Вопрос пастору: Как по Библии адвентисты объясняют, что Иисус не младше Бога Отца?
Светлана спрашивает: Із Кол.1:15 виходить, що Ісус молодший за Отця. Свідки Єгови кажуть, що Він мав початок, тому Він «бог (не вічний)».
Як адвентисти пояснюють (Біблією), що Ісус не молодший за Отця?
Дорогая сестра Светлана,
Прежде всего, абсолютно неверно строить теорию и утверждение на основании одного текста. Во вторых, абсолютно неверно вырывать текст из контекста. В третьих, абсолютно неверно использовать только один перевод. Рассмотрим, этот текст на основании этих основных принципов толкования Писаний.
Слово, переведенное в Синодальном переводе как «рожденный прежде всякой твари» (Колоссянам 1:15) prwto/tokov — имеет в греческом языке следующие значения: первородный, рожденный прежде; как сущ. первенец. В Библии, если просмотреть все места где встречается это слово, можно увидеть, что за исключением синодального перевода текста Кол.1:15, это слово везде переводится как «первенец» или «первородный».
Значение первенец или первородный в Библии всегда использовалось прежде всего как титул. Например, Исав продал первородство Иакову. Иаков переменил руки, благословляя Манассию и Ефрема, передав первородство Ефрему, что смутило Иосифа, но не поколебало Иакова (см. Быт. 48).
Сам Иаков переменил первородство среди своих сыновей, передав его Иуде и осудив поступок Рувима (см. Быт.49:8).
Следовательно, когда речь ведется о первородстве, то речь не о том, кто первый родился, хотя это и немаловажный фактор, речь о том, кому доверяется руководство родом, кто является наследником всего.
В этом отношении контекст Кол.1 чудесное сему подтверждение: «ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство…» (Колоссянам 1:16-18)
Сам текст подтверждает, что речь не о рождении, а о первенстве, исключая угловатый синодальный вариант.
Рассмотрим другие варианты переводов:
«Он — ‘совершенный’ образ Бога невидимого. Первенец, ‘Он превыше’ всякого творения…» (пер.М.П.Кулакова, Кол. 1:16)
«Он — видимый образ невидимого Бога, Первенец, выше всего творения…» (пер. Кузнецовой, Кол. 1:15)
«Он есть образ Бога невидимого, Первородный всей твари…» (Кассиан, Кол. 1:15)
«Он — зримое подобие незримого Бога, и стоит Он над всем сущим…» (НЗ-совр., Кол. 1:15)
Таким образом, речь не о том, кто когда рожден и кто выше, а кто ниже, речь о том, Кто стоит над всем сущим, Кто им правит и Кому все сущее подчиняется.
Чудесное подтверждение этому и аллюзия на этот текст, другой текст апостола Павла: «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте…» (Евреям 1:2,3)
Здесь речь о Христе, как о Наследнике, Первенце, Который сотворил все и содержит все под своим владычеством.
Первенство никогда не подразумевало меньшинство. Можно ли сказать, что Исаак был меньше Авраама? Как отвечал за род Авраам, те же полномочия он передал и Исааку. Можно ли сказать, что Иаков был меньше Исаака? Став первенцем, он имел те же полномочия, что и Исаак.
Последнее, что хотелось бы сказать на основании библейской истины. Две природы Иисуса, о которых никогда не надо забывать: божественная, по которой Он не имеет ни начала, ни конца: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Иоанна 1:1) и человеческая природа, которая имеет начало в Вифлееме, но не имеет конца: «И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.» (Иоанна 1:14)
Во Христе Бог навсегда принял человеческую плоть: «…ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно…» (Колоссянам 2:9)
Христос самая уникальная Личность во Вселенной — Он одновременно и не имеющий начала Бог, Который со времени Вифлеема стал обитать в человеческом Теле.
Это тайна, которая непостижима: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.» (1-е Тимофею 3:16)
С уважением и пожеланием благословений,
Сергей Молчанов