Исторические факты о «вести 1888 года» — что нужно знать современным «борцам за праведность» и их слушателям
На страницах нашего сайта периодически возникают дискуссии и поднимаются вопросы о вести праведности по вере (или «вести 1888 года») изложенной адвентистскими проповедниками Ваггонером и Джоунсом.
К радости многих из нас, в последнее время все больше членов нашей Церкви стало интересоваться более глубоким изучением доктрины праведности по вере. И сожалению, тоже для многих и особенно для служителей, на эту тему стало появляться множество спекуляций, обвинений в адрес Церкви АСД, извращенных толкований со стороны разных отколовшихся от Церкви групп и оппозиционных к Церкви обществ. Большинство из подобного рода обвинений и спекуляций основаны либо на искаженной подаче исторических фактов и Библейских истин, либо на подтасовке цитат, либо рассчитаны на то, что слушатели не знакомы с сутью вопроса.
Благодарим одного из наших читателей, который напомнил нам о книге «Весть 1888 года», автора Джорджа Найта*, издательства «Источник жизни». В этой книге подробно описана история «вести 1888 года» и возникших вокруг нее разногласий. Книга приводит исторические факты и дает ответы на вопросы, которые сегодня интересуют многих адвентистов. В частности:
— В чем суть вести 1888 года?
— Означает ли горячая поддержка Елены Уайт, что она одобряла все, чему учили Джоунс и Ваггонер?
— Какой аспект теологии Джоунса и Ваггонера Елена Уайт особенно одобряла?
— Верно ли, что все адвентисты седьмого дня до сессии Генеральной конференции в 1888г. верили в праведность по вере?
— В чем заключается самая серьезная ошибка, которую можно сделать, в оценке поддержки со стороны Елены Уайт идей Джоунса и Ваггонера?
— Как Ваггонер представлял себе процесс спасения?
— Утверждала ли Елена Уайт, что поздний дождь начал изливаться 1888г ?
— Была ли весть 1888 года принята или отвергнута?
— Сколько раз Елена Уайт призывала к общему покаянию Церковь адвентистов седьмого дня или ее руководство в связи с отвержением вести 1888 года?
— Правда ли, что Джоунс и Ваггонер покинули Церковь АСД, но остались верными Христу?
Один из читателей этой книги в свое время написал: «Исследование этой темы побудило меня пересмотреть позицию в отношении книг Виланда, Шорта, Секвейры и других авторов ‘Комитета 1888’.
Мы хотели бы рекомендовать эту книгу для чтения нашим читателям адвентистам и не только.
Надеемся эта книга поможет глубже понять суть праведности по вере, провозглашаемую апостолом Павлом в послании к Галатам, которое мы изучаем в этом квартале на уроках Субботней Школы.
«…и познаете истину, и истина сделает вас свободными.» (Иоан.8:32)
(*) Джордж Р. Найт — доктор богословия, профессор церковной истории Богословской семинарии «Церкви адвентистов седьмого дня» в Берриен-Спрингс, штат Мичиган, автор популярных книг: «В поисках своего лица», «Знакомство с Еленой Уайт», «Читая труды Елены Уайт», «Моя схватка с Богом», и др.
Скачать книгу «Весть 1888 года» можно по этой ссылке.
Книга предоставлена популярной христианской интернет-библиотекой http://soteria.ru/
Комментарии (82):
Валерий Журавский
| Ссылка на комментарий
Прокомментируйте пожалуйста цитату Духа пророчества, как правильно понимать?
[92]
Весть об оправдании верою
По Своей великой милости самую драгоценную весть Своему народу Господь послал через пасторов Ваггонера и Джоунса. Эта весть должна еще ярче представить перед миром возвышенного Спасителя, жертву за грехи всего мира. В этой вести представлено оправдание по вере в Поручителя. (Свидетельство для проповедников)
Валерий Журавский
| Ссылка на комментарий
Нуждаюсь также в истолковании, и правильном понимании следующей цитаты из Духа пророчества. Объясните, как правильно понимать.
«В ту ночь мне приснилось, что я нахожусь в Батл-Крике. Я смотрела через боковое окно на входную дверь и увидела, как к дому приближается группа людей, шедших по двое. Они выглядели суровыми и решительными. Я хорошо их знала и потому сразу пошла открыть дверь в гостиной и впустить братьев, но решила еще раз посмотреть на них. Теперь картина изменилась, и вся процессия стала похожа на шествие католической инквизиции. Один нес в руке крест, другой — жезл. Когда люди приблизились, державший жезл начертил им линию вокруг нашего дома, сказав три раза: «Этот дом объявляется вне закона. Имущество конфискуется. Они хулили святой орден». Меня охватил ужас, я выбежала из дома через северный вход и сразу оказалась среди людей, часть которых я узнала, но не осмелилась сказать им ни слова, боясь, как бы они меня не выдали. Я попыталась найти уединенное место, где можно было выплакать свое горе и помолиться, но натыкалась повсюду на жесткие, инквизиторские взгляды. Я часто повторяла: «О, если бы только я могла понять происходящее! О, если бы только они сказали мне, что я такого сделала!» Я плакала навзрыд и молилась, когда видела, как конфискуют наше скромное имущество. Я пыталась прочитать сочувствие или жалость во взглядах окружавших меня и приметила лица отдельных людей, которые, как мне казалось, поговорили бы со мной и утешили бы меня, если бы не боялись, что другие это заметят. Я решила было сбежать от толпы, но, увидев, что за мной следят, скрыла свои намерения. Я громко разрыдалась и произнесла: «О, если бы только они объяснили мне, что я такого сказала или сделала!» [578] СЦ.1
Александр
| Ссылка на комментарий
Вот типичный один из «акцентов» вестников:
И таких «акцентов» множество и из них выстраивается весть…
Медведев Денис
| Ссылка на комментарий
Не пойму чего-то. Что для нас авторитет — Библия или Джоунс и Ваггонер? Или они непогрешимы?
Александр
| Ссылка на комментарий
Библия. Но ведь Писание толкуют по разному.
Если Бог дал весть для церкви и мира, то неужели Он будет давать ее в противоречии с Писанием?
Александр
| Ссылка на комментарий
Как примирить эти ваши высказывания? Ведь для баптистов, с ваших слов, эта весть не нова? Или все же «акценты»?
Славик Анпилов
| Ссылка на комментарий
Спасибо, Александру Дулгеру и Максиму Балаклицкому за комментарии, т.к. они принесли мне пользу.
Лилия
| Ссылка на комментарий
Я понимаю, что для адвентистов до 1888 года была опасность уклониться в законничество, (она, к сожалению, сохраняется и до сего дня), поэтому Бог по Своей великой мудрости послал проповедников Джоунса и Ваггонера, которые напомнили старую истину: «Праведник верою жив будет» и дополнили ее своими новыми открытиями (акцентами, как называет Александр). Вся их весть состояла лишь в том, что вера первична для спасения, а дела (соблюдение закона) вторичны, т.е. являются плодом веры. Вот и все. К чему ломать копья?
Максим Балаклицкий
| Ссылка на комментарий
я тоже не знаю, к чему
идея, что эти двое открыли адвентистам «что-то эдакое», что не было известно мировой Церкви ранее — значит впадать в гностицизм
идея библейского откровения противоположна:
Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия.
Но спрашиваю: разве они не слышали? Напротив, по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их.
Еще спрашиваю: разве Израиль не знал? Но первый Моисей говорит: Я возбужу в вас ревность не народом, раздражу вас народом несмысленным.
А Исаия смело говорит: Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопрошавшим о Мне.
Об Израиле же говорит: целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному.
(Рим 10:17-21)
Павел постоянно твердит, что ничего нового не проповедует, что идея оправдания по вере во Христа — это вера и Ветхого завета
и дело лишь в нежелании людей слушать и повиноваться голосу Божьему
на то и Реформация, чтобы открывать то, что было сокрыто. а сокрыто оно лишь для людей с закрытыми глазами, ушами и разумом
Бог постоянно актуализирует одну и ту же идею: грешный человек безнадежен и потерян, но во Христе он может быть оправдан, освящен и прославлен
Александр Дулгер
| Ссылка на комментарий
Брат Александр, касательно «особенного откровения» от Бога о словах «Вера Иисуса»:
Несомненно, рассуждения по этой теме важны и показывают бОльшую глубину в вопросе осознания праведности по вере. Однако, в Ваших словах я вижу две проблемы.
Во первых, ни сам автор, т.е. Ваггонер, ни Е.Уайт, не выделяли этот нюанс перевода как некий «новый свет», как некое особенное условие для понимания «правильной» праведности по вере. Об этом ясно пишет Дж.Найт в 6-й главе своей книги. Слова «вера в Иисуса» и «вера Иисуса» — это две стороны одной медали, это просто еще один нюанс духовного понимания библейского текста, а не какая-то новая идея, которую Бог открыл нам 1800 лет после написания НЗ.
То есть, если это не новая теория, как говорит сам Ваггонер, то отцы-реформаторы тоже знали о некой волшебной силе слов «вера Иисуса». Но где исторические свидетельства этому?
Откуда же это учение об исключительной важности понимания слов «вера Иисуса»? Может от Е.Уайт? Но простой поиск по ее трудам показывает, что она вообще не употребляла это выражение в каких-то комментариях к библейскому тексту. Она нигде не говорит об этом. Кто же говорит?
Это говорит пастор Виланд. Это он раздул из мухи слона и превратил богословские нюансы из трудов Ваггонера и Джоунса в «спасительные» нюансы. Это он выдвинул идею, что весть 1888 года формируется из нюансов, а не из центральной темы — борьбы с законничеством.
Возможно кто-то из наших читателей спросит — а кто это, пастор Виланд? Вот именно, кто это? Его имени многие даже не знают. Он даже не известный богослов. Может мы и его мнение приложим к библейскому канону?
Подумайте, брат Александр. Ведь Вы даже не ученики Ваггонера и Джоунса, как вы о себе вероятно думаете. Вы, по факту, ученики пастора Виланда и его идейных соратников.
Вторая проблема, которую я вижу — это ложные обвинения в адрес Церкви и ее вероучения, в связи с этим «нюансом», словами «вера Иисуса». Вы заявляете, что Церковь отвергает эти мелкие штрихи, нюансы, толкования, которые по вашему, так важны для спасения, что святой Дух нас не посетит, если мы с ними не согласимся.
Насчет исполнения Святым Духом, я очень сомневаюсь, что Он дается на условии принятия каких-то нюансов, а не на условиях изложенных в Библии. Зато я не сомневаюсь, что Вы говорите неправду в отношении того, что Церковь отвергла альтернативное толкование слов «вера Иисуса».
Для начала откройте урочник СШ за этот квартал и прочтите то, что написано на стр.41 (урок 4, вторник).
Значит Церковь все-таки принимает альтернативное толкование слов «вера Иисуса» или нет? Ведь урочник — это официально-одобренное методическое пособие.
Возможно кто-то скажет — это новый урочник. Наконец-то Церковь начала принимать «весть из нюансов»!
Хорошо, откроем совсем не новый Комментарий АСД от 1978 года, который имеется у многих (такие белые книжки).
Итак, Церковь признает альтернативное толкование, но не придает ему такой «спасительной» важности, которую хотели бы видеть пастор Виланд и Вы.
Возможно по другим «нюансам» у официальной Церкви АСД и «комитета 1888» нет даже такого единства мнений, как в вопросе толкования «веры Иисуса», но то, что я написал выше, по моему хороший пример, как и какими методами работает «комитет 1888» и его последователи.
Александр
| Ссылка на комментарий
Лилия у вестников такой идеи нет относительно «вторичности дел для спасения.» Спасение -дар, и плоды веры к этому дару ничего не добавляют.
Александр
| Ссылка на комментарий
«Мне было показано, что Иисус откроет нам драгоценные древние истины в новом свете, если мы готовы принять их; но они должны быть приняты в том самом виде, в котором Господь предпочтет послать их ( Е. Уайт Рукопись 15, 1 ноября 1888 г.,)
«Я хочу обратиться с предостережением к тем, кто годами противится свету и вынашивает дух сопротивления. Сколько еще времени вы будете ненавидеть и презирать вестников Божьей праведности? Бог дал им Свою весть. Они непосредственно слышат слово Господне. У вас есть надежда на спасение, но только через заслуги Иисуса Христа. Вам снова и снова предлагается благодать Святого Духа. На вас были обильно излиты свет и сила свыше. Было представлено свидетельство, чтобы все увидели, кого Господь признал за Своих слуг. Но кое-кто пренебрег людьми и вестью, которую они несли. Они обзывали вестников фанатиками, экстремистами, выскочками. Позвольте мне высказать вам пророчество: если в скором времени вы не смирите свои сердца перед Богом, не исповедуете свои многочисленные грехи, то слишком поздно увидите, что вы сражались против Бога. Через убеждение Духа Святого, которое дастся уже не для вашего преобразования и прощения, вы увидите, что люди, против которых вы выступали, служили знамением в мире и свидетелями Бога. И тогда вы будете готовы отдать весь мир, лишь бы вернуть прошлое, стать такими же ревностными людьми, движимыми Святым Духом, возвысить свой голос в торжественном предостережении миру и быть такими же принципиальными и стойкими, как и вестники Божьи. Творимые вами несуразные вещи известны Господу. Стоит вам еще немного времени отвергать небесный свет, и вы погибнете. «Если же кто будет нечист и не очистит себя, то истребится человек тот из среды народа» (Чис. 19:20). Уайт»СП[97]
«…Если мы занимаем позицию непризнания Божьего света или Его вестей, тогда мы находимся в опасности и можем согрешить против Духа Святого. Потом мы начинаем искать повод для сомнений и начинаем задавать вопросы! Вопрос в следующем: «Послал ли Бог истину? Бог ли поставил этих людей, чтобы провозглашать истину?» Я отвечаю вам: да. Бог послал людей, чтобы принести нам истину, которой у нас бы не было, если бы Он никого не послал к нам. Бог позволил мне получить свет о том, что есть Его Дух. Поэтому я принимаю его, и не смею поднимать руку против этих личностей, потому что это и против Христа, который должен быть узнаваем в Его вестниках.»
«Бог представляет человеческому разуму божественно — определенные драгоценные сокровища истины, соответствующие нашему времени. Бог освободил эти истины от сопутствующих ошибок и поместил их в надлежащей структуре. Если эти истины займут свое надлежащее положение в великом плане Божьем, если они разумно и серьезно будут представлены, с должным благоговением через слуг Господних; — многие будут осознанно верить из-за веса доказательств, не ожидая, что всякое затруднение будет само по себе устранено в умах слушателей. Другие же, не различая духовных вопросов, будут находиться в спорном, сражающемся состоянии ума, отражая каждый аргумент, противоположный их взглядам.»( Уайт М.1888 т.1 ст.140)
«В страхе и любви Божьей я обращаюсь к тем, перед кем сегодня стою, со словами: «Для нас приготовлен больший свет, приняв его, мы получим великие благословения». Когда я вижу братьев, наполненных гневом на Божью весть и вестников, я вспоминаю похожие сцены из жизни Христа и реформаторов. В прошлые века к Божьим слугам относились точно так же, как сегодня люди принимают тех, через которых Бог шлет свои ценные лучи света. Сегодняшние лидеры преследуют те же самые цели, что и евреи во времена Христа. Они критикуют и сыплют вопрос за вопросом, отказываясь признать доказательства. Они относятся к посланному им свету точно так, как евреи относились к свету, принесенному им Христом.»
» Эти люди занимают такую позицию, где никакое проявление Духа не может убедить их в том, что они заблуждаются. Они никому не подчинят свою упрямую волю. Сегодня эти люди зашли туда, где они совершенно не могут соблюсти условия покаяния и исповедания, а, следовательно, не могут найти милости и прощения. Грех хулы против Духа Святого не заключается в необдуманном слове или деле. Это твердое, решительное сопротивление истине и свидетельствам.
Господь продолжает призывать Свой народ. Он самым чудесным образом явил ему свое Божественное присутствие. Однако весть и вестники вместо того, чтобы быть принятыми, презираемы. Я с нетерпение ожидала, чтобы те, кто очень нуждается в вести Божественной любви, услышали стук Христа в дверь сердца, и впустили небесного Гостя. Но Иисус напрасно стучал в некоторые из этих дверей. Люди совершили грех, отбросив весть, данную в Миннеаполисе. Они совершили еще больший грех, когда годами носили в себе ненависть против Божьих вестников, когда отвергали истину, для которой Святой Дух хотел найти жилище. Небрежное отношение к вести привело их к небрежному отношению к Слову Божьему. Каждое обращение отвергалось, каждая просьба пролетала мимо, [914] сердца ожесточались, и люди восседали в собрании развратителей.» Уайт(1888 2т)
Александр
| Ссылка на комментарий
Верно.
А теперь представьте себе, что во времена Павла находятся люди, которые говорят: «Зачем нам эти толкования от Павла, которые будоражат церковь? Мы имеем уже эту весть в писаниях Моисея и пророков читайте их. Что может дать нового Павел если мы уже это имеем , кроме споров как в церквях Галатии?»
Александр
| Ссылка на комментарий
Где я называл это «новым светом» и «особым условием»?
Я всего лишь выбрал и привел небольшой пример множества акцентов из которых и выстраивается весть.
Неужели вы не видите разницу в смысле текста, если его прочесть как «вера Иисуса»?
Например:
«и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру (во) Христа, с праведностью от Бога по вере;» Фил. 3:9
Реформаторы не имели полноты света и не видел этот вопрос в взаимосвязи с другими истинами для нашего времени. Проверьте сами, прочтите комментарий Лютера на 3гл к Галатам и то, как ее комментировали Джоунс и Ваггонер
Повторюсь, я не утверждал, что церковь отвергла толкование слов «вера Иисуса»,но привел его в пример того из каких аспектов может складываться цельная весть.
И хорошо, так бы и все остальное.
Тем более становится удивительным, как могли переводчики СШ удалить целый абзац на 2с пособия
Seventh-day Adventists also are indebted to Galatians. Through the study of Galatians, E. J. Waggoner and A. T. Jones helped the Adventist Church in the 1880s and 90s rediscover the truth of righteousness by faith.
перевод: Адвентисты Седьмого Дня также в долгу у послания Галатам. Посредством изучения послания Галатам, братья Ваггонер и Джоунс помогли адвентистской церкви в 1880-х и 1900-х годах заново открыть истину о праведности через веру..
Руслан
| Ссылка на комментарий
Александру Дулгеру.
Простой вопрос:Может ли ходящий за Иисусом куда бы Он не пошол грешить по ошибке?
Александр Дулгер
| Ссылка на комментарий
Брат Руслан, если Вы идете на базар, то Вы идете за Иисусом? Это Он ходит за нами. И не за нами, а в нас. Он живет в нас Духом Святым, сопровождая нас куда бы мы не пошли и направляя наш путь оптимально, то есть без греха.
Но суть Вашего вопроса я понял. Думаю ответ заключен в предсмертных словах апостола Павла:
Хотя Христос жил в сердце апостола он все еще не мог сказать, что он всегда и во всем поступает на 100% верно и безошибочно, то есть безгрешно.
Поэтому мой ответ на Ваш вопрос такой — святой не может грешить по ошибке пока с ним идет Христос, но на этой земле невозможно достичь состояния и условий при которых бы Христос был в моем сердце в каждую секунду времени, потому что греховная плоть все время старается вытеснить Его оттуда, а дьявол все время старается отвлечь мое внимание от него.
Однако, такой вывод вовсе не повод не прилагать усилий к совершенству и святости. Потому что Бог оценивает не сколько результат, сколько стремления и мотивы.
Руслан
| Ссылка на комментарий
Что вы вкладываете в выражение греховная плоть?
Руслан
| Ссылка на комментарий
Вы можете сказать о себе как ап.Павел:Я ничего не знаю за собой?
Будете ли вы спасаться ориентируясь на праведность Павла?
Руслан
| Ссылка на комментарий
Как вы объясните что Бог не допускает искушений сверх сил?
Александр Дулгер
| Ссылка на комментарий
Врожденная склонность делать зло. Привлекательность греховных удовольствий. Плохие поступки доставляют больше удовольствия, чем хорошие.
«Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу.» (Рим.7:18)
Иисус от рождения имел отвращения ко греху, на физическом уровне, а не на уровне разума. А мы от рождения имеем тягу ко греху и отвращение должны взращивать в себе силой Божьей благодати.
Александр Дулгер
| Ссылка на комментарий
Нет не могу, но по моему мы здесь обсуждаем не мои духовные достижения и даже не аспекты праведности по вере, а книгу Дж.Найта о событиях и фактах, которые многие не знают или слышали о них недостоверную информацию.
Руслан
| Ссылка на комментарий
То есть Бог допускает искушения сверх сил?
Александр Дулгер
| Ссылка на комментарий
Всегда и везде найдутся недальновидные люди, которые желают бороться с тем, что для них ново административными методами. Таким был Джордж Батлер. Может такие есть есть и в нашем дивизионе. Не знаю. Но однозначно, что их меньшинство и ни из позиция, ни их действия не выражают официальную позицию Церкви. Нужно научиться разделять Церковь, как организацию и личности на местах.
Александр Дулгер
| Ссылка на комментарий
Удивительно, но даже при отсутствии греховной плоти, святой человек может согрешить. Адам и Ева безусловно были людьми исполненными Святым Духом. Как мы говорим «в полноте». В их сердце жил Христос. У них не было греховной плоти, которая бы противилась Ему. Они «ходили с Богом» каждый день и каждый час своей жизни.
И что же мы видим? Ева, обольщенная сатаной, принимает решение поступить не так как побуждает ее Дух, но так как желает ее разум. Как только при принятии решения человек проявляет силу воли вразрез с волей Божьей, Святой Дух отступает «в тень», чтобы не подавлять свободу выбора человека. И тогда человек может совершить неверный поступок — согрешить.
История с Евой удивительна для меня. Как такое могло произойти. Свобода выбора, которая у человека есть всегда, неразрывно связанна с возможностью согрешить.
Как же можно утверждать, что на современной земле, такое невозможно и можно быть «пуленепробиваемым» святым.
Александр Дулгер
| Ссылка на комментарий
Цитирую тезис 25 из обсуждаемой книги Дж.Найта:
Брат Александр, советую Вам все таки прочесть книгу Найта, о которой мы говорим, так как Вы похоже ее или не читали, или читали не внимательно.