабевших на путях веры.

Пастор Сергей Молчанов

Иллюстрация: http://www.liveinternet.ru/users/stephanya/post154155843/