Вопрос пастору: О законе исполнения человеком шаббата в Книге Бытие ничего не сказано. Но вы все же верите, что заповедь шаббата была дана и исполнялась праведниками еще до Моисея.
Валентин спрашивает: О законе исполнения человеком шаббата в Книге Бытие ничего не сказано. Но вы все же верите, что заповедь шаббата была дана и исполнялась праведниками еще до Моисея. В связи с этим прошу ответить на мои вопросы:
1. Слово шаббат — еврейское. А еврейский язык, как известно, возник после потопа. Как в таком случае мог называться 7-й день при Адаме? Если это действительно был день соблюдения покоя человеком, то он должен был иметь свое название в виду святости праздника, посвященного Богу. Так как же назывался 7-й день?
2. Суббота знамение между кем и Кем? Адамом и Богом или Богом и Израилем?3. Какому народу Бог заповедал о субботе, как об избавлении от рабства в земле египетской? При ответе прошу объяснить вот эти стихи — Иезекииль 20,10-12: И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, 11. и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них; 12. дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими? Так что же сие значит: «дал им также субботы Мои»? Если суббота была дана еще при Адаме, зачем ее нужно было давать еще раз?
4. О том, как нужно соблюдать субботу, детально было расписано лишь при Моисее. Выходит, до Моисея субботу можно было соблюдать и без календаря, и без скинии, и без храма,и без синагог, и без указания о том, как нужно приносить субботние жертвы, которых евреи должны приносить вдвое больше, чем в обычные дни?
В Послании к евреям (Гл.4) сказано, что для народа Божьего еще остается субботство. Эта фраза — шаббатисмос (греч.) употребляется в Библии всего лишь один раз. Близкое к ней ветхозаветное выражение субботствовала земля. И там, и там речь идет не о календарном дне, а о покое. В Ветхом Завете о покое земном, в Новом — о покое небесном. Если ветхозаветная суббота была связана с землей обетованной, то Новый Завет говорит о граде небесном: Евреям 13.14: ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
В связи с этим прошу ответить еще на два вопроса:
1) Почему Христос исцелил и повелел нести постель ИМЕННО В ДЕНЬ СУББОТНИЙ?
2) Почему в Новом Завете нет ни одного места, где было бы сказано, что ИМЕННО ХРИСТИАНЕ, а не иудеи собирались в день субботний и не возле синагоги, а в своих молитвенных (христианских) домах?
Оговорюсь сразу: не стоит вам ссылаться на Деяния 16,13: В день же субботний мы вышли за город к реке, где, по обыкновению, был молитвенный дом, и, сев, разговаривали с собравшимися [там] женщинами?. В построчном греческо-русском переводе этот стих более точный: в день суббот мы вышли вне ворот у реки, где мы считали молитву быть, и севшие мы говорили с сошедшимися женщинами.
Речь идет о древнем городе Филиппы, в котором не было иудейской синагоги. Поэтому набожные иудейки организовывали свои собрания за городом. Там был не молитвенный дом (в нашем понимании), а всего лишь отведенное (возможно, огражденное) место для молитвы. И поскольку Ап. Павел беседовал ИМЕННО С ИУДЕЙКАМИ, Павла и его спутников господа бесноватой девки приняли за иудее, а не христиан! Читаем Деян.16,19: ?Тогда господа ее, видя, что исчезла надежда дохода их, схватили Павла и Силу и повлекли на площадь к начальникам.20.И, приведя их к воеводам, сказали: сии люди, будучи Иудеями, возмущают наш город?.
Поэтому говорить, что уже во времена Павла там был христианский дом или храм ? полный бред, противоречащий истории древних иудеев и ранних христиан в Филиппах. Итак, с чего вы взяли, что ранние христиане особо выделяли день субботы из других дней?
Прошу дать подробный, а главное искренний и чистосердечный ответ. Главное — не лукавить и подгонять реальные стихи под виртуальные взгляды. С Богом!
Дорогой брат Валентин,
Вопрос 1: Слово шаббат — еврейское. А еврейский язык, как известно, возник после потопа. Как в таком случае мог называться 7-й день при Адаме? Если это действительно был день соблюдения покоя человеком, то он должен был иметь свое название в виду святости праздника, посвященного Богу.Так как же назывался 7-й день?
Из Библии мне неизвестно, что еврейский язык возник после потопа.
Внимательно исследуйте Быт.10 и 11 главы и найдете, какие потомки Ноя не строили Вавилонскую башню. Это те, родословная кого продолжилась после потопа. В Библии есть четкая схема — после очередного суда Божьего продолжается родословная тех, кто этому суду не был подвержен.
После бунта Каина его родословная сходит на нет и годы жизни его потомков не указываются. То же мы видим в родословной Исава и Измаила. Просто указаны несколько их потомков, без указания годов жизни. Дальше продолжаются только родословные Иакова и Исаака.
После потопа продолжается родословная Сима через Арфаксада (Быт.11:10)
Значит на них не распространялись суды, значит они не строили башню, т.к. земля никогда не оставалась без праведников. На это указывает и родословная Господа: «….Иаковлев, Исааков, Авраамов, Фаррин, Нахоров, Серухов, Рагавов, Фалеков, Еверов, Салин, Каинанов, Арфаксадов, Симов, Ноев, Ламехов…» (Лук.3:34-36)
Значит их язык остался первозданным языком. Однозначно это был семитский язык.
«Ты же отвечай и скажи пред Господом Богом твоим: отец мой был странствующий Арамеянин, и пошел в Египет и поселился там с немногими людьми, и произошел там от него народ великий, сильный и многочисленный…» (Втор.26:5)
Из этого текста, однозначно, это был арамейский язык. На этом же языке, очень родственном ивриту, говорили многие иудеи и во времена Иисуса.
Поэтому слово «шаббат» могло нести только какие-то другие оттенки до потопа, т.к. любой язык со временем претерпевает какие-то перемены. Тем более, что слово суббота, имеет очень похожее звучание приблизительно в 120 языках мира. Для меня это является знамением того, что Бог особым образом хранит это слово.
Пам’ятай день суботній, щоб святити його! (Вих.20:8)(Укр.)
И глаголаше им: суббота человeка ради бысть, а не человeк субботы ради: тeмже господь есть Сын человeческий и субботe. (Мар.2:27,28)(Церковнослав.)
Puis il leur dit: Le sabbat a йtй fait pour l’homme, et non l’homme pour le sabbat, de sorte que le Fils de l’homme est maоtre mкme du sabbat. (Mc.2:27,28)(Франц.)
I govora’e im: «Subota je stvorena radi иovjeka, a ne иovjek radi subote. Tako, Sin Иovjeиji gospodar je subote!» (Mk.2:27,28)(Сербскохорв.)
Und er sprach zu ihnen: Der Sabbat ist um des Menschen willen gemacht, und nicht der Mensch um des Sabbat willen. So ist des Menschen Sohn ein HERR auch des Sabbats.(Mk.2:27,28)(Нем.)
And he said unto them, The sabbath was made for man, and not man for the sabbath: so that the Son of man is lord even of the sabbath.(Mk.2:27,28)(Англ.)
kai elegen autois to sabbaton dia ton anqrwpon egeneto kai ouc o anqrwpos dia to sabbaton wste kurios estin o uios tou anqrwpou kai tou sabbatou (Mk.2:27,28)(Гр.)
Tambiйn les dijo: El sбbado por causa del hombre es hecho; no el hombre por causa del sбbado. Asн que el Hijo del hombre es Seсor aun del sбbado. (Mc.2:27,28)(Исп.)
E diceva loro: «Il sabato и stato fatto per l’uomo e non l’uomo per il sabato! Perciт il Figlio dell’uomo и signore anche del sabato«. (Mc.2:27,28)(Итал.)
et dicebat eis sabbatum propter hominem factum est et non homo propter sabbatum itaque dominus est Filius hominis etiam sabbati (Mk.2:27,28)
Список можно бы было уверенно продолжить, тем более, что в Библии Господь только одному дню дал имя. Так называемая «христианская суббота». День под названием воскресенье, там вообще не имеет имени, а называется просто «первый день недели».
Поэтому слово «шаббат» не только еврейское, а и всемирное, и возникло явно не после потопа, т.к. Бог почил в седьмой день, и благословил и освятил его еще в Быт.2. А этот день однозначно суббота — так говорит заповедь: «Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исх.20:11)
Надо очень захотеть, чтобы не увидеть из этого текста утверждение того, что седьмой день творения это и есть суббота. Тем более, что из истории с Ноем исчисление дней после потопа не изменилось, Ной так же считал дни после потопа и во время потопа, как и до потопа.
Вопрос 2: Суббота знамение между кем и Кем? Адамом и Богом или Богом и Израилем?
Суббота знамение между Христом и человечеством.
«И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы.» (Мар.2:27,28)
Авраам, будучи отцом всех верующих, «знак обрезания он получил, [как] печать праведности через веру, которую [имел] в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только [принявших] обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую [имел он] в необрезании…(как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее.» (Рим.4:11:12, 17) хранил субботу, т.к. «за то, что Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною [заповедано] было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои.» (Быт.26:5)
Когда потомки Авраама, исключая Исаака отошли от истины, Бог продолжил линию веры через Исаака, который сам собою представлял знамение веры, т.к. рожден был как чудесное осуществление обетования.
Цель Израиля была одна, вести человечество к живому Богу, о чем многократно напоминается в писаниях. Все, данное Израилю, давалось и всему человечеству, если оно хотело присоединиться к живому Богу.
При выходе из Египта многие иноплеменники вышли с Израилем. В родословной Христа были и Раав и Руфь. И допотопные патриархи, не будучи евреями, тоже были в его родословной. Уже тогда, идея Мессии представлялась как общечеловеческая идея.
Когда Израиль не выполнил миссии стать светом для человечества, эстафета наконец-то была передана всем. Но, суть завета осталась та же:
«Но [пророк], укоряя их, говорит: вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской, потому что они не пребыли в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь. Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.» (Евр.8:8-10)
Здесь не написано, что в Новом Завете меняются законы, в Новом Завете они вписываются в сердца Духом Святым. Этого опыта ветхозаветний народ в массе своей не пережил.
Вопрос 3: Какому народу Бог заповедал о субботе, как об избавлении от рабства в земле египетской? При ответе прошу объяснить вот эти стихи — Иезекииль 20,10-12: И Я вывел их из земли Египетской и привел их в пустыню, 11. и дал им заповеди Мои, и объявил им Мои постановления, исполняя которые человек жив был бы через них; 12. дал им также субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и ими? Так что же сие значит: «дал им также субботы Мои»? Если суббота была дана еще при Адаме, зачем ее нужно было давать еще раз?
Суть вопроса я объяснил подробно в предыдущем ответе. Хотел бы еще раз напомнить, из Египта вышли и иноплеменники: «и множество разноплеменных людей вышли с ними, и мелкий и крупный скот, стадо весьма большое.» (Исх.12:38)
В евр. языке слово, переведенное как множество, употребляется и в значении великое множество.
Кто уверовал в агнца, независимо от национальной принадлежности, вышли. И Бог вел их всех. Кстати, Халев, один их двоих, вошедших в Ханаан ветеранов, не был евреем.
Зачем Богу было давать установления, касающиеся соблюдения субботы еще раз? Ответ прост — на тот период истории потомки Авраама, после продолжительной жизни в языческой стране (Египте), в основной своей массе утеряли знание о Боге их праотцов и о Его законах и заповедях. Они начали формировать свои отношения с ближними и с Богом согласно языческого мировоззрения и правил, которые мы называем «мирскими». Это хорошо видно из историй, описанных в книге Исход и Числа. Поэтому установления, данные Богом при завете на Синае, которые мы называем Ветхий Завет, это в основном повторение утраченного старого, а не нечто новое.
Вопрос 4: О том, как нужно соблюдать субботу, детально было расписано лишь при Моисее. Выходит, до Моисея субботу можно было соблюдать и без календаря, и без скинии, и без храма, и без синагог, и без указания о том, как нужно приносить субботние жертвы, которых евреи должны приносить вдвое больше, чем в обычные дни?
В Послании к евреям (Гл.4) сказано, что для народа Божьего еще остается субботство. Эта фраза ? шаббатисмос (греч.) употребляется в Библии всего лишь один раз. Родственное ей ? ветхозаветное выражение ? субботствовала земля. И там, и там речь идет не о календарном дне, а о покое. В Ветхом Завете ? о покое земном, в Новом ? о покое небесном. Если ветхозаветная суббота была связана с землей обетованной, то Новый Завет говорит о граде небесном: Евреям 13.14: ? ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего?
«О том, как нужно соблюдать субботу, детально было расписано лишь при Моисее.» Где вы это прочитали? В десяти заповедях напоминается о том, что суббота день не отдыха, а покоя. Поэтому суббота это и есть покой Божий, т.к. первый Кто почил в субботу был сам Бог. Об этом четко и ясно, яснее не придумаешь, говорится в Евр.4:4-10.
Если вы не можете войти в покой в один день, как вы войдете в покой вечности? Об этом Павел и пишет в послании Евреям.
«sabbatismo» — субботство (1 . отдых, покой; 2 . соблюдение субботы) Это значение слова субботы придумали не адвентисты, а оно записано в словаре Стронга.
«Почему Христос исцелил и повелел нести постель ИМЕННО В ДЕНЬ СУББОТНИЙ?»
Потому что суббота изначально была днем благословений, т.к. ее благословил при творении Сам Бог.
Христос большинство своих чудес творил именно в субботу, потому что это особый день, день чудес. Вы своим вопросом сами намекнули на то, что для Христа суббота была необычным днем.
«Оговорюсь сразу: не стоит вам ссылаться на Деяния 16:13.»
А почему бы и не сослаться? Вы сами ссылаетесь на перевод, хоть и подстрочный. Но он перевод. Т.е. один из вариантов перевода.
Слово «proseuch» — 1 . молитва; 2 . место для молитвы;
Если вам не нравится молитвенный дом, то, я перевожу, «где по обыкновению собирались для молитвы». Это значит, что у христиан в Филлипах обыкновением было собираться в субботу для молитвы.
Самое интересное, что и Павел, именно в субботу искал, где христиане собираются для молитвы.
Я не пойму вашего разделения на иудеев и христиан. В Библии все, уверовавшие во Христа называются учениками, уверовавшими, церковью, вне зависимости из иудеев они, или из язычников.
Когда Петр стал отделяться в Антиохии от уверовавших из язычников, Павел ему строго выговорил.
«Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев.
Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса.
И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.
Дошел слух о сем до церкви Иерусалимской, и поручили Варнаве идти в Антиохию.
Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем;
ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И приложилось довольно народа к Господу.
Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию.
Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами.
В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки.
И один из них, по имени Агав, встав, предвозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод, который и был при кесаре Клавдии.
Тогда ученики положили, каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее,
что и сделали, послав [собранное] к пресвитерам через Варнаву и Савла.» (Деян.11:19-30)
В этом отрывке мы впервые встречаемся со словом «христиане», но я ни в контексте ни в самом отрывке не вижу и намека на разделение.
Вообще-то, как я уже говорил, в синагоге собирались все: «Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников, а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе. Ибо [закон] Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его и читается в синагогах каждую субботу.» (Деян.15:19-21)
Яснейшее указание на то, что и язычники собирались в синагогах.
Если вы знакомы с историей христианства, то до разрушения храма и взятия Иерусалима в 70-е годы иудеи и христиане вообще собирались вместе. В связи с этим, римляне вообще считали христиан одной из иудейских сект, наряду с ессеями, фарисеями и саддукеями. Молитвенные дома стали появляться после восстания Бар-Кохбы в 132 г. нашей эры.
«Прошу дать подробный, а главное искренний и чистосердечный ответ. Главное — не лукавить и подгонять реальные стихи под виртуальные взгляды. С Богом!»
Хтоелось бы в этом вопросе взаимности. Уж как христиане «высасывают» несуществующий в Библии «святой воскресный день», на который в Библии нет ни одного указания, то назвать это искренностью, извините, не возьмусь.
С уважением,
пастор Сергей Молчанов