Культура злословия

20-08-2011, комментариев 56

В Украине этот грех имеет характер эпидемии.

Профессиональная этика забыта. Вы, наверное, замечали, как часто врач, услышав о диагнозе, поставленном коллегой, спешит очернить последнего перед пациентом.

В семьях идет тяжелая борьба за первенство. Стремясь «поставить друг друга на место», мужья грубят, жены язвят. Родители боятся делегировать ответственность детям, не желая потерять контроль. Дети пренебрегают родительским опытом; все вместе унижают бабушек и дедушек.

Позавчера молодая девушка, проходя мимо на улице, говорила по телефону: «Им надо сказать: Да подпишите мне (матерное слово) эту бумажку! Потому что иначе не подпишут!» Она уверена, что это лучший метод решения вопроса.

СКОРЫЙ СУД

К сожалению, даже церковь не свободна от злоречия. Верующий знакомый с чувством полной уверенности в своей правоте рассказал такой случай. Его дочь учится в средней школе. Ее учительница истории привела на уроке свидетельства об одном короле, которые ее начитанный папа — наш рассказчик — был готов опровергнуть. Но важнее его реакция, выраженная во фразе: «В школе ничему хорошему не учат. Не уверен, что моим детям нужно туда ходить. Я сказал дочери, что учительница ничего не знает и чтобы дочь дала той книжку об этом короле, которая откроет учительнице глаза».

Дело не только в том, может ли учительница ошибаться. Может ли ошибаться дочь, передавая ее слова. Может ли наш брат, занимающийся евроремонтами, с полуоборота учить дипломированного историка. Может ли истфак выпускать не только отличников. Могут ли зарплата и соцпакет школьного учителя привлекать хороших специалистов. Папина реакция преподала дочери более важный урок: Взрослые ничего не знают. Их авторитет ничего не стоит. Кто бы ни стоял перед тобой, его можно хаять, не выбирая выражений. За глаза и в глаза. И как горько будет отцу, когда завтра такое высокомерие и самоуверенность его дочь проявит к его словам и его личности.

Пасторов мы злословим со знанием дела, годами, при детях и внецерковных родственниках. Потом удивляемся, что дети и родственники не хотят посещать нашу церковь.

Нас коробит матерщина через слово. Критиковать молодежь — нет слаще темы. «Ну, мы в их возрасте такими не были!» При этом в церкви и дома, на работе и на досуге, с друзьями и родными, соседями и коллегами наши слова постоянно сообщают о высокомерии, неуважении к себе и другим, безответственном и аморальном личном примере, презрении к нормам и циничном пессимизме.

А РАЗВЕ ЕСТЬ ПРИЧИНЫ ДУМАТЬ ПО-ДРУГОМУ?

С наслаждением обвиняем других в своих грехах: евреи вылезли нам на шею, русские 300 лет угнетали украинцев, мигранты у нас «понаехавшие», американцы тупые, немцы скупые, японцы жестокие, а представители менее могущественных наций и рас вообще не люди. Это чурки, черти, вахи, чучмеки, зверьки, черные… Хаос, бескультурье и эгоизм украинского общества приписываются кому угодно. Главная же причина всех бед — всемирный жидо-масонский заговор.

При этом Библия ставит знак равенства между словом и делом: «кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф. 5:22). Писание пестрит примерами, когда человек оправдывался или осуждался от своих слов. Насмешка Хама над отцом привела в рабство миллиарды его потомков. Иов оказался прав, когда в страшную годину не сказал ничего неразумного о Боге. Самей пожал проклятие, потому что злословил помазанника Господня.

Грех злоречия, сопровождающий нечестивые поступки, проходит рефреном через послание Иуды:

7 Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, —

8 так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти. (высокомерие, блуд, пренебрежение к авторитетам, злословие)

9 Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь». (смирение, самообладание, благородство)

10 А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя.

14 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих —

15 сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».

16 Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. (ропот, самоугождение, самопревозношение, спесь)

17 Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.

18 Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. (критиканство как прикрытие своей распущенности)

19 Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

КАКОВА ЖЕ АЛЬТЕРНАТИВА?

20 А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере  вашей, молясь Духом Святым,

21 сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.

24 Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости,

25 Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.

Слова христианина должны выражать веру, любовь, милость, самообладание и непорочную радость.

ДЕЛИКАТНЫЙ КАМЕНЬ

Погоди, скажут мне. Чему радоваться, если все плохо? Теперь что, и замечание сделать нельзя? Я что, черное белым должен называть?

Обратите внимание на два образа, которыми Мессия описывает Себя в книге пророка Исаии: «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит» (42:3) и «Я держу лице Мое, как кремень, и знаю, что не останусь в стыде» (Ис. 50:7). Трудно представить себе человека, который бы соединял изысканную деликатность с несгибаемой стойкостью. Но Христос заявляет, что Он может проявлять чуткость и такт, в то же время не давая Собой манипулировать. Очень ярко это проявилось во время суда над Христом. Когда слова были лишними, Он просто молчал. Когда Его ударили по щеке, Он спросил: «За что?» Когда Пилат пытался Его запугать, Христос сказал только, что власть прокуратора над Мессией дарована ему не Иерусалимом или Римом, а Небесным Отцом.

И предыдущие три года Христос не молчал. Причем высказывался Он куда жестче, чем максималист Павел, к примеру. У Павла светские силовики — Божьи слуги, и просил он суда цезаря в надежде на оправдательный приговор. По словам же Христа, земные владыки ищут только власти и самообогащения, а обращаться в светский суд нет смысла, потому что там тебя обдерут как липку. Павел советовал жениться, чтобы не разжигаться, а Христос говорил, что один похотливый  взгляд — все равно что ночь в чужой постели.

Христос произнес массу суровых обличений, а проклятий в Его речи было не меньше, чем благословений. Он за глаза назвал Ирода лисой, рискуя тем, что посланцы донесут на Него, а при встрече с царем вообще не удостоил его беседы. В диспутах с книжниками и фарисеями игнорировал их комплименты, хотя прилюдная похвала уважаемых людей польстила бы любому. В короткой проповеди Он восемь раз провозгласил им проклятие («горе вам!»), назвал их лицемерами, слепыми вождями, худшими сына геенны, безумцами, окрашенными гробами и змеиным отродьем. Иоанн Креститель говорил не менее резко, но исключительно в глаза обличаемым.

ПРАВО НА КРИТИКУ

Что же получается? Им можно ругаться, а мне нет? Они после этого святые, а я нечестивый? Как мне выразить накопившийся на греховный мир гнев?

Часто наш гнев понятен и объясним. И наш Господь, и праведники говорили резкие обличения. Но их поносили незаслуженно. Мы же часто критикуемы за дело. Большинство библейских праведников не защищало себя и не злословило в ответ. Даже в Ветхом завете, когда Бог разрешал самозащиту, многие из пророков погибали от рук нечестивых, сказав лишь «видит Господь и да взыщет!» (2 Пар. 24:22). Когда Христос критиковал лицемеров, Он хотел их спасти, а не добиться их признания ценой компромиссов.

Не всякому человеку Библия разрешает критиковать других. Если кто-то выше тебя по статусу, поносить его считается геройством. Вон, мол, какой смелый! В реальности же критики в лицо почти не бывает. Как правило, за глаза критикуем сильных и открыто «кусаем» слабых. Наше недовольство вышестоящими лицами чаще всего не выливается в реальные действия. Поточили лясы, потешили свое «я», выпустили пар — и разошлись. Сегодня многие политологи предостерегают против увлечения протестными акциями, потому что проявление стихийного недовольства — отличный повод власти критиковать оппозицию, мол, там одни сторонники насилия без всякой конструктивной программы. Даже в миру признают, что и возмущаться надо уметь.

А Библия советует десять раз подумать, прежде чем поливать грязью и земные власти. Как мы увидели на примере с учительницей,  злословие и  критиканство подрывает моральные устои, уничтожает авторитеты и разлагает общество. Земной порядок призван указать нам на порядок небесный, приучить к дисциплине и уважению. Писание призывает чтить царя, уважать церковное братство, почитать родителей, повиноваться мужу. И если эти призывы режут наш слух, значит, светская пропаганда разложила наше мышление, и нам нужно в покаянии преобразоваться обновлением нашего ума, а не спешить всюду городить свое неприкосновенное мнение.

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КУЛЬТУРУ ЗЛОСЛОВИЯ?

  • говорить только проверенные факты.
  • по возможности говорить их в лицо обличаемому.
  • развивать культуру — веры, любви, милости, самообладания и непорочной радости.

Максим Балаклицкий

Иллюстрация: http://motivators.ru/sites/default/files/imagecache/main-motivator/motivator-19104.jpg


Рубрика: Библейские исследования, Образ жизни

Комментарии (56):

  • Славик Анпилов

    |

    «21 сохраняйте себя в любви(к другим..) Божией, ожидая милости(ко мне) от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.» Спасибо..


  • Славик Анпилов

    |

    «Могущему же соблюсти вас от падения..» Может все-таки.. а почему же я тогда падаю.. в сознательных грехах..


  • Славик Анпилов

    |

    «Единому Премудрому Богу…» — вот Он какой.. «Спасителю нашему» — спасителю моему.. личному.. — что же я такого сделал что меня надо было спасать?


  • Славик Анпилов

    |

    прочитал.. есть над чем задуматься… Очень благодарен за участие в моем спасении..


  • Sergey

    |

    Очень актуальная статья.Это проблема не только Украины,всего человечества.Один мой знакомый,всегда отвечал в таких случаях.»Смотрите сначала за собой».Чему учил и Иисус о сучке и бревне,чего и всем желаю.


  • yura

    |

    Дякую за статтю, дійсно є над чим подумати. Тема актуальна на сьогодні так як створює проблему у суспільстві. Тут потрібно найти розуміння щоб не падати то в одну то в іншу крайність.


  • yura

    |

    Мав на увазі що критика може бути але не за для критики чи щоб випустити пар і т.д. а як об’єктивна, справедлива. Безумовно можна заперечити ну в кожного може бути своя «правда». Дивлячись який мотив і на які принципи опирається в критиці. Якщо на Господні де є розуміння що справедливе а що ні. Хоча і тут потрібно бути уважними бо можливо помилитись не знаючи всіх обставин і не маючи повної картини. Ісусу Христос бачив серце людини тому Його критика була завжди справедливою. Лук.9.47. І інша крайність взагалі не реагувати ні на що, бо можливо як би сказав то відвернув б людину від помилки, поганих наслідків і т.д. Безумовно такі плоди Духа як любов, співчуття, терпеливість, милосердя, мир і т.д. повинні бути присутніми і не «затертись» в повсякденні.


  • Петров Александр

    |

    В церкви есть такие «кадры»,что покритиковать их в глаза выльется,что не будут ходить долгие месяцы и всем будут говорить,что из за тебя не ходят.


  • Руслан

    |

    Слишком сильно многие уверовали в догмы АСД.А имеет ли право Генеральная конференция утверждать на 100% что сформулировала непререкаемую истину.?


  • Др.

    |

    Истина — это то, что Бог назвал истиной. И если Бог назвал истиной то, что приняла ГК, то это таки является 100% истиной, не важно, кто и что себе думает по этому поводу.
    А имеет ли право..видимо имеет, если утверждает.
    Ты, Руслан, я смотрю, никак себе покоя не найдешь..весь в сомнениях, как в медалях.
    Помогает тебе это быть ближе к Богу? или ты таким образом просто просишь людей о помощи?


  • руслан

    |

    Др. Вы можете назвать хоть один случай чтоб то, что ГК назначили истиной Бог подтвердил как 100% истина?


  • руслан

    |

    Сомневаться в том что не может претендовать на 100% достоверность- это нормальный подход. Ибо огромная глупость и смертельная опасность надеяться не на Бога а на свои или чужие домыслы.


  • руслан

    |

    Теперь касательно цели моих посланий. Мне обидно и больно за людей имеющих доступ к спасению и так пренебрежительно относящихся к дарами Бога. Уже более 100 лет как АСД имеет всё необходимое для победы, но из-за не серьёзного отношения
    к вопросу спасения тормозит второе пришествие.


  • Максим Балаклицкий

    |

    руслан,

    покажите на основании Библии, что Адвентистская церковь

    из-за не серьёзного отношения
    к вопросу спасения тормозит второе пришествие


  • руслан

    |

    Максиму. На примере Библии будет долго, а вот на трудах Уайт и комментарии АСД на книгу Откровение будет покороче.


  • Максим Балаклицкий

    |

    руслан,

    я выбираю долгий путь )

    хотя бы 1-2 цитаты, плиз

    и опровергните, скажем, позицию, что на самом деле Бог ждем совершения евангельского свидетельства миру (об этом здесь http://www.asd.in.ua/archives/1188326454)


  • руслан

    |

    Если бы все, кто исповедуют имя Его, приносили
    [70]
    плод, как скоро весь мир был бы засеян семенами Евангелия! Скоро созрела бы последняя великая жатва, и Христос пришел бы собрать драгоценное зерно.(НУХ стр70)


  • руслан

    |

    Максиму. Как всем известно АСД в Библии показано Лаодикией. Так же всем известно, что Христос не может выйти из святилища пока не будут запечатлены те кто может быть запечатлён. Поэтому вполне понятно кто тормозит дело.


  • Др.

    |

    Вы можете назвать хоть один случай чтоб то, что ГК назначили истиной Бог подтвердил как 100% истина?

    Вопрос неправомерный.
    Если церковь есть собрание святых. и если «там, где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них», то по определению любое решение, принятое на совете святых в присутствии Христа, является истиной.
    По поводу пришествия — я вам уже кажется говорил, что Христос прийдет, когда мера беззакония переполнится, и это определяющий фактор, а вовсе не готовность или неготовность кого-то? Смотрите трехангельскую весть — там все именно об этом.


  • Руслан

    |

    Ведомые Богом, но не безгрешные. — Мы не должны допускать мысли о том, что мы располагаем всей истиной, что нам понятны основания нашей веры и на этом знании мы можем успокоиться. Истина не стоит на месте и мы должны ходить в ее возрастающем свете.

    Один брат спросил у меня: «Сестра Уайт, Вы уверены, что мы должны сами доходить до понимания истины? Почему мы не можем взять истины, собранные другими, и поверить им, поскольку эти темы уже изучены, а затем свободно пойти дальше, не напрягая силы нашего ума на освоение [34] пройденного? Неужели Вы думаете, что мужи, обнаружившие данную истину в прошлом, не были вдохновляемы Богом?»

    Я бы не дерзнула сказать, что Бог их не вел, ибо один лишь Христос наставляет на всякую истину; но когда дело касается вдохновения в самом полном смысле этого слова, то я отвечу «нет». Я верю, что Бог поручил им выполнить определенную работу, но если они не посвящены Богу во всякое время, то вплетут индивидуальные черты характера в то, что делают, и наложат свой отпечаток на работу, формируя религиозную жизнь людей по своему образцу. Мы находимся в опасности, если полагаемся на человека. Нам следует искать опору в руке Всемогущего и Вечного. Бог уже не один год открывает нам это. В наших сердцах должна быть живая вера и нужно тянуться к большему знанию и большему свету (Ревью энд Геральд, 1890, 25 марта).(Советы авторам и редакторам стр 34)


  • Руслан

    |

    Теперь что касается вопроса 2 пришествия .Конечно я соглашусь что пришествие будет после наполнения меры беззакония, но в чём это будет выражаться?Всем известно чем будет ознаменовано запечатление.Появятся люди переставшие грешить которые будут укором остальным .Тогда в кротчайшее время человек либо подтянется до положенного уровня либо примет решение идти своим путём к смерти.


  • Др.

    |

    Да, похоже мы понимаем под истиной разные вещи.

    Есть такое понятие. как ситуационная истина — т.е. какое-то решение, которое Бог благословляет. И хотя оно не является идеальным, но это тем не менее решение, имеющее Божьее благословение.

    А вы говорите, как я понимаю, об абсолютной полноте истины. Но полноты истины в природе не существует, поскольку существуют ситуационные благословения. Поэтому истина — понятие не статичное, а динамичное. То решение, которое Бог благословил — со всеми его плюсами и минусами — и есть истина для настоящего момента. И если кто-то откажется это решение выполнять, на том будет грех, потому что Бог благословил это решение. Решение, которое принимали святые.

    То же самое по поводу безгрешности.
    Есть такое понятие, как невменяемый грех. Не слышали о таком? Его еще называют Евангелием.
    Вы можете очень долго бороться со своими грехами и даже думать, что что-то там победили — проблема однако в том, что если вы действительно грешны, то Бог вас не слышит. И соответственно, вы и понятия не можете иметь, насколько вы грешны и в чем именно — и если только Бог вам этого не откроет, то вы никогда об этом и не узнаете. А с чего бы Бог открывал вам что-то, если вы грешны и Он вас не слышит? Улавливаете идею?
    Т.е. без принятия Евангелия тут никак не обойтись — никаких иных процедур Бог не предлагает. А Евангелие — это невменяемый грех. (О котором вы, судя по всему, и слышать не хотите).

    Ну а если Бог вас слышит и отвечает вам, то вы в таком случае наговариваете на себя и называете нечистым то, что Бог уже очистил.

    Какой из этих двух вариантов более всего соотвествует вашей концепции, вашему миропониманию?


  • Руслан

    |

    1.Вот я и говорю что зачастую нынешние решения ГК не соответствуют истине для настоящего времени.
    2.Перед 2 пришествием истинный народ Бога выработает стиль поведения при котором они научатся не грешить никогда.Соответственно и не будет уже нужды в ходатайственном служении Христа


RSS канал Следите за поступлением новых комментариев к этой статье через RSS канал

Оставьте свой комментарий к статье:

Для форматирования своего комментария (жирный, курсив, цитата) - выделите курсором текст в окне комментария и нажмите одну из кнопок форматирования [B, I, Quote].
Если вы желаете исправить свой комментарий или удалить его, напишите нам в редакцию.
Ознакомьтесь с нашими правилами публикации комментариев.

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"