Семь голов зверя: комментарий на Отровение 17 главу

22-04-2013,

Теперь начинается самое интересное, — раскрытие самого загадочного. Нам предстоит узнать: Что же означают головы зверя 17 главы книги Откровение? К этому вопросу надо подходить весьма деликатно. Наша экзегеза должна опереться на свидетельство: «Так говорит Библия!», в данном случае — Ветхий Завет, ведь автор Откровения на это и рассчитывал, что мы именно там будем искать дешифровку закодированного пророческого символа.

Я еще раз хочу напомнить мысль из нашей первой темы общего цикла по изучению Откровения. Это очень важно знать, какой метод применил Иоанн, получив концепцию книги Откровение от Иисуса Христа, чтобы и «овцы были целы и волки сыты».

Чтобы послания церквам дошли, а их надо было как-то переслать с острова, и естественно цензуры не миновать. Так вот для этого надо было зашифровать текст посланий. Что делает Иоанн? Какой метод он использует? Он использует так называемый метод раввинской стенографии. В чем заключается этот метод, и на что рассчитывал Иоанн, используя его? Он дает ключевые слова из контекста Ветхого Завета в надежде, что читающий и желающий понять книгу, будет искать толкование не где-то «с потолка», что вот, мол, меня осенила мысль; или вот мне было открыто. Это все так шатко. Читая непонятный нам текст пророчества, надо увидеть в нем ключевое слово, и по ключевому слову искать весь контекст, записанный в Ветхом Завете. И обязательно надо молиться, чтобы Дух Святой, участвовавший в написании пророчества, дал правильное понимание того или иного пророчества на базе данных того контекста из Ветхого Завета, на который дает намек этот текст.

Давайте теперь рассмотрим сам текст, в котором говорится непосредственно о головах зверя.

«И сказал мне Ангел: что ты дивишься? Я скажу тебе тайну жены сей и зверя, носящего ее, имеющего семь голов и десять рогов…Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть» (17:7,9,10).

Следует отметить, что значение семи голов дано не в альтернативном варианте. Семь голов не суть: либо семь гор, либо семь царей. В тексте стоит союз «И». Семь голов: это семь гор и семь царей.

Та особенность соотношения голов с горами и царями, которую мы сейчас раскроем, почему-то ускользала из внимания большинства комментаторов, что и привело к немалым богословским проблемам:

Мы не знаем, может быть, на какое-то время зверь и был показан Иоанну во всей своей полноте, со всеми головами и рогами. А может перед его взором (в видении) был прокручен «видеоролик» (образно говоря), и автор увидел зверя поэтапно, то с одной головой, то с другой; и так перед ним прошла картина зверя во всех его фазах. И после видения, описывая его, вспомнив все, что он видел, он подсчитал, что да, голов было семь, а рогов 10; и он так и написал: «зверь с семью головами и с десятью рогами». Но фактически по жизни зверь никогда не был одновременно семиглавым, об этом свидетельствует текст: «И семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть» (17:10).

Вот здесь происходит у многих комментаторов неувязка. Семь голов это семь гор и семь царей. И хотя грамматическая конструкция предлагает усмотреть здесь такой вариант, что падают только цари, но смысловая концепция этого текста никак не поддерживает такую развязку. Не может же одно из двух значений головы остаться фиксированным и быть, например, семью горами, на которых стоит Рим, а второе значение головы – «царь» поэтапно один за другим меняться. Нет, и еще раз нет. Это не вмещается, ни в какие рамки логики. Семь голов, это семь гор и семь царей. И падают цари, а значит, падают головы с их символическим значением. Но почему здесь сказано, что падают именно цари, это в следующих темах мы выявим в более детальном подходе к толкованию этого места.

Итак, семь голов суть семь гор и семь царей. А это значит, что на символ каждой головы приходится одна гора и один царь. Таким образом, давайте воссоздадим картину деятельности этого зверя. Вот перед нами зверь с одной головой, которая имеет значение гору и царя. Но вот он лишается головы. В следующих статьях мы «поговорим», как падают головы, почему они падают, и почему в тексте сказано, что пали не пять голов, хотя это подразумевается, а пали пять царей, один есть и так далее. Лишившись одной головы, у зверя появляется другая голова. И вот описывая настоящим временем зверя, Иоанн констатирует, что на данный момент пять царей (а значит и голов) уже пали, он теперь с шестой головой, но настанет момент, когда он и этой головы лишится, и ему будет дан еще один шанс. И последней голове быть не долго, после чего он лишится не только головы, но и вместе с последней головой сам пойдет в погибель. Не забывайте, что это символ, в буквальной жизни лишиться головы это значит лишиться жизни, но не так с символическим зверем, он мог лишаться головы, и у него появлялась другая, ну, прямо как в сказке, но это не сказка, а символический зверь.

Вы заметили? Зверь с одной головой. На момент настоящего времени, не на момент, когда я пишу эти строки, а на момент настоящего времени, который заложен контекстом, он с одной шестой головой, седьмой головы еще нет, она только придет, а пять предыдущих пали, естественно, также поэтапно одна за другой. Значит значение голов: «семь голов суть семь гор и семь царей», — не значит, что семь гор были сразу одновременно, как это толкуют, что это, мол, семь гор, на которых стоит Рим. И почему-то получается в таком толковании, что семь гор всегда остаются вместе семью горами, а вот цари (папы) один за другим «падают».

Итак, семь голов суть семь гор и семь царей, и если головы последовательно одна за другой падали, то и значение будет таким: на каждую голову по одной горе и по одному царю. Или, другими словами: Период каждой головы начинается с «горы» и заканчивается «царем», что и является поводом для ее свержения.

А теперь давайте посмотрим истинное значение семи голов. А точнее, посмотрим в первую очередь, что означает «ГОРА».

Мы уже говорили, на что рассчитывал Иоанн, давая столь зашифрованный пророческий текст. Учитывая этот факт, где же мы будем искать значение горы? В СМИ или в Библии? Наше внимание должно быть приковано к Писанию. Вот на что рассчитывал Иоанн, что именно там мы будем искать значение пророческих символов. Там и только там мы найдем истинное значение того, что заложено в текст книги Откровение.

Говоря о семи головах, нам дан намек, дано направление, в котором нам следует двигаться, ища окончательное значение этого символа. Что ж, давайте приступим к исследованию значения слова «гора», что это значит по Писанию. Давайте искать аллюзию к словам: «Семь голов суть семь гор…». Перед этими словами стоят еще некоторые слова. Они интересны, и интересны они вот чем: «Здесь ум, имеющий мудрость». В чем же мудрость, если это значение уже до конца расшифровано, как некоторые пытаются истолковать? Ну, гора и гора, и все тут, хоть копай ее экскаватором, хоть с царем по ручкам здоровайся; на это мудрости много не надо. Но, оказывается, здесь не так уж все и просто, не разложено все по полочкам, — нужно приложить еще и ум, а для прикладывания ума нужна еще и мудрость. А в чем мудрость заключается-то? Да, чтобы не искать значение в том, что нам как-то кажется правильным, а в Слове Божием.

Что ж, давайте проявим мудрость и посмотрим, что Мудрость свыше говорит нам по поводу гор в Писании.

Я приведу семь текстов:

  1. «И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору» (Исх.24:15).
  2. «Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей» (Пс.14:1)?
  3. «Когда ты будешь вопить, спасет ли тебя сборище твое? — всех их унесет ветер, развеет дуновение; а надеющийся на Меня наследует землю и будет владеть святою горою Моею» (Ис.57:13).
  4. «Я приведу на святую гору Мою и обрадую их в Моем доме молитвы; всесожжения их и жертвы их [будут] благоприятны на жертвеннике Моем, ибо дом Мой назовется домом молитвы для всех народов» (Ис.56:7).
  5. «Волк и ягненок будут пастись вместе, и лев, как вол, будет есть солому, а для змея прах будет пищею: они не будут причинять зла и вреда на всей святой горе Моей, говорит Господь» (Ис.65:25).
  6. «Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные и глиняные ноги его, и разбил их» (Дан.2:34).
  7. «И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы» (Ис.2:2).

Что мы здесь видим? Когда мы читаем что-либо о горе или о горах в Библейском понимании, куда сразу направляется наш ум?

Давайте еще расширим поток этой мысли:

Есть ли какая-то связь между буквальной горой, какой-либо возвышенностью (в библейском понимании) и высотами духовной, моральной жизни? На какой уровень можно поставить человека, который живет с Богом, ходит с Ним, как Енох в свое время ходил с Богом? А что можно сказать о человеке, который полностью подчинил свою волю Всевышнему, который полностью зависим от Бога в плане спасения благодатью?

Как вы представляете себе человека, когда о нем говорят, что он на моральной высоте?

Давайте присовокупим к понятию «гора» такие Библейские выражения:
«Народ Мой закоснел в отпадении от Меня, и хотя призывают его к горнему, он не возвышается единодушно» (Осии 11:7).

«О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол.3:2).

Заметьте, как переплетаются даже слова: «стремиться к горнему» со словосочетанием: «Всевышний Бог».

Все Божественное, это все как-то возвышенное. И Бог в Библейском символическом понимании присутствует на какой-то возвышенности, на какой-то горе.

А что олицетворяет низкое? Какая ассоциация у вас сразу же возникает при таких выражениях, как: «Низко падший»; «Падшая женщина или мужчина»; «Низкие животные страсти»; «Как ты мог докатиться до такой низости»?

Итак, все, что Божественное — это возвышенное: на высоте, на горе; а остальное все без Бога где-то на низком моральном уровне.

И поэтому мы читаем такое воззвание: «Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, [которое] создали руки Твои, Владыка» (Исх.15:17)!

Обращаемся теперь к изучаемому нами тексту: «Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть» (Откр. 17:9-10).

Какое значение и какая связь может быть между символическим жилищем и обитанием Бога на горе, и, естественно, возвышенным духовным состоянием людей, — со значением голов на звере, который олицетворяет совершенно противоположное всему возвышенному и Божественному. Резонный вопрос?

Ну, хорошо. Усвоим пока, что значит одно из двух значений голов на звере 17 главы, потом мы поговорим о втором значении головы, и только после всего этого объединим их вместе и посмотрим, как они там оказались, и как головы летели одна за другой с плеч зверя. Самое интересное еще впереди.

А теперь давайте резюмируем выше изложенные мысли.

Итак:
ГОРА:
а) Образная гора, как место пребывания Бога.
б) Высота духовной моральной жизни, жизнь с Богом, хождение с Богом; полное подчинение Богу, полная зависимость от Бога в плане спасения Его благодатью, оправдание верой.

Псалом 23:3-6 служит тому прекрасной иллюстрацией, в нем мы можем обнаружить некое подобие разговора между священником и верующим:

Верующий:
-Кто взойдет на гору Господню, или кто станет на святом месте Его?

Священник:
-Тот, у которого руки неповинны и сердце чисто, кто не клялся душою своею напрасно и не божился ложно, — тот получит благословение от Господа и милость [праведность, sedaqah] от Бога, Спасителя своего.

Или вот такой текст:

«Введи его и насади его на горе достояния Твоего, на месте, которое Ты соделал жилищем Себе, Господи, во святилище, [которое] создали руки Твои, Владыка!
Господь будет царствовать вовеки и в вечность» (Исх. 15:17-18).

Здесь мы видим обратный процесс тому, что происходит со значением голов зверя. Это и естественно, если зверь отрывает людей обманом и лестью от горы, на которой образно находится Бог, предлагая им свое царство, то миссия Божия заключается в том, чтобы привлечь к Себе, Он призывает к горнему, к возвышенному, пытаясь вырвать человека из царства дьявола. Мы видим здесь, что Бог желает иметь нас рядом с Собой на «горе достояния Своего»; и Он же имеет намерение быть нашим Царем.

Но что происходило с головами зверя (в их символе), в задумках и в реализации этих идей? Как люди, будучи вблизи Бога, от «горы» скатывались под воздействием реализации задумок дьявола к состоянию «царь»? В следующей теме мы посмотрим, что означает второй символ головы «ЦАРЬ», и наше понятие в этом направлении немного расширится.

Пастор Александр Серков.


Рубрика: Библейские исследования, Изучаем книгу Откровение, Церковь и общество

© Интернет-газета "ПУТЬ", 2006-2022
При использовании материалов указывайте эл.ссылку на цитируемую статью, в бумажной публикации – короткую ссылку на наш ресурс. Все права на тексты принадлежат их авторам. Дизайн сайта: YOOtheme GmbH.
Техническая поддержка сайта: info@asd.in.ua

Христианский телефон доверия: 0-800-30-20-20 (бесплатно по Украине), 8-800-100-18-44 (бесплатно по России)

Интернет-газета "ПУТЬ"