Впервые педагоги-христиане и чиновники Министерства образования Украины за «круглым столом» вместе рассуждали о духовной составляющей учебного процесса
6 июля в зале заседаний МОНмолодспорта 25 педагогов-христиан, директоров христианских школ, руководителей христианских педагогических ассоциаций вместе с чиновниками Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины четыре часа рассуждали о духовной составляющей образовательного процесса в рамках Круглого стола «Педагог-христианин в современной школе». Диалог инициирован Общественным советом по вопросам сотрудничества с церквями и религиозными организациями при МОНмолодспорта и состоялся при активном содействии христиан-демократов (ХДС), а также общественной организации «Альянс христиан-профессионалов».
Целью диалога стало установление дружественных взаимоотношений между чиновниками министерства и педагогами-христианами для консолидации усилий в решении насущных проблем, пока не нашедших конструктивного решения. В частности, участники Круглого стола настаивали на уравнивании в правах светских и христианских учебных заведений; защищали право выпускников христианских школ и вузов получать документы государственного образца в своем учебном заведении; говорили о необходимости борьбы с проникновением оккультизма и язычества в учебники и программы общеобразовательных школ, а также рассуждали о возможности педагогов-христиан противостоять снижению общего уровня нравственности и морали в современных школах через оказание духовно-педагогической помощи детям и их родителям. Лидер ХДС Владимир Марущенко сообщил по этому поводу, что сответствующие законопроекты уже несколько раз подавались на рассмотрение Верховной Рады, но всякий раз были отклонены. В настоящее время ХДС совместно с другими партиями готовит обновленную редакцию этих законопроектов для новой подачи. Он предложил работникам школ и родителям школьников направлять предложения и пожелания по данному законопроекту в центральный или региональные офисы ХДС.
Поднимались также острые вопросы относительно выполнения Указа Президента о преподавании христианской этики. Звучит парадоксально: в независимом государстве закон, принятый одним Президентом и затем поддерживаемый двумя следующими главами державы, на местах внедряется крайне медленно из-за нежелания некоторых чиновников его исполнять! Присутствующие приводили конкретные примеры явного или завуалированного противостояния преподаванию христианской этики со стороны некоторых директоров школ или представителей местных властей. «Они ведут себя так, будто в другом государстве живут», — заметил по этому поводу заместитель главы Общественного совета Юрий Решетников. Тем не менее, закон, принятый еще в 2004 году остается в силе и нуждается в единственном: чтобы его исполняли. Никаких дополнительных законодательных актов для преподавания в школе предметов духовной направленности не требуется.
Были и вполне конкретные вопросы. «Один из представителей местной власти направил директору школы документ, в котором тому предписывалось «пускать в школу только представителей господствующей религии». Что это за терминология такая и когда, какая церковь в Украине получила этот статус?» — спрашивала Анна Кацова, возглавляющая Сумскую областную АПХ. Разъяснение представителя МОН Раисы Евтушенко было следующим: в Украине все церкви и конфессии равноправны. Преподавать христианскую этику может представитель любой христианской конфессии, прошедший специальное обучение и имеющий соответствующий документ об образовании. Все, что необходимо для того, чтобы в конкретной школе начали преподавать этот предмет — пакет заявлений от родителей учеников с просьбой ввести в данной школе изучение христианской этики.
По поводу учебников и подготовки преподавателей христианской этики Светлана Фомина, возглавляющая комиссию по преподаванию христианской этики МОН сообщила следующее: на сегодняшний день в Украине напечатано достаточное количество учебников для 5-6 и старших классов, которые прошли проверку комиссии, признаны удовлетворительными и рекомендованы МОН к применению в школах Украины. Преподавателей готовят три крупных вуза: Украинский католический университет (Львов), Острожская академия и множество различных учебных заведений на местах. В некоторых педагогических вузах студенты имеют возможность во время прохождения магистратуры приобрести специальность «преподаватель христитанской этики» одновременно с получением диплома об основной профессии.
Достаточно остро обсуждался вопрос морального облика учителя-христианина. Учитель — звание, уже само по себе требующее от человека достойного поведения, высокой образованности и духовности. Тем более образцовым во всем должен быть учитель-христианин, носитель высшей миссии и в школе, и в мире. Лидеры школ и ассоциаций педагогов-христиан настаивали на том, что педагогам-христианам как воздух необходимы не только методические семинары, но и духовно-основополагающие конференции для собственного возрастания и для взаимного обогащения опытом духовно-просветительской работы, служения ученикам и их родителям. Нужно перевести современного учителя из категории «бесплатного приложения» к учебнику, озвучивающего записанные в нем фразы — на приличествующий ему уровень носителя высокой духовной истины и глубокой научной мысли, как это и было изначально.
Нужно отметить,что процесс обсуждения предложенных к рассмотрению вопросов был достаточно активным, хотя общение несколько сдерживало то, что многие из участников встретились впервые. Некоторые, по их признанию, даже не догадывались о существовании друг друга, хотя долгие годы занимались решением одних и тех же проблем. Для многих стала открытием информация о том, что в Украине действует более пяти педагогических ассоциаций (например, МАХШ трудится в этой сфере уже более 20 лет, регулярно проводит курсы, семинары и конференции, фестивали для школьников и т.д.); что изданием учебников по христианской этике и некоторым другим предметам для христианских и общеобразовательных школ занимаются несколько издательств, полностью восполняя заявленную потребность. В общей сложности, в Украине — при церквях или самостоятельно — действуют около 20 частных школ, открытых христианами различных конфессий, а в школах и учебных заведениях работают более 2 тысяч педагогов-христиан. Количество христиан, избирающих профессию педагога растет, и это обнадеживает: ведь христиане, в большинстве своем, стремятся донести юному поколению вечные истины не только словесно, но и примером собственной жизни, что для детей, остро чувствующих искренность или фальш, намного убедительнее.
В завершение Круглого стола его участники договорились о создании рабочей группы по подготовке Всеукраинской конференции педагогов-христиан и разработке документов Всеукраинского Альянса педагогов-христиан, который объединит действующие сегодня в Украине Ассоциации педагогов-христиан и христианские школы, а также позволит объединить педагогов-христиан, работающих в государственных и частных учебных заведениях ради реализации конституционного права каждого гражданина Украины на получение образования в соответствии с собственными религиозными убеждениями и воспитания поколения, способного жить и действовать в контексте базовых общечеловеческих ценностей — мира, добра и взаимопонимания.
информационное агентство AlfaPRESS
Комментарии (3):
Ирина
| Ссылка на комментарий
Статья очень понравилась.Были подняты важные вопросы для нашего общества.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
дорогая Ирина!
за последнее время Вы оставили половину всех комментов на сайте. не все они имеют равнозначную информационную ценность.
посему прошу Вас:
1) комментить реже, более развернуто и конкретно,
2) наконец, выполнить намеченное Вами же дело и прислать мне свои стихи.
спасибо
благодарю за понимание
Милана Игоревна
| Ссылка на комментарий
Уважаемое министерство образования Украины! Обратите внимание на учебник Англ.языка для 2 класса- О.Д.Карпюк,2002 год.Ответьте , как ребёнок, который начинает изучать иностранный язык может сразу читать слова? Где алфавит? Буквы изучаются на с начала алфавита, а в хаотичном порядке. Такая же обстановка происходит и с учебником Укр.языка-О.Н.Хорошковская, Г.И.Охота,2010 год. с первых страниц, ребёнок обязан читать.Как? Мы живём в Крыму и разговариваем с рождения на русском языке. Убедительная просьба, продумайте программу образования для Крыма, учитывая то, что КРЫМ- многонациональный , и образовательный процесс обязан проходить в этом регионе по новой, более доступной программе. Родители Крымских школ, г.Симферополя, Евпатории, Саки, Керчи, Севастополя