Позиция адвентистской церкви в отношении сетевого маркетинга и товаров, предлагаемых через сетевые структуры
Господь создал Церковь как место Своего пребывания на Земле посредством Святого Духа. Цель служителей – «…представить Христу чистою девою» (2Кор.11:2) свои общины в день Его славного явления. Вся деятельность Церкви должна быть направлена на свидетельство о спасении, на помощь бедным и совместное поклонение Творцу.
Позиция Церкви в отношении любого явления построена на этих основополагающих моментах.
Поэтому в отношении сетевого маркетинга мы заявляем следующее:
Церковь не считает, что торговля как таковая является недопустимой и порочной, так как сегодняшняя экономика построена на изготовлении и продаже товаров, и все члены общества прямо или косвенно участвуют в производстве и распределении товаров и услуг. Торговля является благословением, когда она построена на принципах библейского понимания Божьей воли и честности.
В отношении сетевого маркетинга необходимо рассмотреть два важных момента:
— участие в сетевом маркетинге в качестве продавца;
— приобретение товара у сетевых распространителей.
участие в сетевом маркетинге в качестве продавца
Следующие моменты в сетевом маркетинге должны вызывать настороженность христиан:
1. Ответственность за качество предлагаемого товара.
Сетевой маркетинг большое внимание уделяет личным рекомендациям.
Компании, оперирующие на сетевом рынке делятся на:
— предлагающие качественный товар;
— предлагающие бесполезный товар под видом качественного;
— предлагающие некачественный или вредный товар под видом качественного.
Реальная проверка качества осуществляется, как правило, на основании доверия или недоверия той или иной компании, а не предоставления сертификатов.
Пример. Herbalife долгое время предлагала «медицинскую» продукцию. В действительности «лекарства» Herbalife были сертифицированы как пищевые добавки.
Если христианин участвует в продажах, то неизбежно берёт на себя моральную ответственность за товар. В случае обнаружения обмана (компания Тяньши, например заявляла о феноменальной усваиваемости своего кальция, что физически невозможно) христианин становится соучастником такого обмана.
2. Использование Церкви как плацдарма для сетевого маркетинга.
Сетевой маркетинг использует личные связи для построения системы продаж.
Результатом участия в этом братьев и сестер является: 1). прямое нарушение субботы (многие используют для привлечения покупателей перерыв в собрании) и 2). отвлечение от дела Евангелия (ум человека занят более зарабатыванием денег, чем духовными предметами).
Этот пункт находится в противоречии со следующими важными истинами:
«И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей, и говорил им: написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Матф.21:12,13) – наши собрания существуют для поклонения Творцу, а не для организации базара.
«Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Матф.6:24) – мы собираемся в субботу и среди недели для размышления о духовном, а не для личных выгод.
3. Изменение сознания человека, являющегося частью маркетинговой сети.
Для того, чтобы стать успешным продавцом, необходимо много учиться, посещать тренинги и самому проводить презентации.
Суть подготовки сетевых продавцов наглядно раскрыта в статье о сетевом маркетинге, автором которой является Джим Рон (психолог и тренер), некоторые выдержки из которой мы приводим.
«Кардинальные изменения человека происходят в критических ситуациях. Человек медленно меняется в течение всей жизни, но очень быстро – в кризисной ситуации, когда жизнь «прижимает к стене». Сетевой маркетинг (МLМ) – это стрессовая ситуация для человеческих, личностных характеристик. МLМ прессует время…
… МLМ заставляет человека изменяться, преображать свои взгляды на жизнь, принципы и ценности. Сетевой маркетинг — это замечательное путешествие по жизни через изменение себя. Это самое удивительное событие, которое могло с тобой случиться. МLМ учит, как стать человеком свободным от внешних обстоятельств. Нет ничего сильнее твоего желания добиться своей цели. Человек, который сделал это с собой, делает это и с другими людьми. Помни: то, что ты имеешь, – это всегда результат того, что ты хотел, даже если ты этого и не осознаешь!
… Человек, который считает, что от него ничего не зависит, не хозяин этой жизни – он не человек. Потому что от человека, по законам жизни, зависит всё – от его желания и воли. Он может добиться абсолютно всего, изменить всё.
… Все люди делятся на «хозяев» и «слуг». ТЫ постоянно по жизни либо «хозяин», либо «слуга», независимо от пола, возраста и профессии. Занятие той или иной позиции – это всегда только твой выбор! Только тебе решать – кем ты хочешь быть!»
Данные установки, в целом, типичны для тренингов сетевых продавцов. Они наглядно показывают, что необходимо для достижения успеха в сетевом маркетинге и в прямых продажах. Вопрос, который обращён к нам сегодня: «может ли христианин, не поступаясь ценностями своей веры воплотить в своем бизнесе постулаты, выделенные в тексте? Не придётся ли поступиться учением Иисуса? Как именно преобразятся взгляды на жизнь? «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1Пет.5:8)».
4. Множество сетевых компаний фактически скрывают прибыль, тем самым уходя от налогов.
В данном вопросе христиане должны быть максимально честными. Например, работать на едином налоге для частных предпринимателей.
5. Нередки случаи, когда предлагаемый продукт провозглашается панацеей. Часто превознесение качеств продукта перерастает в поклонение Продукту.
Об этом аспекте уже выполнено большое количество научных исследований. Многие психологи признают, что большинство MLM-структур являются безрелигиозными религиями, место Бога в которых занял Продукт, вместо священника – руководители структуры, а вместо богослужений – собрания, на которых все делятся опытами продаж и восхваляют Продукт и Компанию.
приобретение товара у сетевых распространителей
Приобретая любой товар, мы должны руководствоваться принципами честности и здорового образа жизни. Приобретаемые продукты не должны наносить вред нашему здоровью и здоровью наших ближних, не содержать нечистых компонентов (например, вытяжки из морских животных, таких как кораллы или моллюски являются нечистыми и запрещёнными в пищу). Приобретение не должно осуществляться в субботу.
Исходя из всего перечисленного, от лица Церкви мы заявляем, что:
1. Участие или неучастие в сетевых структурах – личный выбор человека, но он не должен противоречить принципам, изложенным выше.
2. Использование Церковных собраний, Церковных знакомств и Церковного влияния для распространения продукции сетевых компаний и построения дилерских сетей сетевых компаний недопустимо и запрещено.
3. Приобретение товара у сетевых распространителей является вопросом личного выбора каждого члена Церкви.
Рекомендуем руководствоваться принципами Божьего слова и Духа пророчества, принимая решение по данному вопросу.
Служители Церкви несут ответственность за чистоту вверенных им общин и обязаны всё возможное время готовить своих овец к встрече с Небесным Пастырем.
«Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения» (1Кор.7:35).
Президент Восточно-Днепровской конференции Алексей Исаков
Секретарь Восточно-Днепровской конференции Степан Кампен
Казначей Восточно-Днепровской конференции Анатолий Господарец
Иллюстрация: http://mlm-planet.net.ua/files/main/reg_images/setevoy_marketing_2_0_za_i_protiv.jpg
Комментарии (5):
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
также по теме:
Сетевой маркетинг: иллюзия и идолопоклонство http://www.asd.in.ua/archives/1188309298
Сетевой маркетинг и Библия http://www.asd.in.ua/archives/216
Медведев Денис
| Ссылка на комментарий
Максим, это ведь старое письмо нашей конференции. А ведь еще есть письмо от униона, поновее.
Член церкви АСД
| Ссылка на комментарий
В позиции Церкви все очень точно написано. Действительно, невозможно заставить человека участвовать или не участвовать в сетевом маркетинге. Это личный выбор человека. Хотя с другой стороны говорят, что умный учится на своих ошибках, а мудрый — на чужих. Хочется все-таки, чтобы в церкви было больше не умных, а мудрых людей. А начало мудрости, как известно, страх Господний.
Что касается меня, то, в свое время, меня тоже этот самый маркетинг «купил» здоровьем. Результаты, увы, были плачевными. Иммунитет упал так, что, если бы не Бог, то не представляю, что бы было. Это ведь своего рода наркотик, человек начинает чувствовать себя от него зависимым. И еще, честно говоря меня пугала и пугает одна мысль: как человек, занимающийся распространением таких продуктов, не боится брать на себя ответственность за продукцию и за жизни людей. Врачи учатся, косметологи учатся. У нас в Церкви учатся, чтобы стать просто инструктором по здоровому образу жизни. А тут человек за две-три встречи становится и врачом, и косметологом, и консультантом, да еще не боится не только советовать, но и пытается диагнозы ставить. Так хочется сказать словами Павла (нынешний урок СШ): О несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, вас, у которых пред глазами предначертан был Иисус Христос, как бы у вас распятый? Гал. 3:1
И еще. Иоанн писал: не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они…1Ин.4:1.
В этих сетевых структурах свой дух. Как правило, это дух соперничества, дух обогащения (даже алчности), дух лжи и т.д.
Более всего хочется, чтобы наши служители имели четкую позицию в этом отношении. Потому что сердце разрывается, когда служитель церкви начинает рекламировать подобный товар. Ведь пастор — лицо церкви, на него смотрят, с ним советуются. Члены церкви хотят видеть в нем мудрого человека, человека, которому можно доверять, человека, который призван Богом.
Галина
| Ссылка на комментарий
Очень взвешенная позиция! Свое более расширенное мнение отразила здесь: http://www.asd.in.ua/archives/1188309298/comment-page-2#comment-4222
Петров Александр
| Ссылка на комментарий
Спасибо за статью.