Бессмертие души или воскресение мертвых? Во что верили христиане первых веков?
Каждый христианин, читая Символ веры, составленный на двух Вселенских Соборах 325 и 381 годах в частности, исповедует веру во Христа, пострадавшего, погребенного, воскресшего в третий день согласно Писаниям, вознесшегося на небеса и «снова грядущего со славой судить живых и мертвых, царству Которого не будет конца».
А также заканчивается это исповедание словами «Ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века, аминь». Такова была изначальная вера, такой она остается поныне, среди христиан доверяющих Священному Писанию.
С уверенностью можно утверждать, что апостол Павел, автор самых ранних дошедших до нас текстов, включенных в Новый Завет, верил в непосредственную и скорую близость второго пришествия Христа. Как верили в это и первые христиане.
«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4, 13-17).
Разъяснения апостола возникли в том числе и потому, что уже в первом поколении христиан случались смерти по разным причинам, что было несколько озадачивающим моментом для них – ведь уверовавшие во Христа надеялись не увидеть смерти! «Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек» (Ин. 8, 51).
В таком случае апостол утешает христиан Фессалоники тем, что судьба усопших принципиально не будет отличаться от судьбы живых, кого Христос застанет в Своем следующем пришествии. В другом послании, позднее адресованном к христианам Коринфа, он пишет: «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновении ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15, 51-52).
Другой вопрос – о сроках этого пришествия, которые останутся неизвестными ни для кого. Поэтому, говоря о наступлении дня Господня, апостол прибегает к образу вора, крадущегося ночью (1 Фес. 5, 2), имея в виду, что день этот придет внезапно, когда его никто не ждет, и, следовательно, необходимо бодрствовать и быть трезвыми (1 Фес. 5, 6-8).
Ранние христианские писатели также не делали акцент на «бессмертии души», но только на ожидаемом воскресении мертвых, воссоздании человеческой личности в ее обновленном, искупленном теле по аналогии с одухотворенным телом Христа Воскресшего.
Так Климент Римский (ум.101г), в своем первом послании пишет: «Итак, почтем ли мы великим и удивительным, если Творец всего воскресить тех, которые в уповании благой веры свято служили Ему? Ибо говорится где–то: и Ты воскресишь меня и восхвалю Тебя (Пс. 27:7). И еще: я уснул, и спал, но восстал, потому что Ты со мною (Пс. 3:6). Так же Иов говорит: и Ты воскресишь эту плоть мою, которая терпит все это (Иов. 19:25-26)»
А во втором продолжают ту же мысль: «мы, пока еще живем в мире этом, должны каяться от всего сердца в том зле, которое мы сделали во плоти; чтобы получить от Господа спасение, доколе имеем время покаяния. Ибо по отшествии нашем из мира мы уже не можем там исповедаться или покаяться.»
Такие же настроения мы видим и в трудах Игнатия Антиохийского (ум.107г): «Христос истинно воскрес из мертвых, так как Его воскресил Отец Его, Который подобным образом воскресит и нас, верующих в Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем истинной жизни»
Далее мы видим, что также твердо стоит на библейской истине Поликарп Смирнский (ум.156г): «Всякий, кто не признает, что Иисус Христос пришел во плоти, есть антихрист” (1 Ин.4:3). Кто не признает свидетельства крестной смерти Его, тот от диавола; и кто слова Господни будет толковать по собственным похотям и говорить, что нет ни воскресения ни суда, тот первенец Сатаны.» Продолжая, он пишет та: «Воскресивший же Его из мертвых воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любил.»
Еще, Афинагор Афинский (II в. по Р.Х.) пишет: «Если ни природе души самой по себе, ни природе тела отдельно не даровал Бог самостоятельного бытия и жизни, но только людям состоящим из души и тела, чтобы, с теми же частями, из которых они состоят, когда рождаются и живут, по окончании сей жизни они достигали одного общего конца: то душа и тело в человеке составляют одно живое существо, которое испытывает и свойственное душе и свойственное телу».
Отсюда вывод: «Существо же, получившее ум и рассудок, есть человек, а — не душа сама по себе; следовательно, человеку должно оставаться всегда и состоять из души и тела; а таким пребывать ему невозможно, если не воскреснет. Ибо если нет воскресения, то не останется природа человеков, как человеков» («О воскресении мёртвых», 15).
У Иустина Мученика (ум.165г), жившего в то же время, что и Афинагор, в «Диалоге с Трифоном иудеем» вообще присутствует мысль, что душа не может быть бессмертной сама по себе, поскольку бессмертен только один Бог, даровавший ей жизнь: «Душа причастна жизни, потому что Бог хочет, чтоб она жила, и поэтому может перестать некогда жить, если Бог захочет, чтоб она не жила более. Ибо душе не свойственно жить так, как Богу; но как человек существует не всегда, и тело его не всегда соединено с душою, во когда нужно разрушиться этому союзу, душа оставляет тело и человек уже не существует, так и от души, когда нужно, чтобы ее более не было, отнимается жизненный дух, и душа уже не существует, а идет опять туда же, откуда она взята» (гл. 6-я).
Более того, отрицающим воскресение мертвых св. Иустин вообще отказывает в праве называться христианами: «Если вы встретитесь с такими людьми, которые называются христианами, а этого не признают, и даже осмеливаются хулить Бога Авраамова, Бога Исаакова и Бога Иаковлева, не признают воскресения мертвых и думают, что души их тотчас по смерти берутся на небо, то не считайте их христианами» (гл. 80-я).
А если мы обратимся к более поздним источникам, то можно вспомнить житие пустынника Антония (ум.356г), который так же протестовал против поклонения мощам, записанное Афанасием Великим:
«Тогда, призвав бывших при нем, сказал им: «аз, как написано, отхожду в путь отцев (Нав. 23, 14). Ибо вижу, что зовет меня Господь… и если имеете попечение о мне, и помните, как об отце, то не попустите, чтобы кто-либо взял тело мое в Египет и положил у себя в доме; во избежание сего удалился я в гору и пришел сюда. Знаете, как всегда порицал я делающих это, и убеждал оставить такой обычай. Предайте тело мое погребению и скройте под землею. Да соблюдено будет вами cиe мое слово, чтобы никто не знал места погребения тела моего, кроме вас одних; потому что в воскресение мертвых прииму оное от Спасителя нетленным».
После приведенного выше исследования, возникает закономерный вопрос: так на чем же основывается убеждение многих христиан в том, что душа бессмертна, и в момент смерти, сохраняя сознание, отделяется от тела и переносится в загробный мир? На весьма сомнительных поздних апокрифах явного языческого происхождения – в основном, апокалипсисах Петра, Павла, богородицы — последний вообще целиком посвящен описанию адских мучений.
Эти описания весьма непохожи на свидетельства Библии как по смыслу, так и по своей направленности (у их автора было не иррациональное мышление авторов Библии, а логическое, философское). Но тот, кто все это сочинил, и не склонен был подражать Слову Божьему. Он подражал известным языческим мифам, произведениям античной классической литературы – Одиссее, Энеиде, мифам Платона, пифагорейским сказаниям.
Пожалуй, следует отметить, что все истории о загробном воздаянии имеют явную генетическую связь. Их сочинители помещали в ад ненавистных им людей. В греческих историях это герои мифов, в образах которых видны намеки на современников сочинителя. В позднем «аде», описанном Данте, автор уже не прибегает к образам, а напрямую расправляется со неприятными ему личностями.
Все истории об вечных адских муках, якобы ждущих грешников в вечности, преследуют чисто утилитарные цели – воздействие на людей, с целью ограничить внешние проявления греха. Каждый грешник в них найдет описание того, что ждет его после смерти, если он не исправится. Библия не разделяет такой подход, так как Бог желает не внешнего приличия людей, а их глубокого и основательного обращения, «рождения свыше». Поэтому Христос не обращал людей в страх примерами загробного воздаяния, а явил им пример собственной любви: «Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей.» (Иоан.15:9)
Поэтому, я думаю, нет никакого смысла забыть свидетельство Библии и ранних христиан о воскресении мертвых и заменить его языческим учением о бессмертии души, которое истоками уходит к древним мифам, легендам и неканоническим писаниям, в которых искажается суть характера Бога.
Список литературы:
1) Писания мужей апостольских /[предислов.Р.Светлова]. – Спб.: Амфора. 2007. – 474с. (Серия «Александрийская библиотека»).
2) Сочинения Св. Иустина, Философа и мученика. М.: «Университетский типограф», 1892. с. 132-362.
3) Святитель Афанасий Великий. Творения в 4-х томах. Том III.— М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.— С. 178–251.
Константин Буд-Гусаим
Комментарии (48):
Др.
| Ссылка на комментарий
Опять вода.
До каких пределов простирается Бог и где начинается Его творение?
Если не понимать, что такое Слово, вы никогда на этот вопрос не ответите.
Михаил
| Ссылка на комментарий
Это вы к греческой философии обратитесь.Павел вам говорит чтобы вы сильно не мудрствовали,сверх меры,я вам говорю как в Библии написано.
Др.
| Ссылка на комментарий
Попугаи тоже говорят, и даже могут и из Библии процитировать, если научить.
Так вот запомните, что Слово Бога такая же неотьемлемая часть Божества, как и ваше слово для вас.
Именно поэтому и сказано — кто не согрешает в слове, тот человек совершенный. (цитату, надеюсь, сами найдете и проверите, там есть ещё кое-что для вас лично)
Это если вы не хотите мудрствовать сверх меры.
Михаил
| Ссылка на комментарий
Я смотрю что в слове вы ас,главное чтобы вам на пользу это пошло.Помоги вам Бог понять,и не остаться в язычестве,а принять Благую весть,и понять что я вам говорил.
Др.
| Ссылка на комментарий
Да чушь вы говорили, опять-таки, извините за прямоту. Я ваши слова даже не копнул, а так, просто прикоснулся к поверхности, и всё рассыпалось.
И в том, что вы называете «Благой вестью», нет никакой благости. Вы низводите Бога на уровень Его творения, рвёте единственное, что связывает вас с Ним, и вы называете это благостью?
Низложение Божьего слова — вот в чём суть вашей «благой вести».
Да не будет этого.
Михаил
| Ссылка на комментарий
Др.Мне ваши слова,не к чему копнули вы там или не копнули.А вчём изначально был план Бога для человека?Если вы такой умный,я прошу у вас ответа?Плодиться и размножаться,как животные?И почему Иисус назван вторым,Адамом?.Мы же с вами истину ищем,прошу вам разьяснить,может я заблуждаюсь,только прямо без всяких увёрток.
Др.
| Ссылка на комментарий
А зачем оно вам? решили озаботиться вопросом «быть или не быть»?
Это уже офтоп, как бы..для данной темы.
Михаил
| Ссылка на комментарий
Я же вас просил без всяких увёрток,Если вы верующий ,так и ведите себя как верующий,
Др.
| Ссылка на комментарий
Михаил, ваш вопрос не по теме статьи.
Это совершенно другая тема.
Говорю вам это прямо, безо всяких увёрток, как верующий верующему.
Надежда Кривой Рог
| Ссылка на комментарий
Сколько людей, столько и мнений. Если вы братья не приходите к компромису в вопросах, то что будем говорить о других комфессиях. Бог рассудит, а вы молитесь каждый о Божьем ответе на данный вопрос.
Михаил
| Ссылка на комментарий
Др.Знаете я понимаю что не потеме.Но Ешуа говорил,что спасение от иудее,также он говорил книжников и фарисеев слушать,просто не поступать как они.И все апостолы были евреи,и ничего нового они не говорили,так что еврейскую мудрость мы должны слушать.И посмотрите,понятия Машиаха(Мессии),у евреев,как они это понимают.Вот здесь ссылка как евреи понимают. Многие христиане не осознают, что главное отличие христианина от иудея заключено не в вопросе «кто такой Мессия?», а в вопросе «что такое Мессия?». Когда мы предлагаем иудею «принять Иисуса», мы отнюдь не просим о принятии иудейского Мессии, но предлагаем принять христианского Бога.
Аиме Паллиере в книге «Неизвестное святилище» (The Unknown Sanctuary) цитирует М. Лойсона:
Главная причина неприятия евреями христианства заключается в том, что оно отступило от своих корней, сотворив Бога, второстепенного по значению, как выразился Иустин Мученик. Постепенно приравняв Иисуса к Отцу небесному, не заменили ли мы им на практике небесного Отца?
Может ли вера в Иисуса-Бога быть «отступлением от наших корней»? Разве не в это верили основоположники христианства?
В книге «Этот еврейский Господь» (This Hebrew Lord), Джон Шелби Спонг пишет:
Упрощенное заявление о том, что Иисус — Бог, не встречается нигде в Библии. Нигде!
Разве это возможно? Если же первые последователи Йешуа (которые все были иудеями) не верили, что Мессия — Бог, во что же они тогда верили? И почему у христиан и иудеев такие разные взгляды на то, ЧТО такое «Мессия»? Если в этом заключается фундаментальное отличие между нами, имеет смысл изучить иудейскую концепцию Мессии и рассмотреть вопросы о том, КОГДА и ПОЧЕМУ христианство приняло иной взгляд на божественность Мессии. Снова, мы должны ответить на вопрос: придерживались ли первые верующие той же концепции Мессии, что и современные христиане?Вот и рассмотрите этот вопрос,а не переворачивайте всё.
Др.
| Ссылка на комментарий
А вы обратитесь к автору темы — если ему интересно обсуждение ваших вопросов, а не его статьи, то проблемы нет, можно и обсудить.
Михаил
| Ссылка на комментарий
Найдите личше в интернете Б.И.Берман и книгу «Библейские смыслы» и почитайте понятия евреев,И вам станет понятно и Иоана 1-гл.И про Слово Бога,и про Замысел и т.д.Это коментарии к Торе.
Др.
| Ссылка на комментарий
1 гл. Иоанна мне и без Бермана понятна.
Но у вас, я смотрю, инерция, как у электровоза..к автору статьи обратитесь, я же написал вроде бы ясно, по русски.
Юра
| Ссылка на комментарий
Др. зачем тебе этот пустой спор?
Др.
| Ссылка на комментарий
Он не пустой.
Хотя лично мне он действительно не нужен.
Да и я думаю, что он уже закончен.
Михаил
| Ссылка на комментарий
Др.Вы поймите я не к вам только обрашаюсь,я вижу вы не понимаете,но многие люди уже идут по другому пути,я не завожу с вами спор я объясняю людям которые ищут Истину,или уже идут другим путём.многие начинают задумываться,что много противоречий.Читая мои и ваши коментарии начинают думать,что они не одни в своём понимание и их(этих людей)это ободряет.
Михаил
| Ссылка на комментарий
Др.Бог Иисус или не Бог,вы думайте сами как вы думаете,как вы понимаете в том и стойте.Я не для вас пишу,а для людей которые думают по другому.
Галина
| Ссылка на комментарий
Почитала статтю — відповідає канонам АСД. Це ті речі, про які можливо спорити безкінечно — все одно правду дізнаємося пізніше. Істина про смерть і воскресіння сама по собі дуже важлива в першу чергу для того, щоб діти не привчені до більш твердої їжі не спокусилися магією та іншим нечестям. Якщо говорити, що існує ад і рай у звичайній православній традиції, то це пряма спокуса для спілкування з мертвими, а відповідно і до духовної загибелі тих дітей, про яких говорить Бог.
Єноха, Ілію та скоріше за все Моісея забрав Бог. І вони живі з Ним зараз, але якщо ви підете до ворожки або самі звернетесь до цих мужів за підтримкою, то нічого крім спокуси, нечестя і смерті духовної в цьому немає.
Тому Бог дає нам, як маленьким діткам, саме те, що необхідно для нашого спасіння.
І це не те питання, порівняно з відкритим нечестям значної кількості служителів церкви, які своїми діями провокують відповідну поведінку віруючих. Амінь
Михаил
| Ссылка на комментарий
Галина.Да можно сидеть и дожидаться пока Иисус прийдёт и всё объяснит,А вдруг Он скажет я ни когда не знал вас?
Костя
| Ссылка на комментарий
На городе бузина, а в Киеве дядька…
Иначе не назовешь, то как далеко ушли от темы…
Павел
| Ссылка на комментарий
Уважаемый автор! Идея о воскрешении мёртвых не укоренена в вере ветхозаветных евреев. Они полагали, что жизнь как начинается на земле, так на ней и кончается. А за гробом некое царство теней Шеол, по сути ничто, согласно этой вере душа умирает вместе с телом (например книги Экклезиаст и Иов). Что касается веры в воскрешение мёртвых, то она возникла в среде фарисеев в конце 3-го, начале второго века до н.э. и связана была с обрядом захоронения покойника. Делалось так. Покойника приносили в фамильную пещеру — гроб, клали на каменное ложе, обёртывали льняным полотном, умащивали разными ароматами. Навещали покойника в определённые дни, а затем, запечатав гроб круглым камнем, который мог весить до тонны, покидали покойника на год. За это время за счёт жаркого и влажного климата, от умершего оставались одни кости. Их собирали в специальный каменный сосуд оссуарий и оставляли окончательно в пещере. Так вот фарисеи верили в возможность воскрешения полностью человека на основе этих косных останков! Поскольку первые христиане были иудохристианами, то эта вера перекочевала в их учение. Верили они, что воскрешение при втором пришествии именно из костных останков и произойдёт, но никак что то типа того, что Бог заново сотворит из земли или из ничего тех, от которых и следа то не осталось! По крайне
Гость
| Ссылка на комментарий
Павлу:вообще то обряд захоронения связанный с собиранием костей в сосуды с последующим захоронением свойственен всем народам и связан не с обрядом и не с верой в воскрешением ,а с банальной нехваткой места в усыпальницах