«Считал себя кандидатом не в КПСС, а в ад»
Родился я в 1959 году в посёлке Новая Водолага Харьковской области, в семье в которой не признавали Бога и не отрицали Его. Бабушка моя не скрывала того, что верует в Бога, но ничему не учила. Тётка Маруся была сильно верующая и начитанная. Мы её очень любили, но она тоже меня не учила богопознанию.
МОЁ ПОЗНАНИЕ БОГА ОСНОВЫВАЛОСЬ НА САТИРИЧЕСКИХ ЖУРНАЛАХ «ПЕРЕЦ» И «КРОКОДИЛ»
В этих журналах была атеистическая рубрика: «Життя святих та нечестивих». Ещё я черпал знание о Боге из поэмы Котляревского «Энеида». Что такое Библия и Евангелие, не имел представления. У меня были личные опыты. Во время моего детства у нас не было телевизора, и я шёл к товарищу у которого он был, перед калиткой крестился, чтобы никто не видел, и молился о том, чтобы не отказали посмотреть кино. После чего стучал. И на мою просьбу: «Пустите кино посмотреть», меня пускали. Идя от калитки до телевизора, я тихонько благодарил Бога и таким образом убеждался, что Он есть. Накануне экзамена я становился на колени перед иконами, которые висели, не знаю, зачем, если никто, кроме меня в редких случаях, к ним не обращался.
КЛАНЯЛСЯ. МОЛИЛСЯ. КРЕСТИЛСЯ
Разумеется, что я каким-то чудом экзамен сдавал, и это меня убеждало в существовании Бога, так что я с детства в какой-то степени был верующим.
Носил крестик, который сам в церкви купил. А на вопрос «зачем ты носишь крест?» отвечал, что «блатую». Хотя я сомневался в существовании Бога, но на всякий случай верил. Мой отец называл меня «святым» или «монахом». О религии вообще ничего не знал. О слове «секты» не имел понятия. Первый раз услышал слово «баптист», когда устраивался на работу в Облфото. На вопрос «Ты комсомолец?» отвечал «нет». «Почему?» И пока мямлил с ответом, мне пытались помочь: «Ты, наверное, баптист». «А что это?» – спрашиваю. «Не притворяйся, что не знаешь, это те, что по лесам прячутся». Я так и не понял, кто такие баптисты.
ПОСТУПИЛ В КОМСОМОЛ, НО КРЕСТИК ТО В КАРМАН, ТО НА ШЕЮ
Но вот пришел долгожданный момент. Получил я любезное приглашение в ряды Советской Армии, которое называется «повестка». Честно сказать, мне туда сильно не хотелось. Но надо, чтобы девчата не забраковали. Моя любимая тётка, узнав, что меня забирают в Армию, передала освященную иконку, размером в три копейки, «Матерь Божья с младенцем» и пересказала, что «если он эту иконку сохранит, то и она его сохранит». «Не дай Бог потеряет». От такого подарка и наставления, мне стало крайне не по себе. Эту иконку, свой крестик и пять рублей, спрятал в обложку своего комсомольского билета. После того, как на моих проводах выпили море самогонки (кстати, я не пил ни грамма), дали мне много советов от «бывалых» мужиков, как надо служить, кого избегать, куда приближаться, и как «дедов» не обижать.
Отвезли меня «под гармошку» в областной Харьковский военкомат. Дожидаясь «покупателей», находясь, на каких-то деревянных нарах, думал, как сберечь иконку. Наконец вызывают нас в Ленинский зал. Усадили. Было нас человек больше ста. Моё место оказалось первым. Выходит, какой-то офицер, «здоровый», «страшный и ужасный» и громогласным голосом безо всякого «здрасьте», обращается с такой речью и действием: «Товарищи призывники, в ряды Советской Армии проникает великое зло, В РЯДЫ СОВЕТСКОЙ АРМИИ ПРОНИКАЮТ ЛЮДИ «ВЕРУЮЩИЕ»! «У-у-у-у-у», — пронеслось по залу. «И чтобы в наши ряды не проникла эта нечисть, мы должны выяснить есть ли среди вас верующие или нет, «Верующие, встать!» Я обернулся, чтобы увидеть шпиона, но никто не встал. Офицер переходит к делу.
«Молчите? Ладно!» Указывал пальцем на призывника, и каждый должен был ответить «Да» или «Нет». Третьего слова не должно было быть. И начал указывать пальцем задних.
В то время, когда до меня доносилось все громче «нет, нет, нет», я спешил определиться: КТО ЖЕ Я? И не «да» и ни «нет», и к тому же страшно. Ну, думаю. Не первый раз выхожу из воды сухим. И вот подошла моя очередь, а он всё время стоял рядом, и его слюна летела на меня, когда он Советскую Армию от шпионов защищал. Когда он наставил на меня свой палец, как пистолет, я торжественно ответил: «Я комсомолец!» Если бы вы видели, что с ним произошло, он превратился в дикого быка, шерсть дыбом, из ноздрей огонь,своим пальцем чуть мне лоб не продавил, думал, что выстрелит. «Отвечай…(трехэтажный мат), «Да» или «Нет»!!!. Я испугался и ответил «Нет»… И в этот момент мне показалось, что какая-то невидимая сила подняла меня до потолка и насильно посадила на место, так что внутренности мои выпали на пол. Ногой провёл по полу – нет их. Посмотрел нет, где же они делись? Раздаётся команда: «Выходите». Иду, чрево своё проверяю, а по спине пот и холодный и горячий, ноги подкашиваются. Кто-то меня спросил: «Ты что – до сих пор пьяный?» (а я никогда в жизни не пил).
Наконец, привезли нас в Кривой Рог, в стройбат. Часть была на «Пионере». Началась солдатская жизнь, но моё отречение не давало мне покоя. Вскоре избрали меня комсоргом.
Как-то получилось, что «прилетел» со штаба посыльный, быстро собрал комсомольские билеты, и не успел я вытянуть спрятанный в нём крестик, иконку и пять рублей денег.
К этому времени меня выдвинули кандидатом в члены КПСС. Мне очень хотелось быть коммунистом. Но если обнаружат содержимое, то не быть мне ни коммунистом, ни сержантом, и неприятностей будет много, а самое главное, я погибну, если иконка пропадёт. Две недели ждал, сильно переживал. Наконец, возвращают, а содержимого нет.
Я сильно переживал, и за то, что от Бога отказался, и за то, что не уберёг иконку с крестиком.
Переживания были такими, что это отразилось на моём здоровье. (В нашей части было много несчастных случаев. И Я СЧИТАЛ СЕБЯ НЕ КАНДИДАТОМ В КПСС, А КАНДИДАТОМ В АД, куда мне очень не хотелось. По моим понятиям, в раю хоть и скучно, но я предпочитал бы рай. Но по собственной самооценке, решил, что меня туда не пустят. И я начал молиться после отбоя, накрывшись одеялом с головой: «Господи, если Ты есть, или быстрее наказывай, или прости, или как-то помоги, а то в психушку попаду»). Бог ответил на мою молитву. Однажды утром, на разводе, в строю, возле себя увидел нового солдата, какого-то нерусского, румын оказывается, да ещё верующий. Мне, идейному комсоргу, такой кадр не понравился.
Да ещё мне пришлось вагон разгружать, а он прогуливался возле вагона, не реагируя ни на какие угрозы. СУББОТА, ВИДИТЕ ЛИ, У НЕГО. ЧУДАК БЕСПОДОБНЫЙ. Ни мяса, ни рыбы не ест. Ничего он не ел в солдатской столовой, кроме хлеба, сахара и воды. Благо, что в будничные дни мы в обед, в гражданских столовых питались, а то умер бы он с голоду. Унгурян Троян — звали богомольного.
Интересный он был тем, что не ругался. Вообще никак.
Всё выполнял, кроме работы в субботу, спешил помочь, поделиться, добрый какой-то. Но за то, что он был верующим, его солдаты не уважали, кроме армян, за то, что он «чушку», то есть свинью не ест. И начальство тоже относилось к нему благосклонно. Ну, а я, продолжая испытывать неприязнь к верующим, сам продолжал молиться. Присматривался к нему, интересовался верой. Он познакомил меня с другими верующими. И адвентисты, и баптисты, и пятидесятники – хорошие ребята. Православные были в «подполье своей души», лицемеры, как и я. Ко мне закрадывалось сомнение: «почему к хорошим хлопцам такое негативное отношение?» НА ДОСКУ ПОЧЕТА, ПО КОМАНДЕ «СВЕРХУ», Я ДОЛЖЕН БЫЛ ЦЕПЛЯТЬ ПЬЯНИЦ. Подписывать на звание ударника коммунистического труда – лентяев. В стенгазету на самовольщиков и негодяев я должен был писать хорошую характеристику.
Смущала меня и антирелигиозная реклама, развешанная по Кривому Рогу (1978 год). Высмеивались верующие, Библия, а я Библию никогда не видел, и попросил Трояна что-нибудь почитать. Дал он мне маленькое Евангелие. Я хранил его в сапоге.
К счастью, у нас не было «дедовщины». Старался быть дневальным. По ночам, когда пьяницы и самовольщики позасыпают, я вытягивал из сапога Евангелие и читал. Запретный плод сладок.
ЗАМПОЛИТ УВИДЕЛ, ЧТО Я С ВЕРУЮЩИМИ ОБЩАЮСЬ
Вызывает в штаб и предлагает как кандидату в члены КПСС комсомольское задание (Надо отметить, как стало известно позже, «содержимое» комсомольского билета до начальства не дошло, спасли пять рублей). Комсомольское задание – помочь верующим освободиться от заблуждения.
А чтобы знать, как им помочь, я должен с ними сдружиться, войти в доверие, знать где и когда они собираются, когда и куда в «самоволку» ходят (кстати, в самоволку ходили все без исключения, и верующие, и неверующие, и даже «салаги»), с кем из гражданских общаются, т.е. мне предложили быть стукачём. Тогда я очнулся, ещё больше их уважать стал, а особенно адвентистов. (Верность принципам более убедительна в евангелизации, чем красноречие и другие подходы). И солдаты, и начальство поняли, что я на стороне верующих.
Начальство почему-то молчало, солдаты смеялись надо мной, а мне хотелось больше узнать о Боге. Троян и Свирида Николай из Винницкой области, познакомили меня с гражданскими верующими. Большое впечатление на меня произвела семья Романченко Павла и Веры, и их дети – Анатолий и Людмила. Таких людей я не встречал. Такое доверие, которое оказали мне, дух гостеприимства, для меня были чем-то особенным. (Гостеприимство — ещё один важнейший метод евангелизации). Они помогли приобрести мне Библию. Приходя в их дом я читал Слово Божие, слушал магнитофонные записи. Однажды Троян пригласил меня пойти с ним на свадьбу. Мне очень хотелось побывать у верующих на свадьбе. Но объявили карантин, и никого даже к приехавшим родственникам не пускали. И через каждые полчаса проверку делали, так что и в самоволку невозможно было сходить, а побывать очень хотелось. Троян предложил молиться. Мы молились целую неделю. Шансов было ноль. Но, к большому удивлению, из трех отрядов во время общего карантина двух человек отпускают в увольнение – Трояна и меня. Для меня это было откровение Божье. Бог показал: «Смотри, что Я могу».
ЗАХОТЕЛОСЬ «СИМУЛЬНУТЬ»
Надоела глупая обстановка, захотелось больше Библию почитать, с гражданскими верующими пообщаться. Анатолий Романченко был болезненным молодым человеком, оказался в городской больнице, и я начал молиться, чтобы и меня Господь положил в ту же больницу, чтобы мне общаться с Анатолием. Через пару дней Бог удовлетворил мою просьбу.
Радости не было предела. Бог меня – грешника услышал. Значит, Бог есть, ВЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТЕ – БОГ ЕСТЬ!!! Для меня – это вообще – хочешь на свадьбу – пожалуйста, в больницу – тоже, пожалуйста. Там, в больнице, я много читал уже свою Библию. Десять заповедей там выучил наизусть. Анатолий мне много объяснял. С ним мы выходили к реке и там молились. Хотя мне стыдно было молиться. Мне казалось, что весь Кривой Рог смеётся надо мной, но всё равно ломал себя. Посещали нас, как я и хотел, гражданские верующие, служитель. Читая Библию, я узнал об иконах и многое другое, что сильно меня обрадовало и освободило от страха и суеверия, и познал я, что такое первая любовь к Богу.
УБЕДИЛСЯ В НЕПОКОЛЕБИМОМ АВТОРИТЕТЕ БИБЛИИ, начал пытаться что-то соблюдать, избавился от вредной привычки и в самый разгар моих духовных преобразований познакомился с девушкой из Свидетелей Иеговы. Настроение у моих друзей испортилось, а когда дело дошло до женитьбы – вообще пропало. Я их сейчас хорошо понимаю. Самому портят настроение ненормальные знакомства молодежи с инаковерующими или безбожниками, а тогда я думал по-другому. Об адвентистских девушках, я был очень высокого мнения, куда мне до них, чтобы с кем-то знакомиться для серьезных намерений. Тем более, дали понять, что ты ещё никто. Они были правы, но я обиделся. А хотелось жениться на верующей до «дембеля», чтобы на гражданке не искать приключений. О женитьбе я не молился, и даже гордился тем, что она из-за меня оставила «свидетелей», хотя оставалась идейной «свидетельницей Иеговы». Женитьба сильно затормозила моё богопознание. Мы с женой решили, что достроим дом, урегулируем материальные и хозяйственные дела, тогда возобновим богоискания. Было решение сначала разбогатеть, а потом Бога искать. Из армии привёз пятьсот пятнадцать рублей (напоминаю – 1980 год).
Сразу устроился на работу, получал две полных зарплаты, жена работала, родственники помогали, хозяйство завели. Не пили, не курили, не гуляли, экономили на чём только могли, чтобы разбогатеть. Но как написано в 1-й главе Аггея «зарабатывающий плату, зарабатывает для дырявого кошелька… и что принесёте домой, то я развею».
Троян приехал в гости, увидел мою крайнюю бедность, пригласил с собой на заработки. ПО 300–400 РУБЛЕЙ ТЕМИ ДЕНЬГАМИ ПОЛУЧАЛ, НО НИКАКОГО БЛАГОСЛОВЕНИЯ. Хозяйство всё пропало. Не осталось «ни копыта, ни пера». А я в больнице оказался. На сей раз об этом Бога не просил. Родилась у нас дочь (ныне Сайко Светлана). В 1,5 – 2 месяца от роду заболела серьёзной болезнью. В больнице лечили, делали выжигание, но ничего не помогало. Бедность крайняя. Куда девались средства, мы не понимали тогда. Разбогатели, называется. В этом крайнем положении мы с женой решили помолиться. Вообще-то, я молиться стеснялся. Мне казалось, что с меня и мухи смеются. Закрыли двери и окна, чтобы никто не видел нашей молитвы, склонили колени и начали молиться, она себе по-своему, а я по-своему. В своей молитве я раскаивался о своём желании разбогатеть, просил об исцелении нашей дочери, и независимо от результата просимого, с этого момента, не знаю как, но посвящаю себя на служение Господу. Это было моё самопосвящение по сегодняшний день. После молитвы от души что-то отлегло, мухи уже не смущали, появился интерес читать Библию. Жена предложила: «Ты ищи своих (то есть адвентистов), а я своих (то есть свидетелей Иеговы). Тогда свидетелей было встретить намного сложнее, чем сейчас. Она их так и не встретила. А я начал поиски адвентистов и других верующих, начиная с местного православного храма. После молитвы, на две недели, мы забыли о болезни дочери. Жена кормит, купает, пеленает и не помнит о болезни. Детская консультация и родственники, и я увлечённый поисками верующих, забыли о болезни. Через две недели после нашей молитвы все вспомнили о болезни, но кроме шрама от выжигания ничего не обнаружилось. После этого, несмотря на то, что у нас был иней на стенках в доме до утра, и вода к утру в доме замерзала, и пеленки были от холода как накрахмаленные – дочь не болела. Всякие были трудности в её жизни, но Бог хранил Светлану от болезни. Теперь она сама жена адвентистского служителя Юрия Сайко.
С Трояном я поддерживал переписку, и он мне написал адрес служителя АСД в городе Харькове, Титкова Петра Георгиевича. Воспользовавшись этим адресом, я наладил контакт с верующими, и нас начали посещать адвентисты. Мы жили в Новой Водолаге Харьковской области.
Титков Георгий Петрович, Осмачко Сергей и Тамара, Витко Пантелей и его дочь Александра, Щербак Владимир и Зоя, Василенко Олег, Долинский Василий, Вендин Михаил и Александра, Жаворонок Галина (обратила внимание на нашу бедность и организовала помощь) и другие. Но я параллельно интересовался другими учениями, общался с другими верующими, но конкретно – «Так написано» – отвечали только адвентисты. И ВОТ УЖЕ ТРИДЦАТЬ ЛЕТ Я ТОЧНЕЕ АДВЕНТИСТСКОГО УЧЕНИЯ ТАК И НЕ ВСТРЕТИЛ. Хотя всяких «праведных», «верных» и «правильных» личностей видел много. И когда я начал соблюдать субботу, избегать нечистой пищи, участвовать в возвращении десятины, от родственников встретил противление, отказ в родстве. И даже моя любимая верующая тётка, которая наделила иконкой, после моего посещения, святой водой брызгала пол, стул и дверную ручку. Для соседей и всех кто меня хоть немного знал, а если кто не знал, так узнал, был повод для смеха и шуток. Но я обещал Богу служить. И в 1981 году принял крещение. После крещения из-за субботы начались проблемы с работой. Я стал получать всего 70 рублей, жена в декрете, родственники отказались помогать, но Бог благословляет и по сегодняшний день. За год мы достроили дом, чего не могли позволить при хороших заработках, начало заметно восстанавливаться материальное положение, и очень много показал Господь чудес, когда я проявлял верность, но бывали случаи когда верность снижалась и благословения снижались. Из этого я взял урок. «Будь верен до смерти» (Откр 2:10). И вам этого желаю.
А в 1984 году был призван на служение в Ростовскую область. Благодарю всех, кто трудился над моим спасением. Да благословит вас Бог и поможет других спасать!
Пастор Виктор Хорошко
Комментарии (2):
тамара
| Ссылка на комментарий
Только я знаю намерения ,какие имею о вас,говорит Господь,намерения во благо .а не на зло,чтобы дать вам будущность и надежду.
михнюк
| Ссылка на комментарий
дальнейших успехов и благословений