Интернет-газета «Путь» открывает рубрику «Рецензии»
В русскоязычной протестантской прессе есть большой недостаток – ОТСУТСТВИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА культурной продукции, в первую очередь, КНИГ И ФИЛЬМОВ.
Причины этого лежат на поверхности. Церкви 70 лет были заняты выживанием, лишены доступа к высшему образованию и возможности иметь свою периодику, поэтому не могли обращать внимание на такие «мелочи».
Чтобы объяснить себе и единоверцам такое положение вещей, гонимые «сектанты»
— подчеркивали «некнижный» характер первоапостольской церкви. Что, конечно, было правдой лишь отчасти, ведь члены этой церкви написали Новый завет — четвертую часть Библии; из христиан, упомянутых в переписке апостолов с общинами, многие принадлежали к высшим слоям общества и, без сомнения, были хорошо образованны – Павел, Манаил, Никодим, Сергий Павел, Публий, Иоанна, жена Хузы, эфиопский вельможа и другие;
— акцентировали особую любовь Христа к «рабочему классу», ведь «Он поставил во главе Своей Церкви рыбаков», а не профессуру. Шаткость этой идеи показывает приведенный в предыдущем пункте ряд имен, кстати, далеко не исчерпывающий, если обратить внимание на фразы типа «из начальников многие уверовали в Него», «уверовало великое множество Иудеев и Еллинов», «уверовали… великое множество, и из знатных женщин немало», «многие из них уверовали, из Еллинских почетных женщин и из мужчин немало», «приветствуют вас все святые, а наипаче из кесарева дома», и т.п.;
— осаждаемые атеистической пропагандой, лишенные возможности адекватно конкурировать с ней, общины замыкались в своем сообществе и провозглашали неконтролируемые церковью каналы коммуникации греховными по своей сути. Например, пресвитер мог дежурить у входа в сельский клуб, чтобы не допустить на просмотр кинофильма подростков и молодежь из христианских семей. При этом спустя 20 лет после развала СССР атмосфера многих общин несет на себе явный отпечаток советской культуры, многие верующие тоскуют по советскому «порядку», а запрещаемые тогда фильмы стали для многих христиан «культовыми» кинокартинами для семейного просмотра;
— утверждали, что «мы ходим верою, а не видением», «знание надмевает», «суждение и осуждение близки», в размышлении подозревали умствование и более всего ценили умение воспроизводить библейский текст слово в слово. При острейшем дефиците Библий проповедь могла сводиться к перечитыванию библейских цитат с минимальными дополнениями. Авторский взгляд, стиль, подход был чем-то абсурдным. Кагебисты могли увести проповедника в наручниках прямо из-за кафедры; в таких случаях бывало, что пресвитер брал оставленный арестованным конспект и продолжал проповедь с прерванного фрагмента.
Сказанное призвано убедить читателя, что редакция интернет-газеты «Путь» восхищается героическим прошлым постсоветских церквей и уверена в искренности намерений наших духовных отцов.
С такой же определенностью беремся утверждать, что
ВРЕМЯ СТАВИТ НОВЫЕ ЗАДАЧИ
Церковь не имеет права проигрывать на интеллектуальном поле. Мы не можем рассчитывать свою проповедь на людей, не задающих вопросов и не ведающих сомнений. В культурной сфере чрезмерная корпоративная солидарность играет с нами злую шутку: всякая «наша» книга – кладезь истины, всякая «ненаша» – как минимум подозрительна, без нее можно (и, в принципе, стоило бы) обойтись, а как максимум – еретична и инспирирована нечистым духом. С фильмами, видео, музыкой неопределенности еще больше.
КАК верующему горожанину с высшим образованием СОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ИНФОРМАЦИОННОМ МОРЕ? Вариант превращения в «человека в футляре» не принимается. Не были «людьми в футляре» и адвентистские пасторы 1920-х годов, по широте эрудиции и общественной активности опережающие и многих наших современников (см., напр., книги А. Опарина «Желтая река», «Когда плачут сосны», «Победившие время…»).
Надеюсь, не доживем и до образования чего-то типа католической инквизиции, решавшей за мировую церковь, что читать и как думать.
Остается проверенный способ – правильно использовать демократическую, коллегиальную структуру протестантской церкви. Развивать навыки если не критики, то оценки и анализа культурной продукции, хотя бы внецерковной. И лучшего места для этого, чем пресса, не найти.
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕКСТАМ ДЛЯ РУБРИКИ «РЕЦЕНЗИИ»
1) Они должны оценивать культурные продукты – книги, периодику, фильмы, музыкальные альбомы и прочее, – а не события и устные высказывания (для этого существуют другие жанры: репортаж, интервью, очерк, статья…).
Спектакль, концерт, поэтический вечер также являются культурными продуктами. Однако их общественная роль и влияние несравнимы с ведущими информационными каналами, где главный интеллектуальный вес имеют всё те же книги и видеоданные. Адвентисты проводят не так уж много концертов и почти не посещают их за стенами молитвенных домов, однако в массовом порядке читают (всей душой в это верим) и непременно что-то смотрят.
Количество посетителей спектакля или вечера ничтожно в сравнении с читательской аудиторией бестселлера (например, книга Рика Уоррена «Целеустремленная церковь» издана тиражом в 90 миллионов экземпляров и стала второй – после Библии – продаваемой книгой в США) или зрительской аудиторией популярного кинофильма («Страсти Христовы» 2004 года стали одним из главных кинособытий десятилетия, фильм «Иисус» 1979 года показан свыше шести миллиардов раз в 228 странах мира и переведен почти на тысячу языков).
2) Они должны быть конкретны и доказательны. Излагать в первую, вторую и третью очередь факты, а не эмоции рецензента. Содержать оценку и анализ, т. е. одинаково спокойно и доброжелательно выявлять сильные и слабые стороны книги или фильма. Пока же протестантская пресса на постсоветском пространстве наполнена либо рекламными материалами, где равно восторженно характеризуется и шедевр, и совершенно проходная вещь, либо пространной хулой в адрес неназванных авторов неназванных произведений. И тот, и другой подход делает предметный разговор невозможным, а ведь именно такое изложение материала является убедительным для грамотного человека. Способность адвентистов в сдержанной манере показывать библейское обоснование своих взглядов является важнейшим фактором их богословского и, как результат, миссионерского успеха.
3) Рецензия не может претендовать на пересмотр библейских доктрин. Для анализа церковного вероучения есть другое время и место.
4) Рецензенты должны быть готовы в цивилизованной дискуссии защищать свою позицию. Цивилизованная дискуссия подразумевает равенство собеседников и их взаимное уважение, отсутствие админресурса и «телефонного права», прозрачность аргументации и уравновешенность высказываний. Если рецензент считает свое мнение истиной в последней инстанции, лучше ему не браться за написание отзыва.
Девизом этой рубрики да будут слова: «надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».
Адрес рубрики: https://www.asd.in.ua/archives/category/reviews
Фото: http://favea.net/files/images/reference/laboratore/03.jpg
Комментарии (11):
Александр Мещеряков
| Ссылка на комментарий
Очень благодарен за статью. Поддерживаю.
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
кстати, пастор Александр Мещеряков частенько рецензирует фильмы в своем блоге http://www.asd.in.ua/goto/http://meshcheriakov.livejournal.com/
MarynaChala
| Ссылка на комментарий
Благодарю Господа за чудесную идею… Было бы замечательно почитать христианские рецензии на произведения школьной программы по мировой и украинской литературе
Марина
| Ссылка на комментарий
Спасибо! Очень нужно! Актуально! Вы молодцы!
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
русскоязычные протестанты, регулярно выступающие в жанре рецензии:
Микола Малуха http://religo.ru/author/malukha, http://jesfor.livejournal.com, другие СМИ
Андрей Суховский — http://sukhovskiy.blogspot.com
Михаил Черенков — http://cherenkoff.blogspot.com и другие СМИ
Валентина
| Ссылка на комментарий
Спасибо, замечательная идея! Нужные ссылки.Вы абсолютно правы-В русскоязычной протестантской прессе есть большой недостаток – ОТСУТСТВИЕ НАВЫКОВ АНАЛИЗА культурной продукции, в первую очередь, КНИГ И ФИЛЬМОВ.
Валентина
| Ссылка на комментарий
Ой, промахнулась с цитатой )
владимир
| Ссылка на комментарий
а на христианские книги адвентистов можна
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
владимир,
можна
культурный шок
| Ссылка на комментарий
УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ
Перелом Сознания
| Ссылка на комментарий
Что плохо,брат,Культурный Шок?Где болит,что ты так взвыл?