Восьмой из числа семи: комментарий на Откровение 17 главу
Сколько толкований?! Сколько комментариев на эту главу?! И все они настолько разнообразны! Какого толкования придерживаться? Что имел ввиду Христос, давший Иоанну концепцию Откровения в отношении зверя, о котором мы читаем в 17-й главе?
Что же из себя, на самом деле, представляет этот столь таинственный зверь?
Давайте подойдём к этому вопросу более обстоятельно. Пусть сама Библия будет нам Светильником на нашем пути экзегезы.
Ну, что ж, давайте начнём. Начнём мы с самой фундаментальной характеристики, данной зверю:
«И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи и пойдёт в погибель (Откр.17:11).
Это – фундаментальная характеристика. Не выяснив её до конца, двигаться дальше нет смысла. Самое первое, что нам, прежде всего, надо уяснить, это то, почему этому зверю дана такая характеристика, что он восьмой, и из числа семи? Из этих слов мы видим, что этот зверь, хотя и восьмой по счёту, но он где-то уже фигурирует в числе семи зверей.
А где у нас вообще в Священном Писании играют свою роль звери; и найдём ли мы их там именно ровно семь?
Давайте посмотрим.
Прежде всего, надо отметить, что две книги Библии: ДАНИИЛА И ОТКРОВЕНИЕ, имеют самую тесную корреляцию (взаимосвязь, взаимозависимость). Одна дополняет другую. И все семь зверей находятся именно в этих двух книгах, и рассматривать их надо всех совместно.
СЕМЬ ЗВЕРЕЙ
Вот они все семь зверей:
1. Зверь, как лев (Дан. 7:4).
2. Зверь, похожий на медведя (Дан. 7:5).
3. Зверь, как барс (Дан. 7:6)
4. Зверь страшный и ужасный и весьма сильный (Дан. 7:7).
Это четыре зверя из книги Даниила.
Теперь будем искать остальных зверей в книге Откровение.
Давайте начнём с последнего (кроме зверя из 17-й главы, который где-то уже фигурирует среди семи, и теперь он восьмой по счёту).
5. Двурогий зверь (Откр. 13:11).
6. Семиглавый и десятирогий зверь (Откр. 13:1).
7. Большой красный дракон хвостатый, семиглавый и десятирогий (Откр. 12:3-4).
Есть у нас ещё одно упоминание о звере в 11 главе:
«И когда кончат они свидетельство своё, зверь, выходящий из бездны, сразится с ними, и победит их, и убьёт их» (Откр. 11:7).
Это интересное место. И здесь надо сразу же выяснить, что за зверь фигурирует в 11-й главе: самостоятельный ли он, или это один из тех, о котором говорится более подробно в другом месте Писания?
Тщательный анализ показывает, что зверь, который фигурирует в 11-й главе, не имеет статуса самостоятельности на базе действий, описанных именно здесь. Он имеет прямую аллюзию на зверя 17-й главы, так как именно зверь 17-й главы – это тот, который есть «выходящий из бездны» (17:8), и в 11-й главе он упомянут лишь мельком, с намёком на зверя, характеристика которого более обширно дана лишь в 17-й главе. Здесь не сообщается о том, что Иоанн увидел, как зверь выходит из бездны, как это было с другими зверями, выходящими перед взором пророка либо из земли, либо из моря; нет, об этом звере сказано общим выражением: он зверь, «выходящий из бездны».
Да и можем ли мы, то движение французской революции, которое раскрывается в символе выходящего из бездны зверя, или даже всю атеистическую систему отождествить с самостоятельным зверем? Многие комментаторы пытаются это сделать. Я бы сказал так: Вот если бы удалось осуществить задуманное: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», – вот тогда эта вся система могла бы приобрести статус зверя. Послушайте аудиозапись Владимира Ленина, что он мечтал.
Третий интернационал:
Прослушав речь Ленина, мы видим, что этому не суждено было осуществиться, значит, новый зверь не состоялся.
«Зверь» – это нечто, контролирующее территорию в масштабах более глобальных, нежели одна страна. Возьмите Вавилон, Мидо-Персию, Грецию, Рим. Когда они имели статус зверя? Когда их контроль был над всем цивилизованным миром того времени. Французская революция, и даже вся атеистическо-коммунистическая система над всем цивилизованным миром контроль не возымела. И зверем самостоятельным она не стала. Зверь 11-й главы, выходящий из бездны, это тот же зверь, которого мы сейчас изучаем, – зверь 17-й главы.
Но почему же тогда зверь, выходящий из бездны, упомянут в 11-й главе?
Подобная конструкция свойственна библейскому повествованию, когда упоминается что-либо для нас неизвестное, но автор, зная уже наперёд все события, упоминает о нём как об уже известном событии, и лишь впоследствии даёт более обстоятельное его описание.
Например:
«И пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема» (Быт. 4:16).
Мы же не пытаемся представить себе, что Каин пошёл от лица Господня на восток: шёл, шёл и вдруг увидел табличку с надписью: «Граница земли Нод». Мы же понимаем, что в то время, когда писал Моисей, эта местность была уже известна под названием Нод, но во дни Каина там ничего не было, и он пришёл в ту местность, которая впоследствии будет называться землёй Нод.
Или другой пример: Иногда в художественном фильме режиссер вдруг вставляет роль совершенно неизвестного человека, один или два раза его вводит в роль. О чём это говорит? Где-то в дальнейшем его роль пересечётся с уже известными нам героями фильма, и с ним надо заранее познакомить зрителя, но основную роль он сыграет позже.
Вот точно так, как бы авансом знакомя нас с новым персонажем, с ещё одним зверем, автор упоминает о нём в 11-й главе, ведь кто-то несёт же ответственность за это событие, кто-то стоит за той системой, которая вышла, чтобы сразиться с двумя свидетелями.
К зверю 11-й главы мы ещё вернёмся, но только после того, когда разберём более подробно характеристику зверя 17-й главы.
Итак, мы выявили всех зверей из книги Даниила и из книги Откровение, и их оказалось ровно семь. Но о звере из 17-й главы сказано, что он восьмой, но и сказано также, что он же из числа семи.
Так какого же зверя из перечисленных семи дополняет зверь 17-й главы?
1. Зверя, как лев?
2. Зверя, похожего на медведя?
3. Зверя, как барс?
4. Зверя страшного и ужасного и весьма сильного?
5. Двурогого зверя?
6. Семиглавого и десятирогого зверя? Или
7. Большого красного дракона хвостатого, семиглавого и десятирогого?
Давайте проведём тщательный анализ. Сделаем сопоставление и противопоставление зверей, чтобы нам докопаться до сути вопроса: Чьим же всё-таки он является двойником? Какого зверя из числа семи он продолжатель? Какой персонаж сыграл двойную роль: в одном звере – историческую, а в звере из 17-й главы – эсхатологическую?
Обратите, прежде всего, внимание на такую деталь: четыре зверя Даниила и зверь 13-й главы Откровение имеют одно свойство происхождения. Все они вышли из воды (см. Дан. 7:2-3; Откр. 13:1). Двурогий зверь, в отличие от вышеперечисленных пяти, имеет происхождение из земли (см. Откр. 13:11). Но, тем не менее, всё это ставит их в один статус возникших царств в дни существования уже человечества на земле. О звере же 12-й главы говорится, что его происхождение гораздо раньше, чем существовал человек. Его происхождение на небе, откуда «хвост его увлёк третью часть звёзд» (Откр. 12:4). Это немаловажный фактор в идентификации двух зверей.
В характеристике зверя 17-й главы нет вообще никакого упоминания о его возникновении; и если и говорится что-то о выходе из бездны, то это говорится о его будущем, это выражение стоит в будущем времени: «и выйдет из бездны». О чём это говорит? Это ещё раз свидетельствует о том, что о нём уже где-то упоминалось, и здесь повторять его происхождение нет надобности. Но какого же зверя из семи он всё-таки является двойником-аналогом?
Давайте искать подобных ему зверей сначала по внешней схожести. Ну, как Адам искал пару себе, но среди животных он подобную себе не нашёл. И когда Бог дал ему Еву, он без сомнения заявил, что это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Давайте раз и навсегда найдём пару зверю из 17-й главы. И когда мы её выявим, чтобы у нас не оставалось никаких сомнений, чтобы ясно стало, что это подлинно «кость от костей и плоть от плоти». Чтобы мы без сомнения могли констатировать: Да, это действительно тот зверь, восьмым которого является зверь 17-й главы.
В книге Откровение мы находим на первый взгляд двух одинаковых зверей, у которых имеется и семь голов и десять рогов. Это: зверь (дракон) 12-й главы и зверь 13-й главы Откровения. Вот тут есть над чем задуматься! Кто же из этих двух выйдет в пару со зверем 17-й главы, ведь только на них сведены все стрелки, так как остальные звери из этого подобия выходят за всякие рамки?
Здесь на первый взгляд, кажется, что зверь 13-й главы более подходит в пару к зверю 17-й главы, который тоже семиглавый и десятирогий. Наше внимание как-то не льнёт к зверю, который вроде бы даже и не зверь, а какой-то дракон, и он совсем не похож на зверя 17-й главы, но это так кажется только на первый взгляд.
Долгие годы происходило отождествление зверя 17-й главы со зверем 13-й главы. Оба семиглавые и десятирогие. Но тут явно выпячивалась какая-то неувязка в толковании голов зверя. Многих это не устраивало, и стали появляться разного рода другие толкования, с которыми также здравомыслящий исследователь пророчеств согласиться не мог.
Что же роднит двух зверей (13-й гл. и 17-й гл.)? И в чём они всё-таки совершенно разные? Давайте проведём анализ:
А. Факты за отождествление этих двух зверей:
1-й фактор:
17-я гл. «…преисполненном именами богохульными» (3-й стих).
13-я гл. «…на головах его имена богохульные» (1-й стих).
2-й фактор:
17-я гл. «…с семью головами и десятью рогами» (3-й стих); «…имеющего семь голов и десять рогов» (7-й стих).
13-я гл. «…с семью головами и десятью рогами…» (1-й стих).
3-й фактор:
17-я гл. «…был, и нет его, и выйдет из бездны и пойдёт в погибель…видя, что зверь был и нет его, и явится» (8-й стих). «И зверь, который был и которого нет…и пойдёт в погибель» (11-й стих).
13-я гл. «…одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела» (3-й стих).
Вот и все факты за отождествление этих двух зверей; и они настолько слабы, чтобы взять их за основу экзегезы. Только и того, что оба зверя имеют по семь голов и по десять рогов; а остальные две аллюзии весьма сомнительные. Особенно последний факт, так как в 17-й главе сам зверь: «был, и нет его…и явится»; а в 13-й главе не зверь, а его одна из голов была смертельно ранена, и потом эта голова исцелела.
В Откр 17:3 сам зверь преисполнен именами богохульными, а в Откр 13:1 – на головах зверя имена богохульные.
Слабость этих аргументов мы ещё подчеркнём в наших дальнейших рассуждениях.
Б. Факты против отождествления этих двух зверей:
1-й фактор:
17-я гл. «…на звере багряном…» (3-й стих).
13-я гл. Описание масти зверя отсутствует.
2-й фактор:
17-я гл. Головы и рога без диадем (см. 3-й и 7-й стихи).
13-я гл. «…на рогах его было десять диадем» (1-й стих).
3-й фактор:
17-я гл. «…и увидел я жену, сидящую на звере багряном» (3-й стих); «…я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего её…» (7-й стих).
13-я гл. Жену на звере мы не находим. Этот зверь сам олицетворяет впавшую в блуд жену.
4-й фактор:
13-я гл. «Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва» (2-й стих).
17-я гл. Уподобления другим зверям мы не наблюдаем.
5-й фактор:
17-я гл. «И удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, что зверь был, и нет его, и явится» (8-й стих).
13-я гл. «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (8-й стих).
Казалось бы, тексты (17:8 и 13:8) имеют идентичность, но, увы, в них есть различие, и притом радикальное. В 13-й главе говорится о людях, не записанных в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира (без указания, в какой период эти люди живут или жили на земле). В 17-й же главе говорится о людях, «…имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира». Ещё раз заостряю внимание, это очень важно: «имена, не вписанные от начала мира» и просто «имена не вписаны в книге жизни». В повествовании 17-й главы прямой намек на то, что будет такой момент, когда в одно время соберутся все люди, жившие на земле, имена которых не вписаны в книге жизни у Агнца. И притом, этот зверь выйдет из бездны, а не из «госпиталя» после его ранения и пойдёт в погибель.
И ещё один немаловажный фактор: люди всех времён, которые не записаны в книге жизни, будут удивляться, видя зверя, который был, и которого не было; и вот он вдруг снова есть, потому что он выйдет из бездны. А что же делают люди, не записанные в книге жизни у Агнца в отношении зверя 13-й главы? «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не записаны в книге жизни» (8-й стих).
Таким образом, в 13-й главе речь идёт о поклонении зверю той части людей, которые живые, но имён их нет в книге жизни, это эсхатологические события на нашей земле, а в 17-й главе говорится об удивлении всех людей, имена которых не записаны в книге жизни, это события, которые произойдут после 1000 лет.
6-й фактор:
13-я гл. «…и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» (2-й стих).
17-я гл. Зверь же 17-й главы более самостоятельный, и никто ему ничего не давал и ничем его не наделял, а наоборот «Десять рогов, которые суть десять царей…передадут силу и власть свою зверю» (12-13 стихи). Они признают его могущество и добровольно отдадутся ему в полное его распоряжение.
7-й фактор:
13-я гл. Такие высказывания, как:
1) «И даны ему уста, говорящие гордо и богохульно» (5-й стих).
2) «И дана ему власть действовать 42 месяца» (5-й стих).
3) «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» (6-й стих).
4) «И дано ему вести войну со святыми и победить их» (7-й стих).
5) «И дана была ему власть над всяким коленом, и народом, и языком, и племенем» (7-й стих).
6) «Кто ведёт в плен, тот сам пойдёт в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом» (10?й стих).
7) «И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его – шестьсот шестьдесят шесть» (16-18 стихи) – всё это имеет самое прямое отношение к папству, в то время как:
Зверь из 17-й главы имеет более широкую компетенцию. Это мы ещё увидим, отождествив этого зверя со зверем 12-й главы Откровение.
Что же роднит двух зверей (12-й гл. и 17-й гл.)? Давайте проведём анализ:
В. Факты за отождествление этих двух зверей
1-й фактор:
12-я гл. «…большой красный дракон…» (3-й стих).
17-я гл. «…сидящую на звере багряном…» (3-й стих).
Мы знаем семь цветов радуги: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий и фиолетовый. Остальные цвета, – это разновидность и смесь этих цветов в разных пропорциях. И каждый смешанный оттенок можно соотнести к какому-то одному из семи цветов радуги. Багряный, таким образом, это одна из разновидностей красного цвета, это более насыщенный красный цвет, краски его более сгущены.
2-й фактор:
12-я гл. «…дракон…» (3-й стих).
17-я гл. «…сидящую на звере…» (3-й стих).
Я думаю, вопрос здесь бесспорный, что в одном месте он назван зверем, а в другом – драконом и даже змием: «…и пустил змий из пасти своей…» (12:15). Здесь затронуты и подчёркнуты все разнообразия его коварной деятельности. Бывает же, – человека иногда за его коварную деятельность недостаточно назвать одним эпитетом, хочется его и так, и эдак, чтобы полнее отобразить его деятельность. А что говорить тогда о сатане?! Смотрите, в 9-м стихе Иоанн вводит эти два названия зверя: дракон и змий, и тут же он дешифрирует того, кого представляет дракон и змий: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаной…», и заметьте, как он потом их чередует:
«Потому что к вам сошёл диавол…» (12-й стих);
«Когда же дракон увидел…» (13-й стих);
«Чтобы она летела в пустыню, в своё место, от лица змия…» (14-й стих);
«И пустил змий из пасти своей…» (15-й стих);
«…поглотила реку, которую пустил дракон…» (16-й стих);
«И рассвирипел дракон на жену…» (17-й стих).
Кто такой «дракон» вообще? Дракон, это древесная ящерица некоторых тропических стран, обладающая способностью к полёту (словарь русского языка).
Дракон [гр. Drakon змей] – 2) д р а к о н ы – род ящериц сем. Агам; имеют по бокам тела широкие складки кожи, которые позволяют им пролететь расстояние до 20 м; распространены на Малайском архипелаге и в Индии (Словарь иностранных слов).
В 12-й главе сатана имеет удачное сравнение: Он и змей, потому что через змея сатана обольстил Еву. Он и дракон, у которого хвост – мощное продолжение туловища и в нём большая сила (он увлёк с неба третью часть звёзд небесных); он может какое-то расстояние и лететь, как ящерица (см. 7-9 ст.).
В 12-й главе хвост несёт символическую нагрузку, и поэтому он больше походит на дракона, чем на обычного зверя. Но вы знаете, что большинство ящериц оставляет свой хвост, если кто-то поймал его сзади. В 17-й главе это то же самое существо, что и в 12-й главе, но хвоста у него уже нет. Хвост сыграл свою роль в историческом плане, в эсхатологическое время он уже без хвоста, и поэтому в 17-й главе он назван общим выражением: «ЗВЕРЬ».
3-й фактор:
12-я гл. «…с семью головами и десятью рогами…» (3-й стих).
17-я гл.«…с семью головами и десятью рогами…» (3-й стих).
Здесь полная идентификация.
4-й фактор:
12-я гл. «…и на головах его семь диадем.» (3-й стих).
ДИАДЕМА – Венец или повязка с украшениями из драгоценных камней, которые надевались царями, верховными правителями, верховными жрецами в знак их сана (Словарь русского языка).
ДИАДЕМА [гр.diadema] – головная повязка древнегреческих жрецов; головной убор царей в древности и в средние века как знак царской власти (словарь иностранных слов).
17-я гл. Диадем на головах зверя 17-й главы мы не видим, но что-то подобное мы здесь находим: «…сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами» (3-й стих).
Ниже, обращая особое внимание на головы, мы увидим и их царственность, и их богохульство. И если нет на головах зверя 17-й главы диадем (по древнерусскому – диадим), которые цари надевали как знак их царской власти, то эта символика дана в описании значения голов, мы к этому ещё подойдём более подробно, когда будем рассматривать значение семи голов зверя.
5-й фактор:
12-я гл. «И рассвирипел дракон на жену, и пошёл, чтобы вступить в брань с прочими от семени её, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» (17-й стих).
На 17-м стихе заканчивается описание большого красного дракона, древнего змия, называемого диаволом и сатаною. По 12-й главе, его деятельность оканчивается бранью с прочими от семени её (жены), сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа (17-й стих).
Но разве на этом заканчивается его деятельность? Разве дьявол и сатана уже отправился в отпуск или на каникулы? О, нет! Отпуск он получит после его трудовой и очень интенсивной деятельности позже; 1000 лет будет длиться его заслуженный отпуск. А на том описании, которое мы находим в 12-й главе, его деятельность не заканчивается. Он ещё покажет себя, и притом деятельность его будет весьма интенсивной, но уже в другом звере.
Всё это является свидетельством тому, что дракону 12-й главы должно быть продолжение, и оно есть в 17-й главе в звере, который есть восьмой по счёту, но из числа уже перечисленных семи; и его кровавая деятельность настолько усилится, что из красного он превращается уже в багрового (преисполненного густыми темными красными красками).
В заключительных событиях, связанных со зверем 17-й главы мы увидим ещё два действия, которые больше соответствуют зверю (дракону) 12-й главы, нежели зверю 13-й главы.
6-й фактор:
17-я гл. «И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдёт в погибель» (10-11 стихи).
О недолгом пребывании седьмого царя из одного из значений головы зверя, и о том, как после непродолжительного пребывания этого царя и сам зверь пойдёт в погибель, мы поговорим в последующих статьях, где увидим, что это вполне соответствует именно этому зверю, история которого охватывает период всего времени великой борьбы между двумя силами, силами зла и силами добра.
7-й фактор:
17-я гл. «И десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые ещё не получили царства, но примут власть со зверем, как цари на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих, и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные. И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне» (12,13,14,16 стихи).
О роли десяти рогов зверя мы также «поговорим» позже, что и будет в полном объеме соответствовать именно этому зверю, как сатане и дьяволу, нежели зверю из 13-й главы.
Кстати, о звере 13-й главы, о его деятельности после госпитализации по смертельному ранению одной из его голов сказано, что рана его исцелена и он же, этот же зверь, а не какой-то другой успешно продолжает свою деятельность и сыграет ещё свою роль. Да и вообще, зверь из 13-й главы – это же всадник на звере 17-й главы. Поэтому никак зверь 17-й главы не может на себе нести сам себя и, следовательно, идентификацию зверя 17-й главы со зверем 13-й главы делать теологически неграмотно.
Проводить идентификацию зверя 17-й главы с двурогим зверем 13-й главы, как поступают предложения, нет никакого смысла. О двурогом звере и о его деятельности весьма обстоятельно написано, что именно он сам будет делать то, что о нём свидетельствует пророчество.
Так что, хочешь, не хочешь, а деваться нам некуда. Зверь 17-й главы, восьмой зверь по счёту, его деятельность продолжается после того, как обрывается описание деятельности дракона 12-й главы.
Но я предвижу, что это может кого-то не устроить, потому что нет настроя на идентификацию дракона со зверем 17-й главы, и он может возразить: «Ну, какой же он всё-таки зверь, это же не зверь, а дракон»! Хорошо, я согласен с потенциальными «вами», пусть это будет не зверь, а рептилия или пресмыкающееся. Но в Откр.17 главе и не говорится, что он из числа семи зверей. Там сказано: «11 И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдёт в погибель». «Из числа семи». Ну, пусть будет из числа шести зверей и одного пресмыкающегося, всё равно остаётся, что он «восьмой из числа семи». А драконом он назван потому, что имеет хвост настолько мощный, что им он увлёк с неба третью часть звёзд.
Итак, мы сделали идентификацию зверя 17-й главы с хвостатым, семиглавым и десятирогим чудовищем 12-й главы, и идентификация, на мой взгляд, успешно прошла.
Следующий раз мы «поговорим» непосредственно о семи головах зверя.
Пастор Александр Серков
Комментарии (68):
Др.
| Ссылка на комментарий
Здравствуйте Александр.
Вопросы по ходу.
1. Почему вы считаете, что зверь восьмой из числа семи имеет отношение к зверям, а не к головам? Из текста видно, что головы правили по очереди, и значит, зверя видели всегда только с одной головой. И когда одна голова была смертельно ранена, он фактически исчез из поля зрения. А потом опять вдруг появился, с той же самой головой, но уже исцелевшей. И именно этому все и дивились. Т.е. дракон имел восьмую голову из числа семи, и 8-я голова правила дважды, поэтому и сказано, что зверь восьмой из числа семи.
2. Подобие зверя из моря дракону (вы сами заметили их поразительное сходство) позволяет говорить о том, что зверь из моря это ничто иное, как ОБРАЗ дракона.
Об этом звере мы читаем, что дракон дал морскому зверю свой престол и великую власть. Но после того, как образ дракона получил смертельную рану и исчез, появился другой зверь, из земли, который своими чудесами призывает всех ВОССТАНОВИТЬ образ дракона. Что ему и удаётся сделать. И о земном звере сказано, что он действует СО ВСЕЮ ВЛАСТЬЮ первого зверя. Или другими словами, он занимает престол морского зверя, который дал ему дракон. Поэтому в 17й главе мы и видим как раз этот момент, когда блудница (об этом будет ниже) восседает на драконе.
3. О блуднице. Тут интересная цепочка прослеживается. 13-я глава говорит о звере, творящем чудеса, т.е. выступающем в роли пророка. 16-я глава 13ст. говорит о драконе, звере и каком-то лже-пророке, работающих в конце времен над одним и тем же проэктом (13я глава также говорит о том, что три персонажа работают над одним и тем же проэктом). 19-я глава 20-й стих также говорит о лже-пророке, чьи деяния поразительно напоминают деяния двурогого зверя из земли.
Но и это не всё. Лже-пророческая нить прослеживается и во 2-й гл. 20-23 ст. — там говорится о пророчице Иезавели, и очевидно что он лже-пророчица, судя по описанию. И под конец сравните эту Иезавель с женой на звере, разве это не одна и та же личность?
Итак круг замкнулся. На драконе в образе жены мы видим двурогого зверя-лжепророка, который действует со всею властью первого зверя из моря, имея под собой престол дракона.
И это кстати разрешает противоречие, что зверь из моря, считающийся папством, несёт самого себя.
Что вы думаете об этом? Есть смысл внести коррективы в вашу статью?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Уважаемый Др. Вы предлагаете внести коррективы в статью. И спрашиваете меня, что я думаю об этом. Отвечаю: Коррективы внести легче всего, но было бы для этого основание.
Давайте разберем Ваши констатации:
Почему вы считаете, что зверь восьмой из числа семи имеет отношение к зверям, а не к головам?
Читаем текст:
«И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» Откр. 17:11).
О ком здесь речь, о головах зверя или о самом звере? Речь идет о самом звере. И ни к каким головам в отношении «восьмой из семи» он не имеет никакого отношения. Здесь черным по белому написано о звере: это он (зверь) был, и это он же (зверь) которого нет, и он же (зверь) есть восьмой, и из числа семи. Здесь ясней ясного: зверь есть восьмой, и из числа семи. Он же не может быть восьмым по отношению к своим собственным семи головам.
Из текста видно, что головы правили по очереди, и значит, зверя видели всегда только с одной головой. И когда одна голова была смертельно ранена, он фактически исчез из поля зрения.
Др., Вы даете отчет своим словам? Где Вы взяли, что у зверя 17 главы одна голова была смертельно ранена? Кто Вас этому научил? Вы что-то вплетаете сюда какие-то элементы совсем из другого зверя. Это у зверя 13 главы одна из голов была смертельно ранена. «И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела» (Откр. 13:3). И этот составной зверь 13 главы не исчезал из поля зрения, он убит не был. Одна из голов его была смертельно ранена. Будьте внимательны: не убита, а ранена смертельно, и зверь не воскрес от смерти, а рана исцелилась. И при том это все говорится о составном звере 13 главы, а мы говорим о звере 17 главы, о котором сказано, что «он был, и нет его…и пойдет в погибель». Не о голове зверя 17 главы сказано, что она была, и нет ее и пойдет в погибель, речь идет о самом звере.
А потом опять вдруг появился, с той же самой головой, но уже исцелевшей. И именно этому все и дивились. Т.е. дракон имел восьмую голову из числа семи, и 8-я голова правила дважды, поэтому и сказано, что зверь восьмой из числа семи.
Др., Вы все здесь перемешали. У Вас и зверь 17 главы вдруг появился с исцеленной головой зверя 13 главы; и дракон 12 главы вдруг заимел восьмую голову из числа семи, и у Вас восьмая голова правила дважды. Где, какая голова зверя 17 главы правила дважды?
Подобие зверя из моря дракону (вы сами заметили их поразительное сходство) позволяет говорить о том, что зверь из моря это ничто иное, как ОБРАЗ дракона.
Где я сам мог заметить поразительное сходство зверя с моря с драконом? Я проводил идентификацию зверя из моря (составного зверя) со зверем 17 главы. И провел идентификацию зверя 17 главы с драконом 12 главы.
Об этом звере мы читаем, что дракон дал морскому зверю свой престол и великую власть.
Тот факт, что дракон дал зверю морскому свой престол и великую власть, как раз и говорит, что это разные звери, так как один дает власть другому.
Но после того, как образ дракона получил смертельную рану и исчез, появился другой зверь, из земли, который своими чудесами призывает всех ВОССТАНОВИТЬ образ дракона.
Др., зачем Вы вплетаете к толкованию зверя 17 главы элементы, которые не имеют никакого отношения к 17 главе. Мы здесь не рассматриваем ни составного зверя 13 главы, ни двурогого зверя той же головы. Вы сначала идентифицируйте этих зверей со зверем 17 главы, потом можете их вплетать в толкование. Пока Вы это не сделаете, Вы накрываете крышу дома красивой черепицей, не залив прежде фундамент, и не построив стены, и не сделав стропильную систему крыши.
На драконе в образе жены мы видим двурогого зверя-лжепророка, который действует со всею властью первого зверя из моря, имея под собой престол дракона.
И это кстати разрешает противоречие, что зверь из моря, считающийся папством, несёт самого себя.
Ничего здесь не решается. Это одна нелепая путаница. Никакого двурогого зверя-лжепророка в образе жены мы не видим на драконе. Мы видим на звере 17 главы жену, которая идентифицируется с римско-католической церковью.
В этой теме я провел идентификацию зверя 17 главы с драконом 12 главы. Если Вы с каким-то элементом в этой теме не согласны, скопируйте фрагмент моей статьи и аргументированно возразите.
Др.
| Ссылка на комментарий
Александр 🙂
Аргументированно возражаю.
Багряный зверь под блудницей — это либо дракон из 12й главы, либо зверь из моря из 13й. Всё верно? Никаких других зверей, соответствавших описанию, в Откровении нет.
Если это зверь из моря, тогда одна голова его должна быть смертельно ранена в какой-то момент. И потом рана должна исцелеть. Внешне это должно выглядеть как «зверь был, и нет его, и выйдет из бездны (голова появится снова, а с нею и весь зверь), и пойдет в погибель».
Все точно соответствует тексту.
Единственное, что мешает такому выводу, это то, что согласно общепринятого толкования, и блудница, и зверь из моря представляют собой одну и ту же силу, папство. Поэтому мы должны либо принять, что багряный зверь это дракон, либо как-то обосновать, что блудница и зверь из моря это не одно и то же.
Обосновать как раз несложно — в звере из моря мы видим признаки предыдущих зверей из книги Даниила, и следовательно, этот зверь должен быть того же рода, что и те звери. Это были языческие империи, и соответственно, зверь из моря вряд ли может быть чем-то иным. В отношении же блудницы мы понимаем, что она, в противовес истиной жене из 12-й гл. является женой отступившей, т.е. тут речь явно идёт об оязыченом христанстве, лидером которого является папство.
Кроме того, я что-то не могу припомнить, чтобы сатана-дракон «был, и нет, и появится снова, и уйдёт в погибель». Когда это он явно «был» на земле и все его видели, вы помните такое время? Я честно говоря не помню.
Т.е. сказать, что под блудницей находится дракон, можно только очень и очень условно, считая, что это именно тот престол, но котором сидел зверь из моря. Тогда да.
И кроме того, зверь в 17 гл. нигде не назван драконом. Мелочь, но существенная. Во всех остальных местах дракон это дракон.
Впрочем, есть одно соответствие у дракона с «был, нет, появится, уйдёт в погибель». В 20й главе мы видим, как ангел сковывает дракона и закрывает его в бездне. ПОтом он появляется по прошествии 1000 лет, чтобы опять исчезнуть в озере огненном.
Т.е. И дракон, и зверь очень похожи и по описанию, и по тому, что с ними происходит.
И как я сказал, со стороны зверь видим всегда только с одной головой, не с 7-ю, как может показаться. Но в пророчесткой перспективе мы видим, что это одно тело, но разные головы, т.е. формы правления разные, но суть у них одна и та же. И именно этот факт и позволяет говорить о том, что зверь был, и нет, и прийдёт, и будет брошен в озеро огненное.
Теперь, о смертельно раненой голове. Есть пророчество — «ты будешь жалить Его в пяту, Он поразит тебя в голову». Исходя из этого, мы можем понять, что заключение дракона в бездне явилось следствием поражения его в голову. Поражение головы зверя из моря, или образа дракона, произошло чуть позже, но точно тем же способом — языческий рим пал, и вместо него возник рим христианский, или двурогий зверь, или блудница — на время, пока смертельная рана исцелеет. Т.е. с образом произошло точно то же, что и с прообразом.
Поэтому я так понимаю, что 8й из числа семи имеет отношение не к зверю, а к головам. Потому что есть только один дракон-сатана, и есть только один зверь — образ сатаны, это то царство, которое сатана старается построить здесь на земле. Головы у него разные, т.е. формы правления отличаются, но суть остаётся одной — это царство сатаны.
И есть замечательное правило — не следует умножать сути без необходимости 🙂
т.е. за многообразностью нужно увидеть одну и ту же силу, а не пытаться плодить разнохарактерный зверинец. Т.е. идти нужно по пути упрощения, а не по пути формалистического отношения к букве текста.
Вот почему «8й из числа семи» — это головы, а не звери. Я так понимаю это.
ЗЫ
А текст осправлять не обязательно, если не хотите 🙂
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Аргументированно возражаю.
Нет, уважаемый Др., Вы не аргументированно возражаете. Я Вам предложил вариант аргументированного возражения. Вы выделяете какую-либо цитату из моей статьи, вставляете ее в поле: ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ и обязательно выделите мою цитату жирным шрифтом, чтобы понятно было, где мои слова, а где – Ваши. И потом напишите свое возражение.
А что делаете Вы? Вы пытаетесь построить совершенно другую модель комментария 17 главы Откровения, отличающуюся от моей. Поэтому я предлагаю Вам написать свой комментарий и поставить его параллельно на сайт. Мы тогда обсудим Ваш вариант комментария параллельно с моим. Договорились?
Др.
| Ссылка на комментарий
Ну….да, в общем-то.
Ну потому что это крайне сложный вопрос, и как вы сами сказали, «Сколько толкований?! Сколько комментариев на эту главу?! И все они настолько разнообразны!»
И плюс к этому, невозможно сказать, что кто-то неправ, поскольку мы имеем дело с символами, а не с прямым текстом, и поэтому кто как хочет, тот так и толкует, и доказать неправоту практически невозможно.
Поэтому нам сначала лучше было бы прийти к согласию о методе нахождения истины, прежде чем мы начнём толковать то или иное. Представить на основании этого общую концепцию, и затем только начать разбираться с конкретными образами и символами. Думаю, это самый правильный способ извлечь из текста именно то, что и должно оттуда извлекаться.
Либо же, как вариант (причём безошибочный вариант, должен заметить) взять толование Е.Вайт и забыть про головную боль с анализом текста. Если такой вариант устраивает — тогда просто взять и перепечатать её толкование и закрыть тему.
Но мне просто интересно понять, действительно ли Откровение не говорит нам ничего о том, что должно происходить после 1844г., т.е. действительно ли все большие видения сводятся только к этой дате? и поэтому я и занимаюсь этим вопросом.
А если мы будем разбирать по цитатам, как вы предлагаете, то просто получится одно толкование против другого толкования, и ничего кроме этого.
Я думаю, это будет просто непродуктивная трата времени и всё.
Как считате?
Др.
| Ссылка на комментарий
Ах да. мой комментарий..
Я в принципе давно думаю над этим..у меня кое какие наработки выложены, но они не окончательные. И к тому же не обязательно верные 🙂
Но по ним можно проследить ход рассуждений.
Перепечатывать их все сюда думаю нет смысла..если хотите, можете посмотреть —
http://www.predvidenie.com/index.php?/categories/19-KNIGA_OTKROVENIE
Может вы найдёте там для себя что-то интересное..
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Уважаемый Др. Позвольте Вас именно так называть, так как Вы на этом сайте представляетесь. Побывал я на Вашем сайте, поближе познакомился с Вами по Вашим публикациям. Узнал Ваше имя и фамилию. Прочитал все 20 статей по толкованию Откровения. Да, действительно, Вы толкования еще не доработали. Я больше ничего о них писать не буду.
По моей теме: В этой теме я пока не касаюсь ни жены, сидящей на звере, ни голов, ни рогов зверя (может только вскользь). Цель этой темы – идентификация зверя.
С уважением, Александр.
Др.
| Ссылка на комментарий
Александр,
Там чуть больше вообще-то..:) ещё несколько статей в других темах в том же разделе. Ну не важно.
🙂
Я уже привык к этому. Читают многие, высказываются единицы.
И да, до завершения ещё далеко. Я всё ещё думаю над формой видений после 12й главы и до конца книги. В целом всё в общем-то понятно, но какие выводы из этого следуют, тут надо ещё думать над формулировками.
Почему вы считате, что это важно? и что именно с этого и надо начинать разбор Откровения?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Нет, с этого я не начинаю разбор Откровения. Разбор Откровения я начинаю с первой главы. Эти темы когда-нибудь выставлю, если по милости Божией буду жив и здоров. А 17 главу я начинаю именно с идентификации, это, на мой взгляд, фундамент к 17 главе. Не выяснив, где он как восьмой зверь из числа семи фигурирует еще. У меня зверь 17 главы идентифицируется с драконом 12 главы, то есть с сатаной. В 12 главе он исторический, а в 17 главе он эсхатологический.. В 12 главе он имеет начало, а конца нет, а в 17 главе нет начала, но конец его известен. Вот он один и тот же 12 глава и 17 глава.
Выставил тему из 17 главы в виду событий связанных с папой. Теорию о семи последних папах я не поддерживаю.
Др.
| Ссылка на комментарий
Тогда вопрос.
Дракон это личность, верно? В отличие от зверя из моря, которая просто форма правления, основанная на языческой идеологии. Т.е. Зверь из моря это не личность.
Когда мы читаем об Агнце как бы закланом, у которого 7 рогов и 7 очей (5:6) , мы понимаем, что это характеристики личности.
Когда мы читаем про дракона с 7 головами и десятью рогами, мы по аналогии с Агнцем также понимаем, что это всё характеристики личности. Верно или нет?
Теперь.
Если мы считаем, что блудная жена сидит на драконе, тогда нам нужно обьяснить, почему и как могут характеристики личности, такие как рога, разорить и спалить в огне блудницу, которая всего лишь организация. И нам тогда прийдётся обьяснить, где и как мы можем наблюдать и зверя из моря в действии, и сатану в действии, который разоряет блудницу и воцаряется вместе со своими рогами.
Т.е. вы понимаете меня? когда зверь из моря, который является по-вашему папством, разоряет блудницу — папство, то это конечно же звучит странно. Но и когда сам сатана разоряет папство, то это звучит не менее странно — ведь папство, по-вашему, это и есть зверь из моря.
Тут явная нестыковка.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Уважаемый Др. Не втягивайте меня, пожалуйста, в одной теме во всю книгу Откровение. Распыляться не буду. В этой теме мы не будем говорить ни об Агнце (5:6); ни о звере из моря; ни о том, кто разорит блудницу. Отвечу непосредственно на Ваш вопрос, касающийся этой темы: «Дракон, это личность, да»? 12 глава сама отвечает, что это личность. Значит и в 17 главе тоже та же личность.
Др.
| Ссылка на комментарий
Александр, 🙂
я не пытаюсь втянуть вас ни во что такое, во что сам бы не хотел быть втянутым. Истинную правду говорю.
Просто я указал на то, если в 17й главе речь идёт о драконе,
то либо дракон, разоряя блудницу рогами, разоряет также и зверя из моря, о чем в Откровении нет ни слова,
либо же зверь, на котором сидит жена, это не дракон.
Очень простая мысль, согласитесь.
И исключительно по существу вопроса.
(Не для спора говорю, чисто для размышления).
Благословений!
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Др., я уважаю Ваше мнение. Тем более мы не противники друг другу. Мы оба — адвентисты, оба ищем правильное толкование книги Откровение, оба делаем это искренно. Но в этой теме я со всех сторон подошел к идентификации, и зверь из 17 главы является эсхатологическим зверем 12 главы. Если у нас появляется сомнение, является ли змей (или змей с крыльями — дракон) зверем, то надо посмотреть, как он назывался в саду Эдемском: «Змей был хитрее всех зверей полевых» (Быт. 3:1). Змей первоначально имел крылья и сравнивается он с полевыми зверями. В этом образе в Откровении и представлен сатана. После грехопадения змей стал ползать по земле и люди отнесли его к отряду пресмыкающихся.
А о рогах зверя 17 главы мы еще позже поговорим. Не буквальными же рогами зверь будет бодать и разорять блудницу. Если головы зверя имеют значение, то и рога тоже.
Пожалуйста, если моя идентификация зверя 17 глав со зверем (драконом) 12 главы, по Вашему мнению, не существенна, — разбейте ее в пух и прах. Вся моя тема перед Вами.
Anton
| Ссылка на комментарий
В статье есть несоответствие принятому принципу толкования символов пророчеств.
Всем известно, что книга Откровение является родной сестрой книге Даниила.
Звери книги пророка Даниила ВСЕГДА толкуются как государственно-властные образования состоящие из людей (а не из бесплотных духов).
Поэтому, читая Откровение и видя там описание зверей — мы всегда должны придерживаться принципа толкования зверей, заложенные у Даниила: зверь=государство, земная власть.
Зверь НЕ МОЖЕТ истолковываться как просто сатана, даже если и внешне похож.
То, что зверь из 17главы похож на дракона по цвету и форме, говорит не о том, что это одно и тоже, но ТО, что зверь из 17 исполнен всеми сатанинскими качествами.
Это говорит о том, что дракон в зверя из 17 главы, воплотил всю свою сущность, сделал его как-бы подобием себя по характеру.
Вот, к примеру, цитата из книги Жака Дюкана о звере из 17 главы:
«Это тот же самый «зверь из моря», который, как мы помним, заставит поклоняться себе, как Богу (Отк. 13:4). Оба зверя, как видно из Отк. 17:3; ср.: 13:6, хулят Бога. В то же время «зверь багряный» (Отк. 17:3) напоминает нам о «большом красном драконе» (Отк. 12:3). Более того, подобно зверю, который выходит из земли, это создание обладает политической властью, которая стремится поддержать другие религиозные и оккультные силы — женщину и дракона (Отк. 17:2, 12; ср.: 13:11, 12). Таким образом, дракон с десятью рогами из гл. 12 имеет сходство и со зверем из моря, с 10-ю рогами (Отк. 13), и со зверем из земли, который говорит, как дракон. Другими словами, багряный зверь из гл. 17 объединяет в себе все три силы — всех врагов Божьих — в реальный союз, коалицию.»
Др.
| Ссылка на комментарий
Как скажете, брат мой Александр 🙂
Не буду вас больше сбивать с мысли. Излагайте своё понимание.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Антон, на Ваш взгляд в данном толковании есть несоответствие принятому принципу толкования символов пророчеств. Давайте посмотрим, так ли это. Естественно, книга Откровение является «родной сестрой» книги Даниила. А точней, Откровение является точно так продолжательницей книги Даниила, как и зверь 17 главы Откровения является продолжателем дракона 12 главы этой же книги. Как книги Даниила и Откровение надо рассматривать вместе, так и зверя (дракона) 12 главы надо рассматривать вместе со зверем 17 главы.
Вы пишите: «Звери книги пророка Даниила ВСЕГДА толкуются как государственно-властные образования, состоящие из людей (а не из бесплотных духов).
Поэтому, читая Откровение и видя там описание зверей — мы всегда должны придерживаться принципа толкования зверей, заложенные у Даниила: зверь=государство, земная власть. Зверь НЕ МОЖЕТ истолковываться как просто сатана, даже если и внешне похож».
Отвечаю: Ни книга Даниила, ни Откровение, ни вся Библия никогда сатану не представляет как «просто сатану». За ним всегда стоит власть и царство. Книга Даниила в самом первом описании царств, это было связано с толкованием истукана, дает ключ: возможность увидеть в одной определенной личности целое государство и больше того – империю, царство. Мы читаем:
«И всех сынов человеческих, где бы они ни жили, зверей земных и птиц небесных Он отдал в твои руки и поставил тебя владыкою над всеми ими. Ты — это золотая голова» (Дан. 2:38).
Вот он ключ. Под словом «ты» — одна личность, мы видим не царя, изолированного на какой-то остров, живущего сам по себе, как Робинзон Крузо, а обширную империю со всеми людьми: вельможами, господами, слугами, военачальниками и солдатами. И под словом «ты» мы видим Вавилонское царство не только под управлением Навуходоносора, но и при других царях Вавилона.
Сатана – не изолированная личность. Он – князь мира сего.
«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан. 14:30).
Христос тоже назван Князем мира:
«Ибо младенец родился нам — Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира» (Ис. 9:6).
Оба князя имеют свои царства, так как не может же князь или царь быть без княжества или царства.
Христос имеет царство, оно называется царством благодати:
«Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего» (Иоан. 18:36).
Христос имеет царство, и сатана тоже имеет свое царство. Но разница вот в чем: Царство благодати Христа перерастет в царство славы:
«На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих» (Отк. 19:16).
А царству сатаны придет конец:
«О суде же, что князь мира сего осужден» (Иоан. 16:11).
«Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Иоан. 12:31).
А о Жаке Дукане давайте не будем. Учитесь мыслить сами. А если берете за основу чьи-то труды, то так их изучите, чтобы самостоятельно опираться на Слово Божие и на здравый смысл.
С уважением, Александр.
Anton
| Ссылка на комментарий
Александр, не обидьтесь, но вы сейчас занялись подтасовкой и фальсификацией принципов толкования пророчеств.
Зверь = государство. Это азбучная истина.
Сатана — не государство. Хоть он и вдохновитель государства. Не путайте понятия.
Да, Дюкану далеко до нас, оставим его в покое.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Антон, зверь это больше чем государство.Зверь это «всемирное государство». А государство — не библейское слово. Библейское слово — царство. А сатана имеет царство на земле. Царство в Библейском понимании не обязательно должно иметь четкие территориальные границы. Пример: царство благодати. Это не подтасовка, а аксиома.
Александр
| Ссылка на комментарий
Александр, что значат слова «из числа семи» Откр. 17:11 по отношению к восьмому зверю?
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Александр, не «по отношению к восьмому зверю», зверь 17 главы сам является восьмым по отношению к семи, некогда фигурирующим уже в Писании.
Александр
| Ссылка на комментарий
Александр, то что он восьмой это ясно, но что значат слова «восьмый, и из числа семи«?
Др.
| Ссылка на комментарий
Сегодня на разборе Откровения (у нас есть одна из груп, в которой на СШ разбирают эту тему) пришла мысль.
Как раз, кстати, разбирали 17 гл.
Так вот. последняя голова зверя, которая должна прийти на короткое время, буквально описана в стихе 12-м —
Т.е. фактически стихи 10 и 12 говорят об одном и том же.
И, тоже кстати, фраза —
означает, что Христос прийдёт во время правления 10 рогов и отнимет власть у них и у зверя, ибо Он «Господь господствующих и Царь царей»
Др.
| Ссылка на комментарий
Очень интересная аналитическая статья —
http://www.odnako.org/magazine/material/show_24223/
Почему интересная? потому что данный взгляд прекрасно вписывается в слова 17-й главы о том, что десять рогов зверя разорят блудницу.
Кстати, с предсказанием личности нового папы автор не угадал 🙂 (статья написана накануне избрания нового папы).
Гаранина Н.А.
| Ссылка на комментарий
Свой небольшой комент я оставила на странице в группе «АСД» в » моём мире». Хотелось бы чтобы он был увиден, прочтён и т.д.
Александр Серков
| Ссылка на комментарий
Ваш коммент, Наталия, в «Моем мире» читают. Я его тоже прочитал, и там дал Вам ответ. Здесь другой сайт. Задавайте здесь вопросы, обсудим и здесь.