Вопрос пастору: толкование текста «ибо семь раз упадет праведник и встанет»
Олег спрашивает: Притчи 24:16 «ибо семь раз упадет праведник и встанет, а нечестивые впадут в погибель»
Часто при толковании этого текста высказывают такую мысль, что праведник семь раз упадет (в смысле согрешит или сделает грех) и поднимется.
Вопрос — насколько правильно такое толкование этого текста? Ведь если посмотреть контекст, начало этой мысли, как мне кажется, в 15 стихе: «Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.»
А в 16 стихе говорится не о грехе, а житейских проблемах пс.33:20: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь.»
Дорогой брат Олег,
Праведник падает не потому, что он стоит на пути греха, а потому, что он стоит на пути совершенствования, который предусматривает духовный рост. А где рост — там и падения, т.к. приходится брать все более высокие вершины, о которых он вчера еще и не предполагал.
Чем больше мы растем — тем более серьезные удары готовит нам сатана. Господь не лишил его силы и возможностей искушать нас, поэтому каждый день великая борьба.
Суть праведника — он встает и продолжает путь дальше. Ребенок падает, потому что учится ходить. Велосипедист не сразу научился уверенно ездить на велосипеде, были и падения. Так и праведник, учится все увереннее жить в праведности.
Такой путь проходили все праведники: Авраам два раза боялся сказать фараону и Авимелеху всю правду о Сарре (она не только его сестра, но и жена), вошел к Агари, что привело к рождению Измаила, потомки которого стали врагами потомков Исаака.
Иаков обманул отца в борьбе за первородство, что привело его на длинный путь перевоспитания, когда он сам был обманут и т.д. Этот путь привел от Иакова к Израилю.
Иаков выделял одного сына, хотя должен был одинаково как праведник любить всех, что привело к серьезным испытаниям и любимого сына и всей семьи. Но все это послужило к духовному росту. Сыновья Иакова стали духовными героями, имена которых будут записаны на стенах Нового Иерусалима.
Давид пал с Вирсавией, за этот грех получил воздаяние вчетверо (как и сам предсказал) — потерял четырех сыновей и изнасиловали его дочь. Но он все таки закончил жизнь Давидом — другом Господа.
Истории можно продолжать.
Праведник тот — кто продолжает идти. Кто не сходит с пути освящения, тернистого и узкого. Кто, несмотря на падения, встает и обретает духовные победы над собой и силами тьмы благодатью Божьей.
С уважением,
пастор Сергей Молчанов