Первые христиане в Крыму, спираль истории и адвентисты
Существует общепринятая история о том, что первым христианином на наших землях был Апостол Андрей. А после него как бы белое пятно, вплоть до крещения Руси. Но история повествует еще об одном вестнике Евангелия в наших краях — Клименте Римском.
Климент родился в Риме в богатой и знатной семье. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору. Но он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.
Климент принял крещение от апостола Петра и стал ревностным учеником Господа Иисуса Христа и постоянным спутником Апостола Петра, разделяя с ним его труды и страдания. Апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил Климента пресвитером одной из церквей города Рима. Климент был епископом примерно с 92 по 101 год от Р.Х. Климент, возможно, был знаком и с другими апостолами, например, многие считают, что апостол Павел упоминает его: «Также, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни» (Фил.4:3).
Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг Климента обратили многих ко Христу. Язычники же, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на него императору Траяну (98 — 117), обвинив в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на каторжные работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса.
Многие из учеников святителя последовали за ним. Прибыв на место ссылки, Климент встретил много христиан, осужденных работать в тяжелых условиях (эти христиане были крещены при посещении этих земель ранее апостолом Андреем). Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу. Климент лично организовал более 75 домашних церквей в округе каменоломен. Там же, в каменоломнях, был вырублен дом, в котором собиралась домашняя церковь, и где Климент служил пастором.
Евангелизационная деятельность Климента вызвала сильный гнев императора Траяна, когда он узнал о ней, и он приказал утопить Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году или несколькими годами позже в районе Херсонеса (совр. Севастополь).
Ученики же Климента и многие обращенные им из язычников, по смерти наставника, продолжили нести весть Евангелия и пошли на север в Таврийские степи, на северо-запад — на Подолье и Прикарпаття, а так же на северо-восток в Приазовье.
Потому мы можем смело заявить, что нет никаких «белых пятен», и весть Евангелия на Руси непрерывно распространялась, сначала Апостолами, после их учениками. И христианство на Русь входило постепенно, а не внезапно в день крещения Владимиром киевлян.
Также напрашивается интересная параллель, что как христианство распространилось из Крыма по всей земли русской, так и весть Церкви Божьей последнего времени начала звучать именно из Крыма, ведь первая община Церкви христиан Адвентистов седьмого дня тоже появилась именно в Крыму. Из которого, в последствии, и несли наши пионеры весть Евангелия подобно ученикам Климента.
Список литературы:
1) Кернс Э. Дорогами христианства. — М.: «Протестант», 1992. – 279 с.
2) Скурат К. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I-III вв.) — М.: Св.Троицкая Сергиева лавра, 2005. – 230 с.
3) Санніков С. Огляд історії християнства. – К.: Світ знань, 2007. – 720 с.
4) http://drevo-info.ru/articles/11694.html
5) Зайцев Е. История церкви АСД в России. — Заокский: Источник жизни, 2008. — 544 с.
***
Константин Буд-Гусаим