«Сейчас много молодёжи из молокан ходит в адвентистские церкви. Адвентисты на них сильно влияют, хоть молокане этого и не признают»
Потомственная молоканка, а ныне адвентистка Фаина Щербакова рассказывает об этом евангельском течении в православной культуре, почему молокане объединяются между собой и без чего они девушку не пустят на служение.
– У меня и мамины и папины предки все вышли из молокан. Я не знаю, где они раньше жили, но их выгнала императрица Екатерина Вторая за то, что они не приняли крест. Они стали жить в России, Ставропольском крае, это предгорный район, за Пятигорском.
– Какой крест не приняли молокане?
– Когда Екатерина заставляла всю Русь совершать крестное знамение троеперстием, то это они не приняли.
– Т.е. это была церковная реформа?
– Да. И когда начали вводить нечистую пищу, они тоже это не приняли. Они не пили, не курили, вели здоровый образ жизни. Не смешивались с другими народами. Потом, когда началась война, по-моему, Первая мировая или Вторая, не помню, начались сильные гонения и они перешли горы, и попали в Азербайджан. Там они стали жить.
– А кто их преследовал в Ставропольском крае? Почему они ушли в Азербайджан?
– Я не знаю. Они в Азербайджане пережили армянско-азербайджанскую войну. Мамины жили в селе Русские Парисы, а папины в селе Тап. И в том, и в другом селе жили в основном русские, очень мало было армян или азербайджанцев. И школы у них свои были. А потом, когда гонения закончились, они просто начали рассеиваться. В основном они все живут в Ставропольском крае. Много сейчас молодёжи из молокан ходит в адвентистские церкви.
– Почему так случилось?
– Потому что у молокан и у адвентистов похожая религия. Сейчас адвентисты из молокан обличают молокан в том, что они сейчас едят свинину и пьют. Этого раньше не было никогда.
– А когда началось?
– Когда они переехали в Россию. В Азербайджане этого вообще никогда не было. Когда они в России увидели, что всем можно, а нам почему-то нельзя, они начали курить, пить. Но вот сейчас наши родственники уходят от выпивки и от курения, но нечистую пищу они как ели, так и едят.
– Т.е. они реально пытаются реформировать свою жизнь?
– Да, они стараются.
– И сколько людей? Как, объясни, это может быть, что люди вот так по доброй воле ужесточают требования к себе? Как это случается?
– Это случается из-за того, что молодые адвентисты стали давить на них, говоря, что вы были вот такими, а стали другими, т.е. вы не вверх идёте, а деградируете.
– А есть ещё какая-то сила, сообщество, которое оказывает влияние на молокан, кроме адвентистов?
– В баптистах тоже есть молокане. Но с баптистами они общаются нормально, а с адвентистами плохо общаются.
– Какая динамика? Если сравнить эти три группы, получается, что молокане имеют общение с адвентистами, и скорее можно сказать, что больше молокан переходит в адвентизм, чем наоборот, да?
– Да.
– А как в отношениях с баптистами?
– С баптистами они лучше общаются за счёт того, что у них воскресенье, а у нас суббота.
– А у молокан?
– У молокан – воскресенье.
– Какая динамика? Больше молокан переходит в баптизм или баптисты в молокане? Или у них просто взаимопонимание и все?
– У них взаимопонимание.
– Перехода нет?
– Переход есть.
– Кто куда идет?
– Молокане переходят в баптисты. Они сейчас тоже хорошо начали развиваться. Как у нас, у адвентистов, в Минеральных Водах, у них в Иноземцеве есть центральный дом молитвы, сеть появилась. Они постоянно ездят друг к другу в гости. Все похороны, все свадьбы они проводят вместе. Они очень дружно стали общаться, буквально последние лет пять.
– С чем это связано?
– Они говорят, что в мире все объединяются, а мы разъединяемся. Поэтому они решили объединиться. У них тоже есть иерархия. Раньше у них десятин не было. Начали они общаться с адвентистами, у них там появились и десятины. Адвентисты на них сильно влияют, но они никогда этого не признают.
– Какой процент твоих родственников являются молоканами или являлись?
– Если считать от прабабушки, то три поколения все адвентисты, а все предыдущие поколения – молокане. Все абсолютно.
– Встречаются ли в среде молокан браки между близкими родственниками?
– Да.
– Замечали ли вы какое-то ослабление генофонда? Какие-то болезни?
– Нет.
– В-общем, здоровье хорошее?
– Да.
– Расскажи об их укладе жизни.
– В семье у них равноправие. Главой семьи может быть как муж, так и жена. У них, в основном, много детей.
– Насколько много?
– У моей прабабушки было одиннадцать детей, из них четверо остались живы. В то время был сильный голод, и они все умирали в младенчестве. Они очень дружные. Они помогают всегда друг другу. Постоянно навещают.
– Подожди. У прабабушки – 11 детей, а у бабушки?
– У бабушки – 5, у мамы – трое.
– У современных молодых молокан сколько детей?
– Трое-четверо. Многодетность у них – это очень даже популярно. Если ты выходишь замуж, то муж говорит: «У меня будет не менее трёх детей», т.е. они не ставят себе план – 1-2 ребенка. Они хотят, чтобы было, как можно больше детей. Они стараются рождать так, чтобы старшие, допустим, 2 мальчика, были погодки. Чтобы они общались, чтобы мать сначала в детей вложила что-то. А потом они стараются родить, допустим, 2 девочек, чтобы тоже они были погодки, и им было проще. Они делают всё для дружбы. Сейчас у моей двоюродной сестры трое детей, у моего брата – трое детей. В основном, у всех трое-четверо детей.
– Какое образование дают детям? Какие профессии распространены? Работают ли женщины?
– Женщины работают, если они хотят. Образование у них такое же, как у всех. Им родители разрешают, только в церкви они по-другому. А так они не отличаются особо от остальных людей.
– Есть ли у них какие-то доктрины? Насколько они категорично воспринимают своё вероучение? Если, допустим, придет молоканин, и ему предложат выпивку, согласится ли он ради компании?
– Сейчас, может, и согласится.
– А раньше?
– В бабушкино время они бы не согласились, а сейчас согласятся. Насчёт еды они тоже не очень сурово относятся.
– Т.е. у них нет таких жёстких спорных моментов, ради которых они могли бы отказаться?
– Я сильно с ними никогда не спорила, потому что они меня задавят, а вот мама постоянно спорит.
– Задавят, каким образом? Почему ты боишься проиграть?
– Потому что я Библию не знаю настолько хорошо, насколько хорошо они знают.
– Они знают хорошо Библию?
– Они очень хорошо её знают. Когда мы перешли из молокан в адвентисты, они сказали, что мы предали отцов. У них очень большой акцент делается на родителях.
– Почитание старших?
– Да. Если ты прикрикнул на отца, то ты – плохой сын. Если ты что-то сделал неправильно, то – плохой сын. Если ты решил жениться и не посоветовался с родителями, они тебя могут свободно не принять. И это поддержат все молокане.
– Ты говоришь, что молокане хорошо знают Священное Писание. А как, где они его исследуют?
– Читают дома.
– В семейном кругу?
– Нет, каждый по отдельности. По крайней мере, наши родственники. В церкви они не читают Священное Писание. У них читает там только пресвитер. Он становится, и начинает им просто читать, и всё.
– Толкования нет?
– Нет, они не толкуют.
– Как они выводят систематическое богословие? Если, допустим, ты затрагиваешь какой-то вопрос, все ли молокане будут толковать какой-то спорный стих одинаково?
– В основном, да, одинаково.
– Каким образом, если у них нет систематического богословия?
– Я не знаю, как, но толкуют они все, в основном, одинаково.
– Опиши богослужения молокан. Как называется молитвенное собрание?
– Собрание. Они приходят на собрание. Девушки, женщины должны обязательно покрывать голову платком. Чёлка может быть видна, но волос должен быть убран. Обязательна юбка. Без юбки они даже не пустят на служение, даже в ворота не дадут тебе зайти. Если ты замужем, то должна надевать фартук. Но если ты не замужем, то тоже можешь его надеть. Обязательно белый фартук с кружевами.
У них стоит большой стол. В центре сидит пресвитер. И вокруг стоят лавки. И там они сидят. Он встаёт читает им Библию. Потом они открывают Псалмы. Мы поём под DVD, а у них у каждого есть тетрадка, где переписаны песни, Псалмы вручную. У них есть обязательно запевалы. Если Псалом они плохо знают, то пресвитер говорит первую строчку, потом они её поют, потом вторую и т.д. у них очень дружно все это получается, очень красиво.
– Церковная дисциплина насколько строга?
– Церковная дисциплина у них стоит очень строго насчёт одежды, насчёт посещения. У них очень часто бывают посты. Например, когда дождя нет, то пост их объединяет. Пост у них может неделю или две недели длиться. Они ходят каждый день, допустим, в четыре часа вечера в одно место, в церковь или туда, где они собираются на богослужения, они молятся там и расходятся. И очень часто, когда они так делают, потом бывает дождь. У них неделя прошла поста, пойдет дождь.
– Ты говоришь, что у них строго с посещением. Сколько надо пропустить, чтобы получить наказание?
– Там наказания нет. Например, я заболела и пропустила собрание. Они приходят к тебе всем собранием, и тебя посещают.
– А если неуважительная причина?
– Просто когда ты приходишь в следующее воскресенье, тебя спрашивают, почему ты не был на собрании, какая у тебя была причина. У них нет такого, чтобы готовить в субботу. Они готовить могут в воскресенье, они могут поехать на рынок в воскресенье.
– Но главное в церковь прийти?
– Да. Главное в церковь прийти. Но если ты не пришёл, ты должен сказать почему ты не пришёл. У них не особо строго, но у них очень дружно.
– Могут ли быть какие-то проступки, за которыми идут наказания, или нет?
– Я не слышала.
– Они, в основном, на позитиве?
– Да. У них очень мало молодёжи, но сейчас они стараются возродить это.
– Куда девается молодёжь?
– Уходит в другие церкви, или уходит в мир.
– Какой процент в мир, какой в другие церкви?
– Я даже не знаю. Наверное, процентов тридцать в другие церкви, а остальные в мир. У них, когда приходишь на богослужения, там, в основном, взрослые. У них нет детских классов, и поэтому дети не могут столько высидеть. Даже взрослому человеку, который не часто приходит, тяжело.
– А сколько продолжается служение?
– Может три или четыре часа без перерыва. Это может очень долго продолжаться, дети не могут высидеть, и поэтому они говорят, чтобы детей не приводили с собой. У нас папа говорит, что когда он был ребёнком, то у них выходной был только в воскресенье. Родители одевались, уходили в церковь, а дети оставались дома и делали, что хотели. Детей просто не берут в церковь на служение. Есть такие, если не с кем оставить детей, то их берут с собой. И то на них ворчат постоянно, что дети ваши мешают.
– Как ты считаешь, каким образом можно строить отношения с молоканами? Что важно знать адвентисту, если ему придётся общаться с молоканами?
– Историю. Самое главное для них – это история, отцы и деды. Если ты знаешь их историю, они начнут к тебе более или менее нормально относиться. Но если вы сразу скажете, что раньше вы были лучше, не ели свинину, например, а сейчас такие-сякие, то считайте, что вы купили себе билет в другой конец. Вас уже они к себе никогда не подпустят.
Вопросы Максима Балаклицкого