Рецензия на проповедь Александра Мещерякова «Лечит ли душу современная психология»
Изучив данную проповедь, необходимо отметить, что в определенной мере автор знаком с некоторыми вопросами, поднятой им темы.
Во-первых, он, с одной стороны, не отрицает психологию и несколько раз говорит, что ничего не имеет против психологии, чтобы «…без фанатизма не в ту или другую сторону…». Тоже самое нужно сказать и о любой науке, и даже религии. Истории известно немало случаев, когда из религии или науки делали бога.
Во-вторых, автор абсолютно верно говорит о Единственном, Кто может простить грехи человеку, и таким образом выровнять его самооценку — это о Христе.
В-третьих, хорошо сказано о роли Святого Духа и Священного Писания в формировании нравственности человека, в утешении его в горе и надежде на светлое будущее.
В-четвертых, верно подчеркнуто о тщетной надежде на человека в решении вопроса о спасении.
В-пятых, правду говорит автор, что психология — это не точная наука, и, чтобы помочь человеку, психолог должен найти индивидуальный подход, изучив обстоятельства его жизни.
В-шестых, автор подтверждает, что определенные ситуации в детстве оказывают влияние на будущую жизнь человека, хотя и последующие периоды его жизни также вносят свои коррективы.
Однако, прослушав его выступление, можно со всей очевидностью заключить, что, несмотря на некоторые верные и правильные его суждения, автор недостаточно разбирается в теме, которую поставил в заголовок своей проповеди. Об этом свидетельствуют многие его определения, заявления и формулировки. Ниже приводим некоторые высказывания пастора Александра Мещерякова, подтверждающие наш вывод о его некомпетентности в области психологии.
1. Так, вначале проповеди автор заявляет, что в адвентистских киосках книг по психологии «тьма», а по богословию нет. Это не иначе, как незаслуженный упрек нашим благословенным издательствам. Почему такое передергивание фактов, с точностью до наоборот, он считает нормальным обнародовать перед церковной аудиторией? Какие такие многие книги по психологии, и каких конкретно авторов-психологов он видел на прилавках церковных книжных центров? Почему он не видит сотни и сотни прекрасных адвентистских изданий, в том числе и по богословию? Реальная ситуация в лучшем случае — обратная. И возникает справедливый вопрос: почему человек с таким «лаодикийским зрением» считает себя вправе стоять на святом месте и вещать от имени Бога?
2. В течение своей проповеди автор неоднократно смешивает психологию и психиатрию, используя эти понятия как взаимозаменяемые. Он рассказывает, как человек пришел к психологу, а тот ему отвечает: «…не расслабляйся, вот тебе таблетка…». Но оратору хорошо было бы знать, что психологи работают с психически здоровыми людьми, имеющими какие-либо сложные жизненные ситуации и желающие их разрешить. Психологи не имеют права и не назначают лекарственные препараты. Психиатры же работают с психически больными людьми, и как врачи имеют право назначать для своих пациентов лекарственные препараты. Поэтому человек, обратившийся к психологу, — это клиент, а к психиатру — пациент.
3. Также, оратор принижает образование психолога. Он говорит, что бессмысленно учиться психологии, если человек, который выслушивает другого человека, имеющего проблему, оказывает такую же помощь, как и психолог. Если бы автор был профессионалом в этой области, то он бы знал, что фактически не выслушивающий оказывает помощь, а сам человек, пересказывая свои проблемы другому человеку, которому доверяет, начинает по-иному смотреть на ситуацию и нередко сам находит для себя практическое решение своих затруднений. Этот принцип активного слушания как раз рекомендован и пасторам, проводящим консультирование членов церкви. На этом принципе работают и 12-ти шаговые группы самопомощи у алкоголиков и наркоманов. Здесь люди (не профессионалы), имеющие одинаковую проблему — зависимость — помогают друг другу тем, что делятся своим проблемами, опытами, надеждами, поддерживают друг друга и вместе совершают молитвы. Пренебрежительно говоря об образовании психолога и приравнивая его к помощи, оказываемой простым человеком, автор показывает свою некомпетентность относительно работы психолога как психотерапевта, так как психолог, кроме активного и заинтересованного выслушивания, владеет еще и профессиональными методиками (инструментами оказания помощи), которых нет у человека, не имеющего специального для этого образования.
4. Еще автор приводит имена некоторых психологов и совершенно безосновательно ставит в один ряд с ними доктора Бенджамина Спока, хотя доктор Спок никогда не был психологом. Он закончил медицинский факультет Йельского университета по специальности «Педиатрия», т.е. детский врач. Такие неточности разрушают авторитет оратора в глазах компетентной аудитории.
5. Говоря об отдельных школах в психологии и об их основателях, которые в большинстве были «безбожниками», автор, по всей видимости, находится в оппозиции ко всем, кто не относит себя к христианству, что говорит о его так называемой позиции доминирования и нетолерантности к инакомыслящим.
Позиция же Адвентистской церкви звучит иначе: «Наше уважение к разнообразию, индивидуальности и свободе уравновешивается уважением к обществу. Мы, как единая всемирная семья верующих, представляем нашему миру Царство Божие, демонстрируя нравственное поведение, взаимное уважение и наполненное любовью служение» [Заявление о ценностях Церкви Адвентистов Седьмого Дня].
Исходя из размышлений Александра, что основатели психологии были «безбожниками» (хотя никто не имеет права так утверждать, пока не настанет Суд Божий), мы не должны пользоваться компьютерами, автомобилями, не должны признавать законы физики, математики, педагогики, не должны обращаться к медицине по той лишь только причине, что у истоков этих наук стояли не адвентисты.
6. Также автор утверждает, что психология приносит вред людям, при этом он не приводит результаты, хоть какого-то бы ни было исследования отзывов людей, которые консультировались у христианских психологов, да и у психологов вообще. Только опираясь на специальные исследования этой темы, можно делать такие громкие заявления, в противном случае это может даже расцениваться как нарушение со стороны оратора девятой заповеди Закона Божьего.
7. Автор приводит неподтвержденные данные о суициде в среде психологов, будто они занимают пятое место среди самоубийц. Изучив немалое количество литературы о суициде, такие данные не удалось подтвердить. Найдены несколько профессий, которые занимают первые места по самоубийствам, но там не упоминается о психологах. На первом же месте стояли музыканты и бизнесмены. Но даже если и предположим, что психологи по суициду на пятом месте, то это еще не говорит о том, что абсолютно все психологи — потенциальные самоубийцы, они не могут помогать и к ним не стоит обращаться. За последние 10 лет три пастора в одном городе были исключены за нарушение Заповедей Божиих. Можем ли мы по этим отдельным случаям так негативно отзываться о сотнях и тысячах преданных и искренних тружениках Божиих?
8. Автор прямо говорит, что никогда не был у психолога на приеме (как же он утверждает, что психологи никому не помогают?), и при этом он рассказывает о том, что если человек пойдет к психологу, то тут же запутается в выборе направлений в психологии.
Похоже, этим он запугивает прихожан, чтобы они и не пытались искать там помощь. Так поступало средневековое папство в отношении интереса людей к Библии. Они говорили народу, что нельзя ее читать, да и если вы будете читать Библию, то все равно ничего не поймете.
А вообще, это надуманная автором ситуация, так как человек, который собирается к психологу со своей проблемой, не садится за компьютер и не мониторит часами Интернет, задаваясь вопросом: к психологам какой бы школы ему податься за помощью. Он идет к тем специалистам, которых советуют ему люди, кому они доверяют.
Профессиональный христианский психолог должен знать о всех стадиях развития и школах в психологии, но использовать только те методики, которые согласуются с библейским мировоззрением. Как и профессиональный пастор изучает систематическое богословие и религиоведение, но проповедует только Слово Божие. Как и Даниил, который обучался в «Вавилонской академии оккультных наук», но проповедовал Навуходоносору Всемогущего Небесного Бога.
9. Автор иронизирует над тем, что в психологию идут люди, имеющие личные проблемы, и тем самым он подразумевает, что есть люди, не имеющие проблем (стало быть, в данном случае оратор), и есть люди, имеющие проблемы (в контексте этого заявления — это психологи), чем противоречит Священному Писанию, что «…все согрешили и лишены славы Божьей…» [Рим. 3:23]. Хотя он и выступает против того, что человек сам по себе хороший, но своими высказываниями делит людей на имеющих проблемы и не имеющих их, в чем также противоречит и сам себе.
10. Он смеется над тем, что христианские психологи верят в то, что в человеке есть Божья сила, способная вести борьбу с грехом. Христианство — это не магия, где нужно четко называть имена, так называемые заклинания. Не все психологи называют эту Силу – Иисусом, но Иисус действует и в случаях, когда человек просто верит, что Бог его любит и готов помочь ему разобраться с грехом. Именно на этом, упоминаемый оратором Метод Мюррей, строит самооценку человека — Бог его любит, а грех ненавидит.
В Библии сообщается, что для Бога человек — величайшая драгоценность [1 Петра, 1:18-19]. В Заявлении о ценностях Церкви Адвентистов Седьмого Дня также говорится, что «каждый человек, независимо от обстоятельств, имеет для Бога бесконечную ценность и поэтому заслуживает уважения и достойного обращения».
Психологи, в частности те, кто использует Метод Мюррей, очень строго относятся ко греху и никогда его не оправдывают, хотя алкоголизм называют болезнью. И здесь автор, видимо, не владеет информацией о том, что алкоголизм — это медицинский термин, это химическая зависимость, специфическое и необычное заболевание.
А хорошо было бы ему знать, что химическая зависимость в 1953 году под таким термином была введена в список болезней Всемирной Организацией Здравоохранения после онкологии по степени тяжести и смертности под № 303, как заболевание первичное, смертельное, прогрессирующее, неизлечимое, характеризирующееся зависимостью от всех видов препаратов, изменяющих сознание.
Елена Уайт, говоря об алкоголизме, советует: «…если не протянуть им руку помощи, они опустятся на самое дно жизни, откуда нет возврата. У таких людей потакание своим слабостям — не только нравственный порок, но и физическая болезнь» [Е.Уайт. Служение исцеления, с.108].
И чаще всего алкоголизм, как болезнь на уровне биохимии мозга, выражается в греховных мыслях и действиях, что ведет к еще большему разрушению всех сфер личности, в том числе и духовной.
Официальная позиция Церкви Адвентистов седьмого дня:
«Химическая зависимость (включая алкоголизм) — это биологическое, психологическое, социальное, духовное нарушение; в этиологию, проявление, профилактику и лечение которого включены все аспекты личности. Разрушающее действие химической зависимости затрагивает все аспекты личности и ее семьи.
Участие Церкви во всех областях химической зависимости отныне не является необязательным. Мы должны способствовать своим участием не только благоденствию членов наших общин, но и обеспечивать возможность влияния на внешний мир путем проявления заботы о страждущих и проведением профилактических программ» [Генеральная Конференция Церкви АСД. Комиссия по вопросам химической зависимости и роли Церкви в их решении. Краткая сводка, 1987 г.].
Как видим, такая однобокая позиция автора вступает в противоречие с этими официальными заявлениями и открытиями в области медицины и, в частности, аддиктологии. А здесь все просто: Церковь с ее религиозными духовными практиками разбирается с грехом человека, тогда как медицина и психология занимаются алкоголизмом как болезнью человека.
11. Автор, говорит о том, что психологи покрывают грехи, цитирую: «… украл капусту — ничего страшного…», при этом он не уточняет, какая из психологических школ оправдывает такую аморальность, не ссылается на источники. А даже если и найдется среди психологов отдельный «экземпляр», который, как утверждает автор, минимизирует, или полностью освобождает человека от ответственности, то это не означает, что все психологи так понимают вопрос личной ответственности человека за свое поведение. Так точно как и есть немало так называемых христиан, утверждающих очевидно небиблейские взгляды, но, опять-таки, это не означает, что все христиане так думают. Так что и среди психологов, и в христианском лагере можно наблюдать явления профанации авторитета этих групп людей.
Даже в такой слабой в плане участия профессиональных психологов как программа 12-шагов, есть 8 и 9 шаги, где говорится о возмещении ущерба людям, которые пострадали от проявления зависимости ныне выздоравливающего человека: «Мы составили список всех, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними. Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому» [Программа 12 шагов Анонимных Алкоголиков].
Так что и эта обобщающая и в своей сути неправдивая информация о психологах принижает авторитет адвентистского пастора.
12. Александр приводит в пример проблемы, с которыми работает психолог: чувство вины, комплексы, низкая самооценка и называет их грехами. Он смешивает понятия грех и психологические проблемы. Автор представляет работу на тренингах и с психологом, как публичное покаяние или покаяние перед человеком, как это делается в некоторых деноминациях. Однако, перед психологом, на тренингах и в группах взаимопомощи не происходит покаяния перед людьми как такового. А происходит осознание и покаяние перед Богом, а группа и психолог только могут поддержать человека, чтобы тот продолжал искать опору в Боге, как и они это уже делают.
Чтобы пастору Александру в дальнейшем не выглядеть поверхностным оратором, необходимо найти время и изучить сущность Метода Мюррей и популярной во всем мире 12-ти шаговой программы выздоровления от алкоголизма и других зависимостей.
13. Еще автор смеется над христианскими психологами, потому что: «…они под свои манипуляции подтягивают библейские тексты…». Это не соответствует действительности и оскорбляет, прежде всего, профессию пастора, так как не христианские психологи проводят библейское консультирование, а обязаны это делать, и делают пасторы. У христианских психологов консультация может заканчиваться чтением цитат из Библии, но это не основной их инструмент; а даже если бы и было так, то в правильном резюмирующем применении библейских текстов — только польза.
Если же произвести экзегетическое исследование библейских отрывков, тексты из которых применяет автор в своем выступлении, то ни один из них по своей сути неправомерно использовать как оружие против современной психологии. Поскольку авторы библейских книг писали наставления на проблемы своего времени, и психологии в таком субъективном виде как понимает ее автор проповеди, тогда еще и близко не было (да и сейчас). И если разобраться в этих вопросах честно и непредвзято, то обвинение психологов в манипуляции библейскими текстами, исходя из прослушанной аудиозаписи Александра Мещерякова, скорее относятся к ее автору.
14. Далее, автор иронизирует над людьми, которые обращаются за помощью к психологам, так: «Сходил к психологу и стал похож на Христа?…». То же самое можно отнести и к пастору. Если пообщаться с пастором, то не факт, что сразу станешь похож на Христа. Так что, человек не должен обращаться за помощью к пастору? Должен!
Автор подводит слушателя к той мысли, что главный психолог — Иисус, с чем упоминаемый Метод Мюррей и многие другие современные христианские направления в психологии вполне согласуются. Но это не значит, что не нужны психологи и не нужна наука психология. Иначе, исходя из его логики, Иисус самый главный Пастор, и пасторы тогда, что, тоже не нужны? Или, Иисус — главный Адвокат, так что, может, и про адвокатов прочтем проповедь? И тоже самое — про врачей, педагогов и др.?
Церковь Адвентистов седьмого дня понимает эти вопросы обширнее, поскольку обучает для своей миссии в современных условиях и пасторов, и специалистов в области психологии. Известный адвентистский университет Эндрюса готовит докторов психологии http://www.andrews.edu/sed/gpc/programs/phd_general_edpsy.html, а Заокская духовная академия преподает служителям церкви предметы: «Пасторская психология», «Духовно-психологическое консультирование» и другие смежные с этими предметы.
15. Автор говорит о большой нагрузке на психолога, когда психолог выслушивает боль клиента, что является правдой. Однако он говорит, что это не есть нормой, что, якобы нет воли Божьей в том, чтобы человек говорил с человеком (психологом) и тот выслушивал всю его боль. Здесь видим противоречие Священному Писанию [Иакова, 5:16; Рим. 15:1], функциям пастора, практическому христианству и жизни самого Иисуса Христа, Который «плакал с плачущими и радовался с радующимися».
16. Автор говорит, что если нет семьи, то психолог не может учить, как построить здоровую семью. Приводит в пример человека, который чинит автомобили и говорит, что у автослесаря должна быть отремонтирована машина. И этот пример абсолютно не убеждает. У автослесаря может и не быть автомобиля. Врач, который делает операцию, например, аппендицит, не обязательно должен пережить опыт такой операции на себе. Автор приводит в пример Мэрилин Мюррей, которая консультирует людей, но, в ее книге «Узник иной войны», сказано, что с определенного момента она уже не проживала с мужем. Он говорит о том, что Мэрилин, которая не помогла своему мужу, может ли помочь клиентам? Однако в этой же книге она описывает причину такого состояния — в семье было насилие, на что Александр не обращает внимание. И, видимо, Александр не знает, что в соответствии с этическим кодексом психологу не рекомендуется консультировать своих близких и родных, что этим должен заниматься другой специалист. Александр точно не знаком с сотнями имеющихся положительных письменных отзывов людей, в том числе и многих адвентистов, которые успешно решали свои эмоциональные проблемы, посетив тренинги Мэрилин Мюррей.
17. Автор сравнивает работу с прошлыми травмами, которую проводят некоторые психологи, с переломами костей в прошлом. По его мнению, нет нужды обращаться к прошлым травмам, для него это все равно, что ломать заново кость, которая срослась. Но психологи не разбираются с теми эмоциональными ранами, которые зажили и не дают о себе знать. Но многие такие раны напоминают о себе спустя годы и десятилетия. Поэтому, его пример с переломанными костями наоборот очень удачный, чтобы объяснить, что бывают моменты, если кость не срослась правильно, то ее надо заново ломать и исправлять. Время, в данном случае, не лечит. Текстом, приводимым в проповеди «…забывая заднее простираюсь вперед…», автор пытается сказать, что не надо смотреть на свою прошлую жизнь. Однако этот стих нужно читать в широком контексте. Вот что говорит Библия о само исследовании и анализе своего прошлого:
Пророк Софония призывает: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный» [Софон., 2:1].Исаия — «Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены» [Исаия 51:1]. Пророк Иеремия, выступая с обличительной речью от имени Господа, говорит «Как можешь ты сказать: “я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?” Посмотри на поведение твое…» [Иеремия, 2:23].А в этом тексте мы уже видим отклик и решение народа: «Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» [Пл. Иеремии, 3:40]. Апостол Павел наставляет Тимофея словами: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» [I Тим., 4:16].
Как видим, эти Священные тексты предполагают и призывают к внимательному исследованию своей жизни, ее самооценке с нравственных библейских позиций и победоносному шествию с Богом вперед!
Можно всю жизнь влачить за собою негативный багаж прошлого и передавать его своим потомкам, а можно обратиться за помощью к Богу, к пастору, психологу-консультанту и разрушить влияние прошлого. Это выбор каждого христианина. Возможно, кто-то захочет повысить качество своей жизни, и этот человек имеет полное право на лучшее. Психологи не претендуют на спасение человека, а только на помощь ему в эмоциональном плане и личностном росте, что в свою очередь однозначно помогает и в духовном возрастании.
ВЫВОД: Противоречивая позиция автора просматривается на протяжении всего его выступления. Сама тема «Лечит ли душу современная психология?» уже подразумевает отрицательный ответ, в противном случае заголовок должен быть совершенно другой. И на протяжении своего выступления он старается в этом убедить своих слушателей, правда местами он утверждает обратное и «хвалит» психологию, но потом опять отпускает насмешки в адрес ее сторонников. А в заключении вновь делает вывод, противоречащий смыслу заголовка, чем нарушает элементарное требование гомилетики, предусматривающее наличие одной единственной главной мысли в проповеди.
Хочется верить, что пастор Александр убежденно и искренно пытался донести своим слушателям весть, которую он считал необходимой. Но искренность не всегда является показателем истинности. Можно ведь искренно заблуждаться как, например, те же средневековые католики-инквизиторы.
Как показал анализ, выступление Александра Мещерякова по большому счету то и нельзя назвать тематической библейской проповедью, поскольку обнаружены многие голословные суждения, непонимание тонкостей значения основных обсуждаемых терминов, высокомерные, ироничные высказывания о психологии как о науке таковой и о ее представителях, которые здесь безосновательно показаны как группа с достаточно высоким риском самоубийств; далее — автор не ведает элементарными понятиями в аддиктологии, он не цитирует какие-либо церковные документы в подтверждение своих суждений, а о имеющихся — не упоминает. Иными словами, выступление автора, к сожалению, поверхностно, противоречиво и местами неправдоподобно. Это просто суждения человека, а не проповедь. Автор имеет полное право мыслить так, как считает нужным, и мы должны уважать его позицию. Но обнародовать свои личные, отличающиеся от общецерковных и научных, мнения перед аудиторией из-за кафедры как истину в последней инстанции, никто не имеет права.
Трофимчук Александра (тел. (066)770-79-27) 25 лет из г. Новомосковск, Днепропетровская обл., где пастор Александр Мещеряков совершает святое служение пастора и где была прочитана данная проповедь, прошла зимой 2012 года тренинг по Методу Мюррей и начала поиск Бога, впервые пришла в церковь АСД. И услышав данную проповедь, увидела много несоответствия тому, что видела и пережила на тренинге. Из-за не компетентности автора данный его труд не только не полезен, но и вреден как для прихожан церкви, так и людей, ищущих помощь.
И как доброе пожелание пастору Александру — лучше проповедовать Слово Божие, чистую библейскую истину. А к сложным, современным темам, если в таковых действительно нуждается поместная церковь, готовиться основательно, непредубежденно и обязательно в полном соответствии с духом Библии, авторитетными источниками и заявлениями Всемирной Церкви АСД.
С любовью и уважением,
Руслан Ильченко — член Адвентистской церкви, член сообщества АН, член Украинского союза психотерапевтов, аспирант Института социальной и политической психологии НАПН Украины, лаборатории психологии масс и сообществ (г. Киев), директор реабилитационного центра для лечения наркоманов и алкоголиков «Выход есть!» (г. Полтава), тренер Метода Мюррей, магистр практической психологии.
Анализируемая проповедь здесь: https://www.asd.in.ua/archives/1188315703
От наших спонсоров:
Практикующий психолог-психотерапевт Шрамко Елена Петровна даст профессиональную консультацию психолога в г. Киеве. Также возможна консультация по скайпу для жителей других городов. Психология для всех. Психолог Елена Шрамко всегда с вниманием отнесется к вашим проблемам и окажет вам профессиональную помощь.
Комментарии (252):
друг
| Ссылка на комментарий
«Я учусь лично у Мэрилин. Я прошел у неё около 1000 часов психотерапии, что одновременно почти всегда является обучающим процессом. У неё обучение прямо связано с психотерапией. Много заданий сделал и не по одному разу. Никто не может работать по Методу Мюррей не применяя ее метод в своей жизни. Такое не работает типа: «Это нужно тебе, а мне нет». Только «пропустив» через себя все инструменты, получив дополнительное обучение для специалистов (которое тоже она проводит) — получаешь хорошее образование и здоровье. Я являюсь офоциальным тренером 1 и 2 уровней метода Мюррей. Метод очень прост в объяснении и не нуждается в рекламе. Каждый кто попал на тренинг не уходит равнодушным. Я сам решил много своих проблем при помощи ее метода» — Ильченко Руслан, практикующий психолог, директор Центра психологической помощи, реабилитации и тренинговых технологий «Выход есть!», г. Полтава.»Некоторые отзывы участников тренингов Метод Мюррей.
Друзья обратите внимание на слова Руслана . (у нее обучение прямо связано с психотерапией)
Елена Уайт
| Ссылка на комментарий
Знайте, что Господь будет совершать Свою последнюю работу не обычным образом, не так, как многие думают. Среди нас окажутся такие, которые будут постоянно стремиться руководить работой Божьей, не стесняясь давать людям конкретные указания, в то время, как работа будет совершаться под руководством ангела, который присоединится к вести третьего ангела. Бог использует такие средства и методы, которые наглядно покажут всем, что Он Сам направляет Свою работу. Работники удивятся тем простым средствам, которые Он употребит, чтобы завершить Свое дело в праведности.- СП 300 (1885).
Разум, характер, личность.
| Ссылка на комментарий
Разум, характер, личность
Примечание. Чтобы верно оценить слово «психология», используемое автором, читателю следует принять во внимание его значения и ассоциации, которые в 1850-1880 годах часто были связаны с месмеризмом (гипнозом) и френологией. См. «Пояснительные примечания» в конце этой главы, а также см. главу 2 «Христианин и психология» и главу 3 «Опасности в психологии».
Разум, характер, личность
Во время жизни Елены Уайт (1827-1915) психология (наука, которая изучает способности и функции разума) находилась на ранней стадии развития. Однако во всех произведениях Елены Уайт прослеживается отчетливая философская основа, в которой ясно изображаются принципы этой науки и пути достижения душевного здоровья.
Разум, характер, личность
Ясно, что Елена Уайт излагала свои мысли не как специалист-психолог. Она не использовала ту же терминологию, которая обыкновенно используется в области психологии в настоящее время. К тому же читатель должен с пониманием относиться к употреблению ею таких терминов, как «психология», «френология», и так далее. Все же хорошо осведомленный читатель поразится ее уникальному знанию основных принципов психологии, изложенных в этих трудах. Высказывания Елены Уайт относительно различных аспектов деятельности разума, его важного места в человеческом опыте, его потенциала и факторов, которые ведут к его благоприятному функционированию, высказывания, собранные вместе в логической последовательности, пополняют ассортимент книг Елены Уайт, изданных посмертно. Они помогают нам понять, что есть человек и какова его взаимосвязь с земным окружением, Богом и вселенной.
Разум, характер, личность
Законы, управляющие разумом, предписаны Богом. — Тот, Кто создал разум и знает его возможности, обусловил развитие человека в соответствии с его дарованиями* (Воспитание, с. 41 [1903]). * Примечание. Между Библией и истинной наукой существует полное соответствие. Психология — это наука, занимающаяся изучением разума и поведения человека. — Составители.
Разум, характер, личность
Влияние счастья на здоровье. — Здоровье настолько тесно связано с нашим счастьем, что последнее невозможно иметь без первого. Чтобы прославлять Бога в наших телах, необходимо практическое знание науки человеческой жизни. Поэтому из самых важных наук, предназначенных для детей, психология должна занимать первое место. Как мало людей что-то знает о строении и функционировании их собственного тела и о законах природы! Многие плывут по течению без знания, словно корабли по морю без компаса или якоря. И, более того, они не интересуются, как сохранить тело в здоровом состоянии или помешать болезни (Реформатор здоровья, август 1866 г.; Наше высшее призвание, с. 38).
Любовь
| Ссылка на комментарий
В нашей церкви прислуживает наркоман и алкоголик! Хотят его душу спасти… оказывается через него меня господь лучше слышит… ЗАЧЕМ??? я на прямую не могу без посредников???
У каждого в душе есть кусочек святого духа!!! и каждый говорит со святыми на едине! они рядом! церковь- это теплое намоленное место! но приписывать все заслуги церкви…не по христиански! все религии несут добро! и это добро тоже каждый понимает по своему. доносят до обывателя все же люди!!! каждый пастырь видит свою правду и верит в нее. заблуждаясь и забывая, что не у себя на кухне рассуждает, а говорит при большом колличестве народа… признавая законы математики- отрицает законы психологии!! как науку отвергающий!!!
прочел книгу Мюррей! сострадал??? нет- НАДСМЕХАЛСЯ!
ЧЕЛОВЕК БЕЗ СОСТРАДАНИЯ и пастырь?
я прослушала проповедь. не раз хотелось остановить запись.
Чтобы что-то ругать, надо в этом разбираться очень хорошо.
я пеку хлеб. я технолог. я могу высказать свое мнение о производстве масштабного хлебопечения, потому, что я в своей области знаток! могу свои предложения вносить. ругать, тех, кто не ответственно работает у меня на производстве. но если я, к примеру, в биологии профан, то зачем буду нести чушь на всю страну. даже если меня попросят?
Мещеряков повел себя как профан.
Руслан. вы задели правильно тему о некомпетенции пастыря ( пусть даже из села) таких много. сами грешат и замаливают… к ним идти просто и нельзя.
Есть и замечательные служители церкви. я их знаю! Они прекрасные психологи!!!
Все мы разные! Метод, который преподает Мюррей- замечательный! то, что невежественно отзывается о нем САМ пастырь Мещеряков, говорит об этом очень красноречиво! и через несколько лет он сам придет за помощью к психологу!
Мерлин Мюррей помогла миллионам людям, попавшим в трудную ситуацию! Кому лично Мещеряков помог? Пусть прихожане его напишут про личную помощь от пастыря!!! Мне будет интересно прочесть! даже лично бы встретилась… при случае…
Спасибо всем, кто прочел мое мнение!!! Благодарна всем!
С любовью ЛЮБОВЬ!!!
Владимир
| Ссылка на комментарий
Мне Мещеряков не помог но он направил мои мысли в нужном направлении к БОГУ и указал на правильные пути ….. вы можете оправдывать свое заблуждение как хотите и найдете 1000 доказательств в Библии и Духе пророчества что вы правы но правы вы в самом деле.
Сейчас пришло то время о котором писал апостол Павел молодому Тимофею
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; 4и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
5Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. 2Тим. 4.3-4
и не надо себя утешать и ободрять читайте Библию и Дух пророчества там все написано
Др.
| Ссылка на комментарий
Шедевр.
Вам не следует хулить пастора. На нём благословение Божье.
Я попрошу админа банить каждого, кто позволит себе малейшую бестактность по отношению к служителям церкви.
Светлана
| Ссылка на комментарий
Кому прислуживает?
С какими святыми? Никто не свят, только Бог.
Вообще ничего непонятно, кроме возвеличивания метода М.
Сомневаюсь, что психолог в состоянии помочь лучше, чем помогает Господь. К Богу нужно приходить в первую очередь и тогда никакие другие методы не понадобятся. Без сомнения,Он помог гораздо большим людям, чем все психологи вместе взятые.
Тогда зачем Вы ругаете пастора?
Лидия Нейкурс
| Ссылка на комментарий
Добрый день! Я считаю, что эти дебаты от неграмотности наших людей. Как они будут читать Дух Пророчества, если там найдут такие слова сестры Уайт: «В священном Писании содержатся истинные принципы психологии. Человек не знает своей истинной ценности». ( Разум, ХЛ. С. 10, глава 2 «Христианство и психология». «Тот, Кто создал разум и знает его возможности, обусловил развитие человека в соответствии с его дарованиями». (Воспитание, с. 41) Если Бог сказал, что принципы психологии нужно изучать, то они не могут противоречить Библии и Духу Пророчества. Это и есть истинная психология. А разные понятия и принципы безбожников – это не психология. В самом слове содержится принцип – наука о чувствах, о душе. Где же больше наука, чем мы видим ее в Библии?. Не нужно драться за слово, которое не совсем понятно людям. Читайте Библию и Дух Пророчества – это прекрасные учебники по психологии. Самый лучший ориентир на психологию – книга Притчей и Екклесиаст. Так можно спорить и об астрономии, об истории и других науках, которые сегодня себе присвоил мир. У Бога есть такая наука – психология – и учит она, как управлять своими чувствами, мыслями, как устроен мозг человека, ребенка, подростка, почему появляются конфликты и как их избежать. Истинная психология дает советы по этим вопросам и они не противоречат Библии. Если же противоречат, то это не слово виновато, а заблуждения людей. То же можно проследить и в отношении астрономии и других наук. Мне очень нравится выражение одного психолога: « Думайте о том, как вы думаете». А ведь он и не адвентист! А это очень важная часть психологии, а также Библии – учитесь думать!! Есть в мире такое направление психологии – психология управления. Вот это я считаю величайшим заблуждением и сатанинским изыском. Все учебные заведения, преподающие такой предмет, как психология, хотят пообещать людям, что научат, как манипулировать человеком или толпой. Наверное, в ваших дебатах произошло недоразумение именно из-за этого. Все просто не поняли, о чем спорят.
***
сайт христианского консультанта Лидии Нейкурс http://www.neikurs.com/
Мещеряков
| Ссылка на комментарий
Владу.
Я не надеюсь ни на полную порядочность ни на полную непредвзятость отзывов. У меня была просьба не переходить на личности в рецензии. Если вы хотите сказать по теме, пожалуйста. Если хотите сказать что я «с лаодикийским зрением» и не «вправе стоять на святом месте» и т.п. гадости на мои личный адрес — тоже всегда пожалуйста , но в почту. Я обсуждал перегибы психологии (не переходя на личности) , рецензия обсуждает меня (даже не всегда перехода на тему психологии). Я думаю нужно уметь отделять мух от котлет.
И обратите внимание, я скромно попросил личное писать в почту. Хотя без сомнения данная «рецензия» — является комментарием «оскорбительным или унижающим Вас «.
А в отношении некомпетентности… Они звучат здесь как мантра. Вы не сказали ничего нового. А ведь мне так и не ответили на мои вопросы к Руслану, в которых я обосновал свои взгляды на фактах . Это как телефон в одну сторону. И ни Руслан, ни Вы, ни кто другой и не будете на них отвечать ( как видно из последующей реакции). Прошло всего два дня с опубликования рецензии как я написал некоторые свои доводы и ровно месяц до сего дня и НИ ОДИН сторонник рецензии не смог на них ответить. И никто их не даже не упомянул , что они есть. Легче писать «некомнетентен» о другом .
Конечно я не психолог, но этого и не нужно для того, чтобы давать библейскую оценку, для библейской аудитории. Для этого достаточно высшего богословского образования. Кроме того я изучал психологию и в светском высшем учебном заведении .
И между прочим смотрите ответ Нейкурс. 1-есть в психологии и здравое зерно взятое из самой природы человека созданной Богом , 2- есть в психологии «сатанинские изыски» которые преподают «все учебные заведения». На сколько я понимаю, я ,по сути , говорил тоже самое.
Желаю вам добра и в сердце в том числе. Надеюсь на вашу порядочность.
Виктор
| Ссылка на комментарий
Очень уважаю брата Александра Мещерякова за служение Господу! При этом понимаю что, скорее всего, им двигала ревность по вере — в связи с обращением людей к методу Мюррей и 1) или их разочарованием, 2) или превознесением этого метода. Ввиду чего брат Александр мог встать на защиту своей духовной паствы — это нормально.
Но ввиду этого, обобщение к более глобальной хр.психологии большого резона не имеет — выборка не соответствует изучаемому предмету. Сложно судить с должной долей профессионализма о предмете, который известен только весьма частично. И аргументы Духа Пророчества можно выставить как ЗА, так и ПРОТИВ.
Если оставаться будем честны, тогда давайте применим одинаковые критерии к служению душепопечительства пастора в общине (не к Богу глобально) и психокоррекции по методу Мюррей. 1) Всем ли помогает? 2) Почему кому-то не помогает и что сделать чтобы помогло большему количеству людей?
Если же будем сравнивать Бога и психокоррекцию, понятно что вместо несения ответственности пастора можно все переложить на Бога («Его воля») и людей («не верили» и «не искренне каялись»), а психологов с легкостью обвинить в безбожии и неэффективности в деле спасения.
Все-таки задачи немного разные и не стоит их путать. Если их не путать, не возникает такая конкуренция и ревность.
Церковь не занимается эмоциональным восстановлением, хотя иногда касается этого вопроса. Психология не занимается спасением во Христе.
Люди хотят меняться — это их право. Они идут в церковь к Богу, ищут библейскую истину, углубляются в эту истину через молитву, проповедь, СШ, консультации пастора. Слава Богу, когда на этом этапе они получают нужный прогресс. Если же нужного прогресса нет, а человек хочет от Господа получить изменение — он ищет ответ от Бога и верующих людей. Допустим у верующих, кто работает по методу Мюррей — по поводу эмоционального исцеления. Кому-то это помогает — слава Богу! Не всем — тоже хорошо, иначе все бы ушли в эти группы и ревность была бы еще больше 🙂 Но ведь идут верующие люди к врачам — и те прописывают фарм.препараты и не говорят о Боге, однако служители не запрещают людям туда ходить. И не всем эти препараты помогают — и все-равно служители не запрещают их принимать.
По большому счету Мюррей особо нового ничего не придумала, как и большинство направлений психологии и психотерапии — об этом пишет Елена Уайт в своих позитивных отзывах о познании истинных принципов психологии.Эти направления лишь по-разному систематизировали те методы, которыми люди пользовались издавна. И наши служители этими методами пользуются (понимая или не понимая этого, профессионально или не очень). Для общего развития посмотрите книгу Марка Финли «Убеждение» или обратите внимание на семинары для литературных евангелистов…
Если семинары Мюррей могут составлять конкуренцию Богу (т.е. доктринальным убеждениям и посещению поместной общины), тогда это лишний повод не журить христианских психологов, а серьезно улучшать служение и уровень церковного душепопечительства, чтобы эти потребности решались внутри общины и не искались инструменты извне (ибо очевидно, что все внешние инструменты не запретишь).
Александр Тюпин
| Ссылка на комментарий
Влад! Неужели Вам не стыдно! Как Вы можете оскорблять людей!!! Вы переходите все дозволенные границы!!! Я считаю Вас не тем,кто отстаивает истину и христианскую позицию,а просто напросто хамом и не тактичным человеком! Вы на опасном пути! Перестаньте,одумайтесь и покайтесь! Пусть Бог даст Вам мудрости,такта,субординации и избавит Вас от духа критицизма!Благословений Вам и нашим читателям сделать объективный анализ!!!
Александр.
| Ссылка на комментарий
Влад! Полностью с вами согласен! Да, ЕГУ не дипломированный психолог, да и некоторые из писавших… НО, есть же принципы… Да, Соломон не психолог, НО, принципы которые мы видим читая его труды, от них же никуда не денешься, всё-таки мудрость от Духа…
Мещеряков
| Ссылка на комментарий
Владу
Дорогой Влад. Прошу прощения, но хотел бы с помощью вас продемонстрировать, почему еще я просил писать лично. Во первых- все это не обсуждения темы, как я и говорил, а осуждение личностей ( теперь и Лидии Дмитровны). Во вторых- это больше диалог, не всегда интересный и полезный окружающим. В третьих — люди не осмысливают свои позиции критически и только еще больше убеждаются в своей правоте. И последнее: я просил писать лично , чтобы и отвечать лично и не ставить оппонента в неудобное положение. Если вы не против я это продемонстрирую на вашем посте.
Вот вы пишите «В чём была моя непорядочность уважаемый пастор? » .. Простите я не писал о вашей непорядочности. Я писал наоборот, что «не надеюсь на Полную порядочность» у всех читателей во всех комментариях, но «надеюсь на вашу порядочность» конкретно. Вот видите. Вы даже не внимательно читаете. Вы как Дон Кихот бросаетесь в бой на мельницы. И обратите внимание, я отвечаю вам все еще «надеясь на вашу порядочность».
Дальше вы пишите : что в рецензии уже «ВСЕ ответы на Ваши вопросы…» Я боюсь что тут вы тоже поспешили. Вы даже не читали те вопросы которые я задал Руслану ПО РЕЦЕНЗИИ, в моем посте.Как же вы так? Или наоборот, вы считаете , что ответ очевиден. Тогда простой тест для вас. Один из пунктов ( или мой вопрос) Я сказал что психологи дают таблетки, Руслан «Психологи не имеют права и не назначают лекарственные препараты.» Вот два мнения.Кто прав? Вы считаете что Руслан прав? А вопрос- ПОЧЕМУ вы так считаете? По тому что он дипломами похвастался?. Я бы для объективности сделал так… Я бы проверил- а действительно ли психологи нигде и никогда не дают, не советуют и не прописывают никакие лекарства? И если вы нашли , что это именно так так ну тогда я бы признал , что я профан. А если бы вы нашли ,что это не так…Ну тогда…даже не знаю… Но вы ведь не проводили такого исследования. Но смело беретесь судить, только на основании дипломов и «наукоподобности» ответов. Так не делают. Это качества недалеких людей.
В отношении Лидии Дмитровны. Я сам не со всем всегда с ней согласен. НО,,, считаю ее одним из лучших христиан которых я лично знаю. Нам с вами до нее расти и расти. А как практик она спец. Она и консультации проводит, и семинары и преподает. Кроме того, она не читала этот материал-это ее ответ на вопрос Балаклицкого (владельца данного ресурса), который в отличии от вас считается с ее мнением. Ну и вообще не гоже молодым людям так отзываться о других. Стыдно. А еще и христиане.
А ваши размышления о моей непоследовательности — могу объяснить только поздним временем когда вы писали пост. Возможно вы считаете психологом каждого , кто прослушал курс лекций в институте. Я нет. Хотя теперь , на основании вашего ответа, я понимаю , почему каждый мнит себя психологом.
В отношении актуальности моей проповеди в моей церкви- вы тоже не удосужились прочитать.
В отношении моды- вы меня очень удивите, если предоставите мне еще хотя бы 2-3 проповеди пасторов ну хотя бы с Украины , которые в последнее время выступали бы против недостатков психологии публично.Поверте — ее моднее использовать , чем анализировать.
Как видите количество ляпов в вашем коротеньком посте почти достигает количества мнимых ляпов в моей часовой проповеди. Теперь смело можно на вас вешать тех же дохлых собак , что навесили на меня.
Я еще раз прошу прощения, за данный пост. Это было просто практическое объяснение , почему я стараюсь не отвечать, и прошу писать в почту. Я переживаю не за свое лицо, а за ваше. Видите как неприятно, когда мы обсуждаем ваши ляпы. Неприятно и мне в том числе. Все таки мы как никак братья во Христе. Если вы прочитали этот пост, напишите модератору, чтобы его удалили, с моего согласия. И впредь пишите в почту, избежите неприятностей. Спасибо за терпение. Надеюсь на ваше изменение. Божьих благословений.
Славик Анпилов
| Ссылка на комментарий
Спасибо(!), Виктору за ответ, который помог мне поразмыслить. Также (одним словом) спасибо Лидии Нейкурс(20/07/2012 в 21:03) и Александру Мещерякову (20/07/2012 в 23:27). — из того что оказало мне помощь.
Инна Кирильчук
| Ссылка на комментарий
>Лидия Дмитриевна Нейкурс, насколько мне известно, не психолог. Она медсестра после медучилища. Диплома психолога у нее нет.
Славик Анпилов
| Ссылка на комментарий
Инне: насчет этого я не знаю, но достаточно немного поразмыслить при желании: у меня знакомый — отличный строитель, но закончил всего 7 классов образования, при этом много лет проработав на стройке.
Славик Анпилов
| Ссылка на комментарий
Еще могу поделиться мнением: очевидно, что лучше будет понимать человека тот, кто находится в общении с его Создателем.
Славик Анпилов
| Ссылка на комментарий
подумал еще.. человек может иметь образование, диплом.. но из своего уже относительно большого опыта могу сказать — человека может хорошо и правильно понимать только тот, кто его — любит.
Александр Дулгер
| Ссылка на комментарий
Аминь!
Славик Анпилов
| Ссылка на комментарий
Возможно Вы сделав поспешный вывод, неправильно меня поняли в том, что я имею что-то против образования.. .. отчего люди делают поспешные выводы? — от недостатка любви..
Славик Анпилов
| Ссылка на комментарий
А у меня есть недостаток любви(Иер.17:9)… Я ничего не воспринял это как притензию к себе. Нет, ничем не обидели.
Александр
| Ссылка на комментарий
Я просто люблю Бога, и он в свою очередь любит Меня. Тратьте энергию на создание чего то чудесного и хорошего. Говорите спасибо. Радуйтесь Богу ведь Он на много ближе чем вы думаете Он часть Вас Он пронизывает Всё сущее на земле и Ваша душа этому подтверждение. Имейте уважение ко всему к чему Вы прикасаетесь ведь это дитя Бога. У каждого свой Путь на Земле и у каждого свой крест. Так вот не мешайте другому нести свой крест в этом и заключается уважение. Задумайтесь ведь Господь велик почему он вас не спасёт. Ответ он вас спасает до самого последнего вашего дня. Не надо верить в Него, важно знать что Он есть. Любите всё что Вас окружает как в детстве. И возможно когда нибудь Господь откроет Вам новый Мир, новый Вкус, новые Чувства, что-то что Вам и ему одному только одному известно. Растите и выращивайте свой талант он только у Вас. Знаю что эти слова останутся у Вас в сердце. И Вы как и я любите Бога и он в свою очередь любит Вас. Спасибо Методу Мюррей он открыл новую реальность которую я не замечал и не видел. Скептикам рекомендую посетить ведь так через боль и негодование Бог подсказывает что что-то не так. И важно задуматься может Я сторонюсь Бога, ведь невозможно кушать протухшую рыбу… Важно чтоб задумались почувствовали, поняли. Может не сразу. Может постепенно. Бог любит Вас, носит на ручках, возит в «коляске» играется с Вами, Ему нескучно.Он не одинок как многие думают. Возможно Вы стесняетесь Бога.Это не глупость. Вы не можете решить проблему если Вы её не создавали. По этому доверьтесь Богу. Пройдите на тренинг, к пастору, священнику, читайте Библию с разумом с интересом разобраться и в этих образах увидите Себя свои поступки или мысли. Это будет значить что уже 50% пути к выздоровлению прошли. О!! И хорошая новость для Вас пол пути Вы прошли. Почувствуйте вкус к жизни. Попробуйте того чего не ели. Съешьте то что хотели покушать. Полюбите Себя таким какой Вы есть с изъянами, боками, головой, ногами, руками, ещё чем то. И вы прошли 50 % пути. А вторые 50 % это путь к Богу к осознанию сущности радости вместе с Ним. И этот путь до 100 % никогда не доходит. Мы умираем и не достигаем его. И ведь смерть становится для нас продолжением этого пути. и счастье это одеяло которое нас укутывает будет греть. Ведь его дал Нам Бог. И Меня Бог познакомил с Русланом. Спасибо Руслан что ты есть. ТЫ открыл старый замок в моём сердце который никто не мог отрыть и самое страшное что он был закидан разными делами благотворительностью, псе дружбой и другими делами и т.д. Откройте своё сердце.Откройте своё сердце Богу. Спасибо тебе да именно тебе мой друг, что читаешь эти строки. Спасибо Бог.
Александр (Беларусь)
| Ссылка на комментарий
Каждый христианин должен быть психологом чтобы привести человека ко Христу.Христос был психологом и взглянув на человека узнавал его проблемы думаю не пользуясь Божественной силой.Божественной силой он мог помочь.Не факт,что открытия сделанные в психологии атеистами были сделаны без Бога.Вернер фон Браун строил ракеты которые служили рейху,но уверовав построил ракету которая позволила христианам лететь на лунуи цитировать Библию,которая поразила (как пишет Вандеман)журналистов из атеистических стран.Да и в космос полетели первыми представители атеистического СССР.Стив Джобс был дзен буддистом,но его разработками пользуются христиане.Не сатана дал ему разум делать хорошие компьютеры.И христиане не могут их отвергать только потому ,что он не христианин.Мы между прочим можем благодаря им здесь общаться.Тоже и в психологии.В университете я изучал психологию и скажу вам,что книги советского психолога Рубинштейна согласуются с духом пророчества.Е.Уайт пишет,что вне деятельности нет развития.А он посвятил этому свои книги подробно описав этот механизм в то время как у Уайт об этом очень мало написано.Это я к тому ,что истинная наука согласуется с Духом пророчества.Одной преподавательнице я подарил «Воспитание детей» Е.Уайт.И на следующий день она сказала ,что далека от религии,но познакомившись с содержанием книги она со всем согласна поскольку увидела в ней здравый смысл»который очевидно применим и в религии и вне её».Так она сказала.
владимир
| Ссылка на комментарий
все это напоминает организованную травлю пастора мещерякова,но я скажу,что слушал проповеди мещерякова и в них не хватало четкой сюжетной линии ,но как раз на эту тему проповедь была удачной и чувствуется прогресс в проповедях александра,как раз эта проповедь затрагивает важные проблеммы церкви,….я тоже не вижу литературу по богословию в церкви,многие просто считают,что психология\ это и есть богословие и многие являются не христианами ,а христианскими философами и приходится за богословием идти в библиотеки других конфессий или читать классиков христианства……приведу два стиха из библии ПРЕДАЙ ГОСПОДУ (кому предай ?пастору,психологу ,другу,гадалке,прорицателю нет!!!!БОГУ значит если му комуто расказываем о своих проблеммах,то это наш бог)ПУТЬ ТВОЙ…другой текст ЕСЛИ ИСПОВЕДУЕМ ГРЕХИ НАШИ( кому исповедуем?БОГУ!!!! или психологу ,брату пастору ваалу ,вуду,кришне…)….есть только один адресс для исповеди БОГ любой другой адресс не подходит …нет разницы кому вы исповедуетесьь пастору или ваалуВСЕ РАВНО НЕ БОГУ так вот в истинном христианстве для психологов вакансий нет а в христианстве экумены и совета церквей вакансии полно и скоро богословы потеряют там всякую работу…..ВО ВРЕМЕНА СРЕДНИХ ВЕКОВ ОФИС ПСИХОЛОГА НАЗЫВАЛСЯ КОМНАТОЙ ДЛЯ ИСПОВЕДИ ИСТИННЫЕ ХРИСТИАНЕ НЕ ИСПОВЕДУЮТСЯ ЛЮДЯМ В ЭТОМ УЧЕНИЕ ПРОТЕСТАНТИЗМА!!!!!!!!!
ВЛАДИМИР
| Ссылка на комментарий
ЕЩЕ ХОЧУ ДОБАВИТЬ чтоб когда писали научные степени ,писали и тему диссертации,потому,что некоторые защитились по теме (АНАЛИЗ ПРОТЕСТАНСТСКИХ СЕКТ В УКРАИНЕ или темы типа РАЗНИИЦА МЕЖДУ ЯИШНИЦЕЙЦ И ОМЛЕТОМ или тема ЗАВИСИМОСТЬ КИСЛОТЫ ЩЕЙ ОТ ТЕМПЕРАТУРЫ ЗАЖАРКИ некоторые едут в москву на заработки ,а другие научные темы раздают ,как комсомольские значки…..во вторых если человек действительно ученый,то он может выражать мысли просто и понятно и не пользоватся псевдонаучной кашой в рассуждениях от которой хочется спать….