Бокс для младенцев-подкидышей в берлинской больнице Вальдфриде
Габриэле Штангль (51), душепопечительница больницы Вальдфриде (Waldfriede) в берлинском районе Целендорф, удостоена медали за заслуги перед Германией, за проявленную в 2000 г. инициативу – установить при больнице бокс для младенцев-подкидышей.
Помощь анонимным роженицам
Пастор Церкви христиан-адвентистов седьмого дня Г.Штангль дарит много сил, времени и любви жительницам Берлина, попавшим в тяжёлые жизненные обстоятельства. В этой адвентистской больнице женщины могут анонимно родить ребёнка и оставить его на попечение государства. Более того, женщинам безвозмездно оказывается необходимая социальная и психологическая помощь.
Г.Штангль получила высшее образование в теологической семинарии Богенхофен (Австрия), работала душепопечительницей в Германии и США. В 2008 г. американская ассоциация женщин-адвентисток (Association of Adventist Women) назвала её «женщиной года» в Сиэтле (штат Вашингтон) – за активную христианскую позицию.
Электронный бокс в Целендорфе — это обычный ящик зеленого цвета (см. http://www.krankenhaus-waldfriede.de/krankenhaus/index.php?id=93), снабженный, однако, всем необходимым для поддержания жизни младенца и сигнализацией, которая срабатывает через некоторое время после того, как в ящик будет положен младенец. Видеонаблюдение не ведется, таким образом матери гарантируется анонимность, у неё есть достаточно времени, чтобы покинуть территорию больницы незамеченной. Тем не менее, в течение восьми недель она может вернуться и заявить свои права на ребёнка, причём без всяких отрицательных для неё последствий. В противном случае, ребёнок передаётся в приёмную семью.
«Однажды перед смертью 80-летняя пациентка больницы в Вальдфриде поведала мне, что в молодости убила своё новорожденное дитя, — рассказывает пастор Г.Штангль. – С тех пор прошло много лет, но женщина жестоко страдала от содеянного тогда преступления, нигде и ни в чём не могла найти покоя. Другая женщина, молодая, на последних месяцах беременности, вынуждена была покинуть больницу, потому что не была готова назвать своё имя, фамилию, адрес. Так мне пришла в голову мысль организовать при нашей больнице бокс для младенцев, и вообще, добиваться предоставления беременным женщинам права родить ребёнка анонимно».
Пастору Г.Штангль пришлось преодолеть немало бюрократических формальностей и сопротивление даже в собственной христианской больнице, пока такой бокс открылся в Вальдфриде. За последние десять лет только в этой клинике были анонимно приняты 20 младенцев и более 110 женщин смогли родить анонимно. Большинство «анонимных рожениц» соглашаются затем пройти собеседование, принять участие в специальном курсе для молодых матерей. В итоге около трети женщин принимают решение принять своих детей, растить их, при поддержке государства и благотворительных христианских организаций. И хотя возраст «анонимных рожениц» отнюдь не молодой, от 27 до 34 лет, все они, по словам Г.Штангль, «очень боятся, что об их беременности и родах узнают родные».
Адвентистская больница Вальфриде (http://www.krankenhaus-waldfriede.de/krankenhaus), созданная в 1920 г., рассчитана на 170 пациентов. В ней есть отделения общей хирургии, гинекологии, внутренних болезней и др. Ежегодно 9000 пациентов проходят здесь стационарное лечение и 18 тысяч – амбулаторное.
История «ящиков для подкидышей»
История «ящиков для подкидышей» (в англоязычных странах — Babybox, а в немецкоязычных – Babyklappe, Babyfenster) насчитывает сотни лет. Первое такое закрытое деревянное сооружение было установлено в конце XII века в Риме, по повелению папы Иннокентия III. Он посчитал, что это лучше, чем топить детей в водах Тибра… Позже подобные корзины и ящики появились при многих христианских больницах и приютах в Италии и других европейских странах. Один из них можно увидеть сегодня в госпитале Святого Духа в Ватикане (см. фото). Его установили в средние века и использовали до конца XIX века.
Во Франции первые такие приспособления связывают с именем Винсента де Поля (1581-1660), католического священника, основателя известной благотворительной организации Caritas, которая существует доныне. В 1638 г. он организовал в Париже первый приют для подкидышей.
В Германии к этой идее пришли в 1709 г., сначала в Гамбурге, а потом в Касселе (1764) и Майнце (1811). Подкидышей нередко находили на своём пороге богатые люди. Из истории известны случаи, когда дитя принимали и воспитывали «как для Господа», ибо написано: «…Кто примет сие дитя во имя Моё, тот Меня принимает…» (Матф. 18:48).
Электронный бокс, оснащённый по последнему слову медицинской техники, в Германии впервые открыли тоже в Гамбурге, в богатом районе Альтона, после серии страшных находок – матери бросали новорожденных просто на улицах, во дворах, а то и опускали завёрнутое в тряпьё живое тельце в мусорный бак. Естественно, большинство таких подкидышей находили мёртвыми.
Теперь в Германии установлено более ста электронных боксов, внутри которых – мягкая подстилка для младенца, постоянно контролируемая температура, чтобы малыш не замерз зимой и не задохнулся от жары летом. В Германии есть даже несколько анонимных приёмников, которые содержат не больницы, а частные лица, обычно христиане. Например, в доме 62 на Менгштрассе в Любеке, на севере Германии. Попутно замечу, что улица эта вообще известна в немецкой культуре, благодаря роману «Будденброки» Томаса Манна. Здесь стоит так называемый «дом Будденброков», здесь жили предки двух нобелевских лауреатов – Томаса Манна и Вилли Брандта, и здесь находится неприметное окошко (см. фото), которое может спасти жизнь ещё одному никому не нужному малышу, который позже, возможно, станет новым Вилли Брандтом…
Однако в немецкой прессе продолжаются дебаты по поводу того, стоит ли финансировать круглосуточное содержание боксов, которое обходится отнюдь не дёшево. Тем более, во времена финансового кризиса, ударившего по больницам и детским учреждениям. За десять лет по всей стране удалось сохранить таким образом жизнь около 500 младенцев. Много это или мало? Здесь мнения расходятся.
Для одних – мало, потому что, если подсчитать, какие расходы приходится оплачивать и сколько, в среднем, спасённых малышей приходится на один бокс, то дело того, вроде бы, и не стоит. Тем более, что во многих немецких больницах предлагают теперь анонимные роды, по желанию женщины.
Но Германия стареет, дети нужны, и правительство старается поддержать не только молодые семьи, одиноких женщин с детьми, но и «случайную», незапланированную беременность. По всей стране созданы приюты, куда беременная женщина может, в случае необходимости, обратиться за помощью, где проведёт время беременности, родов и даже младенчества своего ребёнка, где ей помогут затем найти подходящее жильё и работу по силам. Таким приютом воспользовалась, кстати, 14-летняя дочка моих знакомых. Сначала вовсе не желая оставить ребёнка, позже она, к счастью, одумалась – не без влияния психологов и сотрудников приюта, и теперь счастлива, вышла замуж, родила второго ребёнка.
Так много или мало – 500 спасённых жизней? Ведь каждая жизнь – безмерная ценность в Божиих глазах и глазах человеческих. И если отказалась мать, самый близкий человек, то есть Тот, Кто не оставит, как сказал Давид: «…Отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня» (Псал. 26:10).
На фото: пастор Г.Штангль; современный бокс для младенцев-подкидышей в Любеке (Германия); ящик для младенцев, установленный в XVIII веке в Париже (Франция, Париж, Музей общественного вспомоществования и благотворительности, H?tel de Miramion).
Для сайта: http://www.christa-medien.eu/periodika/