Комитет по изучению вести 1888 года: истина или заблуждение. Часть 1
Основоположниками «движения 1888 года» являются Роберт Виланд (Уиланд) и Дональд Шорт, работавшие в прошлом миссионерами в Африке и написавшие труд под названием «Новый взгляд на 1888 год» (1888 Re-examined), в котором адвентистская Церковь рассматривалась как отпавшая вследствие непринятия вести, провозглашенной в 1888 г. в Миннеаполисе, и нуждающаяся в коллективном покаянии как условии излития Позднего дождя и Второго Пришествия. У авторов в свое время (1950г.) состоялась встреча с руководителями Церкви, которые указали им на ряд неверных выводов в проведенном исследовании. Однако рукопись попала в руки независимого издателя и была распространена. После этого число сторонников Виланда и Шорта стало расти и позже в 1985г. ими был создан «Комитет по изучению вести 1888 года», первая конференция которого проходила на территории штата Огайо. Подобные конференции они стали проводить регулярно. Спонсорами первой конференции стали несколько человек, которые и образовали своего рода руководящий орган, известный как «Комитет пяти»: Хелен Гейт (организатор), Х. Коутс, А. Снаймен, Д. Шорт, Р. Виланд (недавно перед этим вернувшийся из Африки).
В 1994 г. руководители Генеральной Конференции организовали комитет под председательством Кальвина Рока, целью которого было исследовать, совместно с представителями «Комитета 1888 года» все выдвинутые обвинения, а также саму доктрину оправдания по вере. В комитет вошли представители упомянутого движения: Р. Виланд, Д. Шорт, Д. Финман (Г. Финнеман), Б. Шварц, С. Свит, а также известные адвентистские ученые-богословы, включая профессоров из университетов им. Эндрюса и Лома Линда. Среди них были Джордж Рид, Ричард Дэвидсон, Питер Ван Беммелинг, Марио Велосо, Ангел Родригес, Джордж Найт и другие. Работа комитета была начата в мае 1995 г. и завершена в феврале 2000 г. В результате были определены основные области согласия и расхождения.
Стороны достигли взаимопонимания по следующим двенадцати вопросам:
1 Особое значение Божьей инициативы в спасении человечества;
2 Особое значение заслуг Христа;
3 Особая роль веры при принятии дара спасения;
4 Особая важность спасения по благодати через веру, что тесно связано с преобразованием жизни и соблюдением заповедей;
5 Центральное место любви «агапэ» в жизни христианина;
6 Акцент на неспособности человека совершать добро и добиваться своего спасения собственными силами;
7 Особое значение близости Бога к грешнику;
8 Особая важность приведения людей ко Христу;
9 Особая важность покаяния членов Церкви как Тела Христова, когда верующие могут отождествлять себя с грешниками и знать, что грехи этих людей могли бы быть и их грехами, но по благодати Христа они прощены;
10 Отказ от универсализма в спасении;
11 Примат Библии в формировании понимания богословских вопросов;
12 Особая важность изучения «драгоценнейшей из вестей» (об оправдании верой), которая была представлена Джоунсом и Ваггонером. (Е. Уайт суммирует основные элементы этой вести в «Свидетельствах для служителей и библейских работников», с. 91-93).
Но, невзирая на представленные доказательства и все усилия руководителей и богословов Церкви, представители «Комитета 1888 года», тем не менее, остались при своем мнении по целому ряду вопросов. Пятилетний период исследований не позволяет обвинить членов вышеупомянутого комитета Генеральной Конференции в поверхностном подходе или нежелании вступить в диалог. Были отмечены следующие моменты, по которым члены комитета не смогли достичь согласия с представителями «Комитета 1888 года»:
1 В ряде случаев неверное использование цитат из трудов Е. Уайт относительно вести 1888 года, вырывание их из исторического контекста, применение ее отдельных высказываний к ситуации, сложившейся в Церкви уже после 1888 года;
2 Не всегда последовательное соблюдение принципа «Библия объясняет себя», интерпретация некоторых текстов не на основе Священного Писания, а через призму учения Ваггонера и Джоунса;
3 Неправильное понимание одобрения Е. Уайт позиции Ваггонера и Джоунса. Это одобрение не означало, что она была согласна со всеми их взглядами;
4 Неверное использование исторических фактов;
5 Идея «коллективного покаяния». Вскоре после 1888 г. Батлер (презедент ГК) и Смит (секретарь ГК) оставили свои посты, а новое руководство Церкви в течение 1890-х гг. давало Джоунсу и Ваггонеру «зеленый свет» в провозглашении их вести. Е. Уайт призывала к покаянию отдельных личностей, но не всей Церкви;
6 Концепция всеобщего (универсального) оправдания для всех;
7 Интерпретация выражения «во Христе». Буквальная его трактовка ведет к неправильному пониманию;
8 Взгляд на природу Христа, представленный Джоунсом и Ваггонером, не отражает полностью понимания этого вопроса Е. Уайт;
9 Противопоставление Джоунса и Ваггонера и их вести реформаторам.
10 Распространение ветхого завета только на народ Израильский;
11 Негативное отношение к Церкви и ее критика, хотя члены «Комитета 1888 года» всегда считали себя частью церковной организации;
12 Церковь и вопрос оправдания верой. Церковь ясно определила свою позицию по этому вопросу в своих официальных документах, а именно: спасение возможно только через веру во Христа (см. Основные положения вероучения Церкви АСД, пункты 4, 7, 9, 10, 19).
Комитет ГК завершил изложение своей позиции следующими словами: «Обвинения, выдвинутые «Комитетом1888 года» против руководства Церкви, очень серьезны. Если Церковь проповедует ложное Евангелие, то она не имеет права на существование. Частичное понимание Евангелия, какое, по их мнению, имеет Церковь, не является истинным пониманием Евангелия. Если только представители этой группы обладают ясным и полным пониманием Евангелия, то все остальные проповедуют ложное Евангелие. Они косвенно обвиняют Церковь или, по крайней мере, ее руководителей в вероотступничестве. Мы находим эти обвинения беспочвенными, поскольку обратное засвидетельствовано в официальных документах, излагающих вероучение Церкви. Поэтому мы твердо верим, что члены «Комитета по изучению вести 1888 года» должны прекратить свои обвинения в том, что истинная весть оправдания верой была отвергнута руководителями Церкви, что они ее никогда по-настоящему не приняли, и что они сознательно скрывали ее от Церкви и мира».
Важно отметить, что весть оправдания верой не только была принята внутри самой Церкви, но и явилась доказательством для всего христианского мира, что наша Церковь является именно христианской. Этот факт был признан уже во второй половине 1950-х годов, что само по себе было бы невозможно без принятия доктрины об оправдании по вере во Христа. После 1888 года Церковью АСД издавались на эту тему труды, ставшие для многих любимыми и в которых было дано глубокое понимание данного вопроса; это, например, книги Е. Уайт «Путь ко Христу» (1892), «Желание веков» (1898) и «Наглядные уроки Христа (1900), ее многочисленные статьи и выступления, работа А. Дэниэльса «Христос – наша праведность», а также современные исследования и публикации.
Следует отметить, что вопрос оправдания верой не стоял на повестке дня Генеральной конференции 1888 г., и не мог, поэтому, быть официально отвергнут или принят Церковью в дни съезда. Эта тема была представлена на Библейской конференции, которая предшествовала съезду ГК, наряду с другими богословскими вопросами. Она не предполагала коллективного голосования, а скорее лишь выслушивания и обсуждения, поэтому обвинять Церковь в официальном отвержении вести неверно. Важно подчеркнуть, что эта весть была понята и принята многими в течение следующего года, и продолжала находить свой путь к сердцам в последующие годы. Год спустя после конференции 1888г., мы читаем в записях Е. Уайт, что на съезде ГК в 1889 г., служителями и членами Церкви было отмечено что «прошедший год был лучшим годом их жизни; со страниц Слова Божьего светит яркий и отчетливый свет – оправдания верой, Христос — наша праведность… Все выступавшие единодушно свидетельствовали, что эта весть света и истины, пришедшая к нашему народу, есть ни что иное, как истина для нашего времени, которая приносит свет, утешение и благословение Божье во всех церквах, где она принимается» (Е. Уайт, Рукопись № 10, 1889 г.; см. Свидетельства для Церкви, т. 5, 7). Подавляющее большинство тех, кто не разделил весть 1888 года, приняли ее позже. Как ни печально, совершенно обратное произошло с глашатаями этой вести. В конечном итоге, оба они – Ваггонер и Джоунс – отошли от Церкви, несмотря на усилия братьев, призывавших их к покаянию и сотрудничеству. Некоторые считают, что это случилось якобы по причине противодействия Церкви концепции оправдания по вере. Но существуют ясные свидетельства Е. Уайт о настоящих причинах их падения: возвышение и гордость одного и отношения, пагубно повлиявшие на семью другого.
Их взгляды постепенно привели к тому, что Ваггонер стал проповедовать идеи пантеизма, а Джоунс примкнул к пятидесятникам, соблюдающим Субботу. Ранее Джоунс призывал принять излитие Позднего дождя, считая признаком его начала появление Анны Райс, которую он рассматривал как второго пророка Церкви, однако позднее проявившую себя лжепророчицей. Джоунс, тем не менее, на протяжении 1890-х годов разделял ее фанатические взгляды и использовал в качестве аргумента высказывание Е. Уайт о завершении работы Божьей на земле, приравняв ее слова о «полночном крике третьего ангела», начавшегося с провозглашения вести оправдания верою (Откр. 14:12), к выражению «поздний дождь».
Это такой вот макроанализ позиции «Комитета по изучению вести 1888 года». Приступим теперь к микроанализу.
Прежде всего, давайте суммируем учение этой группы людей, сторонников комитета по изучению вести 1888 года (в дальнейшем сокращенно «Комитет1888 года» или просто «комитет»). А затем мы рассмотрим, какова позиция церкви АСД по этому вопросу; и наконец «поговорим» о богословских и религиозных противоречиях церкви и комитета.
Члены комитета соглашаются с церковью, что спасение приобретается исключительно через веру во Христа; и что это не наши дела, это Христос сделал для нас на Голгофе, и мы соглашаемся с этим фундаментальным учением. Тогда возникает вопрос: как Христос спасает нас? Вот здесь наши взгляды и учения расходятся. Вот во что верит комитет: что мы спасены безусловно, совершенно безусловно независимо от веры и посвящения во Христа Иисуса. Каждый человек на земле спасен. Люди даже не знают об этом, но они уже спасены. Бог для того, чтобы спасти человеческую расу, не поставил никакого условия. Как это произошло? А вот как. На кресте вся человеческая раса, весь род людей присутствовал во Христе Иисусе. Каждое человеческое существо, вся полнота человечества была во Христе Иисусе. И когда он умер, — все человечество умерло в Нем, и было прощено. Что они имеют в виду? То, что буквально по настоящему все люди примирены, прощены и спасены, потому что вся человеческая раса была во Христе Иисусе. И вот эта вот фраза «во Христе» очень важна.
Да, действительно ап. Павел очень часто говорит: «Быть во Христе…», «Быть в Нем…». Они взяли эту фразу и говорят, что вся человеческая раса была во Христе; поэтому для того, чтобы быть спасенным, нет никаких условий. Все произошло во Христе. Все совершилось вне нас. Поэтому мы все спасены. Это не означает, конечно, что каждый человек будет спасен, поэтому они и не учат тому, что в богословии мы называем универсализмом, потому что существуют неадвентистские богословы, которые заявляют, что вся человеческая раса будет, в конце концов, спасена. Нет, они модель универсализма не приняли, однако у них есть что-то свое. Они говорят, что вся человеческая раса была спасена, но не каждый будет спасен, потому что некоторые люди отвергнут то, что они уже имеют. Они скажут Господу: «Я не хочу этого спасения от Тебя, возьми его обратно». «Поэтому гораздо трудней, — они говорят, — быть потерянным, нежели быть спасенным, потому что для того чтобы быть потерянным, вы должны осознанно сказать: НЕТ, потому что вы уже спасены».
Откуда же они взяли эту идею? Эта идея приходит как параллельное учение тому, что произошло с Адамом. Адам это первый Адам, а затем мы имеем второго Адама. Первый Адам представляет все человечество, и они говорят, что корпоративным образом все человечество было в Адаме; и когда он согрешил, тогда вся человеческая раса вместе с ним также согрешила, потому что вся человеческая раса была в Адаме. И вот тогда они берут это учение и проводят параллель с Христом: если мы потеряны, если мы согрешили, когда были в первом Адаме, но мы приобрели утерянное, когда мы во Христе Иисусе на кресте были в Нем, а значит и умерли в Нем. Мы это утеряли в Едеме в первом Адаме, но мы опять приобрели утерянное на кресте во Христе. Вот эта параллель: Вся человеческая раса в Адаме, вся человеческая раса во Христе. Вы видите параллель? Мы ничего не сделали, когда Адам согрешил; мы ничего не сделали, когда Христос умирал. Мы были в Адаме, и мы были во Христе.
И вот они теперь утверждают, что это и была весть, которую в 1888 году два адвентистских проповедника Джоунс и Ваггонер принесли и проповедовали церкви на той конференции.
Давайте посмотрим, что на самом деле произошло в 1888 году на конференции в Миннеаполисе. Вот эти два пастора представили серию исследований по вопросу об оправдании верой, и возникла напряженность. Произошло разделение. Многие руководители выступили против них и против их учения. Иные колебались в этом учении. Но вот поднялась Елена Уайт и во всеуслышание заявила делегатам этой конференции, что сам Бог послал этих двух мужей к нам с этой вестью.
Адвентистская церковь к тому времени мало внимания уделяла доктрине оправдания по вере, потому что они хотели, чтобы христианский мир мог понять, что Закон Божий попран, и поэтому очень серьезное ударение делали на законе. И такие люди как редактор журнала пастор Смит, он пришел к выводу, что оправдание верою означает, что наши прошлые грехи были прощены, но теперь в христианской жизни нам нужно делать добрые дела, чтобы спастись. А вот здесь люди пришли с вестью о спасении только через Христа Иисуса; и поэтому руководители выступили против. Елена Уайт поддержала молодых вестников.
Это движение 1888 года утверждает, что они раскрыли суть вести, принесенной Ваггонером и Джоунсом в 1888 году; и суть этой вести заключалась в том, что все были в Адаме, все были во Христе; и мы имеем безусловное спасение, это юридическое вселенское оправдание для всего человечества, все оправданы во Христе. Это оправдание благодати, Бог сделал это для нас. Оправдание верою, это, когда кто-то приходит и говорит мне: «Ты знаешь, что ты спасен»? Я говорю: «Нет, я не знаю этого». И вот тот человек раскрывает мне добрую весть Евангелия и предлагает безусловное спасение; и меня пробуждает Дух Божий, и я говорю: «Спасибо, Господи»!
При такой модели спасения вам не нужно принимать это спасение, потому что оно уже ваше. Все, что вы можете сделать, это отвергнуть его. Поэтому я просто говорю: «Спасибо, Господи, за то, что совершилось на Голгофе и спасибо за то, что я это узнал». И при такой модели спасения совершенно аннулируется процесс освящения, так как мы уже спасены и с нашей стороны остается только не отказываться от этого дара. Это учение не библейское и не доктрина церкви АСД. Знак равенства между вопросом оправдания верою с вменяемым спасением и процессом хождения с Богом ставить мы не можем. Библейский процесс спасения состоит из двух этапов: «Придите ко Мне…» и «Пребывайте во Мне…».
Хотелось бы вам узнать подробно: что произошло на конференции в 1888 году?
Какую весть принесли Ваггонер и Джоунс? Говорили ли они что-либо о корпоративном оправдании всего человечества? Это серьезные вопросы. Но о них мы поговорим в следующей части.
Пастор Александр Серков