Рецензия на проповедь Александра Мещерякова «Лечит ли душу современная психология»
Изучив данную проповедь, необходимо отметить, что в определенной мере автор знаком с некоторыми вопросами, поднятой им темы.
Во-первых, он, с одной стороны, не отрицает психологию и несколько раз говорит, что ничего не имеет против психологии, чтобы «…без фанатизма не в ту или другую сторону…». Тоже самое нужно сказать и о любой науке, и даже религии. Истории известно немало случаев, когда из религии или науки делали бога.
Во-вторых, автор абсолютно верно говорит о Единственном, Кто может простить грехи человеку, и таким образом выровнять его самооценку — это о Христе.
В-третьих, хорошо сказано о роли Святого Духа и Священного Писания в формировании нравственности человека, в утешении его в горе и надежде на светлое будущее.
В-четвертых, верно подчеркнуто о тщетной надежде на человека в решении вопроса о спасении.
В-пятых, правду говорит автор, что психология — это не точная наука, и, чтобы помочь человеку, психолог должен найти индивидуальный подход, изучив обстоятельства его жизни.
В-шестых, автор подтверждает, что определенные ситуации в детстве оказывают влияние на будущую жизнь человека, хотя и последующие периоды его жизни также вносят свои коррективы.
Однако, прослушав его выступление, можно со всей очевидностью заключить, что, несмотря на некоторые верные и правильные его суждения, автор недостаточно разбирается в теме, которую поставил в заголовок своей проповеди. Об этом свидетельствуют многие его определения, заявления и формулировки. Ниже приводим некоторые высказывания пастора Александра Мещерякова, подтверждающие наш вывод о его некомпетентности в области психологии.
1. Так, вначале проповеди автор заявляет, что в адвентистских киосках книг по психологии «тьма», а по богословию нет. Это не иначе, как незаслуженный упрек нашим благословенным издательствам. Почему такое передергивание фактов, с точностью до наоборот, он считает нормальным обнародовать перед церковной аудиторией? Какие такие многие книги по психологии, и каких конкретно авторов-психологов он видел на прилавках церковных книжных центров? Почему он не видит сотни и сотни прекрасных адвентистских изданий, в том числе и по богословию? Реальная ситуация в лучшем случае — обратная. И возникает справедливый вопрос: почему человек с таким «лаодикийским зрением» считает себя вправе стоять на святом месте и вещать от имени Бога?
2. В течение своей проповеди автор неоднократно смешивает психологию и психиатрию, используя эти понятия как взаимозаменяемые. Он рассказывает, как человек пришел к психологу, а тот ему отвечает: «…не расслабляйся, вот тебе таблетка…». Но оратору хорошо было бы знать, что психологи работают с психически здоровыми людьми, имеющими какие-либо сложные жизненные ситуации и желающие их разрешить. Психологи не имеют права и не назначают лекарственные препараты. Психиатры же работают с психически больными людьми, и как врачи имеют право назначать для своих пациентов лекарственные препараты. Поэтому человек, обратившийся к психологу, — это клиент, а к психиатру — пациент.
3. Также, оратор принижает образование психолога. Он говорит, что бессмысленно учиться психологии, если человек, который выслушивает другого человека, имеющего проблему, оказывает такую же помощь, как и психолог. Если бы автор был профессионалом в этой области, то он бы знал, что фактически не выслушивающий оказывает помощь, а сам человек, пересказывая свои проблемы другому человеку, которому доверяет, начинает по-иному смотреть на ситуацию и нередко сам находит для себя практическое решение своих затруднений. Этот принцип активного слушания как раз рекомендован и пасторам, проводящим консультирование членов церкви. На этом принципе работают и 12-ти шаговые группы самопомощи у алкоголиков и наркоманов. Здесь люди (не профессионалы), имеющие одинаковую проблему — зависимость — помогают друг другу тем, что делятся своим проблемами, опытами, надеждами, поддерживают друг друга и вместе совершают молитвы. Пренебрежительно говоря об образовании психолога и приравнивая его к помощи, оказываемой простым человеком, автор показывает свою некомпетентность относительно работы психолога как психотерапевта, так как психолог, кроме активного и заинтересованного выслушивания, владеет еще и профессиональными методиками (инструментами оказания помощи), которых нет у человека, не имеющего специального для этого образования.
4. Еще автор приводит имена некоторых психологов и совершенно безосновательно ставит в один ряд с ними доктора Бенджамина Спока, хотя доктор Спок никогда не был психологом. Он закончил медицинский факультет Йельского университета по специальности «Педиатрия», т.е. детский врач. Такие неточности разрушают авторитет оратора в глазах компетентной аудитории.
5. Говоря об отдельных школах в психологии и об их основателях, которые в большинстве были «безбожниками», автор, по всей видимости, находится в оппозиции ко всем, кто не относит себя к христианству, что говорит о его так называемой позиции доминирования и нетолерантности к инакомыслящим.
Позиция же Адвентистской церкви звучит иначе: «Наше уважение к разнообразию, индивидуальности и свободе уравновешивается уважением к обществу. Мы, как единая всемирная семья верующих, представляем нашему миру Царство Божие, демонстрируя нравственное поведение, взаимное уважение и наполненное любовью служение» [Заявление о ценностях Церкви Адвентистов Седьмого Дня].
Исходя из размышлений Александра, что основатели психологии были «безбожниками» (хотя никто не имеет права так утверждать, пока не настанет Суд Божий), мы не должны пользоваться компьютерами, автомобилями, не должны признавать законы физики, математики, педагогики, не должны обращаться к медицине по той лишь только причине, что у истоков этих наук стояли не адвентисты.
6. Также автор утверждает, что психология приносит вред людям, при этом он не приводит результаты, хоть какого-то бы ни было исследования отзывов людей, которые консультировались у христианских психологов, да и у психологов вообще. Только опираясь на специальные исследования этой темы, можно делать такие громкие заявления, в противном случае это может даже расцениваться как нарушение со стороны оратора девятой заповеди Закона Божьего.
7. Автор приводит неподтвержденные данные о суициде в среде психологов, будто они занимают пятое место среди самоубийц. Изучив немалое количество литературы о суициде, такие данные не удалось подтвердить. Найдены несколько профессий, которые занимают первые места по самоубийствам, но там не упоминается о психологах. На первом же месте стояли музыканты и бизнесмены. Но даже если и предположим, что психологи по суициду на пятом месте, то это еще не говорит о том, что абсолютно все психологи — потенциальные самоубийцы, они не могут помогать и к ним не стоит обращаться. За последние 10 лет три пастора в одном городе были исключены за нарушение Заповедей Божиих. Можем ли мы по этим отдельным случаям так негативно отзываться о сотнях и тысячах преданных и искренних тружениках Божиих?
8. Автор прямо говорит, что никогда не был у психолога на приеме (как же он утверждает, что психологи никому не помогают?), и при этом он рассказывает о том, что если человек пойдет к психологу, то тут же запутается в выборе направлений в психологии.
Похоже, этим он запугивает прихожан, чтобы они и не пытались искать там помощь. Так поступало средневековое папство в отношении интереса людей к Библии. Они говорили народу, что нельзя ее читать, да и если вы будете читать Библию, то все равно ничего не поймете.
А вообще, это надуманная автором ситуация, так как человек, который собирается к психологу со своей проблемой, не садится за компьютер и не мониторит часами Интернет, задаваясь вопросом: к психологам какой бы школы ему податься за помощью. Он идет к тем специалистам, которых советуют ему люди, кому они доверяют.
Профессиональный христианский психолог должен знать о всех стадиях развития и школах в психологии, но использовать только те методики, которые согласуются с библейским мировоззрением. Как и профессиональный пастор изучает систематическое богословие и религиоведение, но проповедует только Слово Божие. Как и Даниил, который обучался в «Вавилонской академии оккультных наук», но проповедовал Навуходоносору Всемогущего Небесного Бога.
9. Автор иронизирует над тем, что в психологию идут люди, имеющие личные проблемы, и тем самым он подразумевает, что есть люди, не имеющие проблем (стало быть, в данном случае оратор), и есть люди, имеющие проблемы (в контексте этого заявления — это психологи), чем противоречит Священному Писанию, что «…все согрешили и лишены славы Божьей…» [Рим. 3:23]. Хотя он и выступает против того, что человек сам по себе хороший, но своими высказываниями делит людей на имеющих проблемы и не имеющих их, в чем также противоречит и сам себе.
10. Он смеется над тем, что христианские психологи верят в то, что в человеке есть Божья сила, способная вести борьбу с грехом. Христианство — это не магия, где нужно четко называть имена, так называемые заклинания. Не все психологи называют эту Силу – Иисусом, но Иисус действует и в случаях, когда человек просто верит, что Бог его любит и готов помочь ему разобраться с грехом. Именно на этом, упоминаемый оратором Метод Мюррей, строит самооценку человека — Бог его любит, а грех ненавидит.
В Библии сообщается, что для Бога человек — величайшая драгоценность [1 Петра, 1:18-19]. В Заявлении о ценностях Церкви Адвентистов Седьмого Дня также говорится, что «каждый человек, независимо от обстоятельств, имеет для Бога бесконечную ценность и поэтому заслуживает уважения и достойного обращения».
Психологи, в частности те, кто использует Метод Мюррей, очень строго относятся ко греху и никогда его не оправдывают, хотя алкоголизм называют болезнью. И здесь автор, видимо, не владеет информацией о том, что алкоголизм — это медицинский термин, это химическая зависимость, специфическое и необычное заболевание.
А хорошо было бы ему знать, что химическая зависимость в 1953 году под таким термином была введена в список болезней Всемирной Организацией Здравоохранения после онкологии по степени тяжести и смертности под № 303, как заболевание первичное, смертельное, прогрессирующее, неизлечимое, характеризирующееся зависимостью от всех видов препаратов, изменяющих сознание.
Елена Уайт, говоря об алкоголизме, советует: «…если не протянуть им руку помощи, они опустятся на самое дно жизни, откуда нет возврата. У таких людей потакание своим слабостям — не только нравственный порок, но и физическая болезнь» [Е.Уайт. Служение исцеления, с.108].
И чаще всего алкоголизм, как болезнь на уровне биохимии мозга, выражается в греховных мыслях и действиях, что ведет к еще большему разрушению всех сфер личности, в том числе и духовной.
Официальная позиция Церкви Адвентистов седьмого дня:
«Химическая зависимость (включая алкоголизм) — это биологическое, психологическое, социальное, духовное нарушение; в этиологию, проявление, профилактику и лечение которого включены все аспекты личности. Разрушающее действие химической зависимости затрагивает все аспекты личности и ее семьи.
Участие Церкви во всех областях химической зависимости отныне не является необязательным. Мы должны способствовать своим участием не только благоденствию членов наших общин, но и обеспечивать возможность влияния на внешний мир путем проявления заботы о страждущих и проведением профилактических программ» [Генеральная Конференция Церкви АСД. Комиссия по вопросам химической зависимости и роли Церкви в их решении. Краткая сводка, 1987 г.].
Как видим, такая однобокая позиция автора вступает в противоречие с этими официальными заявлениями и открытиями в области медицины и, в частности, аддиктологии. А здесь все просто: Церковь с ее религиозными духовными практиками разбирается с грехом человека, тогда как медицина и психология занимаются алкоголизмом как болезнью человека.
11. Автор, говорит о том, что психологи покрывают грехи, цитирую: «… украл капусту — ничего страшного…», при этом он не уточняет, какая из психологических школ оправдывает такую аморальность, не ссылается на источники. А даже если и найдется среди психологов отдельный «экземпляр», который, как утверждает автор, минимизирует, или полностью освобождает человека от ответственности, то это не означает, что все психологи так понимают вопрос личной ответственности человека за свое поведение. Так точно как и есть немало так называемых христиан, утверждающих очевидно небиблейские взгляды, но, опять-таки, это не означает, что все христиане так думают. Так что и среди психологов, и в христианском лагере можно наблюдать явления профанации авторитета этих групп людей.
Даже в такой слабой в плане участия профессиональных психологов как программа 12-шагов, есть 8 и 9 шаги, где говорится о возмещении ущерба людям, которые пострадали от проявления зависимости ныне выздоравливающего человека: «Мы составили список всех, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними. Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому» [Программа 12 шагов Анонимных Алкоголиков].
Так что и эта обобщающая и в своей сути неправдивая информация о психологах принижает авторитет адвентистского пастора.
12. Александр приводит в пример проблемы, с которыми работает психолог: чувство вины, комплексы, низкая самооценка и называет их грехами. Он смешивает понятия грех и психологические проблемы. Автор представляет работу на тренингах и с психологом, как публичное покаяние или покаяние перед человеком, как это делается в некоторых деноминациях. Однако, перед психологом, на тренингах и в группах взаимопомощи не происходит покаяния перед людьми как такового. А происходит осознание и покаяние перед Богом, а группа и психолог только могут поддержать человека, чтобы тот продолжал искать опору в Боге, как и они это уже делают.
Чтобы пастору Александру в дальнейшем не выглядеть поверхностным оратором, необходимо найти время и изучить сущность Метода Мюррей и популярной во всем мире 12-ти шаговой программы выздоровления от алкоголизма и других зависимостей.
13. Еще автор смеется над христианскими психологами, потому что: «…они под свои манипуляции подтягивают библейские тексты…». Это не соответствует действительности и оскорбляет, прежде всего, профессию пастора, так как не христианские психологи проводят библейское консультирование, а обязаны это делать, и делают пасторы. У христианских психологов консультация может заканчиваться чтением цитат из Библии, но это не основной их инструмент; а даже если бы и было так, то в правильном резюмирующем применении библейских текстов — только польза.
Если же произвести экзегетическое исследование библейских отрывков, тексты из которых применяет автор в своем выступлении, то ни один из них по своей сути неправомерно использовать как оружие против современной психологии. Поскольку авторы библейских книг писали наставления на проблемы своего времени, и психологии в таком субъективном виде как понимает ее автор проповеди, тогда еще и близко не было (да и сейчас). И если разобраться в этих вопросах честно и непредвзято, то обвинение психологов в манипуляции библейскими текстами, исходя из прослушанной аудиозаписи Александра Мещерякова, скорее относятся к ее автору.
14. Далее, автор иронизирует над людьми, которые обращаются за помощью к психологам, так: «Сходил к психологу и стал похож на Христа?…». То же самое можно отнести и к пастору. Если пообщаться с пастором, то не факт, что сразу станешь похож на Христа. Так что, человек не должен обращаться за помощью к пастору? Должен!
Автор подводит слушателя к той мысли, что главный психолог — Иисус, с чем упоминаемый Метод Мюррей и многие другие современные христианские направления в психологии вполне согласуются. Но это не значит, что не нужны психологи и не нужна наука психология. Иначе, исходя из его логики, Иисус самый главный Пастор, и пасторы тогда, что, тоже не нужны? Или, Иисус — главный Адвокат, так что, может, и про адвокатов прочтем проповедь? И тоже самое — про врачей, педагогов и др.?
Церковь Адвентистов седьмого дня понимает эти вопросы обширнее, поскольку обучает для своей миссии в современных условиях и пасторов, и специалистов в области психологии. Известный адвентистский университет Эндрюса готовит докторов психологии http://www.andrews.edu/sed/gpc/programs/phd_general_edpsy.html, а Заокская духовная академия преподает служителям церкви предметы: «Пасторская психология», «Духовно-психологическое консультирование» и другие смежные с этими предметы.
15. Автор говорит о большой нагрузке на психолога, когда психолог выслушивает боль клиента, что является правдой. Однако он говорит, что это не есть нормой, что, якобы нет воли Божьей в том, чтобы человек говорил с человеком (психологом) и тот выслушивал всю его боль. Здесь видим противоречие Священному Писанию [Иакова, 5:16; Рим. 15:1], функциям пастора, практическому христианству и жизни самого Иисуса Христа, Который «плакал с плачущими и радовался с радующимися».
16. Автор говорит, что если нет семьи, то психолог не может учить, как построить здоровую семью. Приводит в пример человека, который чинит автомобили и говорит, что у автослесаря должна быть отремонтирована машина. И этот пример абсолютно не убеждает. У автослесаря может и не быть автомобиля. Врач, который делает операцию, например, аппендицит, не обязательно должен пережить опыт такой операции на себе. Автор приводит в пример Мэрилин Мюррей, которая консультирует людей, но, в ее книге «Узник иной войны», сказано, что с определенного момента она уже не проживала с мужем. Он говорит о том, что Мэрилин, которая не помогла своему мужу, может ли помочь клиентам? Однако в этой же книге она описывает причину такого состояния — в семье было насилие, на что Александр не обращает внимание. И, видимо, Александр не знает, что в соответствии с этическим кодексом психологу не рекомендуется консультировать своих близких и родных, что этим должен заниматься другой специалист. Александр точно не знаком с сотнями имеющихся положительных письменных отзывов людей, в том числе и многих адвентистов, которые успешно решали свои эмоциональные проблемы, посетив тренинги Мэрилин Мюррей.
17. Автор сравнивает работу с прошлыми травмами, которую проводят некоторые психологи, с переломами костей в прошлом. По его мнению, нет нужды обращаться к прошлым травмам, для него это все равно, что ломать заново кость, которая срослась. Но психологи не разбираются с теми эмоциональными ранами, которые зажили и не дают о себе знать. Но многие такие раны напоминают о себе спустя годы и десятилетия. Поэтому, его пример с переломанными костями наоборот очень удачный, чтобы объяснить, что бывают моменты, если кость не срослась правильно, то ее надо заново ломать и исправлять. Время, в данном случае, не лечит. Текстом, приводимым в проповеди «…забывая заднее простираюсь вперед…», автор пытается сказать, что не надо смотреть на свою прошлую жизнь. Однако этот стих нужно читать в широком контексте. Вот что говорит Библия о само исследовании и анализе своего прошлого:
Пророк Софония призывает: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный» [Софон., 2:1].Исаия — «Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены» [Исаия 51:1]. Пророк Иеремия, выступая с обличительной речью от имени Господа, говорит «Как можешь ты сказать: “я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?” Посмотри на поведение твое…» [Иеремия, 2:23].А в этом тексте мы уже видим отклик и решение народа: «Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» [Пл. Иеремии, 3:40]. Апостол Павел наставляет Тимофея словами: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» [I Тим., 4:16].
Как видим, эти Священные тексты предполагают и призывают к внимательному исследованию своей жизни, ее самооценке с нравственных библейских позиций и победоносному шествию с Богом вперед!
Можно всю жизнь влачить за собою негативный багаж прошлого и передавать его своим потомкам, а можно обратиться за помощью к Богу, к пастору, психологу-консультанту и разрушить влияние прошлого. Это выбор каждого христианина. Возможно, кто-то захочет повысить качество своей жизни, и этот человек имеет полное право на лучшее. Психологи не претендуют на спасение человека, а только на помощь ему в эмоциональном плане и личностном росте, что в свою очередь однозначно помогает и в духовном возрастании.
ВЫВОД: Противоречивая позиция автора просматривается на протяжении всего его выступления. Сама тема «Лечит ли душу современная психология?» уже подразумевает отрицательный ответ, в противном случае заголовок должен быть совершенно другой. И на протяжении своего выступления он старается в этом убедить своих слушателей, правда местами он утверждает обратное и «хвалит» психологию, но потом опять отпускает насмешки в адрес ее сторонников. А в заключении вновь делает вывод, противоречащий смыслу заголовка, чем нарушает элементарное требование гомилетики, предусматривающее наличие одной единственной главной мысли в проповеди.
Хочется верить, что пастор Александр убежденно и искренно пытался донести своим слушателям весть, которую он считал необходимой. Но искренность не всегда является показателем истинности. Можно ведь искренно заблуждаться как, например, те же средневековые католики-инквизиторы.
Как показал анализ, выступление Александра Мещерякова по большому счету то и нельзя назвать тематической библейской проповедью, поскольку обнаружены многие голословные суждения, непонимание тонкостей значения основных обсуждаемых терминов, высокомерные, ироничные высказывания о психологии как о науке таковой и о ее представителях, которые здесь безосновательно показаны как группа с достаточно высоким риском самоубийств; далее — автор не ведает элементарными понятиями в аддиктологии, он не цитирует какие-либо церковные документы в подтверждение своих суждений, а о имеющихся — не упоминает. Иными словами, выступление автора, к сожалению, поверхностно, противоречиво и местами неправдоподобно. Это просто суждения человека, а не проповедь. Автор имеет полное право мыслить так, как считает нужным, и мы должны уважать его позицию. Но обнародовать свои личные, отличающиеся от общецерковных и научных, мнения перед аудиторией из-за кафедры как истину в последней инстанции, никто не имеет права.
Трофимчук Александра (тел. (066)770-79-27) 25 лет из г. Новомосковск, Днепропетровская обл., где пастор Александр Мещеряков совершает святое служение пастора и где была прочитана данная проповедь, прошла зимой 2012 года тренинг по Методу Мюррей и начала поиск Бога, впервые пришла в церковь АСД. И услышав данную проповедь, увидела много несоответствия тому, что видела и пережила на тренинге. Из-за не компетентности автора данный его труд не только не полезен, но и вреден как для прихожан церкви, так и людей, ищущих помощь.
И как доброе пожелание пастору Александру — лучше проповедовать Слово Божие, чистую библейскую истину. А к сложным, современным темам, если в таковых действительно нуждается поместная церковь, готовиться основательно, непредубежденно и обязательно в полном соответствии с духом Библии, авторитетными источниками и заявлениями Всемирной Церкви АСД.
С любовью и уважением,
Руслан Ильченко — член Адвентистской церкви, член сообщества АН, член Украинского союза психотерапевтов, аспирант Института социальной и политической психологии НАПН Украины, лаборатории психологии масс и сообществ (г. Киев), директор реабилитационного центра для лечения наркоманов и алкоголиков «Выход есть!» (г. Полтава), тренер Метода Мюррей, магистр практической психологии.
Анализируемая проповедь здесь: https://www.asd.in.ua/archives/1188315703
От наших спонсоров:
Практикующий психолог-психотерапевт Шрамко Елена Петровна даст профессиональную консультацию психолога в г. Киеве. Также возможна консультация по скайпу для жителей других городов. Психология для всех. Психолог Елена Шрамко всегда с вниманием отнесется к вашим проблемам и окажет вам профессиональную помощь.
Комментарии (252):
Милена:-)))
| Ссылка на комментарий
Одними регалиями автора можно загнать в угол любого человека и нокаутировать:-)))
Татьяна:
| Ссылка на комментарий
Дорогой брат Руслан! Не смогла удержаться, чтобы не написать. Я не против психологов, прекрасно понимаю, что есть ситуации, которые самому человеку разрешить очень сложно. Но я хорошо поняла, то, что хотел сказать Александр Мещеряков. Александр — это тот пастор, который имеет сердце, наполненное искренним переживанием за людей и который ведет каждого, кто с ним общается, к Иисусу! Ваша рецензия показывает, что у Вас не очень близкие отношения с Богом, источником мира и любви. Иисус никогда не оправдывался и ничего не доказывал. Он знал к чему Он призван, и с полной отдачей делал Свое дело. Поступайте и Вы так. Отдайте все Богу, а люди разберутся к кому им стоит обращаться, а к кому-нет. С уважением! Божьих благословений Вам в труде!
Олег
| Ссылка на комментарий
Является ли автор статьи «Профессиональным христианским психологом» ?
Адвентист
| Ссылка на комментарий
Уважаемый Руслан, увлекшись психологией, Вы, вероятно, забыли, что помощи и поддержки человек должен искать у Бога, а не у тех, кто считает, что постиг тайну души человеческой.
Так написано: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Евангелие от Матфея 11:28
Не проповедь А. Мещерякова вредна для церкви, а вот такие «рецензии».
P.S. Руслан, на основании чего Вы решили, что именно ВЫ разбираетесь в поднятой Александром теме? На основании Ваших «регали»? Как человек, имеющий отношение к науке, скажу, что данные «регалии» — это «мыльный пузырь» и не смешите ими людей…
Мещеряков
| Ссылка на комментарий
Вот в принципе то что я и хотел сказать, да за косноязычностью не совсем получилось. Прочитайте внимательно рецензию и снова спросите :»Лечит ли все таки душу СОВРЕМЕННАЯ психология?». Теперь у вас перед глазами пример в виде титулованного психолога и христианина.
У меня есть почтовый ящик и телефон. Если вы хотите что то мне сказать лично — рекомендую вам метод Христа , а не принципы светской журналистики. У меня к вам тоже есть вопросы в отношении вашей рецензии. Могу написать на вашу почту. И еще раз это христианская газета не место где люди переходят на критику конкретной личности личности и оценку ее духовности. Даже если они члены Украинского союза психотерапевтов.
Милена:-)))
| Ссылка на комментарий
Думаю,что это большая проблема людей,которые в церковном обществе превозносят свои какие-то заслуги перед людьми,которые окончили 3 класса или имеют ,например,одно или два высших образования,но без аспирантур.
Это хорошо,что в нашей Церкви есть образованные люди,защищающие ту отрасль своей работы мирской,которая дает возможность материально себя и своих родных обеспечивать и помогать Церкви.
Если говорить о себе,то мне очень хотелось бы,чтобы мой пастор был тем человеком,с которым можно было поговорить о своих каких-то проблемах духовных.Но без его жены:-)))
Психология-это наука о душе,то есть о состоянии разума.Так что пастору нужно хорошо знать Христа и использовать Его метод общения с людьми ,и тогда в наших общинах будет виден пример последователя Иисуса,а не хвальба своими заслугами перед религиозной организацией
Наблюдатель
| Ссылка на комментарий
Ооо,расшевелили осиное гнездо,мне нравится что такие вещи вскрываются,а то понаплодилось в церкви неведомо кого и чего.Я как то очень давно читал книгу известной проповедницы Джойс Майер,которой тоже досталось в юности, в смысле надругательства,кому интересно-в гугле всё есть.Так вот там ни слова о психологии которая так магически действует на некоторых последнее время.Книга основана исключительно на Божьей любви,милости и прощении.Сейчас это один из ведущих проповедников мира,и таких примеров-уйма
Милена:-))
| Ссылка на комментарий
Не беспокойтесь,Наблюдатель,сейчас брат-админ все удалит и будет полная идиллия. А Джойс Майер,ее манера проповеди мне тоже нравится.Человеку не стыдно рассказать о своих страшных годах жизни ,своей изменившейся жизни,когда приняла любовь Божью ,поэтому и привлекает к Христу множество людей.
Нам тоже в общинах нужны «живые» пасторы.Брат Александр Мещеряков один из них.Его проповеди на лагерном я слушала не один раз.
Лариса Медведева, Днепропетровск
| Ссылка на комментарий
О психологии могу сказать следующее — она крайне необходима каждому человеку, но одному достаточно просто прочесть статью или книгу, другому необходимы консультации, работа с психологом. Для того, чтобы понять, что психолог необходим, нужно столкнуться с проблемой, а по-просту говоря, осознать, что проблема есть. Пасторы пытаються брать на себя роль психологов, но у них это в лучшем случае не получается, а в худшем они, не являясь специалистами ( в лучшем смысле этого слова ) причиняют вред человеку, путая понятия богословия и психологии. Говорю так потому что пережила это на собственном опыте.
Психология нужна, психологи (профи) крайне необходимы. Слава Всевышнему они есть. Я на себе испытала огромную пользу от работы с психологами, если бы не это не знаю как бы я справлялась с проблемами созависимости, что это такое может объяснить только специалист психолог, была бы я сейчас жива если бы не работала по этой проблеме с соответствующей литературой и с психологами в т.ч. и с Русланом. Что было бы с моим сыном, зависимым, если бы он не оказался в реабилитационном центре в Полтаве, был ли бы он жив сейчас. Верю, что на то воля Всевышнего, чтобы были специалисты-психологи так же как и другие специалисты, необходимые человеку. Сейчас я сталкиваюсь с людьми, которые имели в своей жизни огромные проблемы, были на грани жизни и смерти и и прежде всего психология помогла и продолжает им помогать жить. Бог работает с каждым человеком по -разному, Он к каждому говорит на его языке, так чтобы только этому человеку было понятно. Нельзя делать из психологии панацею, но нельзя и говорить о ней как о псевдонауке, или о том, что стремиться заместить Бога, потому, что тогда нужно отказаться от врачей и заявлять, что «Бог силен исцелить». Да Он исцелит, если человек со своей стороны сделает всё необходимое (ман нужно было собирать самому, крупицу за крупицей и каждый день, чтобы не быть голодным)
Если бы кто-то поинтересовался историей возникновения 12-шаговой программы, то пришёл бы к твёрдому убеждению, что Всевышний, благословен Он, стоял у истоков этой программы, если бы кто-то почитал или послушал лекции Валентины Новиковой, то понял бы, что Бог сделал всё необходимое для того, чтобы этот человек не погиб после 15 лет употребления героина, но стал у истоков работы с зависимыми и созависимыми, а в основе этой работы лежит прежде всего психология.
Поэтому пусть каждый занимается своим: богословы учат богословию, психологи занимаются психологией, нуждающиеся в помощи психолога пусть обязательно прибегают к ней, и будем помнить, что над всем стоит Всевышний, Ему честь, слава и поклонение. Не будем огорчаться и огорчать, но будем любить друг друга. Благословен Всевышний.
И ещё не могу не сказать, работая по методу Мюррей, в группе втретилась с человеком, история жизни которого ужасает, он говорил об огромной роли метода Мюррей в своей жизни и говорил о том, что считает что только Бог мог помочь ему выбраться и идти тем путём, которым он идёт, т.е психология не только не отдалила этого человеко от Бога, но помогла ему увидеть Его.
Наблюдатель
| Ссылка на комментарий
Хватает проповедников при памяти и у нас,другое дело,хотим ли мы слышать,и тем более применять в жизни то что слышим?Почему сторонние учения сомнительного просхождения так заманчивы и привлекательны?Всё очень просто-в Слове нужно трудится самому,а на треннинге за тебя всё сделают -«тренеры».Вы видели когда нибудь чтобы какой нибудь проповедник после своей проповеди оставлял полукилометровые названия своих заслуг и статусов?
Лариса Медведева, Днепропетровск
| Ссылка на комментарий
Плох тот тренер, который что-то за тебя делает, это не тренер, а спекулянт, хотя и в этом понятии не всё плохо. В слове нужно очень много трудиться, на тренинге нужно так же трудиться, если хочешь прийти в себя, а если быть просто наблюдателем, то ничего не нужно делать.
Чтобы о чём судить, нужно это пройти. Благословений
Милена:-)))
| Ссылка на комментарий
Лариса,в реабилитационных центрах психологи нужны.Но именно христианские,которые работают по методу Христа.
В наших общинах тоже нужны ПАСТЫРИ,а не администраторы,которым не хватает времени поговорить с сестрой после операции,проведать брата,который уже год не посещает Церковь.По телефону раз в месяц поговорить-это не душевная беседа.
Поэтому я еще раз прошу-уважаемое руководство Церкви АСД,обернитесь к рядовым членам ,подумайте о том,что очень важно,чтобы пасторы общин были христианскими душепопечителями,а не сухими администраторами.
Недавно в общине пастор собирал сведения об образовании членов.Зачем ЭТО Церкви-хвастаться тем,сколько у нас докторов,аспирантов и т.д?
Мы пришли в Церковь,потому что нам нужно общение,духовное возрастание,а не выдумки,чем бы занять общество мирское.Сначала у нас наведем порядок,чтобы было комфортно в нашем доме,научим своих членов ,подготовим их хорошенько и лишь тогда выбросим их в мир .
Галина Гурьева, Северодвинск
| Ссылка на комментарий
Уважаемые участники дискуссии, я хочу оставить свой комментарий в поддержку не только глубоко уважаемого мною Руслана Ильченко, но и метода Мэрилин Мюррей, о котором здесь неоднократно упоминается, а также практической психологии в целом.
Более 10 лет я работаю психологом-консультантом в одном из социально-психологических центров г. Северодвинска Архангельской области. В течении 8 лет я руководила городской службой экстренной телефонной психологической помощи и чуть больше являлась непосредственно консультантом «Телефона Доверия». В моей практике были случаи, когда отчаявшиеся люди, желающие навсегда уйти от невыносимой боли, обретали вновь смысл жизни потому, что открывали для себя Бога просто в беседе с психологом. По-разному. Кто-то из сомнений и страха совершить грех самоубийства, кто-то, возможно, впервые задумавшись над тем, что есть Бог. И люди ищут его, познают и обретают, в том числе потому, что высвобождают в душах для него место. Вы же, наверняка, знаете как это бывает: отчаяние, хаос, пустота, не дающие покоя воспоминания или бесконечные мысли, сомнения и неразрешенные ситуации. А потом — озарение и свет! Но для того, чтобы подняться к Богу, зачастую необходимо пройти чистилище и, как правило, спустившись в «Ад» вытесненных и покоящихся в нём боли и травм.
Как профессиональный психолог я могу заключить, что метод М.Мюррей по себе уникален. Во-первых по своей методологии или идеологии, во-вторых, по системе взаимодействия и работы с клиентами, или вернее сказать, с людьми, которые берут на себя ответственность и смелость заглянуть в себя, столкнуться со своими «химерами» и принять решение на борьбу с ними. И что немаловажно, им в данном случае предоставляется выбор: простить себя, других и жить праведно дальше или продолжать заблуждаться относительно своей греховности, взращивая всё более изощренные психологические защиты. Метод предоставляет реальные и простые возможности его участникам позаботиться о всех своих сферах ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, в том числе духовной! Это как раз и означает, творить свою жизнь вместе с Богом, ведь он и есть Знание! Бог есть Любовь! Получается, что отвергая психологию или церковь, люди отвергают саму идею Божественного промысла! И слава Богу, что есть замечательные, потрясающие люди, которые обретают этот путь и помогают идти им другим, кто в этом нуждается! Неважно кем они являются: пастырями, психологами или психотерапевтами. Так Святой Дух открывает возможности попечителям душ, в том числе, решать задачи собственной Души.
И такие люди, как Руслан (и как психолог тоже) достойны уважения! И вместо того, чтобы заниматься «софистикой» необходимо объединять усилия всем служителям душ человеческих, а не разобщаться, если, конечно, мы в самом деле думаем о Боге!
М.Гордиенко
| Ссылка на комментарий
Простите старикашку. Вот хочется научной объективности. Так себе интеллигентненько, хочется.
Вот, допустим, пастор этот из села, путает психиатров с психологами, но это ему простительно. Необразован, не в свою тему полез и все такое. Готов диагноз.
Но вот автор рецензии — кладезь знаний, судя по регалиям и опыту. И случается странное — сам он вдруг путает понятия психологии и психотерапии. Это все равно как если бы я перепутал экономтеорию с эконометрией. И, прошу, не обижаться, возникает вопрос — это преднамеренно или нет? Если нет, то как быть с регалиями? Если да, то зачем?
А на практике, делая вывод о некомпетентности пастора один только приведенный факт показывает, что рецензия написана, ну как это, ну не обидеть бы.
Думаю, что у автора рецензии есть значительный практический опыт, но теория, теория дает право писать рецензии и ставить диагоз о компетентности.
Простите, старикашку.
Аркадий
| Ссылка на комментарий
Очень грамотная рецензия. Даже нечего добавить. Нужно уметь признавать свои ошибки, дорогой Александр. А регалии в рецензии обязательно пишут, чтобы было понятно что не Петька с базара писал, а человек, который в этом деле профессионал.
Олег
| Ссылка на комментарий
Уважаемые апологеты метода Мюррей! Кесарево кесарю, а Божье Богу!
Мещеряков
| Ссылка на комментарий
Ну что ж..
1.»Так, вначале проповеди автор заявляет, что в адвентистских киосках книг по психологии «тьма», а по богословию нет. Это не иначе, как незаслуженный упрек нашим благословенным издательствам.» Автор рецензии без сомнения путает книжный киоск и издательство. Это непростительно человеку даже без высшего образования.
И прошу назвать автора рецензии хотя бы 20 книг исключительно по богословию в наших киосках, а я без труда назову более 40 книг по решению различных психологических вопросов.
2. По этому пункту даже неудобно поправлять профессионала. Несколько цитат: «специализация психиатра вовсе не подразумевает непременно лечение людей с психическими заболеваниями. За рубежом есть штатные психиатры в армии, крупных компаниях, школах, психиатры ведут частный прием и к ним обращаются вполне психически здоровые люди. С другой стороны, и психологи работают в психиатрических клиниках. Словом, есть психиатры (и в нашей стране), специализирующиеся на работе с психически нормальными людьми, и есть психологи, специализирующиеся в области психических заболеваний (патопсихологии). …Существует мнение, например, что психотерапевты оказывают помощь психически здоровым людям с «расшатанными» нервами, прописывая им те или иные препараты (снотворные, транквилизаторы, антидепрессанты и т.п.)
Применительно к нашей стране, в подавляющем большинстве, дело обстоит именно так…Мнение, что психиатрия занимается психическими отклонениями, а психология — вариациями в пределах нормы — обусловлено исключительно историческими причинами. …Психиатрия и психология сошлись вместе исключительно благодаря Фрейду. Фрейду удалось гармонично объединить практичную медицинскую психиатрию и спекулятивную (абстрактно-философскую) психологию воедино.»http://www.psychoanalyst.ru/psychology/psychiatrist.htm
Я это знал еще до проповеди, почему не знаете вы ?
3. Сложны аргумент. Простой человек оказывает помощь, но только психолог по образованию имеет «инструменты оказания помощи». Как же он помог то без инструментов? Простой то человек? И эту мысль я позаимствовал , и мой опыт показывает ее правдивость, из семинара Магны Паркс которую вам наверное сложно обвинить в некомпетентности даже при ваших многочисленных регалиях.
4.»Спок был первым педиатром, изучавшим психоанализ с целью попытки понимания нужд детей в рамках развития семейных отношений. » http://ru.wikipedia.org/
5. «Говоря об отдельных школах в психологии и об их основателях, которые в большинстве были «безбожниками», автор, по всей видимости, находится в оппозиции ко всем, кто не относит себя к христианству» Как и с киосками автор с пугающей частотой путает понятия. Теперь он пытается заменить слова «отдельных», «большинство» на безапелляционное «всем». Возможно по другому меня сложно было бы осудить в религиозном фанатизме и фундаментализме.
А в отношении неверующих математиков я говорил в проповеди. У всех математиков, независимо от веры 2+2=4. У всех ли психологов независимо от убеждения одинаковый совет?»…ни одно из действующих направлений не даёт надежды на скорое появление действительно полной и объясняющей поведение человека теории.» http://ru.wikipedia.org/
Прошу прощения даже за это немногое . Больше не буду… Все только для того , чтобы грамотные люди не увидели во мне неуча, недотепу из села, и таким же образом не относились к тому Слову , что я говорил. Слово важнее для меня чем мой авторитет . По этому медалей своих выпячивать не стану «ибо я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, »
Божьих благословений.
Пишите в почту.
Аркадий
| Ссылка на комментарий
Суд (не над всеми (см. 5 пункт), а над психологами) уже совершили, осталось приговор привести в исполнение.
Милена:-)))
| Ссылка на комментарий
Мне очень нравится заходить в блог Александра Мещерякова.Очень интересная у него там информация.И некоторую я беру для того,чтобы поделиться с людьми.Они благодарят автора за эти материалы.Так что,мне более интересно общаться с христианским пастором Церкви,чем с психологом.Хотя сама тоже изучала психологию в ВУЗе.
Но ее и изучала в свое время Элен Уайт и создала поистине энциклопедическую книгу»Разум,характер,личность»,где есть такие слова:»Во время жизни Елены Уайт (1827-1915) психология (наука, которая изучает способности и функции разума) находилась на ранней стадии развития. Однако во всех произведениях Елены Уайт прослеживается отчетливая философская основа, в которой ясно изображаются принципы этой науки и пути достижения душевного здоровья.
Цель этой компиляции состоит в том, чтобы объединить высказывания Елены Уайт в этой широкой, важной и вызывающей иногда оживленную полемику области. Адвентисты седьмого дня и другие люди, убежденные в том, что Елена Уайт писала под влиянием Святого Духа, высоко ценят руководящие принципы в области, жизненно важной для всего человечества, особенно в то время, когда существует много разнообразных и изменчивых направлений в психологии.
Разумность взглядов Елены Уайт в вопросах психологии, питания, образования и других была уже показана. Нет сомнения, что по мере развития психологии и исследования способов достижения душевного здоровья человека ее репутация как человека, сформулировавшего разумные принципы психологии, будет укрепляться. Посвященный адвентист найдет в книге «Разум, характер и личность» много ответов на свои вопросы..
изложенные автором взгляды были посланы Тем, Кто создал человеческий разум.»
Так что вывод-наши пастыри должны быть посвященными людьми,читающими Библию и хотя бы эту книгу,чтобы разбираться в вопросах человеческого разума.
БОЛЬ
| Ссылка на комментарий
Автор рецензии делает всё, чтобы доказать нам своё право зарабатывать себе на жизнь, работая психологом.Однако, так как он христианин, то Дух Святой не даёт ему покоя, и он судорожно пытается оправдать свою деятельность и те методы которыми он пользуется, выстраивая защитный забор из своих регалий.Мы забываем о том, что ещё каких-то 100 лет тому назад мир не знал, кто такой «психолог» и просуществовал 6000 лет.Но этот мир, все эти тысячелетия знал Бога и все вопросы решал с Ним.Сегодня работа психолога — это бизнес, притом очень прибыльный и не пыльный.Если бы ко мне обратился человек со своими внутренними проблемами, спрашивая совета к кому мне обратиться за помощью, я бы сказал — Обратись к Богу и Он поможет тебе даром, просто и без упрёков, и я готов тебе помочь обратиться к Нему.Я, думаю, что вы поступили бы также.
Мастер Рэйки Шанкар (Константин Баранов)
| Ссылка на комментарий
Многие современные «христиане» не только элементарно не образованы, но и не имеют к Христу вообще никакого отношения, так как не знают вовсе учения Иисуса. Из 70 евангелий большинство из вас читало только 4 самых убогих, кастрированных императором Константином и командой его современников — «отцов Церкви», забивавших друг-друга палками во время своих «духовных прений». Это они выбросили из Библии все знания о реинкарнации души, о полубогах — менеджерах материальной Вселенной и т. д. Позже эти 4 несчастных текста переписали ещё несколько раз самые большие грешники — Римские папы. А теперь вы жуёте экскременты их демонического ума, пытаясь найти Истину там, где её уже давно нет!
Я знаю Руслана Ильченко, не только, как действительно практикующего психолога, но и как очень добросердечного человека высокого уровня сознания, который в прошлом хлебнул достаточно дерьма, чтобы действительно искать и найти Бога! А затем — трудиться на благо всех живых существ.
Поэтому если кто-то из современных пастырей — слепых пастухов послушного людского стада критикует методы современной психологии и конкретно метод Мюррей, я могу ответить на это лишь одно: «Народ! Разуйте ваши зашореные глаза!!! Вы Люди или овцы?..»
Сколько можно следовать за слепцами, ведущими слепых?..
Психология — не панацея от всех бед, но это реальное лекарство для многих. А когда человек Бога сочетает психологию со своей настояшей (а не показной) духовностью, как это делает Руслан, — получается настоящий бальзам, исцеляющий больные души!
Имеющий уши, блин, да услышит!.. Имеюший разум — да поймёт!
Др.
| Ссылка на комментарий
Никакой «разум характер личность» Е Вайт не писала. Этот новодел был выпущен в 1977 году.
Места, выдернутые из контекста, ни единым намеком не говорят о необходимости изучать или практиковать психологию.
К примеру, первая же цитата из книги —
The Nicest Work.—To deal with minds is the nicest work in which men ever engaged.—3T 269 (1873). {1MCP 3.1}
(Но работа с людьми — самая тонкая работа, которую когда-либо приходилось выполнять смертным)
А вот контекст, из которого она выдернута —
Как видим, смысл цитаты совершенно не говорит о необходимости практиковать психологию, но говорит о борьбе с грехами, к которым психология совершенно никакого отношения не имеет.
Я не смотрел дальше, но думаю, таких мест там будет очень много, поскольку психология как наука в принципе не имеет отношения к работе Святого духа. Который в свою очередь единственный, кто может управлять телом Христовым и взращивать его.
Милена:-)))
| Ссылка на комментарий
Мастер Рэйки Шанкар (Константин Баранов),я очень рада,что Вашим другом есть брат Руслан.
Его знание психологии человека очевидно,если Вы продолжаете говорить о реинкарнации и о каком-то интересном бальзаме .
Алекс
| Ссылка на комментарий
Вот еще раз прослушал проповедь… В ней нет критики ВСЕЙ психологии , а только критика современных перегибов. Неужели вы за всю психологию в купе? Еще… К счастью в проповеди не упоминается ни Ильченко и не критикуется сам метод Мюррей. Там только мысль , что к человеку не сохранившему в христианской семье супружество-не стоит идти за консультацией по семейным вопросам. По моему логично. Почему Руслан так болезненно воспринял? Наверное Дух Святой все же работает над ним. «Но когда все пророчествуют, и войдет кто неверующий или незнающий, то он всеми обличается, всеми судится. И таким образом тайны сердца его обнаруживаются» — только вот потом Руслан не осилил -: » и он падет ниц, поклонится Богу и скажет: истинно с вами Бог. » Легче отвергнуть весть, а еще легче отвергнуть несовершенного вестника.
А метод Мюррей — обратите внимание , что он описывается сторонниками только в общих чертах.
Прочитайте ее труд «Узник иной войны». Там нет Христа. Там шизофренические человечки которые спорят в ее голове. Там странный развод в христианской семье без библейских причин и потом увлечение танцором. И Вот странная цитата : «Многие люди в нашем консервативном мире не верили психологам, психиатрам и всем прочим, кто претендовал на знание того, какие тайны сокрыты в их головах. Они не верили в существование тайн, неподвластных рассудку. На их взгляд, не существовало такой боли, которую не мог бы исцелить Бог. Они свято верили, что врачи медики призваны лечить телесные раны, но при этом многие были убеждены, что во «врачевателях души» нет необходимости. Их прекрасно заменяли молитвы и Писание.» По сути здесь сказано «Есть такие раны , которые Бог не может исцелить».
А вот и метод исцеления без Бога: » Я не смогла бы сделать этого, если бы не провела множество часов, когда я выколачивала душу из моих истязателей, остервенело колотя ракеткой по ковру в комнате для терапии. Тогда я наконец-то смогла излить всю свою ярость по отношению к ним. В результате я не перенесла этот гнев на вас. Напротив, я могу относиться к вам как к личностям, наделенным человеческим достоинством. »
Читайте первоисточники 🙂
Александр Дулгер
| Ссылка на комментарий
Ну если уже и оккультисты вступились за психологию и ее сторонников, то в ней определенно что-то важное есть. Только вот для кого важное???