Рецензия на проповедь Александра Мещерякова «Лечит ли душу современная психология»
Изучив данную проповедь, необходимо отметить, что в определенной мере автор знаком с некоторыми вопросами, поднятой им темы.
Во-первых, он, с одной стороны, не отрицает психологию и несколько раз говорит, что ничего не имеет против психологии, чтобы «…без фанатизма не в ту или другую сторону…». Тоже самое нужно сказать и о любой науке, и даже религии. Истории известно немало случаев, когда из религии или науки делали бога.
Во-вторых, автор абсолютно верно говорит о Единственном, Кто может простить грехи человеку, и таким образом выровнять его самооценку — это о Христе.
В-третьих, хорошо сказано о роли Святого Духа и Священного Писания в формировании нравственности человека, в утешении его в горе и надежде на светлое будущее.
В-четвертых, верно подчеркнуто о тщетной надежде на человека в решении вопроса о спасении.
В-пятых, правду говорит автор, что психология — это не точная наука, и, чтобы помочь человеку, психолог должен найти индивидуальный подход, изучив обстоятельства его жизни.
В-шестых, автор подтверждает, что определенные ситуации в детстве оказывают влияние на будущую жизнь человека, хотя и последующие периоды его жизни также вносят свои коррективы.
Однако, прослушав его выступление, можно со всей очевидностью заключить, что, несмотря на некоторые верные и правильные его суждения, автор недостаточно разбирается в теме, которую поставил в заголовок своей проповеди. Об этом свидетельствуют многие его определения, заявления и формулировки. Ниже приводим некоторые высказывания пастора Александра Мещерякова, подтверждающие наш вывод о его некомпетентности в области психологии.
1. Так, вначале проповеди автор заявляет, что в адвентистских киосках книг по психологии «тьма», а по богословию нет. Это не иначе, как незаслуженный упрек нашим благословенным издательствам. Почему такое передергивание фактов, с точностью до наоборот, он считает нормальным обнародовать перед церковной аудиторией? Какие такие многие книги по психологии, и каких конкретно авторов-психологов он видел на прилавках церковных книжных центров? Почему он не видит сотни и сотни прекрасных адвентистских изданий, в том числе и по богословию? Реальная ситуация в лучшем случае — обратная. И возникает справедливый вопрос: почему человек с таким «лаодикийским зрением» считает себя вправе стоять на святом месте и вещать от имени Бога?
2. В течение своей проповеди автор неоднократно смешивает психологию и психиатрию, используя эти понятия как взаимозаменяемые. Он рассказывает, как человек пришел к психологу, а тот ему отвечает: «…не расслабляйся, вот тебе таблетка…». Но оратору хорошо было бы знать, что психологи работают с психически здоровыми людьми, имеющими какие-либо сложные жизненные ситуации и желающие их разрешить. Психологи не имеют права и не назначают лекарственные препараты. Психиатры же работают с психически больными людьми, и как врачи имеют право назначать для своих пациентов лекарственные препараты. Поэтому человек, обратившийся к психологу, — это клиент, а к психиатру — пациент.
3. Также, оратор принижает образование психолога. Он говорит, что бессмысленно учиться психологии, если человек, который выслушивает другого человека, имеющего проблему, оказывает такую же помощь, как и психолог. Если бы автор был профессионалом в этой области, то он бы знал, что фактически не выслушивающий оказывает помощь, а сам человек, пересказывая свои проблемы другому человеку, которому доверяет, начинает по-иному смотреть на ситуацию и нередко сам находит для себя практическое решение своих затруднений. Этот принцип активного слушания как раз рекомендован и пасторам, проводящим консультирование членов церкви. На этом принципе работают и 12-ти шаговые группы самопомощи у алкоголиков и наркоманов. Здесь люди (не профессионалы), имеющие одинаковую проблему — зависимость — помогают друг другу тем, что делятся своим проблемами, опытами, надеждами, поддерживают друг друга и вместе совершают молитвы. Пренебрежительно говоря об образовании психолога и приравнивая его к помощи, оказываемой простым человеком, автор показывает свою некомпетентность относительно работы психолога как психотерапевта, так как психолог, кроме активного и заинтересованного выслушивания, владеет еще и профессиональными методиками (инструментами оказания помощи), которых нет у человека, не имеющего специального для этого образования.
4. Еще автор приводит имена некоторых психологов и совершенно безосновательно ставит в один ряд с ними доктора Бенджамина Спока, хотя доктор Спок никогда не был психологом. Он закончил медицинский факультет Йельского университета по специальности «Педиатрия», т.е. детский врач. Такие неточности разрушают авторитет оратора в глазах компетентной аудитории.
5. Говоря об отдельных школах в психологии и об их основателях, которые в большинстве были «безбожниками», автор, по всей видимости, находится в оппозиции ко всем, кто не относит себя к христианству, что говорит о его так называемой позиции доминирования и нетолерантности к инакомыслящим.
Позиция же Адвентистской церкви звучит иначе: «Наше уважение к разнообразию, индивидуальности и свободе уравновешивается уважением к обществу. Мы, как единая всемирная семья верующих, представляем нашему миру Царство Божие, демонстрируя нравственное поведение, взаимное уважение и наполненное любовью служение» [Заявление о ценностях Церкви Адвентистов Седьмого Дня].
Исходя из размышлений Александра, что основатели психологии были «безбожниками» (хотя никто не имеет права так утверждать, пока не настанет Суд Божий), мы не должны пользоваться компьютерами, автомобилями, не должны признавать законы физики, математики, педагогики, не должны обращаться к медицине по той лишь только причине, что у истоков этих наук стояли не адвентисты.
6. Также автор утверждает, что психология приносит вред людям, при этом он не приводит результаты, хоть какого-то бы ни было исследования отзывов людей, которые консультировались у христианских психологов, да и у психологов вообще. Только опираясь на специальные исследования этой темы, можно делать такие громкие заявления, в противном случае это может даже расцениваться как нарушение со стороны оратора девятой заповеди Закона Божьего.
7. Автор приводит неподтвержденные данные о суициде в среде психологов, будто они занимают пятое место среди самоубийц. Изучив немалое количество литературы о суициде, такие данные не удалось подтвердить. Найдены несколько профессий, которые занимают первые места по самоубийствам, но там не упоминается о психологах. На первом же месте стояли музыканты и бизнесмены. Но даже если и предположим, что психологи по суициду на пятом месте, то это еще не говорит о том, что абсолютно все психологи — потенциальные самоубийцы, они не могут помогать и к ним не стоит обращаться. За последние 10 лет три пастора в одном городе были исключены за нарушение Заповедей Божиих. Можем ли мы по этим отдельным случаям так негативно отзываться о сотнях и тысячах преданных и искренних тружениках Божиих?
8. Автор прямо говорит, что никогда не был у психолога на приеме (как же он утверждает, что психологи никому не помогают?), и при этом он рассказывает о том, что если человек пойдет к психологу, то тут же запутается в выборе направлений в психологии.
Похоже, этим он запугивает прихожан, чтобы они и не пытались искать там помощь. Так поступало средневековое папство в отношении интереса людей к Библии. Они говорили народу, что нельзя ее читать, да и если вы будете читать Библию, то все равно ничего не поймете.
А вообще, это надуманная автором ситуация, так как человек, который собирается к психологу со своей проблемой, не садится за компьютер и не мониторит часами Интернет, задаваясь вопросом: к психологам какой бы школы ему податься за помощью. Он идет к тем специалистам, которых советуют ему люди, кому они доверяют.
Профессиональный христианский психолог должен знать о всех стадиях развития и школах в психологии, но использовать только те методики, которые согласуются с библейским мировоззрением. Как и профессиональный пастор изучает систематическое богословие и религиоведение, но проповедует только Слово Божие. Как и Даниил, который обучался в «Вавилонской академии оккультных наук», но проповедовал Навуходоносору Всемогущего Небесного Бога.
9. Автор иронизирует над тем, что в психологию идут люди, имеющие личные проблемы, и тем самым он подразумевает, что есть люди, не имеющие проблем (стало быть, в данном случае оратор), и есть люди, имеющие проблемы (в контексте этого заявления — это психологи), чем противоречит Священному Писанию, что «…все согрешили и лишены славы Божьей…» [Рим. 3:23]. Хотя он и выступает против того, что человек сам по себе хороший, но своими высказываниями делит людей на имеющих проблемы и не имеющих их, в чем также противоречит и сам себе.
10. Он смеется над тем, что христианские психологи верят в то, что в человеке есть Божья сила, способная вести борьбу с грехом. Христианство — это не магия, где нужно четко называть имена, так называемые заклинания. Не все психологи называют эту Силу – Иисусом, но Иисус действует и в случаях, когда человек просто верит, что Бог его любит и готов помочь ему разобраться с грехом. Именно на этом, упоминаемый оратором Метод Мюррей, строит самооценку человека — Бог его любит, а грех ненавидит.
В Библии сообщается, что для Бога человек — величайшая драгоценность [1 Петра, 1:18-19]. В Заявлении о ценностях Церкви Адвентистов Седьмого Дня также говорится, что «каждый человек, независимо от обстоятельств, имеет для Бога бесконечную ценность и поэтому заслуживает уважения и достойного обращения».
Психологи, в частности те, кто использует Метод Мюррей, очень строго относятся ко греху и никогда его не оправдывают, хотя алкоголизм называют болезнью. И здесь автор, видимо, не владеет информацией о том, что алкоголизм — это медицинский термин, это химическая зависимость, специфическое и необычное заболевание.
А хорошо было бы ему знать, что химическая зависимость в 1953 году под таким термином была введена в список болезней Всемирной Организацией Здравоохранения после онкологии по степени тяжести и смертности под № 303, как заболевание первичное, смертельное, прогрессирующее, неизлечимое, характеризирующееся зависимостью от всех видов препаратов, изменяющих сознание.
Елена Уайт, говоря об алкоголизме, советует: «…если не протянуть им руку помощи, они опустятся на самое дно жизни, откуда нет возврата. У таких людей потакание своим слабостям — не только нравственный порок, но и физическая болезнь» [Е.Уайт. Служение исцеления, с.108].
И чаще всего алкоголизм, как болезнь на уровне биохимии мозга, выражается в греховных мыслях и действиях, что ведет к еще большему разрушению всех сфер личности, в том числе и духовной.
Официальная позиция Церкви Адвентистов седьмого дня:
«Химическая зависимость (включая алкоголизм) — это биологическое, психологическое, социальное, духовное нарушение; в этиологию, проявление, профилактику и лечение которого включены все аспекты личности. Разрушающее действие химической зависимости затрагивает все аспекты личности и ее семьи.
Участие Церкви во всех областях химической зависимости отныне не является необязательным. Мы должны способствовать своим участием не только благоденствию членов наших общин, но и обеспечивать возможность влияния на внешний мир путем проявления заботы о страждущих и проведением профилактических программ» [Генеральная Конференция Церкви АСД. Комиссия по вопросам химической зависимости и роли Церкви в их решении. Краткая сводка, 1987 г.].
Как видим, такая однобокая позиция автора вступает в противоречие с этими официальными заявлениями и открытиями в области медицины и, в частности, аддиктологии. А здесь все просто: Церковь с ее религиозными духовными практиками разбирается с грехом человека, тогда как медицина и психология занимаются алкоголизмом как болезнью человека.
11. Автор, говорит о том, что психологи покрывают грехи, цитирую: «… украл капусту — ничего страшного…», при этом он не уточняет, какая из психологических школ оправдывает такую аморальность, не ссылается на источники. А даже если и найдется среди психологов отдельный «экземпляр», который, как утверждает автор, минимизирует, или полностью освобождает человека от ответственности, то это не означает, что все психологи так понимают вопрос личной ответственности человека за свое поведение. Так точно как и есть немало так называемых христиан, утверждающих очевидно небиблейские взгляды, но, опять-таки, это не означает, что все христиане так думают. Так что и среди психологов, и в христианском лагере можно наблюдать явления профанации авторитета этих групп людей.
Даже в такой слабой в плане участия профессиональных психологов как программа 12-шагов, есть 8 и 9 шаги, где говорится о возмещении ущерба людям, которые пострадали от проявления зависимости ныне выздоравливающего человека: «Мы составили список всех, кому мы причинили зло, и преисполнились желанием загладить свою вину перед ними. Мы лично возмещали причиненный этим людям ущерб, где только возможно, кроме тех случаев, когда это могло повредить им или кому-либо другому» [Программа 12 шагов Анонимных Алкоголиков].
Так что и эта обобщающая и в своей сути неправдивая информация о психологах принижает авторитет адвентистского пастора.
12. Александр приводит в пример проблемы, с которыми работает психолог: чувство вины, комплексы, низкая самооценка и называет их грехами. Он смешивает понятия грех и психологические проблемы. Автор представляет работу на тренингах и с психологом, как публичное покаяние или покаяние перед человеком, как это делается в некоторых деноминациях. Однако, перед психологом, на тренингах и в группах взаимопомощи не происходит покаяния перед людьми как такового. А происходит осознание и покаяние перед Богом, а группа и психолог только могут поддержать человека, чтобы тот продолжал искать опору в Боге, как и они это уже делают.
Чтобы пастору Александру в дальнейшем не выглядеть поверхностным оратором, необходимо найти время и изучить сущность Метода Мюррей и популярной во всем мире 12-ти шаговой программы выздоровления от алкоголизма и других зависимостей.
13. Еще автор смеется над христианскими психологами, потому что: «…они под свои манипуляции подтягивают библейские тексты…». Это не соответствует действительности и оскорбляет, прежде всего, профессию пастора, так как не христианские психологи проводят библейское консультирование, а обязаны это делать, и делают пасторы. У христианских психологов консультация может заканчиваться чтением цитат из Библии, но это не основной их инструмент; а даже если бы и было так, то в правильном резюмирующем применении библейских текстов — только польза.
Если же произвести экзегетическое исследование библейских отрывков, тексты из которых применяет автор в своем выступлении, то ни один из них по своей сути неправомерно использовать как оружие против современной психологии. Поскольку авторы библейских книг писали наставления на проблемы своего времени, и психологии в таком субъективном виде как понимает ее автор проповеди, тогда еще и близко не было (да и сейчас). И если разобраться в этих вопросах честно и непредвзято, то обвинение психологов в манипуляции библейскими текстами, исходя из прослушанной аудиозаписи Александра Мещерякова, скорее относятся к ее автору.
14. Далее, автор иронизирует над людьми, которые обращаются за помощью к психологам, так: «Сходил к психологу и стал похож на Христа?…». То же самое можно отнести и к пастору. Если пообщаться с пастором, то не факт, что сразу станешь похож на Христа. Так что, человек не должен обращаться за помощью к пастору? Должен!
Автор подводит слушателя к той мысли, что главный психолог — Иисус, с чем упоминаемый Метод Мюррей и многие другие современные христианские направления в психологии вполне согласуются. Но это не значит, что не нужны психологи и не нужна наука психология. Иначе, исходя из его логики, Иисус самый главный Пастор, и пасторы тогда, что, тоже не нужны? Или, Иисус — главный Адвокат, так что, может, и про адвокатов прочтем проповедь? И тоже самое — про врачей, педагогов и др.?
Церковь Адвентистов седьмого дня понимает эти вопросы обширнее, поскольку обучает для своей миссии в современных условиях и пасторов, и специалистов в области психологии. Известный адвентистский университет Эндрюса готовит докторов психологии http://www.andrews.edu/sed/gpc/programs/phd_general_edpsy.html, а Заокская духовная академия преподает служителям церкви предметы: «Пасторская психология», «Духовно-психологическое консультирование» и другие смежные с этими предметы.
15. Автор говорит о большой нагрузке на психолога, когда психолог выслушивает боль клиента, что является правдой. Однако он говорит, что это не есть нормой, что, якобы нет воли Божьей в том, чтобы человек говорил с человеком (психологом) и тот выслушивал всю его боль. Здесь видим противоречие Священному Писанию [Иакова, 5:16; Рим. 15:1], функциям пастора, практическому христианству и жизни самого Иисуса Христа, Который «плакал с плачущими и радовался с радующимися».
16. Автор говорит, что если нет семьи, то психолог не может учить, как построить здоровую семью. Приводит в пример человека, который чинит автомобили и говорит, что у автослесаря должна быть отремонтирована машина. И этот пример абсолютно не убеждает. У автослесаря может и не быть автомобиля. Врач, который делает операцию, например, аппендицит, не обязательно должен пережить опыт такой операции на себе. Автор приводит в пример Мэрилин Мюррей, которая консультирует людей, но, в ее книге «Узник иной войны», сказано, что с определенного момента она уже не проживала с мужем. Он говорит о том, что Мэрилин, которая не помогла своему мужу, может ли помочь клиентам? Однако в этой же книге она описывает причину такого состояния — в семье было насилие, на что Александр не обращает внимание. И, видимо, Александр не знает, что в соответствии с этическим кодексом психологу не рекомендуется консультировать своих близких и родных, что этим должен заниматься другой специалист. Александр точно не знаком с сотнями имеющихся положительных письменных отзывов людей, в том числе и многих адвентистов, которые успешно решали свои эмоциональные проблемы, посетив тренинги Мэрилин Мюррей.
17. Автор сравнивает работу с прошлыми травмами, которую проводят некоторые психологи, с переломами костей в прошлом. По его мнению, нет нужды обращаться к прошлым травмам, для него это все равно, что ломать заново кость, которая срослась. Но психологи не разбираются с теми эмоциональными ранами, которые зажили и не дают о себе знать. Но многие такие раны напоминают о себе спустя годы и десятилетия. Поэтому, его пример с переломанными костями наоборот очень удачный, чтобы объяснить, что бывают моменты, если кость не срослась правильно, то ее надо заново ломать и исправлять. Время, в данном случае, не лечит. Текстом, приводимым в проповеди «…забывая заднее простираюсь вперед…», автор пытается сказать, что не надо смотреть на свою прошлую жизнь. Однако этот стих нужно читать в широком контексте. Вот что говорит Библия о само исследовании и анализе своего прошлого:
Пророк Софония призывает: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте, народ необузданный» [Софон., 2:1].Исаия — «Послушайте Меня, стремящиеся к правде, ищущие Господа! Взгляните на скалу, из которой вы иссечены, в глубину рва, из которого вы извлечены» [Исаия 51:1]. Пророк Иеремия, выступая с обличительной речью от имени Господа, говорит «Как можешь ты сказать: “я не осквернил себя, я не ходил во след Ваала?” Посмотри на поведение твое…» [Иеремия, 2:23].А в этом тексте мы уже видим отклик и решение народа: «Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу» [Пл. Иеремии, 3:40]. Апостол Павел наставляет Тимофея словами: «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» [I Тим., 4:16].
Как видим, эти Священные тексты предполагают и призывают к внимательному исследованию своей жизни, ее самооценке с нравственных библейских позиций и победоносному шествию с Богом вперед!
Можно всю жизнь влачить за собою негативный багаж прошлого и передавать его своим потомкам, а можно обратиться за помощью к Богу, к пастору, психологу-консультанту и разрушить влияние прошлого. Это выбор каждого христианина. Возможно, кто-то захочет повысить качество своей жизни, и этот человек имеет полное право на лучшее. Психологи не претендуют на спасение человека, а только на помощь ему в эмоциональном плане и личностном росте, что в свою очередь однозначно помогает и в духовном возрастании.
ВЫВОД: Противоречивая позиция автора просматривается на протяжении всего его выступления. Сама тема «Лечит ли душу современная психология?» уже подразумевает отрицательный ответ, в противном случае заголовок должен быть совершенно другой. И на протяжении своего выступления он старается в этом убедить своих слушателей, правда местами он утверждает обратное и «хвалит» психологию, но потом опять отпускает насмешки в адрес ее сторонников. А в заключении вновь делает вывод, противоречащий смыслу заголовка, чем нарушает элементарное требование гомилетики, предусматривающее наличие одной единственной главной мысли в проповеди.
Хочется верить, что пастор Александр убежденно и искренно пытался донести своим слушателям весть, которую он считал необходимой. Но искренность не всегда является показателем истинности. Можно ведь искренно заблуждаться как, например, те же средневековые католики-инквизиторы.
Как показал анализ, выступление Александра Мещерякова по большому счету то и нельзя назвать тематической библейской проповедью, поскольку обнаружены многие голословные суждения, непонимание тонкостей значения основных обсуждаемых терминов, высокомерные, ироничные высказывания о психологии как о науке таковой и о ее представителях, которые здесь безосновательно показаны как группа с достаточно высоким риском самоубийств; далее — автор не ведает элементарными понятиями в аддиктологии, он не цитирует какие-либо церковные документы в подтверждение своих суждений, а о имеющихся — не упоминает. Иными словами, выступление автора, к сожалению, поверхностно, противоречиво и местами неправдоподобно. Это просто суждения человека, а не проповедь. Автор имеет полное право мыслить так, как считает нужным, и мы должны уважать его позицию. Но обнародовать свои личные, отличающиеся от общецерковных и научных, мнения перед аудиторией из-за кафедры как истину в последней инстанции, никто не имеет права.
Трофимчук Александра (тел. (066)770-79-27) 25 лет из г. Новомосковск, Днепропетровская обл., где пастор Александр Мещеряков совершает святое служение пастора и где была прочитана данная проповедь, прошла зимой 2012 года тренинг по Методу Мюррей и начала поиск Бога, впервые пришла в церковь АСД. И услышав данную проповедь, увидела много несоответствия тому, что видела и пережила на тренинге. Из-за не компетентности автора данный его труд не только не полезен, но и вреден как для прихожан церкви, так и людей, ищущих помощь.
И как доброе пожелание пастору Александру — лучше проповедовать Слово Божие, чистую библейскую истину. А к сложным, современным темам, если в таковых действительно нуждается поместная церковь, готовиться основательно, непредубежденно и обязательно в полном соответствии с духом Библии, авторитетными источниками и заявлениями Всемирной Церкви АСД.
С любовью и уважением,
Руслан Ильченко — член Адвентистской церкви, член сообщества АН, член Украинского союза психотерапевтов, аспирант Института социальной и политической психологии НАПН Украины, лаборатории психологии масс и сообществ (г. Киев), директор реабилитационного центра для лечения наркоманов и алкоголиков «Выход есть!» (г. Полтава), тренер Метода Мюррей, магистр практической психологии.
Анализируемая проповедь здесь: https://www.asd.in.ua/archives/1188315703
От наших спонсоров:
Практикующий психолог-психотерапевт Шрамко Елена Петровна даст профессиональную консультацию психолога в г. Киеве. Также возможна консультация по скайпу для жителей других городов. Психология для всех. Психолог Елена Шрамко всегда с вниманием отнесется к вашим проблемам и окажет вам профессиональную помощь.
Комментарии (252):
Человек
| Ссылка на комментарий
Вы очень злые здесь. Я даже не хочу читать эти комментарии. Увидел лишь немного текста. Где же ваша христианская любовь?
Больше всего возмущаются те, кто ничего не знает. Невежество и страхи. Гордыня и высокомерие.
Два или три года назад я ознакомился с методом проводимым пастором Евангельской церкви. Сразу скажу, что не всё, что кроме РПЦ является сектой. О том, что протестанты — это не секта я здесь писать не буду, хотя я раньше так и думал.
прохождение 1 семинара помогло мне определить наиболее важные для меня слои насилия
среди них основное и ранее — духовное насилие
без его разбора я бы и не смог идти дальше, мне на что было опереться
очень много насилия, алкоголь/наркотики, психиатрическая больница, мысли о суициде
обращался в РПЦ но мне сказали — некогда, это родители виноваты, приходи
я уже достаточно знал молитв и правил, только сегодня читал свои записи в виде ПГМ
Во время прохождения уже второго уровня я более глубоко раскрыл свою жизнь и свои глубинные переживания, страхи, смог вытащить боль в безопасной обстановке, понять, что же мне мешает на самом деле. В один вечер всё стало на свои места, после общения я примирился с Богом, с Христом, получил очень личные внутренние переживания, в то же время детскую давно забытую радость. Это очень вкратце, на самом деле писать об этом долго я не буду.
Метод помог мне прийти к Богу, учит меня жить заново, выстраивать отношения с людьми, понимать их и даже прощать. Я никогда не понимал, почему я должен кого-то прощать. Осознание этого идет через разум к сердцу. Я учусь видеть в насильнике маленького раненого человека.
Много изменилось уже. Через столько лет долгих и мучительных страданий Бог всё же привел меня туда, где есть выход.
Я прошу не писать мне гадости и не шипеть вслед, всё равно я не буду отвечать на озлобленные высказывания и оскорбления. Мне всё равно, что вы обо мне думаете, ставлю мнение Бога обо мне выше вас.
Виктория Попова :)
| Ссылка на комментарий
Вопрос возникает, кто проверять будет? Такие же скептики как ты? Твои же слова: А пробоведь была сказана по просьбе людей разочаровавшихся (давай переходить на факты, раз уже сказаны такие громкие слова) в методе Мюррей, чтобы дать ей библейскую оценку Наконец мы вышли на честность. То есть в зале сидели люди, которые хотели услышать библейскую оценку по этому методу и ты так, поскольку постольку (опять твои слова) столько всего наговорил что к методу совсем не относится?) Итак, ты приписал как бы невзначай методу то, чего в нем нет и перекрутил то, что есть, обесценивая его и делая вражеским? То тогда я не доверяю такой проверке!!! Я сама все привыкла проверять и доверять Господу.
)))))
| Ссылка на комментарий
А как по мне, так пусть проверяют,если только эта проверка не будет состоять из замеров длины юбки у Мерелин, обсуждения ее украшений , семейного положения и цвета лака на ногтях))))) проверяйте последствия, общайтесь с людьми которые проходили тренинг, только не надо зацыкливаться на ком то одном, проведите исследования,послушайте человек 20-30 и сравните это все с учением Христа
Данил Веренчук, Москва
| Ссылка на комментарий
Пастор, я знаю, Вы человек грамотный, заботящийся о тех кого Вам Бог доверил. У вас очень сложная обстановка. Но я надеюсь, что Вы переступите через свою обиду (признавая ее) и протяните руку общения тем «отступникам», которые меняют или стараются поменять мир к лучшему с Божьей помощью (они не святые, тоже очень часто могут ошибаться). Я надеюсь, что в своей мудрости, Вы сами пообщайтесь с пасторами которые прошли эти тренинги или сами его пройдете. Я знаю, что мы адвентисты многого боимся. Такие уж мы прошедшие через советские времена и закрывшиеся от людей, которые в нас нуждаются. Руслан был беспощаден в своей рецензии к Вашей проповеди. Но я думаю, что ему нужно научиться не рубить с плеча а Вам быть именно служителем пастве, но не перстом наказывающим. Люди все разные и кому-то нужна помощь, кому-то нет. Генеральная конференция советует членам церкви обращаться при необходимости за помощью к психологам и в развитых странах нет таких споров. Когда я слышу о таких спорах, я задаюсь одним вопросом «Сколько же там боли внутри, что она так сильно сопротивляется Божьим рукам?». Ответ меня всегда шокирует (это я знаю по своей маме и друзьям).
Я будущий психолог. Мой старший брат служитель церкви АСД. Мы родились в церкви (в 4 поколении) и наши дедушки отдавали жизнь свою за церковь. К 4 уровню (Мюррей) я исследую свою родословную. Я узнал что мой дед Василий за истину чуть не лишился жизни также как и прадед по маминой линии и другой дед. И вынужден сказать что эти семьи с таким багажом не смогли воспитать моих родителей и ответить на все их эмоциональные нужды. Они теперь в разводе. Все по простой причине. Не было того знания, которое теперь есть у Руслана и ребят. Все вы спорите о том что и кто спасает человека (на первый взгляд), но я для себя понял, что у вас сильная вражда в самой церкви. Вы путайте эмоциональную и духовную сферу. Они у вас срослись. Люди, как мой отец, теряют веру по этой же причине. Они годами молятся «Измени меня Господь», но не пользуются теми знаниями которые Господь им предоставляет, чтоб с Его помощью через пасторские увещевания, психологические тренинги, братскую поддержку становится похожими на Него. Таким образом они снимают с себя ответственность за свои действия. Это как в притче про утопающую женщину которой Бог присылал и лодку, и катер, и вертолет, но она говорила что Бог спасет и ждала Его самого.
Не путайте Духовное с Эмоциональным. Они связанны очень тесно. Вы пастор можете помочь в эмоциональной сфере если знайте как, но если нет пусть специалисты помогают. Ваше поприще духовная сфера а не решение эмоциональных проблем человека.
Глупо спорить кто вырезает опухоль Хирург (Бог) или нож (пастор, психолог, друг, пресвитер и т.д.).
Шульц Олег
| Ссылка на комментарий
Саша, мне очень жаль,что тебе в жизни встречались такие психологи,которые говорили, что алкоголизм это хорошо и я понимаю, твой праведный гнев на этих специалистов, но я думаю, что тема алкоголизма и наркотиков, как впрочем и метод Мюррей, тебе лучше не касаться.
Ты приводишь цитаты Уайт, но они также относятся и к твоей проповеди, лучше б я ее не слышал.
Сергей
| Ссылка на комментарий
Братья и сестры!!! Ну сбавьте же вы обороты, зачем так кипятиться?)) Ну понятно, что задеты больные места, но не повод нападать друг на друга и что еще хуже на церковь!!!
Прозвучал комментарий о том что сестра покинула церковь не согласившись с поведением служителей и возможно еще кого-то из членов церкви… Такое вполне возможно, люди грешны, часто с высокими амбициями, бывает делают ошибки а иногда серьезно заблуждаются… Разве это повод порочить церковь или даже просто уйти из нее??? Обоснованным поводом уйти из церкви может быть только несоответствие учения церкви Писанию, но никак не поведение ее членов и даже служителя… Кто-то может указать на такое несоответствие??? Помните что говорил Павел как поступать если брат твой согрешает? Мне кажется там не было ничего об уходе из церкви. Не хочу вас обидеть ни в коем случае но отказываться от спасения из-за чужих грехов легкомысленно. А еще вы говорите что каждый должен заниматься своим делом. Так с этим каждый согласится, только разве брат в своей проповеди занимается не своим делом??? Разве не видно, что у брата были реальные причины говорить со своей общиной на эту тему? это видно и из проповеди и из обсуждения и из подписи к рецензии. Следующий момент. И мне кажется что это актуально для всех нас!!! Это замечательно что в нашей церкви принято за правило не принимать на веру то что говорится даже из-за кафедры но все проверять Писанием, именно благодаря этому церковь спасена от ересей и заблуждений. Это у нас уже «в крови», но есть и обратная сторона медали… мы стали забывать о том что Бог ставит людей на служение, и Он выбирает себе служителей. И если человек поставлен на служение пастора, то к его словам нужно относиться хотя бы с уважением. К моему огорчению в последних комментариях явно слышны ноты пренебрежительного отношения и не только к брату но и к церкви в целом. Как бы ни заблуждался ваш оппонент в дискуссии необходимо относиться к нему уважительно, иначе не дискуссия а базар выйдет. ))) сначала на «ты» перешли а там глядишь и ругаться начали… Предлагаю каждому желающему написать комментарий перед написанием помолиться (если конечно вы верующий человек), мне кажется разговор сразу перейдет в нормальное русло.
С уважением.
Др.
| Ссылка на комментарий
Ну так кто ни-будь обьяснит, что психология как наука учит о Святом духе?
Виктория Попова :)
| Ссылка на комментарий
Я прислушаюсь к вам, братья. Но очень больно становится от очевидных фактов. Пойду с Господом пообщаюсь. А на ты я не перехожу, а уже 16 лет знакома с Александром и мы так с ним общаемся. Если нужно перейду на вы. Но нужно ли? По моему это сделает нас еще более далекими…
Наталья
| Ссылка на комментарий
Мне больно было читать комментарии здесь. Больно, что в нашей церкви профессионалов не ценят. Так было всегда (сколько я в церкви)… Обычно я не участвую в таких дискуссиях, потому что часто каждый хочет доказать свою точку зрения. Расскажу немного о себе.
Будучи женой пастора я пошла учиться на психолога ради корочки — чтобы официально можно было проводить всевозможные занятия… я же много книжек читала христианских по психологии и мне знания не нужны были ))). В процессе обучения я поняла как же сильно я заблуждалась… все знают, что у пастора всегда много людей, которые приходят делиться своими проблемами, поэтому я считала, что и консультировать я умею и встречи семейных пар постоянно проводила. И я была «хорошей» для руководства и т.д., пока не была профессионалом, потому что много делала хорошего. а как стала профессионалом… стали осуждать, говорить, что психология не нужна. хотя я делаю тоже самое, только более качественно и реально люди получают помощь. Конечно, есть у нас в церкви люди более продвинутые, и меня приглашают именно как профессионала — я уже 6-ой год работаю психологом в наших христианских лагерях, сняли цикл передач на телекомпании «Три ангела» с моим участием.
Я очень благодарна Богу за встречу с Мэрилин Мюррей, (хотя первый раз к Мэрилин поехали мы вместе с мужем, чтобы «спасти» нашего члена церкви и нашу подругу от «этой психологии»). Мэрилин является благословенным орудием в руках Бога и помогает тысячам людей не только решить свои проблемы, но и выйти на качественно новый уровень отношений с Богом!
У меня много клиентов различных деноминаций и просто людей, которые еще не приняли Бога, и знаете, как это удивительно видеть, как человек открывается Богу в процессе консультаций! Этому я научилась у Мэрилин.
Дорогие друзья, давайте будем с уважением относиться и к психологам и к тем, кто относится негативно к психологии! Ведь в глазах Бога мы все равны!
Виктория Попова :)
| Ссылка на комментарий
Дорогие братья и сестры! Я хочу попросить прощения. За то, что защищалась (пусть моей защитой будет Господь, если сочтет нужным…) Прошу прощения что перешла на личности и моей рукой были написаны не добрые слова. Прошу прощения, что не уважала вашу боль. Я сегодня осознала, что этим сделала больно моему Спасителю. Простите.
Др.
| Ссылка на комментарий
Наталья,
не могли бы вы ответить на мой вопрос? Он двумя постами выше.
Спасибо заранее.
Валерий Журавский :-)))
| Ссылка на комментарий
Братик, я пережил тоже самое!
Кода Вика Попова, несколько лет назад зачитала мне строки из книги «Узник иной войны» они очень туго вошли в мое сознание, практически коснувшись лишь только его границ, и произошло чудо, образовалась новая нейронная связь, через которую Дух Святой начал действовать, полностью меняя мою жизнь, и произошло так, что в одно утро я проснулся с внутренней радостью, присущей маленькому ребенку. Ненависть к насильнику сменилась на понимание, сочувствие и принятие. А дальше много лет ушло на то, чтобы освободить меня от эмоциональной боли. И этим занимался Господь, Дух Святой, вел меня к свободе. До этого я заедал свою боль, во мне была пропасть которую я пытался заполнить пищей, но она летела в эту пропасть, добавляя лишь лишние килограммы. Теперь, когда Господь даровал мне свободу, немного съедаю, и чувствую, что не лезет больше. Во время войны, немец подбросил моего отца, когда он был ещё грудным ребёнком и не поймал, отец упал и у него ртом и носом пошла кровь, думали он не выживет. Об этом мне рассказывала бабушка. когда я был еще маленьким, потом позже Дух Святой напомнил мне это обстоятельство, что помогло в последствии понять своего отца, простить и принять. Он меня в четвертом классе, чуть не убил, люди заступились. Все свое детство, был зверски систематически избиваем своим отцом, я уже молчу о последствиях, которые сопровождали меня всю жизнь. А теперь свободен, и это мой личный пережитый с Богом опыт исцеления. Кто мне поверит, кто сможет произвести богословскую экспертизу, тому, что я пережил с Богом?
Это братик не зло в людях вы видите здесь, это орёт не высвобожденная эмоциональная боль, и люди воспринимают других людей сквозь призму своей боли.
Выкладываю эту цитату, может быть это изменит, еще чью — то жизнь.
«Во время войны они пытались заставить нас поверить, что каждый, кто не является нашим братом, является нашим врагом: нам было запрещено прислушиваться к своим сердцам, проявлять сострадание или даже дать увлечь себя своему воображению. Если бы солдат считал своего врага потенциальной жертвой (войны), а стало быть, способным плакать, отчаиваться, умирать… отношения между ними переменились бы. А потому делалось все, чтобы ограничить и даже подавить его человеческие побуждения, его мыслительные образы и его способность переживать чувство братства по отношению к такому же как и он существу… Отныне у войны не должно быть ни славы, ни будущего. В ней не останется победителей, только жертвы. Войны между государствами зачинаются людьми, которые хотят подавить и втиснуть других людей в идеологические границы агрессора, людьми. которые не способны уважать право других иметь собственные убеждения и ценности. Эти войны зачинаются людьми, которые каждого за пределами своих границ считают врагом.
Если мы можем увидеть в нашем враге ребенка, который испытывает страх и одиночество, ребенка, которому ведома боль, который плачет, который может истекать кровью, — тогда мы начнем изменять мир. Если мы способны увидеть, что стоит за этой болью и разглядеть Естественного ребенка, которым призван быть этот человек, тогда мы уже больше не враги, а обычные люди, внутри одних границ. Если мы увидим ребенка в другом человеке, то сменим ненависть на прощение, предубеждение на понимание, фанатизм на принятие, презрение на сострадание и высокомерие на равенство. Нам удастся разорвать цепочку насилия, и тем самым выиграть главное сражение этой войны. Для этого должны заглянуть внутрь насильника и увидеть в нём того, кто сам повергся насилию. Мы должны понять, почему ребенок из жертвы стал мучителем, понять что преступники — это не «просто случайность», и поверить, что перемены для многих из них возможны. Они возможны, если терапия проводится квалифицированными, заинтересованными профессионалами и если преступник готов принять на себя ответственность за свои прошлые действия и взглянуть в лицо своей собственной боли, которая неизбежно сопровождает любые перемены».
Наталья
| Ссылка на комментарий
«Ну так кто ни-будь обьяснит, что психология как наука учит о Святом духе?»
а что, она должна учить о Святом Духе? а что стоматология учит о Святом Духе? Я считаю, что это прерогатива богословия.
Адвентист
| Ссылка на комментарий
Сплошное невежество…
Люди, разве психология ограничивается методом Мюррей??? Оценивайте шире!
Этот метод очень малая составная часть НАУКИ (психологии) и по нему нельзя судить о всей психологии.
Психология (как наука) в Боге не нуждается, поэтому Ему там места не было и нет, поэтому множество людей, погружающихся в эту науку, уходят из церкви.
Христиане, подумайте, как человек может помочь другому излечить душу, если он даже себе не может в этом помочь???
Библия четко говорит:
«Только в Боге успокаивайся, душа моя! ибо на Него надежда моя». Псалтирь 61:6
«Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое». Псалтирь 61:2
Мир и покой душе можно найти только у Бога через Его Слово и молитву, а не, например, у тех, кто прошел 2-х или 3-х недельные курсы и мнит себя сердцевидцем.
Всё остальное (психология, в т.ч. метод Мюррей) от лукавого.
P.S. Понятие «христианская психология» — это абсурд и попытка светских психологов найти себе применение в церкви. Если мы не будем открыто об этом говорить, то завтра появится «христианский оккультизм» и т.п.
Др.
| Ссылка на комментарий
Т.е. ничего не учит. Я правильно понял ваш ответ? Просто да или нет скажите.
Валерий Журавский :-)))
| Ссылка на комментарий
Др. вам уже ответили, что о Святом Духе учит Библия, психология, Метод Мюрей это инструмент, если хотите, жизненный опыт человека, с помощью которого решаются проблемы эмоциональной сферы. Другой вопрос вера, доверяю ли я Богу, чтобы Он провел меня Своим путем исцеления, или придумываю свои методы.
Данил Веренчук, Москва
| Ссылка на комментарий
Адвентист и Др. Ребята, я призываю вас к прошению и хочется чтоб вы ко всему этому проще относились. Если все это от Бога, то ни что его не остановит. Если не от Бога, то рано или поздно все заглохнет.
Мне очень печально видеть как вы рвете друг друга на куски. Мне стыдно что люди своих тараканов прячут под «правильное богословие» задавая вопросы о Духе Святом. Когда верующий психолог консультирует или пастор проповедует мне кажется всегда должно быть место для Духа Святого. Заказная проповедь чтоб раздавить «неверных» мне кажется не совсем правильно здесь нет места для духа святого. Александр не рас говорил о том, что он не против психологии. Он просто хочет чтоб люди не оставляли бога, но для этого не надо распинать психологов. Руслан написал все четко и понятно. Если ваши раны кто-то вскрыл невежественно и теперь вам больно, то это нужно решить между собой и не выливать на все общество специалистов такой мусор.
У вас личные проблемы между вами. Решите их и после рассуждайте.
для тех кто читает на английском http://dialogue.adventist.org/articles/21_1_burt_e.htm
БОЛЬ
| Ссылка на комментарий
Мы прекрасно понимаем, что нет разницы между «чёрной» и «белой» магией — это всё магия, потому что используются на практике одни и те же инструменты воздействия.Так же нет разницы между светской психологией и христианской психологией — это всё психология, потому что применяются на практике одни и те же инструменты воздействия.Мы рождены Творцом со свободной волей выбора.Человек сам вправе выбирать куда ему идти и к кому обратиться.У Адама и Евы был выбор, куда пойти, — к древу жизни или к древу познания добра и зла.И по сей день мы так же продолжаем решать этот вопрос — «куда пойти»- к древу Бога или к древу психолога.Если мы хотим получить иллюзию освобождения, мы пойдем к древу психолога, а если желаем обрести истинную свободу, то пойдём к древу Бога.
«…если Сын освободит вас, то истинно свободны будете.»(Иоан 8:36). Изберите жизнь.
БОЛЬ
| Ссылка на комментарий
Как определить метод Мюррей от Бога или от лукавого — очень просто.На Божьем методе материально обогащаться невозможно — «Даром получили, даром давайте»-это заповедь Христа. А метод Мюррей, с самого начала, это хорошо отлаженый бизнес. Если программа «12 ШАГОВ» Анонимных Алкоголиков была дана Богом, то от возникновения и по сей день «12 ШАГОВ» применяют даром. И собщество АА свято придерживается этой заповеди Христа, считая кощунством обогащаться на том, что дал Господь даром. Не будем забывать, что там , где маммона, там нет Бога.
«Не можете служить Богу и маммоне.»(Мф.6:24) — Это то же заповедь Христа.
Призываю всех, участвующих в этой беседе, к покаянию и попросить друг у друга прощение, как это сделала сестра Виктория Попова.Спасибо тебе сестричка.Храни тебя Бог.
Виктория Попова :)
| Ссылка на комментарий
Дорогие братья и сестры!!! Я очень благодарна за поддержку тем, кто понимает как Бог трудится через метод Мюррей!!! Но на этой страничке очень уже много агрессии и боли и я не хочу чтобы меня затягивало на эту территорию. Поэтому не буду сама отвечать и буду поступать так, как Христос поступал. Когда Он видел, что кто-то провоцирует Его, или жаждет крови, Он либо уходил, либо молчал. Он знал, что бесполезно доказывать тому, кто уверен, что сам знает ответ. Здесь достаточно уже было приведено аргументов, мы оголяли свою душу в надежде, что это кому-то поможет, но в нее плевали или просто не замечали. Мне больно на это смотреть.
Я не буду стараться быть добрее чем Бог. И исполнять роль Спасителя. Это все равно что догнать и причинить помощь. Здесь меня никто об этом не просит.
Если у вас есть вопросы,пишите мне на электронку vitenko630@gmail.com С любовью и уважением Виктория Попова.
Др.
| Ссылка на комментарий
Валерий Журавский,
вы как я понял не специалист — психолог. Поэтому позвольте мне задать вопросы специалисту, считающему что психология в христианстве нужна. Ваше мнение ценно, но меня всё-таки больше интересует мнение специалиста.
Наталья,
значит вы, как христианка, понимаете, что Святой дух это не какая-то теоретическая концепция. Вы понимаете, что именно благодаря влиянию Святого духа вы согласились со Словом Божиим. И для вас, как для каждого истинного христианина, Святой дух это реальная сущность, которая даёт смысл, содержание и путь и надежду в вашей жизни.
Но как психолог вы также понимаете, что мотивы и действия любого человека обьясняются достаточно несложными правилами и закономерностями, применимыми ко всем без исключения. И знаете, что Святой дух в психологии в расчёт не принимается, поскольку ну для чего умножать сущности без необходимости, верно?.
Другими словами..собственно, предлагаю вам самим закончить мысль.
Вы всё-таки кто, психолог или христианин?
Др.
| Ссылка на комментарий
Хладнокревнее, Данил, никто никого не рвёт. Нам бы до сути докопаться.
Не будьте как те психологи, у которых «щемит сердце», «больно читать», «сердце кровью обливается» и которым вообще-то стоило бы обратиться в поликлинику при таких симптомах — кто знает, отчего это всё..шутить не стоит с этим делом.
Др.
| Ссылка на комментарий
Знаете, какая аналогия у меня возникает, когда я слышу про психологию в христианстве?
Псалом Асафа, положенный на мотив гопака. Вот что-то такое же примерно несуразное. Обыкновенная психология с совершенно необязательными довесками из христианской терминологии.
Валерий Журавский :-)))
| Ссылка на комментарий
Так вот вопрос в том и заключается, что одними мозгами тут не разобраться, необходимо подключать сердце, а сердце заморожено. Как с замороженным черствым сердцем можно, в чем нибудь разобраться. постичь? Это каменистая почва сердца. Поэтому так и происходит что люди стоят по разных берегах одной реки.
«Мозг связан с телом неразрывными узами.
Его нелегко отвлечь от стоящей перед ним задачи — попытки подчинить себе «весь мир».
Писатель Томас Мор размышлял о значении латинского слова «vocatio». Оно означает передышку в дневных трудах, чтобы задуматься о чуде жизни. Но этого желает сердце, а мозг запрограммирован главным образом на достижение успеха. Сердце жаждет единения и слияния, а мозг никогда не позволяет себе подобного рода «vocatio»….
Вот разум подавил сердце своей мертвящей, циничной установкой самосохранения, которая столько ему свойственна. Вот он вытеснил сердце с его законной территории. Таким образом, он подорвал собственную систему жизнеобеспечения. Сердце — самая мощная мышца в организме. Однако и она может не выдержать давления со стороны напряженного мозга, который гнет свою линию.
Слушая только мозг и пренебрегая тем, что хочет сказать нам сердце, мы оказываемся в опасности. Мы обречены, нести последствия «синдрома подавленного сердца». Наше здоровье неизбежно страдает от насилия по отношению к чувственной стороне личности — она остается ущербной и бесправной. Мир, в котором мы живем, становится все более бессердечным. Жизнь в нем лишь ухудшает состояние человеческого сердца. Для того чтобы настроиться на волну своего сердца, нужно пробудить в себе дитя — эту наиболее чувствительную часть души. Только так возможно открыть для себя радость бытия». (Пол Пирсолл).
Виктория
| Ссылка на комментарий
БОЛЬ, простите меня, пожалуйста, но судя по Вашему нику Вам бы не помешало пообщаться с психологом.
у меня такой вопрос ко всем противникам психологии, а как тогда быть с детской психологией, ведь воспитывать детей нужно тоже с умом и ответственностью. Я очень много читаю по этому поводу и последняя книга которую я читала это книга о том , как проводить уроки субботней школы, то что меня там интерисовало это выделенные возрастные группы, там описывается сколько в каком возрасте детском можно удерживать внимание, как чередовать активные занятия с прослушиванием историй библейских, как правильно говорить о Боге. Это не психология???? У меня ребенок 2,5 года я сейчас очень молюсь о мудрости,что бы воспитать его правильно, что бы научить отличать добро от зла. Очень хочу,не навязать ему Бога, а познакомить его с. Ним, хочу,что бы Христос стал другом моему сыну, а не просто выдрессировать его. Складывать ручкм и молиться,. Просто я несла служение в детской субботней школе видела деток каких простите за выражение, просто дрессировали( не обвиняю родителей, потому что понимаю, что это от незнания) и сейчас поистечении многих лет горько смотреть на этих детей, практически все взбунтовались и ушли из церкви. А посмотрите на детей пастырей, особенно каких нибудь авторитетных, просто для интереса зайдите к ним на странички в контакте и в одноклассниках, там с первого взгляда становиться понятно чем живут эти подростки- и ,как не жаль Христа там и впомине не видно. Опять же ,что бы не назвали меня лгуньей могу дать всем желающим ссылок 10 так точно. это я говорю о детях пастырей АСД, но так ,как знакомых много и по другим конф. то таких же детей знаю много и у православных и у бабтистов. Посмотрев на это меня пугало,что если человек поставленный Богом на служение не всегда налаживает контакт со своими детьми,то ,как же быть со мной? Молилась, переживала и поняла то,что что бы мой сын это все принял от меня мне нужно научиться правильно с ним говорить( я имею ввиду,что бы он меня слышал) в этом мне помогает книга Юлии Борисовны Гипенрейтер, известного российского психолога о активном сулушание и многих других психолого
опять же хочу,что бы вы меня правильно поняли- я не говорю, что кто то там плохой и церковь плохая, я говорю о том,что нужно развиваться не только в богословии, а и разносторонне в том,что конечно не противоречит учению Бога,а наоборот добавляет нам знаний и делает мудрее психология это одна из таких наук.